ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА Российский патент 2009 года по МПК B60D1/01 B60D1/155 

Описание патента на изобретение RU2368512C1

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано, например, в транспортных средствах высокой проходимости.

Известно сцепное устройство автопоезда, имеющего гидроцилиндры раздельного включения тормозов тягача и прицепа, содержащее направляющую и выдвижную части, соединенные между собой силовым гидроцилиндром, подключенным к распределителю жидкости гидравлической системы тягача, при этом штоковая и поршневая полости силового гидроцилиндра связаны трубопроводами соответственно с гидроцилиндрами раздельного включения тормозов тягача и прицепа (авторское свидетельство СССР №575236, МПК B60D 1/14, 1975 г.).

Это устройство позволяет увеличить проходимость автопоезда, однако его недостатком является неудобство эксплуатации, поскольку установка и извлечение стопорного пальца осуществляется вручную. К недостаткам этого устройства можно отнести также отсутствие демпфирующих приспособлений в сцепном устройстве, что может привести к быстрому износу частей сцепного устройства и, как следствие, - к снижению его срока службы.

Известно сцепное устройство автопоезда, содержащее соединенные между собой осью две вилки, установленные на полурамах тягача и прицепа, установленные с двух сторон от оси в горизонтальной плоскости гидроцилиндры, прикрепленные к полурамам тягача и прицепа, и демпферы (авторское свидетельство СССР №1085857, МПК B60D 1/00, 1983 г.). Возникающие в сцепном устройстве этого автопоезда вертикальные, продольно-угловые и поперечно-угловые колебания гасятся совместным действием пружин кручения гидравлических демпферов и силового цилиндра, что повышает эксплуатационные характеристики автопоезда.

Недостаток этого автопоезда состоит в отсутствии механизма демпфирования и блокировки продольного изгиба автопоезда, что может привести к возникновению горизонтально-плосткостных колебаний и переизгибу автопоезда во время маневров и при резком торможении.

Наиболее близким к предложенному является тягово-сцепное устройство автопоезда, содержащее выполненные в виде петель первый и второй сцепные элементы, последние из которых установлены в пазах замкового механизма, с которым шарнирно одними концами связаны продольно расположенный жесткий элемент и симметрично размещенные относительно продольной оси гидроцилиндры, причем вторые концы жесткого элемента и гидроцилиндров шарнирно соединены с поперечиной, при этом устройство снабжено дополнительным гидроцилиндром, размещенным в жестком элементе, шток которого соединен с первым сцепным элементом, а жесткий элемент связан с поперечиной шаровым шарниром (патент РФ №2101196, МПК В60D 1/00, 1998 г.)

Недостатком этого устройства является отсутствие возможности перемещения соединенного с его помощью автопоезда по крутому склону.

Техническим результатом заявленного устройства является улучшение эксплуатационных качеств за счет обеспечения этой возможности.

На фиг.1 изображена схема установки сцепного устройства.

На фиг.2 - конструктивная схема сцепного устройства.

Тягово-сцепное устройство 1 предназначено для соединения частей автопоезда: тягача 2 и прицепа 3, все колеса 4 которых оснащены тормозами (не показаны). Тягово-сцепное устройство выполнено в виде шарнира 5, состоящего из оси 6 и двух вилок 7 и 8, которые закреплены соответственно на полураме 9 тягача 2 и на полураме 10 прицепа 3. С двух сторон от шарнира 5 в горизонтальной плоскости установлены гидроцилиндры 11 и 12 соответственно со штоковыми полостями 13 и 14 и поршневыми полостями 15 и 16. Гидроцилиндры 11 и 12 шарнирно прикреплены к полурамам 9 и 10 тягача 2 и прицепа 3. Штоковая полость 13 гидроцилиндра 11 сообщена с поршневой полостью 16 гидроцилиндра 12 напрямую. Штоковая полость 14 гидроцилиндра 12 сообщена с поршневой полостью 15 гидроцилиндра 11 также напрямую. Штоковая и поршневая полости каждого гидроцилиндра 11 и 12 сообщены между собой через гидравлический демпфер 17. К полураме 9 прикреплена двухзвенная телескопическая труба 18, состоящая из неподвижного звена 19 и подвижного звена 20. Звено 19 закреплено на полураме 9 тягача 2, а звено 20 - на вилке 7 шарнира 5. В трубе 18 установлена пружина растяжения 21, закрепленная одним концом 22 на полураме 9, а вторым концом 23 - на вилке 7, с которой жестко связано выдвижное звено 20. Имеется также источник давления 24, который сообщен с гидробаком 25 и связан со всеми четырьмя полостями 13, 14, 15, 16 дифференциальных гидроцилиндров 11 и 12 напрямую, гидрораспределитель 26, гидропневмоаккумулятор 27, датчик давления 28 с обратным клапаном 29, обратные клапаны 30, 31, 32, 33 и два предохранительных клапана 34 и 35.

Устройство работает следующим образом.

При движении по трассе тягово-сцепное устройство 1 обеспечивает демпфирование горизонтально-плосткостных колебаний автопоезда. Происходит это следующим образом. В процессе горизонтальных перемещений автопоезда изменяется угловое положение прицепа 3 относительно тягача 2, что вызывает перемещение штоков гидроцилиндров 11, 12, одного - на втягивание, другого - на выдвижение. Рабочая жидкость из поршневой полости 15 гидроцилиндра 11 и штоковой полости 14 гидроцилиндра 12 через обратный клапан 33, гидравлический демпфер 17 и обратный клапан 30 перетекает в поршневую полость 16 гидроцилиндра 12 и в штоковую полость 13 гидроцилиндра 11. Величина сопротивления движению потока определяется проводимостью гидравлического демпфера 17. Величина проводимости, выбираемая в зависимости от ряда параметров движения автопоезда, определяется системой управления, которая в данной заявке не рассматривается. Частным случаем работы этой системы является полное запирание гидравлического демпфера 17 при появлении опасности «складывания» автопоезда, например, в случае резкого торможения. Непрерывность потока рабочей жидкости в сцепном устройстве 1 автопоезда обеспечивается наличием постоянного наддува, создаваемого гидропневмоаккумулятором 27, и контролируется датчиком давления 28.

При перемещении автопоезда вверх по склону с крутизной, превышающей возможность движения тягача, работа происходит в следующем режиме. В исходном положении затормаживаются все колеса 4 прицепа 3 и растормаживаются колеса 4 тягача 2. Включается источник давления 24, и гидрораспределитель 26 переводится в левое положение, вследствие чего рабочая жидкость из гидробака 25 подается под высоким давлением через обратные клапаны 29, 30, 32 одновременно во все рабочие полости 13, 14, 15, 16 гидроцилиндров 11, 12. Вследствие разности площадей поршневых 15, 16 и штоковых 13, 14 полостей дифференциальных гидроцилиндров 11, 12 происходит одновременное выдвижение их штоков, что вызывает растяжение пружины 21 и выдвижение звена 20 телескопической трубы 18 из звена 19. В результате звено 19, закрепленное на полураме 9 тягача 2, вызывает перемещение тягача вверх по склону. После выдвижения звена 20 на максимальную величину производится переключение тормозов колес 4. На тягаче 2 они включаются, на прицепе 3 - выключаются. После этого гидрораспределитель 26 переключается в правое положение, вследствие чего рабочая жидкость под высоким давлением открывает управляемый обратный клапан 29 и сообщает все рабочие полости 13, 14, 15, 16 гидроцилиндров 11, 12 через обратные клапаны 31, 33 и гидравлический демпфер 17 с гидробаком 25. В результате пружина 21 сжимается, подтягивая прицеп 3 к тягачу 2. По достижении давления наддува, определяемого зарядкой гидропневмоаккумулятора 27, датчик 28 выдает сигнал на отключение гидрораспределителя 26. Чередование описанных режимов обеспечивает перемещение автопоезда по склону, непреодолимому для известных автопоездов.

Похожие патенты RU2368512C1

название год авторы номер документа
Рекуперативное пневмогидравлическое дышло сцепного устройства автопоезда с функцией самовытаскивания 2022
  • Посметьев Валерий Иванович
  • Никонов Вадим Олегович
  • Посметьев Виктор Валерьевич
  • Сизьмин Игорь Валерьевич
RU2784227C1
Пружинно-гидравлическое тягово-сцепное устройство автопоезда 2019
  • Посметьев Валерий Иванович
  • Никонов Вадим Олегович
  • Посметьев Виктор Валерьевич
  • Малюкова Маргарита Александровна
RU2713755C1
Пневмогидравлическое тягово-сцепное устройство автопоезда 2019
  • Посметьев Валерий Иванович
  • Никонов Вадим Олегович
  • Посметьев Виктор Валерьевич
RU2729005C1
Рекуперативное пневмогидравлическое сцепное устройство автопоезда 2021
  • Посметьев Валерий Иванович
  • Драпалюк Михаил Валентинович
  • Никонов Вадим Олегович
  • Посметьев Виктор Валерьевич
  • Сизьмин Игорь Валерьевич
RU2772141C1
Рекуперативное пневмогидравлическое двухкамерное сцепное устройство автопоезда 2022
  • Посметьев Валерий Иванович
  • Никонов Вадим Олегович
  • Посметьев Виктор Валерьевич
RU2793488C1
Рекуперативное пружинно-гидравлическое сцепное устройство автопоезда одностороннего действия 2021
  • Посметьев Валерий Иванович
  • Драпалюк Михаил Валентинович
  • Никонов Вадим Олегович
  • Посметьев Виктор Валерьевич
  • Сизьмин Игорь Валерьевич
RU2772401C1
Рекуперативный гидропривод лесовозного автомобиля с прицепом 2023
  • Посметьев Валерий Иванович
  • Никонов Вадим Олегович
  • Зеликов Владимир Анатольевич
  • Сизьмин Игорь Валерьевич
  • Посметьев Виктор Валерьевич
RU2810823C1
Стабилизирующее буксирное устройство одноосного прицепа с регулируемым наклоном шкворня 2021
  • Строганов Юрий Николаевич
  • Огнев Олег Геннадьевич
  • Хакимов Рамиль Тагирович
  • Елизаров Сергей Вячеславович
  • Строганова Оксана Юрьевна
RU2771088C1
Двухзвенное транспортное средство 1985
  • Глебов Вадим Дмитриевич
  • Иванова Валентина Михайловна
  • Винокуров Олег Александрович
  • Ветлицын Александр Михайлович
SU1298127A1
Рекуперативный гидропривод лесовозного тягача с прицепом-роспуском 2023
  • Посметьев Валерий Иванович
  • Никонов Вадим Олегович
  • Кадырметов Анвар Минирович
  • Матяшов Алексей Евгеньевич
  • Посметьев Виктор Валерьевич
RU2807443C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 368 512 C1

Реферат патента 2009 года ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА

Тягово-сцепное устройство автопоезда содержит две вилки (7, 8), соединенные между собой осью (6), одна из которых прикреплена к тягачу, два гидроцилиндра (11 12), установленные в горизонтальной плоскости с двух сторон от оси, одни концы которых связаны с прицепом, а вторые - с тягачом, раздвижную трубу (18), имеющую неподвижное звено (19), жестко прикрепленное к тягачу, и выдвижное звено (20), жестко связанное с вилкой. Последняя соединена пружиной растяжения (21) с тягачом. На автопоезде установлен источник давления (24), сообщенный с гидробаком (25), и гидрораспределитель (26). Штоковые полости каждого гидроцилиндра попарно сообщены с поршневыми полостями противолежащего гидроцилиндра. Штоковая и поршневая полости каждого гидроцилиндра сообщены между собой через гидравлический демпфер (17). Гидрораспределитель выполнен с возможностью сообщения источника давления со всеми полостями (13, 14, 15, 16) гидроцилиндров одновременно. Улучшаются эксплуатационные качества. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 368 512 C1

Тягово-сцепное устройство автопоезда, содержащее две вилки, соединенные между собой осью, одна из которых прикреплена к тягачу, два гидроцилиндра, установленные в горизонтальной плоскости с двух сторон от оси, одни концы которых связаны с прицепом, а вторые - с тягачом, раздвижную трубу, имеющую неподвижное звено, жестко прикрепленное к тягачу, и выдвижное звено, жестко связанное со второй вилкой, соединенной пружиной растяжения с тягачом, источник давления, сообщенный с гидробаком, и гидрораспределитель, при этом штоковые полости каждого гидроцилиндра попарно сообщены с поршневыми полостями противолежащего гидроцилиндра, штоковая и поршневая полости каждого гидроцилиндра сообщены между собой через гидравлический демпфер, а гидрораспределитель выполнен с возможностью сообщения источника давления со всеми полостями гидроцилиндров одновременно.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2368512C1

БУКСИРНОЕ УСТРОЙСТВО 1995
  • Савиновских Андрей Геннадьевич
  • Келлер Андрей Владимирович
RU2101196C1
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА 1994
  • Абрамов А.М.
RU2094282C1
СПОСОБ, СИСТЕМА И УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДАТЧИКОВ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ С УСТРОЙСТВАМИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ/ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЭКСПРЕСС-ТЕСТОВ 2012
  • Сян Цин
  • Чмура Майкл
  • Файн Айан
  • Гринленд Грэм
  • Заставни Роман
RU2641234C2
US 5915715 A, 29.06.1999
ЭЛЕКТРОМАШИНА 2013
  • Дидов Владимир Викторович
  • Сергеев Виктор Дмитриевич
RU2541356C1

RU 2 368 512 C1

Авторы

Арискин Вячеслав Анатольевич

Белоусов Борис Николаевич

Комиссаров Дмитрий Сергеевич

Попов Сергей Дмитриевич

Сосульников Глеб Борисович

Шпак Михаил Александрович

Штыков Виктор Андреевич

Даты

2009-09-27Публикация

2008-05-16Подача