Изобретение относится к транспортному машиностроению.
Цель изобретения - снижение затрат энергии, повышение надежности, долговечности и расширение эксплуатационных возможностей.
На чертеже изображено двухзвенное транспортное средство.
Двухзвенное транспортное средство содержит тягач 1 и двухосный прицеп 2. Последний соединен с прицепным устройством тягача посредством дышла 3, соединенного (царнирно с поворотным устройством 4 прицепа, на котором установлен упругодефор- мируемый элемент 5. Упругодеформируемый элемент 5 одним концом шарнирно соединен с дышлом 3, а другим концом шарнирно соединен со штоком гидроцилиндра б, корпус которого шарнирно соединен с поворотным устройством 4. В дышле 3 прицепа установлен дополнительный гидроцилиндр 7 с пружиной 8 в штоковой полости. Полости гидроцилиндра 6 соединены через дроссели 9 и 10 с гидрораспределителем 11, золотник которого кинематически соединен с маятником 12, причем гидрораспределитель с маятником установлены на прицепе. Полости гидроцилиндра 7 соединены через обратные клапаны 13 и 14 с гидробаком и через обратные клапаны 15 и 16 и через регулируемый дроссель 17 с гидроаккумулятором 18. Последний соединен гидролинией с гидрораспределителем 11, а через регулируемый гидроклапан 19 с гидробаком.
Двухзвенное транспортное средство работает следующим образом.
При движении транспортного средства по неровностям опорной поверхности возникают вертикальные колебания прицепа относительно опорной поверхности и относительно тягача, а также горизонтальные колебания прицепа относительно тягача, вы- зываюшие вертикальные и горизонтальные силы инерции. Действие на тягач вертикальной составляющей силы инерции уменьшается за счет упругого элемента 5 и гидроцилиндра 6, являющегося в этом случае демпфером, поскольку полости гидроцилиндра 6 через дроссели 9 и 10 соединены друг с другом и гидробаком. Действие на тягач и прицеп горизонтальной составляющей силы инерции уменьшается за счет гидроцилиндра 7, полости которого соединены через обратные клапаны 15 и 16 с гидроаккумулятором 18. Гидроцилиндр 7 и гидроаккумулятор 18 являются элементами упругой связи между тягачом и прицепом. В случае наезда тягача на какое-либо препятствие он замедляет движение, в то время как прицеп, двигаясь по инерции, толкает тягач через дышло и гидроцилиндр 7, поэтому в поршневой полости гидроцилиндра 7 повышается давление рабочей жидкости, которая через обратный клапан 16 и дроссель 17 вытесняется в гидроаккумулятор 18, заряжая его. Од
повременно штоковая полость гидроцилиндра 7 заполняется рабочей жидкостью через обратный клапан 13 из гидробака. В случае наезда прицепа на препятствие он получает некоторое замедление и тогда в штоковой полости гидроцилиндра 7 повышается давление рабочей жидкости, которая вытесняется через обратный клапан 15 и дроссель 17 в гидроаккумулятор 18, а поршневая полость заполняется рабочей жидкостью из гидробака через обратный клапан 14. Таким образом обеспечивается уменьшение интенсивности действия динамических сил, возникающих при движении двухзвенного транспортного средства по неровностям опорной поверхности и достигается использование кинетической энергии горизонтальных колебаний прицепа и тягача для зарядки гидроаккумулятора. Максимальное давление зарядки гидроаккумулятора 18 устанавливается с помощью гидроклапана 19.
Запасенная в гидроаккумуляторе 18 потенциальная энергия используется для привода догружающего гидроцилиндра 6 - увеличителя сцепного веса при движении на подъем или под уклон, что уменьшает рас5 ход энергии. В случае движения транспортного средства на подъем или п ри его ускоренном движении происходит перераспределение веса. Вес, приходящийся на заднюю ось, увеличивается, а вес, приходящийся на переднюю ось, уменьшается. Маятник 2 отклоняQ ется относительно вертикальной оси прицепа вправо и перемещает в этом направлении золотник гидрораспределителя 11, соединяя гидроаккумулятор 18 со штоковой полостью гидроцилиндра 6, а поршневую полость с гидробаком. В результате увеличе5 ния давления рабочей жидкости в штоковой полости поршень и шток гидроцилиндра 6 опускаются и через упругий элемент 5 и дышло 3 оказывают воздействие на тягач, уменьшая вес, приходящийся на заднюю ось, и увеличивая вес, приходящийся на пе реднюю ось, что предотвращает отрыв передних управляемых колес тягача от опорной поверхности и улучшает тем самым управляемость.
В случае движения транспортного сред., ства под уклон или при его замедленном движении увеличивается вес, приходящийся на переднюю ось и уменьшается вес, приходящийся на заднюю ось, что ухудшает тормозные свойства тягача. Маятник 12 отклоняется относительнЪ вертикальной оси
0 прицепа влево и перемещает в этом цаправ- лении золотник гидрораспределителя 11, который соединяет поршневую полость гидроцилиндра 6 с гидроаккумулятором 18,а што- ковую полость с гидробаком. В результате увеличения давления рабочей жидкости в 55 поршневой полости поршень и шток гидроцилиндра 6 поднимаются вверх и через упругий элемент 5 и дышло 3 воздействуют на тягач, увеличивая неличину веса, приходящуюся на заднюю ось тягача, что повышает эффективность действия тормозов.
Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает уменьшение затрат энергии за счет использования кинетической энергии горизонтальных колебаний для привода увеличителя сцепного веса. Повышается надежность транспортного средства путем разме- ш,ения всех элементов увеличителя сцепного веса на тягаче и исключения разъемных соединений гидролиний между тягачом и прицепом. Расширяются эксплуатационные возможности, поскольку изобретение позволяет применить для двухзвенного транспортного средства тягачи, не оборудованные увеличителем сцепного веса и тягачи, не имеющие собственной гидросистемы. Уменьшение интенсивности действия динамической нагрузки на тягач и прицеп при движении по неровностям опорной поверхности повышает долговечность тягача и прицепа и, кроме того, дает возможность увеличить скорость движения, а следовательно и производительность.
Формула изобретения
Двухзвенное транспортное средство, содержащее тягач и прицеп, связанные дышлом, которое одним концом шарнирно закреплено на поворотном устройстве прицепа, а другим концом - на тягаче, гидроаккумулятор и автоматический увеличитель сцепного веса тягача, в.шолненный в виде упругодеформируемого элемента, од
5
0
0
ним концом опирающегося на дышло, а другим - шарнирно соединенного с штоком гидроцилиндра, установленного на поворотном устройстве прицепа и соединенного магистралями с четырехлинейным трехпозици- онным гидрораспределителем, золотник которого кинематически связан с маятником, отличающееся тем, что, с целью снижения затрат энергии, повышения надежности, долговечности и расширения эксплуатационных возможностей, в дышло вмонтирован дополнительный гидроцилиндр, полости которого соединены магистралями через обратные клапаны и регулируемый дросссель с гидроаккумулятором и через обратные клапаны - со сливом, причем в штоковой полости гидроцилиндра размещена пружина, в системе установлен гидроклапан, вход и полость управления которого соединены с гидроаккумулятором, а выход - со сливом, причем первый вход гидрораспределителя связан с гидроаккумулятором, второй вход - со сливом, первый выход сообщен через первый нерегулируемый дроссель с поршневой полостью основного гидроцилиндра, второй выход сообщен через второй нерегулируемый дроссель с штоковой полостью основного гидронилиндра, в первой позицни гидрораспределителя второй вход связан с вторым выходом, первый выход связан с вторым выходом, первый вход заперт, во второй позиции первый вход связан с первым выходом и второй вход - с вторым выходом, в третьей позиции первый вход связан с вторым выходом и второй вход связан с первым выходом, при этом гидроцилиидр и маятник установлены на прицепе.
77 Л9
Составитель Г. Гандыбин
Редактор Н. МарголинаТехред И. ВерееКорректор Н. Король
Заказ 736/20Тираж 567Подпненое
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
I 13035, Москва, Ж - 35. Раушская наб., д. 4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная. 4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двухзвенное транспортное средство | 1985 |
|
SU1276554A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1986 |
|
SU1384459A1 |
Сочлененное транспортное средство | 1986 |
|
SU1350047A1 |
СПОСОБ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ ТЯГАЧОМ С АВТОМАТИЧЕСКИМ УВЕЛИЧИТЕЛЕМ СЦЕПНОГО ВЕСА | 2007 |
|
RU2335436C1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1982 |
|
SU1022854A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1979 |
|
SU948738A2 |
Двузвенное транспортное средство | 1978 |
|
SU765088A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ УВЕЛИЧИТЕЛЬ СЦЕПНОГО ВЕСА БУКСИРОВЩИКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ | 2002 |
|
RU2271316C2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1978 |
|
SU765087A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1979 |
|
SU880847A2 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Цель изобретения - снижение затрат энергии, повышение надежности, долговечности и расширение эксплуатационных возможностей. Поставленная цель достигается установкой в дышло дополнительного гидроцилиндра, введением в гидросистему обратных клапанов, регулируемого дросселя, гидроклапана, а также размешением четырехлинейного и трехпозиционного гидрораспределителя и маятника на прицепе. 1 ил. ю со 00 1чд
Двухзвенное транспортное средство | 1982 |
|
SU1022854A2 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1987-03-23—Публикация
1985-10-02—Подача