УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ОБЪЕКТОВ СО ДНА МОРЯ НА ПОДВОДНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО Российский патент 2009 года по МПК B63B27/16 

Описание патента на изобретение RU2368531C1

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к корабельному оборудованию для погрузки и разгрузки различных грузов, и может использоваться для подъема предметов со дна моря на подводное техническое средство (ПТС).

Известен ряд устройств для спуска и подъема объектов со дна моря, устанавливаемых на надводные суда:

- шахта спуско-подъемного устройства судна а.с. №958215, 958216, СССР, 1981 г.;

- судовое спуско-подъемное устройство для подводной исследовательской аппаратуры а.с. №988650, 1009883, СССР, 1981 г.;

- судовое спуско-подъемное устройство а.с. №1576415, СССР 1988 г.

Во всех указанных устройствах приводные механизмы размещены на палубе или в подпалубных помещениях в атмосферных условиях со свободным доступом обслуживающего персонала к механизмам.

Известна, также, действующая атомная подводная лодка (АПЛ) США NR-1, построенная в 1969 г., эксплуатируемая в настоящее время, оснащенная спуско-подъемным устройством.

Описание АПЛ приведено в аналитической записке «Действующая глубоководная атомная подводная лодка США NR-1. Концепция задач для проекта новой АПЛ NR-2», ФГУП «Научно-исследовательский и конструкторский институт им. Н.А.Доллежаля» Москва, 2005 г.

В носовой части АПЛ в междубортном пространстве (МБП) в диаметральной плоскости (ДП) предусмотрено спуско-подъемное устройство, для которого предусмотрена вертикально установленная проницаемая шахта прямоугольного сечения со щитами, (рис.на стр.5 и 21) Внутри шахты размещена грузовая подвижная секция (корзина), опускаемая по рельсам с помощью гидроподъемника, выполненного в виде двух гидроцилиндров, закрепленных стационарно в шахте. Грузовая подвижная секция предназначена для размещения объектов, поднимаемых со дна моря. Укладка объектов в емкость производится с помощью манипулятора, установленного в междубортном пространстве АПЛ в непосредственной близости от шахты.

Спуско-подъемное устройство АПЛ NR-1 принято в качестве наиболее близкого заявляемому решению аналога.

Недостатком спуско-подъемного устройства АПЛ NR-1 являются его ограниченные возможности и недостаточная надежность эксплуатации, вызванные выполнением гидроподъемника в виде гидроцилиндров, которые нельзя использовать на глубинах более 1000 м, по следующим причинам.

1. Ухудшаются эксплуатационные характеристики устройства, так как при использовании гидроподъемников-гидроцилиндров на глубинах более 1000 м они могут выйти из строя.

2. Снижается надежность устройства, так как на больших глубинах на штоке гидроцилиндра возникает большое противодавление, из-за чего его применение невозможно.

3. Возможно поступление морской воды в систему гидравлики из-за поступательного движения штока гидроцилиндра, что отрицательно сказывается на работе всех механизмов и систем, связанных с системой гидравлики.

Кроме того, недостатком аналога является неудобство и трудоемкость эксплуатации, так как для выгрузки поднятого груза из грузовой подвижной секции (корзины) необходимо ПТС ставить в сухой док и производить выгрузку из корзины, опущенной вниз, так как конструкция устройства не позволяет производить выгрузку грузовой подвижной секции из шахты на плаву вверх из-за того, что она подвешена на двух гидроцилиндрах, закрепленных стационарно в шахте.

Задача изобретения заключается в расширении эксплуатационных возможностей устройства посредством обеспечения его работы на больших глубинах, при погружении ПТС на глубины, более 1000 м, а также в повышении надежности и удобства эксплуатации за счет исключения влияния на приводы забортной воды, обеспечения дистанционного управления и блокировки щитов, быстрой замены одной подвижной секции другой для выполнения работ разного назначения и удобной оперативной выгрузки грузовой подвижной секции с грузом через верхний проем в корпусе ПТС.

Задача решена за счет того, что в известном устройстве для подъема объектов со дна моря на ПТС, включающем проницаемую шахту, установленную в междубортном пространстве подводного технического средства, верхний и нижний щиты, грузовую подвижную секцию, установленную на рельсах внутри шахты, и ее подъемник, согласно изобретению в проницаемой шахте над грузовой подвижной секцией дополнительно установлена еще одна - неподвижная силовая секция, которая закреплена стационарно на шахте с помощью стопоров и прижимов с гидромашинками вращательного типа, при этом на силовой секции установлен подъемник грузовой подвижной секции, который выполнен в виде цепной лебедки с гидромотором, на силовой секции установлен также замок с гидромашинкой, (его основная часть), а ответная часть замка установлена на грузовой подвижной секции с возможностью взаимодействия с его основной частью. Грузовая подвижная секция подвешена на цепи лебедки подъемника с возможностью передвижения в шахте по рельсам и фиксации в крайних верхнем и нижнем положениях при помощи прижимов и стопоров с гидромашинками вращательного типа, которые, соответственно, установлены на шахте.

К грузовой подвижной секции снизу прикреплена платформа, складывающаяся при соприкосновении секции с грунтом, которая служит дополнительной емкостью для размещения объектов поднимаемых со дна моря.

Кроме того, платформа прикреплена к грузовой подвижной секции при помощи подвижных рычагов.

Кроме того, силовая секция сообщена с системой гидравлики, а также с системой управления ПТС посредством шлангов и кабелей с разъемами.

Кроме того, на силовой секции, а также в нижней области шахты предусмотрены сигнализаторы конечных положений грузовой подвижной секции для обеспечения дистанционного управления и блокировки щитов.

Кроме того, силовая секция снабжена обухом для обеспечения стыковки с базовым грузоподъемным средством, например краном.

Для обеспечения оперативности выгрузки секций и грузов в верхней части корпуса ПТС выполнен проем, через который производят выгрузку.

Грузовая подвижная секция может быть оснащена различным оборудованием, приспособлениями для выполнения всевозможных работ:

1. для подъема со дна моря различных объектов;

2. для постановки на дне моря маяков-ответчиков;

3. для размещения в грузовой подвижной секции всевозможных приспособлений, например, устройств для перерубания канатов или для отвинчивания крепежа объектов, находящихся на дне моря;

4. для размещения бурового устройства для взятия проб грунта со дна моря.

Снабжение грузовой подвижной секции складной платформой позволяет получить дополнительный полезный объем при относительно небольшом зазоре между килем ПТС и грунтом в связи с малой высотой опорных лап ПТС.

Обеспечение фиксации грузовой подвижной секции (корзины) в шахте в нижнем положении с помощью стопоров обеспечивает четкое фиксированное положение ее по высоте для удобства взаимодействия манипулятора с инструментом, установленным в корзине.

Технический результат изобретения заключается в обеспечении:

- выгрузки объектов из грузовой подвижной секции, как в сухом доке при выдвижении секции вниз, так и при нахождении ПТС на плаву при выгрузке секции вверх из шахты с помощью берегового грузоподъемного средства или грузоподъемного средства обслуживающего судна;

- возможности эксплуатации спуско-подъемного устройства на глубинах более 1000 м за счет выполнения стопоров и прижимов с гидромашинками, а также гидромотора лебедки вращательного типа, в которых гидроцилиндр полностью заключен в прочный корпус, а наружу выходит вал, приводящий в движение исполнительный механизм, что исключает воздействие гидростатического давления окружающей среды на упомянутые приводы и обводнение рабочей жидкостью приводов;

- возможности выполнения различных задач при помощи различного оборудования, установленного в грузовой подвижной секции;

- увеличения полезного объема грузовой корзины за счет выполнения складывающейся платформы, закрепленной на грузовой подвижной секции;

- дистанционного полуавтоматического управления механизмами устройства, а также в осуществлении необходимой блокировки исполнительных механизмов за счет установки сигнализаторов конечных положений корзины.

Устройство пояснено чертежами, на которых изображено:

на фиг.1 - общий вид ПТС;

на фиг.2 - сечение А-А с фиг.1;

на фиг.3 - сечение Б-Б с фиг.1;

на фиг.4 - общий вид устройства в положении выгрузки.

Устройство для подъема объектов со дна моря размещено в междубортном пространстве (МБП) в носовой оконечности ПТС и содержит проницаемую шахту 1, вваренную в легкий корпус 2 ПТС, верхний щит 3, нижние щиты 4 с гидроприводами, выполненными в виде гидромашинок 5, 6 открывания (фиг.1, 2). На боковых стенках внутри шахты закреплены два рельса 7, 8, на которых с помощью башмаков 9, 10, 11, 12 установлены силовая секция 13 и грузовая подвижная секция (корзина) 14.

Силовая секция 13 закреплена стационарно на шахте 1 с помощью стопоров 15, 16 и прижимов 17, 18 с гидромашинками (фиг.1).

Для перемещения грузовой подвижной секции 14 (корзины) по рельсам 7, 8 в силовой секции 13 установлена цепная лебедка 19 с гидромотором, которая своей цепью 20 (фиг.2) соединена с грузовой подвижной секцией 14. Кроме того, в силовой секции 13 установлен замок 21 с гидромашинкой (фиг.1), скрепляющий силовую секцию 13 с грузовой подвижной секцией 14 в походном положении, для чего на грузовой подвижной секции 14 предусмотрена ответная часть замка - шток 22. Грузовая подвижная секция 14 в верхнем походном положении зафиксирована прижимами 23, 24, а в нижнем рабочем положении зафиксирована стопорами 25, 26 с гидромашинками. Благодаря выполнению приводов стопоров 15, 16 и прижимов 17,18 силовой секции 13, стопоров 25, 26 и прижимов 23, 24 грузовой подвижной секции 14, в виде гидромашинок, а также выполнению подъемника грузовой подвижной секции 14 в виде лебедки 19 с гидромотором вместо гидроцилиндров, исключено на них воздействие гидростатического давления окружающей среды.

В нижней части грузовой подвижной секции 14 подвижно установлена платформа 27 на рычагах 28, 29 (фиг.1).

Верхний проем шахты 1 закрыт щитом 3, снимаемым при смене секций 13, 14 при их загрузке в шахту 1, а нижний проем закрыт щитами 4 с гидромашинками 5, 6.

На шахте 1 и на силовой секции 13 установлены сигнализаторы 30, 31 конечных положений грузовой подвижной секции 14, обеспечивающие полуавтоматическое включение (выключение) цепной лебедки 19, а также блокировку щитов 4.

Для загрузки объектов со дна моря в корзину 14 и на платформу 27 в килевой части ПТС установлен манипулятор 32, включающий две механические руки. При этом, в исходном положении руки уложены в МБП и закрыты щитами 33.

Силовая секция 13 связана с гидросистемой, системой управления и с пультом (на чертеже не показаны), размещенными в прочном корпусе ПТС, с помощью шлангов 34 и кабелей 35 с разъемами 36, 37 соответственно.

В верхней части силовой секции 13 предусмотрен обух 38 для обеспечениия стыковки с грузоподъемным краном и загрузки секций 13, 14 в шахту 1.

Верхний щит 3 зафиксирован замками 39.

Сигнализатор 31 выключает лебедку 19 при подходе грузовой корзины 14 к верхнему положению. Сигнализатор 30 выключает лебедку при подходе грузовой корзины 14 к нижнему положению.

Устройство эксплуатируется следующим образом.

Исходное положение: верхний щит 3 закрыт, силовая секция 13 и грузовая подвижная секции 14 соединены между собой замком 21, выгружены из шахты 1. Стопоры 15, 16 отстопорены, а нижние щиты 4 закрыты.

Снимают верхний щит 3, секции 14 и 13 крепят за обух 38 на грузовом кране, установленном на пирсе, в доке или на обеспечивающем судне и загружают в проницаемую шахту 1.

При загрузке в шахту 1 сначала грузовая подвижная секция (корзина) 14 башмаками 11, 12 сопрягается с рельсами 7, 8, после чего силовая секция 13 своими башмаками 9,10 сопрягается также с рельсами 7, 8. По команде с пульта (на чертеже не показан) силовую секцию 13 крепят стопорами 15 и 16 и прижимами 17, 18, а корзину 14 фиксируют прижимами 23 и 24. После чего гидросистему и электрооборудование силовой секции 13 с помощью шлангов 34, кабелей 35 и разъемов 36 и 37 стыкуют с гидросистемой и системой управления, размещенными в прочном корпусе ПТС.

Для опускания корзины 14 по команде с пульта открывают нижние щиты 4 и отсоединяют грузовую корзину 14 от силовой секции 13, открепив замок 21 и отжав прижимы 23, 24. После чего корзину 14 опускают в нижнее положение с помощью лебедки 19. Фиксируют корзину стопорами 25, 26 в нижнем положении. Загружают корзину 14 с помощью рук манипулятора 32, предварительно открыв щиты 33, затем, приподняв корзину до уровня основной плоскости ПТС, загружают платформу 27. После чего поднимают корзину 14 в верхнее положение с помощью лебедки 19, крепят ее замком 21 к силовой секции 13, фиксируют ее прижимами 23, 24 и закрывают нижние щиты 4.

Для выгрузки груза при стоянке ПТС в сухом доке, по команде с пульта корзину 14 опускают вниз и производят из нее выгрузку. При нахождении ПТС на плаву, рабочий модуль, включающий силовую секцию 13 и грузовую подвижную секцию 14, может быть выгружен при помощи грузоподъемного средства через верхний проем корпуса ПТС при снятом верхнем щите 3. После выгрузки рабочий модуль, включающий силовую и грузовую подвижную секции 13, 14, устанавливают на пирсе или на обеспечивающем судне, где и производят выгрузку транспортируемого груза из корзины 14.

В то время как в аналоге выгрузка рабочего модуля может быть осуществлена посредством постановки ПТС в сухой док, что связано с энергозатратами по перекачиванию большого количества воды и, соответственно, делает процесс довольно длительным.

Кроме того, как уже отмечалось, работы по подъему грузов в аналоге ограничены глубиной 1000 м, так как гидроцилиндры привода подъема грузовой подвижной секции неэффективны при эксплуатации на больших глубинах из-за воздействия большого противодавления на штоки гидроцилиндров.

В предлагаемой конструкции устройства для подъема не используются гидроцилиндры. В лебедке применен гидромотор, а в стопорах, прижимах и замке установлены гидромашинки вращательного типа, гидросистема приводов разгружена от наружного давления окружающей среды.

Технический результат предлагаемого устройства для подъема объектов со дна моря на подводное техническое средство заключается в расширении его эксплуатационных возможностей посредством обеспечения его работы при погружении ПТС и на большие глубины, более 1000 м, а также в повышении надежности и удобства эксплуатации за счет обеспечения дистанционно-автоматического управления, быстрой замены одного модуля другим для выполнения работ разного назначения, обеспечения разгрузки не только в сухом доке, но и на плаву, через верхний проем корпуса ПТС.

Похожие патенты RU2368531C1

название год авторы номер документа
СПУСКО-ПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВОДНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО СРЕДСТВА 2014
  • Долгополов Леонид Павлович
  • Коновалов Юрий Михайлович
  • Кузнецов Андрей Вадимович
  • Назаров Сергей Николаевич
  • Савенков Михаил Васильевич
RU2554194C1
Грузоподъемное судно катамаранного типа 1977
  • Буданчиков Леонид Александрович
  • Ламбров Владимир Васильевич
SU885101A1
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЗАТОНУВШИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК И ДРУГИХ СУДОВ 2009
  • Киселев Вячеслав Алексеевич
  • Сидоров Виталий Александрович
  • Фомин Владимир Григорьевич
  • Татаренков Анатолий Корнеевич
  • Галабурда Михаил Александрович
  • Киселев Дмитрий Алексеевич
RU2390460C1
Плавучий кессон-завод 1983
  • Горшанов Петр Петрович
  • Кокшта Витаутас Станиславович
  • Валантинас Альгирдас Игнович
  • Исаев Анатолий Григорьевич
SU1188249A1
УСТРОЙСТВО КРЕПЛЕНИЯ И ОТДЕЛЕНИЯ ВСПЛЫВАЮЩЕГО БУЯ С ТРОС-КАБЕЛЕМ НА ПОДВОДНОМ ТЕХНИЧЕСКОМ СРЕДСТВЕ 2008
  • Дун Аркадий Григорьевич
RU2373103C1
КОМПЛЕКС ПРОМЫСЛОВОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПРИРОДНОГО ГАЗА АБРАМОВА В.А. 2000
  • Абрамов В.А.
  • Абрамова М.В.
RU2219091C2
КВАЗАР-СПОСОБ РАЗДЕЛКИ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК (ВАРИАНТЫ) 2000
  • Давыдов В.И.
  • Каганер Ю.А.
  • Шушко Л.А.
  • Ковальчук В.С.
  • Каганер М.А.
  • Дашков А.Ю.
RU2205767C2
СПОСОБ ДОБЫЧИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ГАЗОВЫХ ГИДРАТОВ ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЙ И ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ДЛЯ ДОБЫЧИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ГАЗОВЫХ ГИДРАТОВ 2014
  • Воробьев Александр Валентинович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Леньков Валерий Павлович
RU2554374C1
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ЖИДКОГО ГРУЗА НА ТАНКЕР (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Куликов Н.В.
  • Рукша В.В.
RU2200109C1
КОМПЛЕКС ПЛАВСРЕДСТВ ДЛЯ МОРСКОЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ ОБЛУЧЕННОГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА АТОМНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ПОДВОДНЫХ ЛОДОК, КОРАБЛЕЙ И СУДОВ 2002
  • Вишняков Ю.М.
  • Волошанюк В.В.
  • Воропаев Е.Л.
  • Каипов Р.А.
  • Кильдеев Р.И.
  • Мазокин В.А.
  • Малышев С.П.
  • Орлов А.М.
  • Пименов А.О.
  • Струев В.П.
RU2218288C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 368 531 C1

Реферат патента 2009 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ОБЪЕКТОВ СО ДНА МОРЯ НА ПОДВОДНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО

Изобретение предназначено для подъема объектов со дна моря. Устройство включает проницаемую шахту, установленную в междубортном пространстве, верхний и нижний щиты, грузовую подвижную секцию, установленную на рельсах внутри шахты, и подъемник. В проницаемой шахте над грузовой подвижной секцией, при помощи стопоров и прижимов с гидромашинками, установленных на шахте, дополнительно установлена силовая стационарная секция. На силовой секции установлен подъемник, выполненный в виде цепной лебедки с гидромотором. Цепь лебедки соединена с грузовой подвижной секцией. Подвижная секция снабжена прижимами и стопорами с гидромашинками, установленными на шахте, для фиксации грузовой подвижной секции в крайних верхнем и нижнем положениях. На силовой секции установлен замок с гидроприводом. Ответная часть замка установлена на грузовой подвижной секции. Внизу к грузовой подвижной секции прикреплена складывающаяся платформа. На силовой секции и в нижней области шахты предусмотрены сигнализаторы конечных положений грузовой подвижной секции. Силовая секция сообщена с гидросистемой и системой управления подводного технического средства. Достигается возможность эксплуатации устройства на глубинах более 1000 м, а также возможность разгрузки секций не только в сухом доке, но и через верхний проем корпуса подводного технического средства. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 368 531 C1

1 Устройство для подъема объектов со дна моря на подводное техническое средство, включающее проницаемую шахту, установленную в междубортном пространстве, верхний и нижний щиты, грузовую подвижную секцию, установленную на рельсах внутри шахты, и ее подъемник, отличающееся тем, что в проницаемой шахте над грузовой подвижной секцией дополнительно установлена силовая секция, которая закреплена стационарно с помощью стопоров и прижимов с гидромашинками, установленных на шахте, при этом на силовой секции установлен упомянутый подъемник, который выполнен в виде цепной лебедки с гидромотором, а также закреплен замок с гидромашинкой с возможностью взаимодействия с его ответной частью, которая закреплена на грузовой подвижной секции, причем грузовая подвижная секция подвешена на цепи лебедки подъемника с возможностью передвижения в шахте по рельсам и фиксации в крайних верхнем и нижнем положениях при помощи прижимов и стопоров с гидроприводами, соответственно, установленных на шахте, а к нижней части грузовой подвижной секции прикреплена платформа с возможностью ее складывания при контакте с грунтом.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что платформа прикреплена к грузовой подвижной секции при помощи подвижных рычагов.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что силовая секция сообщена с системой гидравлики и системой управления подводного технического средства.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на силовой секции и в нижней области шахты предусмотрены сигнализаторы конечных положений грузовой подвижной секции.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что силовая секция снабжена обухом для обеспечения стыковки с базовым грузоподъемным средством.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2368531C1

Судовое спускоподъемное устройство 1988
  • Половец Николай Павлович
  • Богданов Владимир Леонидович
SU1576415A1
Судовое спуско-подъемное устройство 1980
  • Короленко Юлий Александрович
  • Литовченко Игорь Павлович
  • Кокшаров Эдуард Иванович
SU912622A1
WO 2006000919 A1, 05.01.2006
МАШИНА ДЛЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ БАЛЛАСТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2007
  • Гнатенко Константин Михайлович
  • Ляльков Александр Николаевич
  • Харин Игорь Владимирович
  • Савин Евгений Васильевич
  • Хорошилов Сергей Алексеевич
  • Титов Александр Анатольевич
  • Задорожный Василий Иванович
RU2352708C1

RU 2 368 531 C1

Авторы

Долгополов Леонид Павлович

Назаров Сергей Николаевич

Савенков Михаил Васильевич

Иванов Виктор Геннадьевич

Даты

2009-09-27Публикация

2008-07-17Подача