ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ Российский патент 2009 года по МПК H02P9/30 

Описание патента на изобретение RU2369004C2

Изобретение относится к устройствам, используемым на транспортных средствах в качестве источника энергии.

Известна генераторная установка для автомобиля (патент на изобретение RU №2125763, МПК C01 15/00, 1999), содержащая генератор переменного тока, подключенный через выпрямитель к аккумуляторной батарее, регулятор напряжения, через ключевой транзистор которого питается обмотка возбуждения генератора, база ключевого транзистора соединена через диод со средней точкой регулируемого делителя напряжения, состоящего из двух транзисторов. База первого транзистора подключена к пороговому устройству по напряжению, состоящего из стабилитрона и трех резисторов. База второго транзистора через диод подключена к пороговому устройству по частоте, состоящего из усилителя-ограничителя, конденсатора, двух диодов, стабилитрона, усилителя, конденсатора. Второй выход порогового устройства по частоте через диод соединен с базой дополнительного транзистора, в коллекторную цепь которого включена обмотка реле включения стартера, которая запитывается от аккумуляторной батареи через выключатель зажигания и стартера. Вход порогового устройства по частоте соединен с дополнительным выводом фазы генератора. Параллельно обмотке возбуждения генератора подключен демпферный диод.

Недостатком данного устройства является сложность схемы генераторной установки для автомобилей.

Технический результат направлен на упрощение схемы генераторной установки для автомобилей.

Технический результат достигается тем, что в генераторной установке для автомобилей, содержащей генератор переменного тока, подключенный через выпрямитель к аккумуляторной батарее, регулятор напряжения, который включает в себя ключевой транзистор, усилительный транзистор и пороговое устройство, управляющий транзистор реле включения стартера, в коллекторную цепь ключевого транзистора включена обмотка возбуждения генератора, база ключевого транзистора соединена через диод с коллектором усилительного транзистора, база которого соединена с выходом порогового устройства, состоящего из стабилитрона и резисторов, при этом в базовую цепь усилительного транзистора регулятора напряжения включен управляющий транзистор, база которого и база управляющего транзистора реле включения стартера через разделительные диоды подключены к контактам датчика сигнализатора аварийного давления масла, обмотка реле включения стартера включена в цепь управляющего транзистора реле включения стартера и запитывается от аккумуляторной батареи через выключатель зажигания и стартера.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемое устройство отличается схемой генераторной установки для автомобилей, а именно: в базовую цепь усилительного транзистора регулятора напряжения включен управляющий транзистор, база которого и база управляющего транзистора реле включения стартера через разделительные диоды подключены к датчику сигнализатора аварийного давления масла, обмотка реле включения стартера включена в цепь управляющего транзистора реле включения стартера и запитывается от аккумуляторной батареи через выключатель зажигания и стартера.

Упрощение схемы генераторной установки для автомобилей позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого устройства критерию: «Существенные отличия».

На чертеже представлена схема разработанной генераторной установки для автомобиля.

Генераторная установка для автомобилей содержит: генератор переменного тока 1, подключенный через выпрямитель к аккумуляторной батарее 2, регулятор напряжения 3, который включает в себя ключевой транзистор 4, усилительный транзистор 5 и пороговое устройство 14, управляющий транзистор 6 реле включения стартера 13, обмотка реле включения стартера включена в цепь управляющего транзистора 6 и запитывается от аккумуляторной батареи 2 при включении выключателя зажигания и стартера 17 во второе положение, в коллекторную цепь ключевого транзистора 4 включена обмотка возбуждения 15 генератора, база ключевого транзистора 4 соединена через диод 11 с коллектором усилительного транзистора 5, база которого соединена с выходом порогового устройства 14, состоящего из стабилитрона 18 и резисторов 9 и 19, в базовую цепь усилительного транзистора 5 включен управляющий транзистор 7, база которого и база управляющего транзистора 6 реле включения стартера 13 через разделительные диоды 8 и 16 подключены к датчику 10 сигнализатора аварийного ^явления масла, обмотка реле включения стартера включена в цепь управления транзистора 6 и запитывается от аккумуляторной батареи 2 через выключатель зажигания и стартера 17, параллельно обмотке возбуждения генератора подключен демпферный диод 12.

Генераторная установка для автомобиля работает следующим образом. При включенном зажигании (1-е положение выключателя 17) на неработающем двигателе контакты датчика 10 сигнализатора аварийного давления масла замкнуты, транзисторы 6, 7 и 5 открыты, на базу ключевого транзистора 4 регулятора 3 напряжение не поступает, транзистор 4 закрыт, поэтому ток в обмотку возбуждения 15 генератора 1 поступать не будет. При этом уменьшается ток, потребляемый от аккумуляторной батареи, что улучшает условия ее работы, и значительно уменьшается момент сопротивления проворачиванию ротора генератора 1 при пуске двигателя, и соответственно, ток потребляемый стартером.

При пуске двигателя выключатель 17 переводится во 2-е положение и через обмотку реле включения стартера 13 начнет протекать ток, транзистор 6 открыт, так как его база также соединена с массой, включается стартер, который пускает двигатель, масляный насос которого создаст давление масла в смазывающей системе и контакты датчика 10 сигнализатора аварийного давления масла разомкнутся, транзистор 6 закроется и автоматически отключит стартер, одновременно закроются транзисторы 7 и 5, откроется транзистор 4.

Автоматическое выключение стартера после пуска двигателя уменьшает его износ, так как исключается работа стартера в режиме холостого хода при больших частотах вращения якоря, что происходит после пуска двигателя и проскальзывания муфты свободного хода.

Кроме того, при автоматическом выключении стартера после пуска двигателя невозможно его включение при работающем двигателе, что исключает поломку механизма привода стартера. Все это улучшает работу стартера.

При открытии транзистора 4 регулятора напряжения 3 через обмотку возбуждения 15 генератора 1 потечет ток и последний начинает возбуждаться. То есть обмотка возбуждения 15 генератора 1 запитывается только после пуска двигателя.

При возрастании напряжения генератора 1 до требуемого уровня вступает в работу пороговое устройство по напряжению 14. При этом стабилитрон 18, периодически пробиваясь, открывает транзистор 5, что приводит к периодическому закрыванию ключевого транзистора 4 регулятора напряжения 3, что поддерживает напряжение генератора 1 на заданном уровне.

Таким образом, в предлагаемой генераторной установке для автомобилей упрощена схема, при этом выполняются все функции прототипа, а именно включение обмотки генератора происходит после пуска двигателя, что улучшает условия работы аккумуляторной батареи в момент пуска двигателя из-за уменьшения потребляемой тока по двум причинам: во-первых, отключена обмотка возбуждения; во-вторых уменьшается момент сопротивления проворачиванию ротору генератора, что уменьшает ток, потребляемый стартером.

Кроме того, автоматическое отключение стартера после пуска двигателя улучшает условия его работы в режиме холостого хода, а именно: уменьшается износ за счет сокращения его времени работы в режиме холостого хода после срабатывания муфты свободного хода механизма привода стартера при работающем двигателе, что исключает поломки механизма привода стартера.

Похожие патенты RU2369004C2

название год авторы номер документа
ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ 1996
  • Рогачев В.Д.
  • Сардаров В.Г.
  • Гуляй П.Е.
RU2125763C1
ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА ПОСТОЯННОГО ТОКА 2007
  • Рогачев Владимир Дмитриевич
  • Митин Алексей Константинович
RU2351058C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПУСКА ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ 2010
  • Пшихопов Вячеслав Хасанович
  • Дорух Игорь Георгиевич
  • Береснев Алексей Леонидович
  • Береснев Максим Алексеевич
RU2428583C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПУСКА АВТОМОБИЛЯ 2007
  • Рогачев Владимир Дмитриевич
  • Софьин Денис Викторович
  • Майданюк Тимур Владимирович
RU2328816C1
ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА АВТОМОБИЛЯ 2006
  • Рогачев Владимир Дмитриевич
  • Ивлиев Николай Сергеевич
RU2305362C1
Система электроснабжения для автомобиля 1979
  • Синельников Александр Хананович
SU873371A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ 2005
  • Дмитриев Владимир Владимирович
  • Рогачев Владимир Дмитриевич
RU2297639C1
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ 2001
  • Рогачев В.Д.
RU2189491C1
ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА АВТОМОБИЛЯ 2007
  • Рогачев Владимир Дмитриевич
  • Софьин Денис Викторович
  • Майданюк Тимур Владимирович
RU2332769C1
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АВТОМОБИЛЬНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ 2005
  • Рогачев Владимир Дмитриевич
  • Дмитриев Владимир Владимирович
  • Мальчиков Сергей Михайлович
  • Евстафьев Михаил Витальевич
RU2301749C2

Реферат патента 2009 года ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Изобретение может быть использовано на транспортных средствах в качестве источника энергии. Настоящее изобретение направлено на достижение технического результата - упрощение схемы генераторной установки для автомобилей. Технический результат достигается тем, что в базовую цепь усилительного транзистора регулятора напряжения включен управляющий транзистор, база которого и база управляющего транзистора реле включения стартера через разделительные диоды подключены к датчику сигнализатора аварийного давления масла, обмотка реле включения стартера включена в коллекторную цепь управления транзистора и запитывается от аккумуляторной батареи через выключатель зажигания и стартера. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 369 004 C2

Генераторная установка для автомобилей, содержащая генератор переменного тока, подключенный через выпрямитель к аккумуляторной батарее, регулятор напряжения, который включает в себя ключевой транзистор, усилительный транзистор и пороговое устройство, управляющий транзистор реле включения стартера, в коллекторную цепь ключевого транзистора включена обмотка возбуждения генератора, база ключевого транзистора соединена через диод с коллектором усилительного транзистора, база которого соединена с выходом порогового устройства, состоящего из стабилитрона и резисторов, отличающаяся схемой генераторной установки для автомобилей, а именно: в базовую цепь усилительного транзистора регулятора напряжения включен управляющий транзистор, база которого и база управляющего транзистора реле включения стартера через разделительные диоды подключены к контактам датчика сигнализатора аварийного давления масла, обмотка реле включения стартера включена в цепь управляющего транзистора реле включения стартера и записывается от аккумуляторной батареи через выключатель зажигания и стартера.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2369004C2

РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ГЕНЕРАТОРОВ 0
  • В. Н. Кондратьев, Т. Н. Тринитатова, А. М. Шестопалов Н. Я. Уткин
SU235835A1
Устройство для управления возбуждением генератора 1980
  • Сорокин Виктор Иванович
  • Кондратьев Вячеслав Николаевич
  • Нитусов Юрий Евгеньевич
SU936347A1
Устройство для управления стрелочным приводом трехфазного тока 1985
  • Гургенидзе Михаил Захарович
  • Ломтатидзе Гедердзи Автандилович
SU1240669A1

RU 2 369 004 C2

Авторы

Рогачев Владимир Дмитриевич

Нечаев Виталий Викторович

Зайцев Алексей Васильевич

Шемин Виталий Анатольевич

Ефремов Алексей Владимирович

Даты

2009-09-27Публикация

2007-04-17Подача