1 . . . Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системное электроснабжения для тра«спортных средств, преимущественно для автомобилей. известны системы электроснабжения для автомобилей, содержащие синхронный генератор, якорные обмотки которого через выпрямитель подключены к нагрузке и аккумуляторной батарее, а обмотки возбуждения генератора сое динены с выходом регулятора напряжения tl 3. Недостатком известной системы электроснабжения является то, что в ней сразу же после включения пи тания через обмотку возбудителя генератора начинает протекать полньй ток возбуждения. Б определенных условиях это может привести к выходу регулятора напряжения и генератора из строя или же полному разряду акку мулятора, например, если -на автомоби ле производятся какие-либо работы при включенном зажигании, или в случае, когда водитель забыл выключить зажигание и ушел. Указанный недостаток снижает надежность известной сие темы электроснабжения. Известны также систекм электроснабжения, в которых для устранения такого недостатка применены три дополнительных диода, подключенных к тем же фазам генератора, а последовательно с измерительным органом включен транзистор, который управляется напряжением этих диодов Г2 Недостатком этой энергосистемы является невысокая очность регулирования изтза разностн напряжений между выходом дополнительных диодов и основного выпрямителя, а также плохое самовозбуждение. Наиболее близким т4; ническ11м. решением к данному изобретению является система электроснабжения для автомобиля, содержащая синхронный генератор, якорные обмотки которого соединены в звезду 1с выведенным ну-лем, выводы фаз якорных оЬмоток через выпрямитель подключены к аккумуляторной батарее, регулятор напряжения, состоящий из последовательно включенных измерительного органа, промежуточного усилителя и усилителя мощности, причем выход усилителя мощности вместе с последовательно соединенной с ним обмоткой возбуяадения генератора через Зс1мыкакхций контакт зам:
|ка зажигания включен между плюсовым и минусовым выводами аккумуляторной батареи, и измерительный орган регулятора напряжения через эмиттерноколлекторный переход включающего транзистора подключенк плюсовому выводу аккумуляторной батареи, база включающего транзистора через управляемый ключ соединена с коллектором защитног транзистора, эмиттер которого подключен к минусовому выводу аккумуляторной батареи, и через конденсатор и то коограничивающий реЭистор соединен с собственной базой, общая точка соединения конденсатора и токоограничивающего резистора подключена к катоду диода, анод которого соединен с нулевым выводом генератора, при это управляквдий вход управляющего ключа соединен с плюсовым выводом усилителя мощности регулятора напряжения, а плюсовой вывод аккумуляторной батареи через замыкающие контакты ключа запуска стартера соединен со стартером 3.
.Недостатком этого устройства является наличие специального реле напряжения, подключенного на напряжение генератора. Это реле напряжения за счет снижения.напряжения на аккумуляторной батарее при запус.ке стартера дает сигнал на отпирание управляемого ключа. Наличие этого реле усложняет систему злектррснабже.ния и, кроме того, не всегда может устранить разряд аккумуляторной батареи.
Целью изобретения является упрощение.
Поставленная цель достигается тем, что вывод ключа запуска стартера, соединенный со стартером, дополнительно соединен 1с базой защитного транзистора .
На чертеже приведена принципиальная схема системы электроснабжения.
система электроснабжения состоит из синхронного генератора 1, якорные обмотки которого через выпрямитель 2 соединены с аккумуляторной батареей 3. Выводы выпрямителя 2 и аккумуляторной батареи 3 образуют плюс и минус энергосистемы. Плюс энергосистемы через выключатель 4 замка зажигания подключен к регулятору напряжения 5, который соединен с обмоткой возбуждения б генератора 1 через усилитель мощности 7 регулятора напряжения 5. Измерительный орган 8 регулятора напряжения 5 через включающий транзистор 9 соединен непосредственно с плюсом энергосистемы. . Транзистор 9 управляется от сигнала с управляемого ключа 10, который разрешает включение после 13амыкания клю- ча 4 замка зажигания. Управляемый ключ 10 включен последовательно с защитнклм транзистором 11, эмиттер которого соединен с минусом энергосистемы и через конденсатор 12 и
токоограничивающий резистор 13 со своей базой. Общая точка соединения конденсатора 12 и резистора 13 через диод 14 подключена к нулю генератора 1. Ключ 15 включения стартера подсоединен к плюсу энергосисте,мы одним выводом, а другим выводом к стартеру и через резистор Г6 - к базе защитного транзистора 11.
Система работает следующим образом.
После включения питания выключателем 4 зажигания положительное напряжение от аккумуляторной батареи 3 поступает к эмиттеру выходного транзистора усилителя 7 постоянного тока и через резистор к базе управляемого ключа 10 Однако до тех пор, пока выключатель 15 стартера разомкнут и ротор генератора 1 не вращается, защитный транзистор 11 заперт и управляемый ключ 1 отпереться не может. Следовательно, включающий транзистор 9 заперт, транзисторы усилителя 7 постоянного тока тоже заперты, обмотка б возбуждения генератора 1 отключена от аккумуляторной батареи 3.
Во время запуска двигателя стартером замыкается выключатель 15. При этом положительное напряжение от аккумуляторной батареи 3 через резистор 16 поступает на базу защитного транзистора 11, вследствие чего последний отпирается. Это вызывает отпирание управляемого ключа 10 током, протекающим в его базу, и отпирание включающего транзистора 9 коллекторным током управляемого ключа 10. Вследствие этого положительн.ая клемма аккумуляторной батареи 3 оказывается подключенной к измерительному органу 8 и транзисторному усилителю 7 постоянного тока. При этом, если напряжение в системе меньше заданного, стабилитрон измерительного органа 8 останется запертым, входнрй транзистор усилителя 7 постоянного тока будет тоже заперт, а остальные транзисторы усилителя отопрутся. Обмотка 6 возбуждения генератора 1 подключается к аккумуляторной батареи 3, и через нееначинает протекать ток.
На общей точке якорных обмоток генератора 1 вследствие вращения его ротора появляется положительное импульсное напряжение. Положительные импульсы проходят через диод 14 и заряжают конденсатор 12 до амплитудного значения. Положительное напряжение на конденсаторе 12 через токоограничительный резистор 13 поступает к базе защитного транзистора 11 и удерживает его в отпертом состоянии после размыкания выключателя 15 стартера, т.е. после запуска двигателя.
Таким образом, до тех пор, пока ротор генератора вращается (двигатель работает) транзисторы 9, 10 и 11 от
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система для электроснабжения транспортного средства | 1978 |
|
SU782122A1 |
Система электроснабжения транспортного средства | 1978 |
|
SU782040A1 |
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ | 1981 |
|
SU1022620A1 |
Автотракторная генераторная установка | 1980 |
|
SU928599A1 |
Регулятор напряжения для синхронного генератора | 1981 |
|
SU1008877A1 |
Автотракторная система электроснабжения | 1980 |
|
SU936346A1 |
Регулятор напряжения для электрических машин | 1979 |
|
SU902196A1 |
Автономная система энергоснабжения | 1989 |
|
SU1644357A1 |
Автономная система энергоснабжения | 1981 |
|
SU1007176A1 |
ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ | 2007 |
|
RU2369004C2 |
Авторы
Даты
1981-10-15—Публикация
1979-12-03—Подача