РЕДУКТОРНО-ДЕМПФЕРНЫЙ КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2009 года по МПК F02B75/32 

Описание патента на изобретение RU2369756C1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в автотракторных поршневых двигателях внутреннего сгорания (ДВС).

Известно устройство кривошипно-шатунного механизма (КШМ), состоящее из коленчатого вала, шатунов, поршневых пальцев, описанная в технической литературе: Расчет автомобильных и тракторных двигателей, А.И.Колчин, В.П.Демидов, М., Высшая школа, 2002, далее - ист. В коленчатом вале различают коренные и шатунные шейки, соединенные с помощью щек между собой. Коренными шейками вал установлен с помощью подшипников в картере ДВС. Шатун посредством поршневого пальца соединен с поршнем, а кривошипной головкой с шатунной шейкой коленчатого вала. Диаметр шатунной шейки коленчатого вала в несколько раз больше диаметра поршневого пальца (стр.273 и 309). Коленчатый вал наиболее сложная деталь ДВС, воспринимающая периодические нагрузки от давления газов, сил инерции и их моментов. Действия сил приводит к возникновению значительных напряжений скручивания, изгиба и растяжения - сжатия, вызывающие напряжения кручения (стр.307). С целью снижения влияния перечисленных проявлений на трансмиссию транспортного средства, в числе прочих решаемых задач, на коленчатый вал установлен маховик. Недостатком конструкции КШМ является: выполнение одновременно двух функций - преобразователя и трансмиссии, большая масса, что создает значительные трудности при его балансировке, наличие многозвенных коленчатых элементов в коленчатом вале, сложная технология изготовления и низкая долговечность.

Задача, на решение которой направлено изобретение, являются упрощение конструкции и технологии изготовления КШМ, уменьшение несбалансированных масс и повышение эффективных показателей ДВС. Задача решается тем, что редукторно-демпферный кривошипно-шатунный механизм, содержащий шатун, поршневой палец, вал, подшипники, маховик, согласно изобретению содержит кривошипные преобразователи по числу цилиндров и трансмиссию. Преобразователь содержит оси, закрепленные в картере двигателя, с установленными на них с возможностью вращения зубчатыми колесами, между парой которых посредством пальца установлен шатун. Трансмиссия выполнена в виде нескольких валов с установленными на них шестернями, введенными в зацепление с повышением числа оборотов (редукцией) с зубчатыми колесами. Валы с шестернями объединяют преобразователи в единый механизм. Понижение числа оборотов вала (обратная редукция) осуществлена на зубчатом колесе, связанном с маховиком. При этом зубчатые колеса содержат зубчатый венец с внутренними опорными выступами и корпус с внешними опорами, например четырехлистник, с возможностью углового смещения относительно друг друга, между которыми установлены подпружиненные амортизационные устройства и буферные приспособления, демпфирующие ударные составляющие момента вращения, и ограничители углового колебания.

Такая конструкция редукторно-демпферного кривошипно-шатунного механизма позволяет за счет распределения крутящего момента между несколькими прямолинейными валами и редукцией числа оборотов многократно уменьшить эффективные сечения деталей кривошипного механизма и трансмиссии. Применение демпферов уменьшает износ деталей механизма, снижает вибрации ДВС и уменьшает влияния кривошипно-шатунных преобразователей друг на друга. Позволяет: повысить унификацию ДВС, проводить стендовую балансировку отдельных преобразователей, настройку амортизаторных устройств и буферных приспособлений. Благодаря этому достигается заявленный изобретением технический результат: упрощение конструкции и технологии изготовления КШМ, уменьшение несбалансированных масс и повышение эффективных показателей ДВС.

Заявителю не известно использование в науке и технике отличительных признаков КШМ с достижением указанного технического результата.

На фиг.1-3 приведен пример выполнения редукторно-демпферного кривошипно-шатунного механизма.

Фиг.1 - продольный разрез кривошипно-шатунного механизма;

Фиг.2 - сечение механизма по А-А;

Фиг.3 - сечение преобразователя по Б-Б;

Изобретение поясняется примером выполнения.

Редукторно-демпферный КШМ (фиг.1-2) содержит закрепленные в картере 1 оси 2, на которых с возможностью вращения установлены зубчатые колеса 3, между парой которых посредством пальца 4 установлен шатун 5, шарнирно связанный с поршневым пальцем 6. Пальцы 4 и 6 взаимозаменяемы и имеют одно эффективное сечение. Стержень шатуна 5 имеет равное эффективное сечение по всей длине, если иного не предусмотрено конструкцией. Трансмиссия состоит из валов 7, установленных в картере с возможностью вращения, с закрепленными на них шестернями 8, которые введены в зацепление с зубчатыми колесами 3, образуют редуктор и кинематически объединяют зубчатые колеса между собой. На конце вала 7 закреплена шестерня 8, которая находятся в зацеплении с зубчатым колесом 3 сблокированным с маховиком 9. Количество применяемых валов 7, их размещение и эффективное сечение, а также передаточное число редуктора определено конструкцией двигателя. Зубчатое колесо 3 (фиг.3) содержит внешнюю и внутреннюю детали, имеющие возможность углового смещения относительно друг друга. Во внешней детали различают зубчатый венец 10 с внутренними опорами 11. Во внутренней детали (в примере - четырехлистник) имеются опорные выступы 12, в одном из которых предусмотрено посадочное место для установки пальца 4 и ограничители углового смещения 13 и 14. Между опорами 11 и 12 установлены подпружиненные амортизирующие устройства 15 и буферные приспособления 16. С маховиком 9 блокируется внутренняя деталь зубчатой шестерни 12.

Редукторно-демпферный КШМ работает следующим образом. На такте сжатия, под действием момента вращения маховика 9 с одной стороны и противодействующего момента от сжимаемого воздуха (топливовоздушной смеси) в надпоршневом объеме, происходит безударная посадка опорных выступов 12 (посредством ограничителей 13) и 11 к моменту воспламенения топливовоздушной смеси. После прохождения поршнем в.м.т. происходит смена знака тангенциальной силы с отрицательного на положительное значение. В результате чего в соприкосновение входят противоположные стороны опорных выступов (посредством ограничителей 14). При этом амортизационное устройство 15 и буферное приспособление 16 обеспечивают их безударную посадку. Под действием повышающегося давления в камере сгорания, поступательное движение поршня через шатун 5 и палец 4, в виде положительной тангенциальной силы, воздействует на зубчатое колесо 4 и приводит его во вращение. При этом происходит передача момента вращения шестерне 8 и валу 7 с редукцией числа оборотов и демпфированием ударных составляющих момента вращения. Воспринятый валом 7 крутящий момент через шестерню и зубчатое колесо 13 передается на маховик 14 с обратной редукцией числа оборотов и демпфированием ударных составляющих момента вращения. Это позволяет получить заявленный технический результат: упрощение конструкции и технологии изготовления КШМ, уменьшение несбалансированных масс и повышение эффективных показателей ДВС.

Изобретение может быть осуществлено в других вариантах исполнения: шестерня 8 может иметь аналогичную зубчатому колесу конструкцию, при этом шестерни, принадлежащие одному кривошипному преобразователю, жестко соединены между собой, например посредством втулки.

Похожие патенты RU2369756C1

название год авторы номер документа
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Грабовский А.А.
RU2146010C1
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ СО СДВОЕННЫМИ КИНЕМАТИЧЕСКИМИ СВЯЗЯМИ (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Грабовский Андрей Александрович
RU2382891C2
ПОЛУШЕСТЕРЕННО-РЕЕЧНАЯ ПОРШНЕВАЯ МАШИНА 2012
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Новоселов Владимир Васильевич
RU2483216C1
ШЕСТЕРЕННО-РЕЕЧНАЯ ПОРШНЕВАЯ МАШИНА 2011
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Новоселов Владимир Васильевич
RU2484255C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ "СУПЕРБАН" 1994
RU2109967C1
РЕЕЧНО-ЗУБЧАТАЯ ПОРШНЕВАЯ МАШИНА С ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ СТЕПЕНИ СЖАТИЯ И ОТКЛЮЧЕНИЕМ ПОРШНЕЙ 2012
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Новоселов Владимир Васильевич
RU2509214C1
ПОРШНЕВАЯ МАШИНА (ЕЕ ВАРИАНТЫ) 1994
  • Стародетко Евгений Александрович[By]
  • Стародетко Георгий Евгеньевич[By]
  • Стародетко Константин Евгеньевич[By]
  • Дедунович Геннадий Алексеевич[By]
  • Симон Симанд[Ka]
RU2096638C1
ОППОЗИТНАЯ ПОРШНЕВАЯ МАШИНА 2013
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Новоселов Владимир Васильевич
RU2530982C1
БЕСШАТУННЫЙ СИЛОВОЙ АГРЕГАТ С РОТОРНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ 1994
  • Чикин Г.А.
RU2126890C1
ДВС СО СМЕЖНО РАБОТАЮЩИМИ ЦИЛИНДРАМИ И ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ 1996
  • Зуев А.А.
  • Бреусов В.П.
  • Козлов М.В.
RU2157898C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 369 756 C1

Реферат патента 2009 года РЕДУКТОРНО-ДЕМПФЕРНЫЙ КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в автотракторных поршневых двигателях внутреннего сгорания (ДВС). Редукторно-демпферный кривошипно-шатунный механизм (КШМ) содержит: подшипники, шатун (5), поршневой палец (4), маховик (9), кривошипные преобразователи по числу цилиндров и трансмиссию.

Трансмиссия содержит валы (7) с установленными на них шестернями (8).

Преобразователи содержат оси (2) с установленными на них зубчатыми колесами (3). Оси закреплены в картере (1) ДВС. Между двумя зубчатыми колесами (3) на пальце (4) установлен шатун (5). Зубчатые колеса (3) введены в зацепление с возможностью редукции числа оборотов с шестернями (8). Обратная редукция производится посредством зубчатого колеса (3), сблокированного с маховиком (9). Зубчатые колеса состоят из зубчатого венца и корпуса с общей осью вращения. Венец и корпус зубчатого колеса имеют возможность совершать взаимное угловое колебательное смещение. Упругое взаимодействие между венцом и корпусом осуществлено амортизационно-буферными. устройствами. Технический результат заключается в уменьшении несбалансированных масс и упрощении конструкции КШМ, а также в повышении унификации ДВС. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 369 756 C1

Редукторно-демпферный кривошипно-шатунный механизм двигателя внутреннего сгорания, содержащий подшипники, шатун, поршневой палец, маховик, отличающийся тем, что содержит кривошипные преобразователи по числу цилиндров и трансмиссию, преобразователи содержат оси, закрепленные в картере двигателя, с установленными на них с возможностью вращения зубчатыми колесами, между парами которых посредством пальца установлен шатун, зубчатые колеса введены в зацепление с возможностью редукции числа оборотов с шестернями, закрепленными на вале трансмиссии, а обратная редукция осуществлена на зубчатом колесе, сблокированным с маховиком, при этом зубчатые колеса выполнены из зубчатого венца и корпуса с общей осью вращения и возможностью углового колебательного смещения относительно друг друга, упругое взаимодействие, между которыми осуществлено посредством подпружиненных амортизационно-буферных устройств, установленных между опорами, предусмотренными на венце и корпусе, при этом с маховиком сблокирован корпус зубчатого колеса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2369756C1

DE 3619488 A1, 05.03.1987
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Коньков Леонид Северьянович
RU2013607C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Коньков Леонид Северьянович
RU2013608C1
УСТРОЙСТВО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ 2004
  • Ворогушин Владимир Александрович
RU2280771C2
DE 3725900 A1, 16.02.1989.

RU 2 369 756 C1

Авторы

Петренко Геннадий Алексеевич

Даты

2009-10-10Публикация

2008-03-21Подача