Изобретение относится к антифризам - низкозамерзающим охлаждающим жидкостям и может быть использовано для охлаждения двигателей внутреннего сгорания (ДВС) автомобилей, сельскохозяйственных машин, специальной техники, а также в качестве теплоносителя в теплообменных аппаратах.
К жидкостям, используемым в системе охлаждения ДВС автомобильной техники, предъявляются жесткие требования по нижнему пределу температуры эксплуатации, а также по коррозионному и химическому воздействию на металлические и резиновые детали двигателей.
Известен антифриз, включающий, мас.%: этиленгликоль 93,0-93,5, бензоат щелочного металла 2,90-3,10, салицилат щелочного металла 0,08-0,12, гидроксид щелочного металла 0,20-0,30, тетраборат натрия (безводный) 0,65-0,75, циклогексанон 0,28-0,32, соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола 0,01-0,02, бензотриазол 0,27-0,28, N-бензилиденциклогексиламин 0,28-0,32, нитрит щелочного металла 0,15-0,20, кремнийорганический пеногаситель 0,02-0,03, краситель 0,0015-0,035 и воду остальное (RU 2050396 С1, кл. С09К 5/10, С23F 11/12, 11/14, 20.12.1995).
Недостатком данного антифриза является многокомпонентный сложный состав, включающий 9 антикоррозионных присадок при их суммарном содержании от 4,82 до 5,41 мас.%, что значительно усложняет технологию получения охлаждающей жидкости.
Наиболее близким аналогом предложенного технического решения является антифриз, включающий, мас.%: нитрит натрия 0,1-0,2, нитрат натрия 0,1-0,2, бензоат натрия 0,5-5,0, тетраборат натрия 0,1-0,5, фосфат гексаметилендиамина 0,1-5,0, бензотриазол 0,20 или натриевую соль 2-меркаптобензтиазола (каптакс) 0,80-0,95, этиленгликоль 79,8-98,1 и воду остальное. При необходимости в состав антифриза вводят пеногаситель и краситель (заявка Великобритании №1397792, кл. С09К 5/00, 18.06.1975).
Недостатком данного состава является то, что он довольно агрессивен по отношению к черным металлам и алюминию.
Техническим результатом изобретения является повышение защитных свойств антифриза по отношению к стали, чугуну и алюминию.
Данный результат достигается тем, что антифриз, включающий нитрит натрия, нитрат натрия, натриевую соль 2-меркаптобензтиазола, этиленгликоль и воду, дополнительно содержит борат этаноламина при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Отличительной особенностью предложенного технического решения является то, что введение в состав бората этаноламина при заявленном соотношении компонентов позволяет получить антифриз, обладающий высокими защитными свойствами по отношению к черным и цветным металлам.
Бораты этаноламинов (БЭА) представляют собой продукты взаимодействия борной кислоты с моно-, ди- или триэтаноламином. Борат моноэтаноламина (БМЭА) получают по следующей схеме:
H2NCH2CH2OH+Н3ВО3→Н2NСН2СН2ОВ(ОН)2.
Борат диэтаноламина (БДЭА) получают по схеме:
HN(CH2CH2OH)2+H3BO3→HN(CH2CH2O)2BOH.
Борат триэтаноламина (БТЭА) получают по схеме:
N(CH2CH2OH)3+Н3ВО3→N(CH2CH2O)3B.
Введение БЭА в состав антифриза в количестве менее 2,0 мас.% не позволяет значительно повысить противокоррозионные свойства жидкости по отношению к черным металлам. Введение БЭА в количестве более 4,0 мас.% нецелесообразно, так как дальнейшего повышения защитных свойств не происходит.
Технология получения БЭА заключается в следующем.
В колбу, снабженную механической мешалкой, термометром и насадкой Дина-Старка, загружают 2 моля ЭА (121 г МЭА, 210 г ДЭА или 298 г ТЭА). После нагревания ЭА до 100-110°С в колбу вводят 62 г (1 моль) борной кислоты и проводят реакцию конденсации при температуре 160-180°С до прекращения выделения воды. После охлаждения до 70-80°С в полученный продукт добавляют 132 г воды. Бораты этаноламинов представляют собой прозрачные светло-желтые растворы с рН 10-11 и аминным числом 185-195 мг НCl/г.
Технология приготовления антифриза заключается в следующем.
В емкость с мешалкой последовательно загружают расчетные количества воды (умягченной), нитрита и нитрата натрия, БЭА, полученного, как описано выше, и натриевой соли 2-меркаптобензтиазола (ТУ 113-00-05761631-23-91). После перемешивания в течение 10-15 мин к полученному водному раствору добавляют этиленгликоль и процесс перемешивания продолжают еще 30-40 мин. При необходимости в состав антифриза могут быть добавлены любые нейтральные красители, в частности Na-флюоресцеин для светло-зеленой окраски и другие.
Составы образцов антифриза представлены в табл.1.
Испытания жидкостей на коррозионное воздействие на металлы при 88±2°С в течение 336 ч проводили по методикам, описанным в ГОСТ 28084-89, которые находятся в полном соответствии с методиками ASTM.
Результаты коррозионных испытаний составов предложенного антифриза в сравнении с составом по прототипу представлены в табл.2.
Испытания резины на набухание в предложенном антифризе проводили по ГОСТ 9.030 при температуре 100°С в течение 70 ч.
Результаты испытания резины на набухание приведены в табл.3.
Основные физико-химические свойства предлагаемого антифриза приведены в табл.4.
Использование предложенного антифриза в двигателях внутреннего сгорания автомобильной, сельскохозяйственной и специальной техники позволит защитить узлы и детали ДВС, выполненные из черных и цветных металлов, от коррозионного поражения.
Составы предложенного антифриза
Результаты коррозионных испытаний антифризов
Результаты испытаний резины на набухание в антифризах
стандартные образцы резины марки 57-7011
Основные физико-химические свойства предложенного антифриза
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ | 2008 |
|
RU2370512C1 |
АНТИФРИЗ | 1992 |
|
RU2050397C1 |
ВОДОРАСТВОРИМЫЙ ИНГИБИТОР КОРРОЗИИ МЕТАЛЛОВ | 2008 |
|
RU2355820C1 |
СОСТАВ ДЛЯ ЗАЩИТЫ МЕТАЛЛОВ ОТ КОРРОЗИИ И СОЛЕОТЛОЖЕНИЙ | 2008 |
|
RU2355821C1 |
АНТИФРИЗ | 1997 |
|
RU2117024C1 |
АНТИФРИЗ | 2013 |
|
RU2540545C2 |
АНТИФРИЗ | 2001 |
|
RU2206592C1 |
АНТИФРИЗ | 1992 |
|
RU2050396C1 |
АНТИФРИЗ | 1995 |
|
RU2103310C1 |
АНТИФРИЗ | 2008 |
|
RU2356928C1 |
Изобретение относится к антифризу, который содержит нитрит натрия 0,1-0,2 мас.%, нитрат натрия 0,2-0,3 мас.%, натриевую соль 2-меркаптобензтиазола 3,0-4,0 мас.%, борат этаноламина 2,0-4,0 мас.%, этиленгликоль 50,0-60,0 мас.% и воду остальное. Техническим результатом изобретения является повышение защитных свойств антифриза по отношению к стали, чугуну и алюминию. 4 табл.
Антифриз, включающий нитрит натрия, нитрат натрия, натриевую соль 2-меркаптобензтиазола, этиленгликоль и воду, отличающийся тем, что он дополнительно содержит борат этаноламина при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Устройство для определения гибкости обуви | 1986 |
|
SU1397792A1 |
АНТИФРИЗ | 1992 |
|
RU2050396C1 |
JP 58110680 A, 01.07.1983. |
Авторы
Даты
2009-10-20—Публикация
2008-04-11—Подача