Заявляемое изобретение относится к способам контроля шероховатости поверхности, например, асфальтобетонного покрытия.
Известен способ определения шероховатости дорожного покрытия с помощью игольчатого микропрофилографа, включающий определение средней глубины впадин [Операционный контроль качества земляного полотна и дорожных одежд / Под ред. А.Я.Тулаева. М.: Транспорт, 1985, 224 с. - аналог]. Недостатком способа является высокая трудоемкость и недостаточная точность контроля шероховатости, так как измерения на каждом участке дороги проводят трижды: вдоль оси дороги, перпендикулярно ей и под углом 45° к оси дороги.
Известен также способ определения шероховатости дорожного покрытия методом «песчаного пятна», включающий определение площади и средней глубины впадин на контролируемой поверхности [Ведомственные строительные нормы - ВСН 38-90 - прототип].
Недостатком данного способа является то, что он не обеспечивает достаточную точность контроля шероховатости ввиду того, что на точность измерений влияет состояние влажности поверхности дорожного покрытия. А используемый в качестве заполняющего материала песок имеет высокую способность к адгезии (прилипанию), неоднородную структуру, кроме того, для определения площади контролируемой поверхности требуется строгое выравнивание песчаного отпечатка в форме прямоугольника или круга.
Техническая задача заявляемого изобретения - повышение точности контроля шероховатости дорожного покрытия за счет упрощения способа и снижения погрешности измерений.
Решение технической задачи обеспечивается тем, что в способе контроля шероховатости дорожного покрытия, заключающегося в том, что определяют площадь контролируемой поверхности и глубину впадин, при этом площадь контролируемой поверхности принимают равной расчетной площади следа колеса, а глубину впадин определяют как разность показаний штангенциркуля при введении его подвижной части в каждое из отверстий, выполненные в пластине, наложенной на контролируемую поверхность, и толщиной пластины.
Повышение точности контроля в предлагаемом способе заключается в вертикальном измерении глубины впадин с заданным интервалом, обусловленным конструктивным расположением отверстий в пластине, через которые производятся измерения при плотном ее прилегании при укладке на контролируемую поверхность асфальтобетонного покрытия. Заявленный способ позволяет определить глубину впадин с точностью до 0,1 мм, что и является новым техническим результатом заявленного способа.
Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия поясняется с помощью чертежа, где схематично представлен общий вид пластины.
На контролируемую поверхность, находящуюся в сухом или мокром состоянии, укладывают пластину 1 с выполненными в ней отверстиями 2. Прямоугольная металлическая пластина с постоянной величиной поперечного сечения не менее 5 мм и размером, равным расчетной площади следа колеса, имеет отверстия, расположенные друг от друга с межосевыми расстояниями, равными 50 мм, и диаметром, равным 5 мм. Через отверстия посредством введения в них подвижной части штангенциркуля измеряется глубина впадин контролируемой поверхности. Результат измерения глубины впадин в каждом из отверстий определяется как разность показаний штангенциркуля и толщины пластины. Заявленный способ позволяет определять глубину впадин с точностью до 0,1 мм, обусловленной ценой деления шкалы нониуса штангенциркуля.
Пример конкретного исполнения.
На 5-и участках асфальтобетонного покрытия с различной шероховатостью был проведен ряд испытаний по контролю шероховатости.
На контролируемую поверхность укладывали прямоугольную плоскую пластину размером 250×350 мм, равным расчетной площади следа колеса, и толщиной 5 мм с выполненными в ней 35-ю отверстиями диаметром d=5 мм и расположенными друг от друга с межосевыми расстояниями, равными 50 мм.
Результат измерения глубины впадин каждого измерения определили как разность показания нониуса штангенциркуля и толщины пластины.
Для сравнения с прототипом на тех же участках дорожного покрытия определяли среднюю глубину впадин методом «песчаного пятна», объем песка брали равным 50 см3. Результаты испытаний приведены в таблице.
Сравнительную оценку шероховатости поверхности согласно заявленному способу и по прототипу определяли по величине средней глубины впадин. Из приведенных в таблице данных видно, что заявленный способ позволяет повысить точность измерений фактически в 2 раза, кроме того, предлагаемый способ позволяет осуществлять контроль шероховатости как в сухом, так и мокром состоянии дорожного покрытия, что также является преимуществом заявляемого способа.
Vпес., (см3)
(мм)
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 2011 |
|
RU2478749C2 |
СОСТАВ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ХОЛОДНОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА | 2013 |
|
RU2535325C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРА ШЕРОХОВАТОСТИ НА ТОКАРНЫХ СТАНКАХ С ЧПУ ПРИ ПОЛУЧИСТОВОЙ И ЧИСТОВОЙ ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛА ТВЕРДОСПЛАВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ | 2012 |
|
RU2492968C1 |
КОНСТРУКЦИЯ ОБТЕКАТЕЛЯ АНТЕННЫ С НЕПРЕРЫВНОЙ АДАПТАЦИЕЙ ДИЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРОНИЦАЕМОСТИ | 2019 |
|
RU2772077C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 2004 |
|
RU2275450C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ РАЗДРАЖАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ И АКТИВНОСТИ ПРИРОДНЫХ, СИНТЕТИЧЕСКИХ СУБСТАНЦИЙ И ГОТОВЫХ ПРЕПАРАТОВ НА КУРИНЫХ ЭМБРИОНАХ МЕТОДОМ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДОППЛЕРОГРАФИИ | 2008 |
|
RU2383888C1 |
СПОСОБ ПРЕССОВАНИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ФОРМЫ ФЕНИТОИНА НАТРИЯ | 2002 |
|
RU2262922C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ АДГЕЗИИ ЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ | 2023 |
|
RU2816228C1 |
БИТУМНО-МИНЕРАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2010 |
|
RU2436819C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОН | 2022 |
|
RU2797158C1 |
Предлагаемое изобретение относится к способам контроля шероховатости поверхности, например, асфальтобетонного покрытия. Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия заключается в том, что на контролируемую поверхность, находящуюся в сухом или мокром состоянии, укладывают пластину с постоянной величиной поперечного сечения и размером, равным расчетной площади следа колеса, с выполненными в ней отверстиями. Глубина впадин измеряется посредством вертикального введения в каждое из отверстий подвижной части штангенциркуля. Результат измерения глубины впадин в каждом из отверстий определяется как разность показаний штангенциркуля и толщины пластины. Технический результат состоит в повышении точности контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия за счет измерения впадин с заданным интервалом, обусловленным конструктивным расположением отверстий в пластине, через которые производятся измерения. 1 ил., 1 табл.
Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия, заключающийся в том, что определяют площадь контролируемой поверхности и глубину впадин, отличающийся тем, что площадь контролируемой поверхности принимают равной расчетной площади следа колеса, а глубину впадин определяют как разность показаний штангенциркуля при введении его подвижной части в каждое из отверстий, выполненных в пластине, положенной на контролируемую поверхность, и толщины пластины, а по средней величине глубины впадин определяют шероховатость дорожного покрытия.
Устройство для определения макрошероховатости дорожных покрытий | 1983 |
|
SU1073361A1 |
0 |
|
SU157796A1 | |
Профилограф для снятия профилограмм корродированных поверхностей | 1960 |
|
SU133608A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ОЦЕНКИ РОВНОСТИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ | 1997 |
|
RU2136805C1 |
Авторы
Даты
2009-10-20—Публикация
2007-11-26—Подача