СПОСОБ КОНТРОЛЯ ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ Российский патент 2009 года по МПК E01C23/07 

Описание патента на изобретение RU2370589C2

Заявляемое изобретение относится к способам контроля шероховатости поверхности, например, асфальтобетонного покрытия.

Известен способ определения шероховатости дорожного покрытия с помощью игольчатого микропрофилографа, включающий определение средней глубины впадин [Операционный контроль качества земляного полотна и дорожных одежд / Под ред. А.Я.Тулаева. М.: Транспорт, 1985, 224 с. - аналог]. Недостатком способа является высокая трудоемкость и недостаточная точность контроля шероховатости, так как измерения на каждом участке дороги проводят трижды: вдоль оси дороги, перпендикулярно ей и под углом 45° к оси дороги.

Известен также способ определения шероховатости дорожного покрытия методом «песчаного пятна», включающий определение площади и средней глубины впадин на контролируемой поверхности [Ведомственные строительные нормы - ВСН 38-90 - прототип].

Недостатком данного способа является то, что он не обеспечивает достаточную точность контроля шероховатости ввиду того, что на точность измерений влияет состояние влажности поверхности дорожного покрытия. А используемый в качестве заполняющего материала песок имеет высокую способность к адгезии (прилипанию), неоднородную структуру, кроме того, для определения площади контролируемой поверхности требуется строгое выравнивание песчаного отпечатка в форме прямоугольника или круга.

Техническая задача заявляемого изобретения - повышение точности контроля шероховатости дорожного покрытия за счет упрощения способа и снижения погрешности измерений.

Решение технической задачи обеспечивается тем, что в способе контроля шероховатости дорожного покрытия, заключающегося в том, что определяют площадь контролируемой поверхности и глубину впадин, при этом площадь контролируемой поверхности принимают равной расчетной площади следа колеса, а глубину впадин определяют как разность показаний штангенциркуля при введении его подвижной части в каждое из отверстий, выполненные в пластине, наложенной на контролируемую поверхность, и толщиной пластины.

Повышение точности контроля в предлагаемом способе заключается в вертикальном измерении глубины впадин с заданным интервалом, обусловленным конструктивным расположением отверстий в пластине, через которые производятся измерения при плотном ее прилегании при укладке на контролируемую поверхность асфальтобетонного покрытия. Заявленный способ позволяет определить глубину впадин с точностью до 0,1 мм, что и является новым техническим результатом заявленного способа.

Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия поясняется с помощью чертежа, где схематично представлен общий вид пластины.

На контролируемую поверхность, находящуюся в сухом или мокром состоянии, укладывают пластину 1 с выполненными в ней отверстиями 2. Прямоугольная металлическая пластина с постоянной величиной поперечного сечения не менее 5 мм и размером, равным расчетной площади следа колеса, имеет отверстия, расположенные друг от друга с межосевыми расстояниями, равными 50 мм, и диаметром, равным 5 мм. Через отверстия посредством введения в них подвижной части штангенциркуля измеряется глубина впадин контролируемой поверхности. Результат измерения глубины впадин в каждом из отверстий определяется как разность показаний штангенциркуля и толщины пластины. Заявленный способ позволяет определять глубину впадин с точностью до 0,1 мм, обусловленной ценой деления шкалы нониуса штангенциркуля.

Пример конкретного исполнения.

На 5-и участках асфальтобетонного покрытия с различной шероховатостью был проведен ряд испытаний по контролю шероховатости.

На контролируемую поверхность укладывали прямоугольную плоскую пластину размером 250×350 мм, равным расчетной площади следа колеса, и толщиной 5 мм с выполненными в ней 35-ю отверстиями диаметром d=5 мм и расположенными друг от друга с межосевыми расстояниями, равными 50 мм.

Результат измерения глубины впадин каждого измерения определили как разность показания нониуса штангенциркуля и толщины пластины.

Для сравнения с прототипом на тех же участках дорожного покрытия определяли среднюю глубину впадин методом «песчаного пятна», объем песка брали равным 50 см3. Результаты испытаний приведены в таблице.

Сравнительную оценку шероховатости поверхности согласно заявленному способу и по прототипу определяли по величине средней глубины впадин. Из приведенных в таблице данных видно, что заявленный способ позволяет повысить точность измерений фактически в 2 раза, кроме того, предлагаемый способ позволяет осуществлять контроль шероховатости как в сухом, так и мокром состоянии дорожного покрытия, что также является преимуществом заявляемого способа.

Таблица Результаты испытаний Участки Результаты измерения методом «песчаного пятна» (прототип) Площадь по заявленному способу и по прототипу S, (мм2) Результаты измерений по заявленному способу Объем песка
Vпес., (см3)
Средняя глубина впадин ,
(мм)
Результаты измерений hi, (мм) Средняя глубина впадин hi, (мм)
1 2 3 4 5 6 1 50 0,96 521,27 2,1 2,0 2,6 2,6 3,5 1,5 1,4 2,22 2,6 2,8 1,0 2,0 2,0 2,5 2,4 2,0 4,0 1,6 3,0 1,5 0,7 1,0 1,4 2,8 2,1 3,6 0,9 2,3 2,1 3,1 2,6 1,5 2,3 2,2 2,8 2,6 2 50 1,74 288,00 2,4 2,5 3,5 3,3 2,7 2,8 1,9 2,97 2,9 3,1 4,2 3,1 2,8 5,1 4,1 3,7 1,5 2,6 3,3 4,9 5,2 1,9 2,3 2,6 0,3 3,1 3,2 2,2 2,6 2,0 3,2 3,7 2,7 2,3 2,0 4,3 3 50 1,23 404,76 0,3 1,0 1,4 1,5 0,7 1,8 2,1 1,80 0,9 2,3 2,8 0,5 5,3 2,0 2,3 1,5 1,2 2,1 0,7 2,6 1,9 1,9 1,6 1,7 2,4 1,2 1,5 1,0 1,9 2,1 2,7 1,8 1,6 2,1 2,7 2,0 4 50 0,92 272,22 1,9 1,6 1,2 2,1 4,1 1,2 3,0 1,87 2,6 2,6 1,9 1,6 1,3 1,4 2,7 2,5 1,4 1,8 1,0 2,4 2,6 1,1 1,3 1,1 2,3 2,6 0,6 2,1 1,5 2,4 2,5 1,2 1,2 1,8 2,4 0,5 5 50 1,091 229,13 0,7 1,4 1,1 3,6 1,8 1,2 1,9 2,15 2,2 2,0 2,6 2,0 0,7 2,5 2,3 1,1 3,2 1,1 2,0 2,7 2,7 2,3 4,1 2,2 2,3 2,9 1,4 2,8 2,8 2,5 2,5 1,1 2,0 3,5 2,5 1,6

Похожие патенты RU2370589C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ 2011
  • Романов Сергей Иванович
  • Стадник Александр Юрьевич
RU2478749C2
СОСТАВ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ХОЛОДНОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА 2013
  • Сыроежко Александр Михайлович
  • Дронов Сергей Вячеславович
  • Идрисов Вадим Идрисович
  • Гарабаджиу Александр Васильевич
RU2535325C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРА ШЕРОХОВАТОСТИ НА ТОКАРНЫХ СТАНКАХ С ЧПУ ПРИ ПОЛУЧИСТОВОЙ И ЧИСТОВОЙ ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛА ТВЕРДОСПЛАВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ 2012
  • Плотников Александр Леонтьевич
  • Сергеев Александр Сергеевич
  • Зайцева Наталья Григорьевна
RU2492968C1
КОНСТРУКЦИЯ ОБТЕКАТЕЛЯ АНТЕННЫ С НЕПРЕРЫВНОЙ АДАПТАЦИЕЙ ДИЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРОНИЦАЕМОСТИ 2019
  • Деслюкс, Делфин
  • Мозер, Симон
  • Мимун, Эммануэль
RU2772077C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ 2004
  • Девятов Михаил Михайлович
  • Панов Дмитрий Борисович
RU2275450C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ РАЗДРАЖАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ И АКТИВНОСТИ ПРИРОДНЫХ, СИНТЕТИЧЕСКИХ СУБСТАНЦИЙ И ГОТОВЫХ ПРЕПАРАТОВ НА КУРИНЫХ ЭМБРИОНАХ МЕТОДОМ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДОППЛЕРОГРАФИИ 2008
  • Тихонов Владимир Петрович
  • Шевченко Татьяна Владимировна
  • Родина Ирина Алексеевна
  • Белянкина Елена Юрьевна
  • Плигина Кира Львовна
  • Макарова Марина Николаевна
  • Гирина Марина Борисовна
RU2383888C1
СПОСОБ ПРЕССОВАНИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ФОРМЫ ФЕНИТОИНА НАТРИЯ 2002
  • Кроттс Джордж Харланд Iii
  • Фессехайе Мебрахту Гебретенсае
  • Гадираджу Сринивас Раджу
  • Гоэл Джон Джозеф
  • Гебре-Селлассие Исаак
  • Шет Ашлеш Калианбхай
RU2262922C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ АДГЕЗИИ ЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ 2023
  • Сафин Эдуард Вилардович
  • Мингажев Аскар Джамилевич
  • Мингажева Алиса Аскаровна
RU2816228C1
БИТУМНО-МИНЕРАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2010
  • Борисенко Юрий Григорьевич
  • Яшин Сергей Олегович
  • Солдатов Алексей Александрович
RU2436819C1
АСФАЛЬТОБЕТОН 2022
  • Тюрюханов Кирилл Юрьевич
  • Агапитов Денис Андреевич
  • Белянин Ярослав Олегович
  • Гагаринов Алексей Сергеевич
  • Степанов Дмитрий Сергеевич
  • Власов Антон Сергеевич
RU2797158C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 370 589 C2

Реферат патента 2009 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ

Предлагаемое изобретение относится к способам контроля шероховатости поверхности, например, асфальтобетонного покрытия. Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия заключается в том, что на контролируемую поверхность, находящуюся в сухом или мокром состоянии, укладывают пластину с постоянной величиной поперечного сечения и размером, равным расчетной площади следа колеса, с выполненными в ней отверстиями. Глубина впадин измеряется посредством вертикального введения в каждое из отверстий подвижной части штангенциркуля. Результат измерения глубины впадин в каждом из отверстий определяется как разность показаний штангенциркуля и толщины пластины. Технический результат состоит в повышении точности контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия за счет измерения впадин с заданным интервалом, обусловленным конструктивным расположением отверстий в пластине, через которые производятся измерения. 1 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 370 589 C2

Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия, заключающийся в том, что определяют площадь контролируемой поверхности и глубину впадин, отличающийся тем, что площадь контролируемой поверхности принимают равной расчетной площади следа колеса, а глубину впадин определяют как разность показаний штангенциркуля при введении его подвижной части в каждое из отверстий, выполненных в пластине, положенной на контролируемую поверхность, и толщины пластины, а по средней величине глубины впадин определяют шероховатость дорожного покрытия.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2370589C2

Устройство для определения макрошероховатости дорожных покрытий 1983
  • Фримштейн Марк Иосифович
SU1073361A1
0
SU157796A1
Профилограф для снятия профилограмм корродированных поверхностей 1960
  • Горожанкин И.П.
  • Гуревич И.М.
SU133608A1
ПРИБОР ДЛЯ ОЦЕНКИ РОВНОСТИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ 1997
  • Амельченко В.Ф.
  • Денисов В.П.
  • Матяш И.И.
  • Мещеряков В.А.
RU2136805C1

RU 2 370 589 C2

Авторы

Банатов Анатолий Васильевич

Даты

2009-10-20Публикация

2007-11-26Подача