Предлагаемое изобретение относится к способам контроля шероховатости поверхности, например, асфальтобетонного покрытия.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому техническому результату является способ определения шероховатости дорожного покрытия методом "песчаного пятна", включающим засыпку контролируемой площади определенным объемом природного песка, измерение площади контролируемой поверхности и среднюю глубину впадин [Ведомственные строительные нормы - ВСН 38-90].
Однако недостатками известного способа является то, что он не обеспечивает достаточную точность контроля параметров шероховатости ввиду того, что используемый в качестве заполняющего материала природный песок имеет неоднородную структуру, различную геометрическую форму и размеры частиц, а также высокую способность к адгезии (прилипанию), что способствует уменьшению плотности заполнения впадин контролируемой поверхности.
Техническая задача заявляемого изобретения - повышение точности контроля параметров шероховатости дорожного покрытия за счет использования заполняющего материала с низкой адгезией.
Решение технической задачи обеспечивается тем, что в способе контроля шероховатости дорожного покрытия, заключающемся в том, что контролируемую поверхность засыпают определенным объемом заполняющего материала, распределяют его вровень с поверхностью выступов шероховатости, определяют площадь контролируемой поверхности и среднюю глубину впадин, при этом в качестве заполняющего материала используются стеклянные микрошарики диаметром 0,01 мм из материала с низкой адгезией.
Используемые в качестве заполняющего материала стандартные стеклянные микрошарики имеют строго заданную сферическую форму с идеально гладкой поверхностью и изготовленные из материала, практически сводящем к нулю адгезию, что позволяет с большей точностью осуществлять контроль поверхности дорожного покрытия, что и обеспечивает новый технический результат заявляемого изобретения.
Способ контроля шероховатости осуществляется с помощью устройства, представленного на фиг. 1, 2, 3.
Способ осуществляется следующим образом.
На контролируемую поверхность устанавливают рамку 1, выполненную в виде прямоугольника и закрепленную на регулируемых опорах 2. Внутрь рамки 1 засыпают 250 см3 стандартных стеклянных микрошариков диаметром 0,01 мм и разравнивают рейкой 3, закрепленной на рамке с возможностью перемещения ее в горизонтальной плоскости, вровень до появления первого выступа. С помощью масштабных линеек 4, размещенных на внешних горизонтальных плоскостях рамки, определяют площадь контролируемой поверхности. Затем по известной методике определяют среднюю глубину впадин:
где Нср - средняя глубина впадин;
Vn - объем песка;
Sз - площадь контролируемой поверхности.
Пример конкретного исполнения
На трех участках асфальтобетонного покрытия с различной шероховатостью был проведен ряд испытаний по контролю шероховатости. В качестве заполняющего материала использовали стандартные стеклянные микрошарики диаметром 0,01 и 0,05 мм, объемом 250 см3. Для сравнения с прототипом в качестве заполняющего материала использовали природный песок. Результаты испытаний приведены в таблице.
мм
Из приведенных в таблице данных видно, что наиболее точные результаты определения средней глубины впадин дорожного покрытия показали испытания при использовании в качестве заполняющего материала микрошариков с диаметром 0,01 мм, что в сравнении с использованием природного песка по прототипу позволяет повысить точность контроля определения шероховатости на 8%.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 2007 |
|
RU2370589C2 |
Способ определения шероховатости дорожного покрытия | 1980 |
|
SU907138A1 |
Способ повышения износостойкости поверхностного слоя дорожного полотна | 2020 |
|
RU2719840C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 2011 |
|
RU2478749C2 |
ТЕРМОПЛАСТ ДЛЯ РАЗМЕТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ | 2008 |
|
RU2378308C1 |
Радиопоглощающая асфальтобетонная смесь и дорожное покрытие, выполненное из этой смеси | 2017 |
|
RU2637701C1 |
РАДИОПОГЛОЩАЮЩИЙ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЙ ДОРОЖНЫЙ РЕМОНТНЫЙ СОСТАВ, СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ И НАНЕСЕНИЯ | 2017 |
|
RU2665541C1 |
Состав для заполнения деформационных швов и способ его приготовления | 2018 |
|
RU2696747C1 |
БИТУМОМИНЕРАЛЬНАЯ СМЕСЬ | 1997 |
|
RU2167118C2 |
ХОЛОДНАЯ АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2008 |
|
RU2382802C1 |
Изобретение относится к способам контроля шероховатости поверхности, например, асфальтобетонного покрытия. Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия, заключающийся в том, что контролируемую поверхность засыпают определенным объемом заполняющего материала, распределяют его вровень с поверхностью выступов шероховатости, определяют площадь контролируемой поверхности и среднюю глубину впадин. В качестве заполняющего материала используют стеклянные микрошарики диаметром 0,01 мм, из материала с низкой адгезией. Технический результат состоит в повышении точности контроля параметров шероховатости дорожного покрытия за счет использования заполняющего материала с низкой адгезией. 3 ил., 1 табл.
Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия, заключающийся в том, что контролируемую поверхность засыпают определенным объемом заполняющего материала, распределяют его вровень с поверхностью выступов шероховатости, определяют площадь контролируемой поверхности и среднюю глубину впадин, отличающийся тем, что в качестве заполняющего материала используют стеклянные микрошарики диаметром 0,01 мм из материала с низкой адгезией.
Технические указания по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью, ВСН 38-90, Москва, Транспорт, 1990, с | |||
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Авторы
Даты
2006-04-27—Публикация
2004-09-27—Подача