Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано преимущественно в турбонасосных агрегатах жидкостных ракетных двигателей ЖРД.
Известен шнекоцентробежный насос, содержащий разъемный корпус, центробежные рабочие колеса (крыльчатки), шнек, вал и опорные узлы в виде подшипников скольжения и качения (RU 2094660 С1, 27.10.1997). Известный насос не предназначен для системы топливопитания ЖРД.
Наиболее близким к изобретению является шнекоцентробежный насос, содержащий корпус и установленные на валу крыльчатку со ступицей и шнек (RU 2106534 С1, 10.03.1998).
Шнек улучшает антикавитационные свойства насоса, т.к. он обладает лучшими антикавитационными свойствами, чем центробежная крыльчатка. Шнек обеспечивает повышение антикавитационных свойств насоса, но он механически связан с рабочим колесом насоса и имеет с ним одинаковую угловую скорость вращения. Однако стремление уменьшить вес и габариты насосов, особенно в ракетной технике, потребовало значительного увеличения частоты вращения ротора, при этом антикавитационные свойства насосов ухудшились. Это не позволяет эксплуатировать насос при очень больших угловых скоростях вращения ротора, например 40…100 тыс. об/мин. Применение редукторных схем увеличило бы вес насоса и усложнило его конструкцию.
Задачей создания изобретения является улучшение антикавитационных свойств насоса.
Технический результат достигается за счет того, что в шнекоцентробежном насосе, содержащем корпус и установленные на валу крыльчатку со ступицей и шнек, согласно изобретению шнек установлен на дополнительном валу, он установлен с возможностью осевого перемещения и подпружинен в торец со стороны выхода насоса пружиной, установленной на дополнительном валу, внутри ступицы крыльчатки выполнена внутренняя полость, в которой размещены сопловой аппарат и рабочее колесо гидротурбины, соединенной через магнитную муфту с дополнительным валом.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором схематично изображен шнекоцентробежный насос в разрезе.
Шнекоцентробежный насос содержит установленную на валу 1 крыльчатку 2 со ступицей 3. Вал 1 установлен на подшипнике 4. Шнек 5 установлен на дополнительном валу 6. Крыльчатка 3 жестко связана с валом 1, например, посредством шпонки или шлицевого соединения. Дополнительный вал 6 выполнен внутри вала 1 с возможностью проскальзывания, т.е. вращения с различной частотой. Концентрично дополнительному валу 6 установлена втулка 7, на которой выполнено рабочее колесо 8 гидротурбины. Перед рабочим колесом 8 гидротурбины установлен сопловой аппарат 9 гидротурбины, который крепится внутри вала 1 во внутренней полости 10. Внутренняя полость 10 отверстиями 11, выполненными радиально в валу 1, сообщается с разгрузочной полостью 12. Внутренняя полость 10 сообщается также при помощи отверстий 13 с полостью крыльчатки 2.
Между дополнительным валом 6 и втулкой 7 выполнена магнитная муфта 14. Дополнительный вал 6 подпружинен с торца пружиной 15.
Подшипник 4 установлен в корпусе 16. К корпусу 16 подстыкован входной корпус 17 с входной полостью 18 и выходной корпус 19 с выходной полостью 20. Между шнеком 5 и крыльчаткой 2 выполнена полость 21. На заднем торце ступицы 3 крыльчатки 2 выполнено заднее уплотнение 22, отделяющее выходную полость 20 от разгрузочной полости 12. Разгрузочная полость 12 позволяет уменьшить осевое усилие на основной подшипник 4.
При запуске насоса шнек 5 вращается практически с той же скоростью, что и крыльчатка 2 за счет поджатия пружины 15, что благоприятно сказывается на антикавитационных свойствах насоса. При выходе шнекоцентробежного насоса на максимальный режим давление перекачиваемого продукта в полости 21 будет больше, чем это необходимо из условия отсутствия кавитации на входе в шнек 5. Повышенное давление в полости 21 создаст осевое усилие и переместит шнек 5 в сторону входа в насос, при этом сожмется пружина 15, и дальнейшее перемещение шнека 5 прекратится, но дополнительный вал 6 будет вращаться с меньшим числом оборотов, чем вал 1.
При падении давления в полости 21 происходит обратный процесс, т.е. шнек 5 перемещается в сторону крыльчатки 2, тем самым процесс регулирования нагрузки будет полностью автоматизирован. Это значительно улучшит антикавитационные свойства насоса, например, при частоте вращения вала 100000 об/мин можно получить скорость вращения шнека 5 порядка 5000…10000 об/мин, т.е предельную по кавитационным свойствам шнека скорость. При этом на одной ступени центробежного насоса будет получено максимально возможное повышение давления при минимальном весе и габаритах насоса, что имеет решающее значение для ракетных двигателей.
Применение изобретения позволяет:
1. Значительно улучшить кавитационные свойства насоса за счет уменьшения скорости вращения шнека, применения консольной схемы и размещения пружины автомата управления нагрузкой шнека внутри стакана на валу.
2. Повысить КПД насоса за счет уменьшения утечек в зазорах.
3. Предотвратить срыв потока перекачиваемого компонента в насосе вследствие кавитации на его входе.
4. Создать насос с минимальным весом и габаритами при большом напоре и производительности, что имеет первостепенное значение в ракетной технике.
5. Обеспечить автоматическое регулирование антикавитационных свойств насоса.
6. Разгрузить осевые силы, действующие на ротор насоса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2008 |
|
RU2383782C2 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2008 |
|
RU2382236C2 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С ДВУМЯ ВХОДАМИ | 2008 |
|
RU2366837C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2007 |
|
RU2358160C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2009 |
|
RU2384741C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2009 |
|
RU2391561C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2009 |
|
RU2466299C2 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2009 |
|
RU2412375C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2008 |
|
RU2366836C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2010 |
|
RU2445514C1 |
Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано преимущественно в турбонасосных агрегатах ЖРД. Шнекоцентробежный насос содержит корпус 16, крыльчатку 2 со ступицей 3, установленные на валу 1, и шнек 5. Шнек 5 установлен на дополнительном валу 6. Вал 6 установлен с возможностью осевого перемещения и подпружинен в торец со стороны выхода насоса пружиной 15, установленной на дополнительном валу 6. Внутри ступицы 3 крыльчатки 2 выполнена внутренняя полость 10, в которой размещены сопловой аппарат 9 и рабочее колесо 8 гидротурбины, соединенное через магнитную муфту 14 с дополнительным валом 6. Изобретение направлено на улучшение антикавитационных свойств насоса. 1 ил.
Шнекоцентробежный насос, содержащий корпус и установленные на валу крыльчатку со ступицей и шнек, отличающийся тем, что шнек установлен на дополнительном валу, он установлен с возможностью осевого перемещения и подпружинен в торец со стороны выхода насоса пружиной, установленной на дополнительном валу, внутри ступицы крыльчатки выполнена внутренняя полость, в которой размещены сопловой аппарат и рабочее колесо гидротурбины, соединенной через магнитную муфту с дополнительным валом.
БУСТЕРНЫЙ ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ | 1996 |
|
RU2106534C1 |
Шнекоцентробежный насос | 1990 |
|
SU1783171A1 |
Шнекоцентробежный насос | 1985 |
|
SU1240956A1 |
Насосный агрегат | 1980 |
|
SU931968A1 |
US 3981628 A, 21.09.1976 | |||
JP 56101098 A, 13.08.1981. |
Авторы
Даты
2009-10-20—Публикация
2008-04-07—Подача