Изобретение относится к области профилактической и психосоматической медицины, может быть использовано в психологии, психотерапии. Способ эффективен в профилактике, при лечении неврозов и психосоматических расстройств, в психотерапии отклоняющегося и зависимого поведения, алекситимии.
Актуальность разработки метода определяется необходимостью создания новых, более эффективных краткосрочных глубинных методов как в профилактике, так и лечении психосоматических расстройств. Необходимость создания новых концепций и методов в клинической психологии связано, прежде всего, с «кризисом психоанализа как теоретической базы ведущих психосоматических концепций за рубежом» (Клиническая психология под ред. Б.Д.Карвасарского, Питер, Спб., 2004 г., стр.492).
В настоящее время в психотерапии намечается системный мультимодальный подход, который связывается с: а) выходом за рамки известных теорий психотерапии; б) внедисциплинарным эвристическим подходом; в) экскурсом в гуманитарную, антропологическую области знания; г) холистической идеей. (http://www.oppl.ru/library/psihoterapia /6/112003 Bazdiss.doc)
В настоящее время известен ряд глубинных методов и техник, направленных на обнаружение глубинного подсознательного материала. Наиболее разработанными являются психоаналитическая теория и практика К.Юнга.
В психоаналитической теории и практике К.Юнга многие психосоматические расстройства рассматриваются с позиций процесса индивидуации личности. При этом используются способы активного воображения и практика работы со сновидениями. По мнению К.Юнга патология чаще всего имеет более глубокую сердцевину - архетипическую, большое внимание уделяется духовной природе человека. Его концепция применима не только к неврозам, психосоматическим расстройствам, но также полезна для практик, способствующих самопознанию и общему процессу индивидуации. Все разработанные на основе концепции способы очень эффективны, однако имеют свои ограничения, поскольку обязательным условием является необходимость достижения относительно высокой степени стабильности Эго, поскольку пациент должен научиться контролировать и анализировать эмоциональные образы и символы, поэтому относится к методам долгосрочной терапии.
Известен способ драматерапии как символ жизненных изменений (М.Андерсен-Уоррен, Р.Грейнджер, Драматерапия, СПб., 2001, с.158-160), использующийся при значительных жизненных изменениях и переходах. Теоретически способ основан на антропологической модели древних ритуалов, поэтому имеет трехчастную структуру: начало, середину и завершение. Первая часть связана с актуализацией опыта, отражающего прошлые события и определяющего наши реакции в настоящем. Вторая часть отражает воображаемую реальность Хаоса, сопровождаемую страхом и утратой «почвы под ногами». Третья часть касается нового опыта и новой реальности. Способ предполагает новый опыт, потрясение, которое не является следствием постепенного роста, а представляет собой прорыв в новое, изменяющее мировоззрение людей. Недостатком способа является то, что техническая сторона способа не соответствует заявленной теоретической: отсутствует глубинный опыт переживаний, состояние Хаоса, потрясение и все переживания, соответствующие обрядам перехода, как лиминальные.
Известен способ перехода из одного статуса в другой посредством ритуала во многих традициях. При организации ритуального пространства, например при начале родовых схваток, роженица выходит за порог дома и обращается к четырем сторонам света (Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. Рос. Гос. Гуманитарный университет, М., 2001 г., стр.65).
При поиске видений в обряде инипи совершается обращение к сторонам света (Дж.Нейхард. Откровение Черного Лося, Сфера, Москва, 1997 г., стр.382). Несмотря на большое количество работ в области антропологии, исследование ритуала затрагивает лишь его внешнюю сторону. Это является причиной потери внутреннего смысла ритуала, его культурного «кода», и ограничением использования его в современных терапевтических практиках, или используются лишь технические приемы без раскрытия глубинного смысла. Вследствие этого функции ритуала остаются нераскрытыми.
Известен способ «символдрамы», или кататимно-имагинативная психотерапия, разработанная известным немецким психотерапевтом, профессором Ханскарлом Лейнером. В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, Эриксоновского гипноза и аутотренинга. Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию. Метод клинически высоко эффективен при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности (Я.Л.Обухов "Символдрама. Введение в основную степень". Ростов-на-Дону, ООО"Мини Тайп", 2005, стр.7-9). К недостаткам следует отнести наличие суггестивных способов для введения в состояние расслабления, а также директивность при задании образа, как правило, это ограниченное количество образов, соответствующих основным архетипам, что снижает эффективность метода. Кроме того, способ не предусматривает многоуровневое рассмотрение симптома или причины заболевания.
Известен способ построения семантических пространств как метод и форма модельного представления субъективных семантических пространств.
Психосемантический подход позволяет наметить новые принципы типологии личности, где личность испытуемого рассматривается не как набор объектных характеристик в пространстве диагностических показателей, а как носитель определенной картины мира, как некоторый микрокосм индивидуальных значений и смыслов. Процесс актуального порождения значений в способе представляется как последовательная развертка плана содержания, осуществляемая от эмоционально-образных форм отражения к опосредованным значениями уровням предметной расчлененности. На языке модельного представления этот процесс выступает как последовательная развертка-расщепление небольшого числа семантически расплывчатых факторов в пучки семантически более узких, конкретных, отражающих предметный уровень характеристики факторов. В способе используется прием описания человека через оценку его поведения в предлагаемых обстоятельствах, в частности методом шкалирования сказочных персонажей. Поскольку психосемантический подход практически полностью повторяет в своей теоретической основе положения теории и практики К.Юнга, то к недостаткам технической части следует отнести невозможность при таком подходе подойти непосредственно к развертке этих значений, к картине мира с ее археобразами (В.Ф. Петренко, Психология, 1998 год, (3)).
Известен способ классификации археобразов и мифообразующих структур во взаимосвязи с космологической концепцией, основными стихиями как археструктурами. В работе основные мифологические сюжеты, сказки-символы, группируются вокруг основных концептуальных идей, раскрывая идейный смысл. Прослеживается попытка увязывать эти идеи и эмоциональные состояния человека в единую типологическую систему. Несмотря на обширную классификацию археобразов, недостатком способа является директивность трактовки состояний в отношении индивидуальной личности, свойственных астрологическим концепциям, их фиксированность на времени рождения человека, что делает систему жесткой и не вполне пригодной для психотерапевтических целей. В целом выполненная классификация и систематизация, на сегодняшний день, считается авторами наиболее полной из всех имеющихся (Семира и Веташ, Астрология и мифология. АТОН, СПб., 1998 г.).
Известен способ групповой арт-терапии по созданию группового пространства, в котором используется инсталляция, для создания художественно-организованного пространства из любых предметов или произведений изобразительного искусства. Способ служит для изучения внутригрупповых коммуникативных процессов и осознания своих «теневых» сторон. Имеет ограниченный спектр применения в медицине (А.И.Копытин, Системная арт-терапия, Питер, Спб., 2001 г., стр.191-208, А.И. Копытин, Теория и практика Арт-терапии, Питер, СПб., стр.158).
Ближайшим аналогом предлагаемого способа является способ арт-терапии, включающий некоторые антропологические идеи. В способе помимо традиционных арт-стратегий происходит обращение участников к стихиям с использованием ритуализации и имитацией событий макрокосмического события - взаимодействие двух природных элементов «огонь и вода» на конкретно физическом и отвлеченно-символическом уровне. Способ относится к мультимодальному подходу в арт-терапии. В способе происходит драматически-ролевая коммуникация, ведущая роль при этом отводится идентификации членов группы с природными элементами через перфоманс и язык тела. Совершение ритуальных действий связывается с мифопоэтическим восприятии реальности. Способ нацелен на повышение творческой экспрессии и приобретение навыков коммуникативного уровня. К недостаткам следует отнести недостаточное раскрытие символического образа стихий как раскрытия смыслового содержания психосемантического пространства на разных уровнях существования человека, т.е. сущности самого ритуального действия, и, как следствие, сужение способа применения (А.И.Копытин, Золотой фонд психотерапии. Теория и практика Арт-терапии, Питер, СПб., стр.190-204).
Современные представления психосоматической медицины базируются на «многофакторной обусловленности основных психосоматических заболеваний… расширению числа переменных» (Клиническая психология под ред. Б.Д.Карвасарского, Питер, Спб., 2004 г., стр.492), в связи с чем заявляемый метод сочетает в себе несколько основных направлений и способов, известных в психологии и психосоматической медицине.
Отличительной особенностью предлагаемого способа является сочетание в нем двух основных направлений: психоаналитического и антропологического, при этом используются техники вербального анализа, арт-терапии с включением в нее драматерапии, символдрамы, активного воображения, инсталляции, перформанса и телесной терапии. В целом способ использует интегративный мультимодальный подход, нацеленный на помощь человеку в осуществлении процесса индивидуации.
Психоаналитический подход позволяет понять смысл симптома исходя из биографии и опыта, также истории семьи, а антропологический позволяет связать смысл симптома или расстройства с духовной экзистенцией больного, т.е. рассмотреть с позиций анализа бытия. В основе способа лежит феноменологическая и экзистенциальная философия и психология, поэтому способ нацелен на кратковременную и интенсивную терапию (Клиническая психология под ред. Б.Д.Карвасарского, Питер, Спб., 2004 г., стр.629). Цель способа - помочь человеку подойти к целостному и адекватному образу Я, что означает переход к конструктивному поведению, зрелости и адаптивности, способности к функционированию.
Предлагаемый способ благодаря ритуализированному действию в драматерапии позволяет соединить воедино практически все техники арт-терапии: символдраму, рисунок, инсталляцию, перформанс, телесную терапию, тем самым реализовать подход мультимодальной терапии, рассматривая большой спектр жизнедеятельности человека: поведение, эмоции, чувства, ощущения, образы, когниции, межличностные отношения, биологическое существование человека. Такое техническое решение позволяет увидеть особенности сбоев в каждой сфере и выстроить оптимальную стратегию решения проблем, коррекции отклоняющегося поведения, благодаря последовательному раскрытию значений психосемантического пространства перехода от символического его выражения к эмоциональному, и затем перейти к смысловому предметному плану.
В целом способ позволяет создать положительные изменения при различных формах дезадаптивного и отклоняющегося поведения, в том числе при патологических зависимостях, при психосоматических расстройствах различной природы, благодаря раскрытию роли глубинных психологических механизмов в патогенезе этих заболеваний, в отличие от имеющихся способов арт-терапии. Эффективен в профилактике психосоматических расстройств.
Как показывают результаты работы в психосоматической медицине, психодинамический конфликт имеет первостепенное значение в формировании природы психосоматического расстройства. По Александеру существует три фактора: унаследованная или рано приобретенная органная или системная недостаточность, психологические паттерны конфликта и формируемая в раннем детстве защита, актуальные жизненные ситуации также важны в этиологии психосоматических расстройств. Замечено также, что актуальные жизненные ситуации оказывают только ускоряющее действие на расстройство (Клиническая психология под ред. Б.Д.Карвасарского, Питер, Спб., 2004 г., стр.480). Особенно заметна такая манифестация симптома при завершении стадий развития, или изменении статуса личности, когда стоит вопрос идентичности, который связан с изменений условий адаптации.
Исходя из экзистенциального подхода авторы заявляемого способа рассматривают патологию как следствие манифестации комплекса и расщепления Я, рассогласованности с собственным знанием, с учетом наследственных признаков соматического здоровья.
Таким образом, задача сводится к оптимизации поиска движения из одного жизненного цикла в другой, при этом переход не может быть осуществлен без обнаружения «начала» возникновения конфликта или заболевания, или устранения десакрализации, и построения новых связей и отношений с собой и миром. В данном случае мы наблюдаем переход от одного пространства - временного континиума - в другой. В психотерапии подобный термин имеет название «перехода» или «жизненных превращений», в антропологии - ритуалов перехода (М.В.Осорина. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, Питер, СПб., 2000 г., с.101).
Задача поиска «начал» возникновения симптома, выделения наследственных закономерностей, которые носят археформы как психосоматическое заболевание и как система семейных отношений, обеспечение дезинтеграции сложившегося паттерна функционирования или комплекса, образовавшегося на ранних стадиях развития, в семейном опыте, в способе решена за счет интеграции двух подходов: психоаналитического и антропологического.
Способ базируется на следующих основных теоретических идеях и концепциях. В психологии - на архетипической психологии К. Юнга и созданной им теории комплексов (К.Юнг. Синхронистичность, Рефл-бук, М., с.127-133).
В антропологической сфере способ базируется на идеях, изложенных академиками Ю.М.Лотманом («Семиосфера») и Топоровым («Пространство и текст»), а именно: наличии нескольких типов времени, связи космогонического и эмбриогонического мифов, важности начал в мифопоэтической концепции, возможности прямого регресса благодаря ритуалу и изменению структуры пространства - времени.
Такое сочетание двух направлений является закономерным, т.к. оба направления, хоть и с разных сторон, но рассматривают образование археструктур в психологии и культуре, а также их символическое значение. И если психология акцентирует больше внимания на особенностях развития индивида и его личном пространстве, то культура подчеркивает особенности развития сообщества за большие промежутки времени, способы передачи и хранения символического через тексты и самого человека, его бессознательное.
Использование двух подходов позволяет реализовывать способ в линейном (или биографическом времени) и циклическом, которое свойственно природным процессам, а также преемственности генетических и архетипических признаков как смене процессов жизни и смерти. Для обеспечения регресса во времени и пространстве по линейному типу времени в способе используется психоаналитическая терапевтическая модель работы, для регресса в циклическом времени используется антропологическая модель ритуала, ориентированного на время «начал». Именно таким ритуалам, ориентированным на начало и конец, в культуре придают особую семиотическую значимость (Ю.М.Лотман, Семиосфера, Искусство - СПб., Спб., 2004 г., стр.355). Более того, значимые ритуалы не являются чем-то отдельным от человека, их последовательность и основные элементы, как показывают работы многих психоаналитиков, являются содержанием бессознательного человека, и именно поэтому правильно организованный ритуал оказывает такое действие на человека, охватывая многие уровни его бытия.
В качестве ритуала начал используется ритуал четырех сторон света или четырех стихий, или четырех первоэлементов. Для раскрытия смысла и культурного кода ритуала, возможности включения его как общей формы начал в психотерапевтическую практику, наряду с производимыми обычными действиями обращения к первоэлементам, в способе используется техники арт-терапии и телесной терапии, в которой большое внимание уделяется связи символического образа и телесного ощущения, что позволяет увязывать две реальности: символическую и телесную, таким образом, использовать многоуровневую или многофакторную модель в терапии, более понятную для пациента. Использование телесной практики упрощает процесс осознания пациента через проявляющиеся телесные симптомы при вхождении и раскрытии разных уровней психосемантического пространства. Таким образом, способ задействует четыре формы семантической репрезентации: через образ (рисунок, символдрама), действие (перформанс, инсталляция), телесные ощущения и через знаковую (т.е. вербальную) форму.
Порядок проведения предлагаемого способа.
ПРОЦЕСС: Заявляемый способ базируется на основном психотерапевтическом принципе: согласованности и связанности внутреннего и внешнего пространства, возможности при изменении внутреннего пространства (отражающее бессознательное) влиять на изменения во вне, таким образом создавать новое пространство.
Любой переход означает завершение одного цикла и построение начала другого цикла или пространства. Драматерапия, используемая в способе, определяет этот переход как трехчастную структуру: начало, середину и завершение. Первая часть связана с актуализацией опыта, отражающего прошлые события и определяющего наши реакции в настоящем. Вторая часть отражает воображаемую реальность Хаоса, сопровождаемую страхом и утратой «почвы под ногами». Третья часть касается нового опыта и новой реальности.
Стоит отметить, что все обряды перехода в традиции отмечены тремя фазами: разделение (separation), грань (mango, или limen, что по латыни означает «порог») и восстановление (reaggregation). Первая фаза означает открепление личности или целой группы от занимаемого ранее места в социальной структуре. Вторая фаза - «лиминальный» период - является промежуточной, поскольку участник получает черты двойственности, находясь в культурном пространстве, которое не укладывается в рамки обычных классификаций состояния (state) и положения (position). При третьей, восстановительной, фазе «переходящий» вновь обретает стабильное состояние и получает права и обязанности «структурного» типа, соответствующего обычным нормам и стандартам (В.Тернер, Символ и ритуал. М.: Наука, 1983, с.17, 40).
Зачастую на пороге такого перехода индивид реагирует на трудности в социальной профессиональной, личной ситуации бегством в ложную идентичность. Несоответствие между Я-концепцией, переживанием и опытом представляет угрозу для Я-концепции. Возникающая при этом тревога порождает чувство ложной уязвимости или невротические нарушения.
Поэтому пациент часто стремится уйти от реального, актуального вопроса «кто Я?», заменяя его симптомо-ориентированным вопросом «что со мной, чем я страдаю?» (Клиническая психология под ред. Б.Д.Карвасарского, Питер, Спб., 2004 г., стр.481). Другими словами, вопрос о его собственной идентичности заменяется вопросом о симптоме или конфликте, что сужает пространство собственного восприятия и имеющихся ресурсов. В рамках экзистенциально-гуманистического подхода психические нарушения и невротические расстройства рассматриваются как результат блокирования человеческой потребности: невозможности самоактуализации, отчуждения человека от самого себя и от мира, невозможности раскрыть смысл собственного существования. Способ позволяет актуализировать разные уровни потребностей (согласно теории Маслоу) и подойти к самоактуализации.
Для помощи в осуществлении такого перехода после проведения предварительной терапии, на которой выясняются основные причины заболевания и состояния, пациенту предлагается пройти 4-дневный семинар (индивидуальный или групповой).
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА:
Предлагаемый способ за счет технических приемов помогает вернуть индивида от концентрации на симптоме или проблеме к вопросу «кто Я?» путем использования инсталляции собственного пространства и таким образом шаг за шагом подойти к своей новой идентичности. Для этого необходимо зафиксировать точку движения или отсчета в виде символической реальности или микрокосма, которая будет соответствовать, с одной стороны, завершению жизненного цикла, а с другой - началу перехода или той точки, с которой начнется новое творение его реальности.
Для введения в драматическую реальность используется миф о сотворении. Такие повествования позволяют выразить «и осмыслить тот опыт, глубинный смысл которого невозможно постичь рационально-логически» (А.И.Копытин. Техники аналитической арт-терапии. Речь, СПб., 2007 г., стр.33).
ПЛАНШЕТ: В качестве планшета используют прямоугольную доску, выполненную из натурального дерева (размером 50×40). Планшет должен быть удобным и прочным, чтобы у человека была возможность перемещаться с ним в пространстве комнаты при взаимодействии с другими участниками группы или терапевтом. Отчасти сам планшет отображает элемент земли, что позволяет сразу рассматривать все процессы относительно земной реальности, имеющей ограничения.
СТИХИИ:
Пациенту предлагается выбрать и принести на семинар предметы, соответствующие четырем основным стихиям: воздуху, огню, воде, земле; это может быть четыре предмета или более для создания предметной композиции. На семинаре ему предлагается создать инсталляцию в пространстве планшета, таким образом, чтобы она могла отразить его наиболее актуальное состояние.
Пространство и время
Время перехода обычно ассоциируется с хаосом, как время создания новой структуры, состояние человека определяется как лиминальное, характеризующееся неопределенным и неизвестным для него пространством-временем «ни здесь, ни там».
Способ позволяет реализовать два типа времени - циклическое и линейное благодаря порядку работы со стихиями. Порядок работы со стихиями определяется, с одной стороны, исходя из мифопоэтической концепции создания вселенной: воздух (как дух), огонь (свет), вода (вода), земля (земля), т.е. цикличности времени. Этот же порядок будет соответствовать линейному регрессу. Эта нисходящая модель используется в телесной терапии Райхом при работе с поясами тела и мышечной броней, где он следует от головы до таза, т.е. от воздуха к земле (В.Т.Кондрашенко. Общая психотерапия. Наука и техника, Минск, 1993, с.56).
ИНСТАЛЛЯЦИЯ, СИМВОЛОДРАМА, ПЕРФОРМАНС
Инсталляция из символических объектов, представляющих внутреннее видение мира, позволяет отстраненно увидеть более объективно многие вещи, которые человек не замечает в жизни. Рассказывая о созданной инталляции, пациенты обычно отмечают заполненность или незаполненность пространства, связывая его с освоенностью им на данном этапе. Важным аспектом является упорядоченность или хаотичность, которая сразу хорошо заметна. Перенос многих проблем на символические предметы делает терапию менее болезненной и помогает пациенту восстановить связь со своим телом и своим «Я», что особенно важно при тяжелой травме и работе с детьми.
Использование символдрамы позволяет включить творческий процесс активного воображения и фантазирования взаимодействия стихии воздуха с общей созданной картиной, что позволяет перейти от статичного образа созданной картины в инсталляции к динамичному, усилить мотивацию на изменение форм отклоняющегося поведения.
Очень важно в этот момент побуждать пациента быть смелым и противостоять образам, которые вызывают страх и тревогу. Успешное противостояние ведет к трансформации и устранению этих чувств. Пугающие символические образы или фигуры обычно являются частью самого человека, и эту часть важно осознать в процессе интенционального диалога в телесной терапии.
Важный вклад в развитие символдрамы (метода) внес проф. Хайнц Хенниг, проводивший исследования в Институте медицинской психологии университета им. Мартина Лютера (Галле). В настоящее время символдрама широко распространена и официально признана системой медицинского страхования ряда европейских стран (Я.Л.Обухов "Символдрама. Введение в основную степень." Ростов-на-Дону, ООО"Мини Тайп", 2005).
Преимуществом заявляемого способа является его наглядность, поскольку достаточно легко зафиксировать переломные моменты, т.к. пространство благодаря рисунку, символодраме и инсталляции, в течение всей сессии и каждого этапа, приобретает другую форму и внешний вид. Арт-терапия представляет собой во многом опыт тела, и поэтому во время работы с художественными материалами: рисунком, предметами - происходит диалог между основными и вторичными процессами, чему способствует перформанс. Использование тела помогает устранить границы между жизнью и воображением, войти в более глубинные семантические пространства и благодаря творческой экспрессии оживить обездвиженное, через тело и движение отреагировать свои эмоциональные впечатления. Терапевт направляет это в творческий процесс, что позволяет пациенту стать частью своей работы и одновременно находиться в ней, т.е. пребывать в состоянии перехода или лиминальности.
ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ
С греческого слово «символ» (symbolom) переводится как знак или примета, и в отличие от научных понятий, стремящихся к однозначности, символические образы представляют собой наиболее универсальные проявления бессознательного и вызывают интерес как раз благодаря многозначности, полисемии. Символ в аналитической психологии является одним из главных инструментов межличностной и внутриличностной коммуникации. Символы тесно связаны с проявлением индивидуального и коллективного бессознательного. Архетипические символы имеют устойчивый, транскультуральный характер. Такие символы, как крест, круг, точка в центре круга, обладают самыми большими смысловыми потенциями. И именно простые символы образуют символическое ядро культуры, личности ее насыщенность. Множественность значений символа является следствием иерархии - упорядочивания различных планов реальности: материального, социального и духовного.
Неоднозначность символа делает его открытым для постижения более глубокого смысла на разных уровнях психосемантического пространства. Раскрытие значений символического служит восстановлению психического равновесия и способствует гармоничному развитию личности.
Для углубления понимания этого смысла и включения первичных и вторичных психических процессов в способе используется телесная терапия, которая следует за перформансом и выполняется как элемент массажа. Ощущение и осознание телесных границ «Я» тесно связано со способностью быть в настоящем времени и в контакте со своими чувствами. Такой опыт крайне необходим для пациентов с алекситимией. Предлагаемый способ телесной терапии помогает расширить через тело понимание структуры и уровней психического пространства, благодаря интенциональному диалогу между терапевтом и клиентом войти в контакт со своим телом.
Основные движения в массаже - это покачивание с небольшой амплитудой 1 -2 колебания в секунду, цель покачиваний - создать движение по всему телу. Движение по всему телу создается за счет подбора ритма и амплитуды, при этом пациент входит во взаимодействие со стихией через образ предмета или телесные ощущения, возникшие в перформансе.
Чтобы найти нужный ритм при покачивании, первоначально одна рука терапевта лежит на груди, вторая в области живота, затем терапевт кладет руки на бедра и так продолжает покачивание. Сигналом к тому, что нужный ритм найден, будет легкое покачивание тела без усилий. В этот момент частота раскачиваний будет соответствовать частоте тела, что означает, что найден терапевтический резонанс. При возникновении образов и ощущений частота раскачивания может меняться, терапевт, осуществляя интенциональный диалог, должен все время поддерживать необходимый терапевтический резонанс, как в физическом плане меняя ритм раскачиваний, так и эмоциональном, поддерживая и развивая течение процесса и сам терапевтический диалог. Каждый уровень психосемантического пространства, как и символ, несут свою частоту, эмоциональную нагруженнность. В этом диалоге терапевт выступает как медиатор между пациентом и телесным, образным или эмоциональным проявлением архетипического образа, поддерживая, развивая и углубляя этот диалог, позволяя развернуться нескольким уровням и значениям символа, выстроить сюжетный смысл. Поскольку первоэлементы лежат в основе всех базовых архетипов, т.е. отражают как индивидуальные, так и коллективные процессы, терапевт исследует возможность раскрытия значений символа, его послание, насыщенность, позволяя связать его с жизнью пациента. В основе подхода лежит экзистенциальная психотерапия. Центральным ее понятием является экзистенция (от позднелат. Existentia - существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основными проявления которой являются забота, страх, решимость, совесть, вина, любовь. «Все проявления определяются через смерть - человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности» (Клиническая психология под ред. Б.Д.Карвасарского, Питер, Спб., 2004 г., стр.625-626). Часто эти переживания связаны с этими моментами «смерти».
После выполнения телесной терапии пациент каждый раз производит изменения в структуре пространства. Инсталляция позволяет отразить переживания и зафиксировать их после телесной терапии, выстроить новое пространство отношений в инсталляции перед началом следующей сессии.
В завершении последней сессии происходит осознанное переструктурирование пространства, пациент выстраивает новое пространство как часть своего мира, выстраивая связи и соотношения между стихиями, определяя их место на планшете и в своей жизни. Это символическое действие и диалог с терапевтом или группой дает ему возможность ощутить свое проявление воли и желания самому творить свою жизнь, а также осознать ответственность за нее, связать свою жизнь и жизнь вселенной и других людей. Символически это отражает представленная инсталляция на планшете. Некоторые участники в завершении сессии используют его как элемент земли, накрывая его цветным платком, таким образом, устанавливая сразу все взаимосвязи на всех уровнях.
Работа в группе позволяет получить обратную связь и увеличить опыт понимания происходящих трансформаций. Это сильный коммуникативный аспект. При завершении работы группы, участник группы дает обратную связь каждому участнику, отмечая важные для него ключевые моменты. Он может попросить какой-либо предмет из его пространства, для того чтобы разместить в своем. Для другого участника группы этот момент является символическим отстранением и выходом из рабочего пространства, в то же время пониманием того, что его личность является целостной - отдавая, он ничего не теряет в себе, а остается собой. Это завершение подкрепляет созданную новую идентичность Я.
Невротические расстройства, как и многие психосоматические расстройства, возникают в результате исчезновения или сужения открытости личности к будущему, замыкания в собственном пространстве или пространстве родительских отношений, что в конечном итоге является ловушкой несвободной личности.
Одиночество и несвобода, в конечном итоге, подпадают под власть ограниченности, которая со временем начинает подавлять, поскольку является иллюзией или желанием власти. Одиночество тоже имеет свое пространство, но как более удаленная зона, она и более труднодоступна для психотерапии.
Как изолированная система, человек может развиваться до некоторого времени в этих удаленных пространственных зонах, но затем надо делать выбор - или «рождаться», или, оставаясь внутри закрытой системы, двигаться по кругу, что в конечном итоге усилит конфликт и психосоматический статус, поскольку замкнутость системы исключает развитие.
ПРИМЕР.
Пациентка П., 32 года, только что получила психологическое образование, замужем, двое детей. Алекситимия, остеохондроз грудного отдела, гормональные нарушения, навязчивый характер мастурбации. Время: находится на участке выбора работы, т.е. социальной реализации.
День первый - воздух:
Н. на семинар принесла предметы: колокольчик, камушек, створку ракушки, маленькую желтую свечку.
Сделав инсталляцию, Н. увидела, что ее колокольчик - без голоса, т.к. не может звенеть, поскольку стоит на планшете; все элементы оказались разобщенными и «не живыми». Она сравнила это пространство со своим реальным в жизни.
Символдрама: Н.: Ветер словно все усилил и прорисовал черно-коричневые кости (Земля), потом синий ореол вокруг в виде замкнутых линий (Вода), потом входящие и выходящие потоки желтого Воздуха и Огонь расцвел оранжевым цветком в груди. И сразу выросли большие зелено-синие листья и появились корни. Получилась красивая картинка. Но потом налетел ураган, ветер вырвал с корнем это растение, оказавшееся деревом с большим, уходящим вглубь земли корнем. Потом все успокоилось, и земля, и вода словно открыли горизонт. Благодаря перформансу удалось ощутить движение после застоя и разобщенности, а также отреагировать чувство растерянности такой хаотичной трансформации после вырывания дерева.
Телесная терапия
Н.: Присутствие воздуха ощутила как трепет в груди, от которого сбивается дыхание.
Тер.: Какие ощущения в теле при этом?
Н.: Почувствовала область лопаток, как там ритмично сокращаются машущие крыльями мышцы, вспомнила, что еще совсем недавно в груди ощущалась маленькая птичка. А сейчас как сила внутри появилась. Пустота вокруг. Спокойствие. Кажется, могу отстраниться, но не быть такой замороженной, как обычно. Я могу летать в пустоте, не включаться эмоционально, сохранять спокойствие; и быть живой, горячей.
Тер.: Ты действительно так себя ощущаешь?
Н.: В ответ стянуло и сдавило лоб, глаза запульсировали, затрепетали. Ощутила комок в голе.
Тер.: Что означает этот комок?
Н.: Выбор, сказать или не сказать, выразить себя через слово или нет. В ответ легкий трепет в груди. Дотрагиваюсь до груди, но руки мерзнут.
Тер: Как их можно согреть?
Н.: Надо махать крыльями, тогда тепло. Обмен появляется с миром. Появился жар между лопатками.
После этой работы на планшете она внесла изменения: приподняла колокольчик.
Н: после первого дня дома все спорилось, куча дел и прекрасное настроение. Планы на будущее.
День второй - огонь:
Н.: Придумала подставку под колокольчик, и он обрел свой голос. Сразу стал выделяться среди других элементов. Захотелось все усилить, первая инсталляция показалось какой-то иллюзорной. Для этого взяла еще две свечи: одну такую же, вторую круглую небольшую, взяла прозрачный стеклянный стакан для воды, и землю с проросшей пшеницей в блюдце из оникса, и еще немного камушков. Гармония была восстановлена. И мне легко было двигаться, через перформанс отобразить вдруг нахлынувшие чувства ярко и мощно в изобилии огня.
Телесная терапия
Н.: Присутствие Огня ощутила как сдавленности в грудной клетке и солнечном сплетении. Приходилось время от времени глубоко вздыхать, чтобы восполнить недостаток воздуха. Возникло ощущение, что внутри меня все сдавлено, сужено и требует расширения.
Тер.: А что так суживает, где это в теле?
Н.: Приходит чувство бессилия. Следом в солнечном сплетении появляется голод, аппетит. Ненасытность. Там - воронка - всасывающая бездна. Черная дыра.
Тер.: Что это за черная дыра внутри тебя, что это за пространство?
Н.: Пустота, требующая заполнения, которую я заполняю разной информацией извне, при этом внутреннего своего голоса не слышу, свою душу не слышу, да и нет необходимости. И поэтому все механически, это и есть моя информационная зависимость.
Тер.: А что там в этой дыре?
Н.: Если войти в нее, эту воронку, то там СВОЙ МИР. Там много всего, и я ухожу туда от внешнего. Когда я - там, то становлюсь неуязвимой, недосягаемой для других. Я есть, и меня нет. Там Я. Отсюда невроз и напряжение, поскольку Я не в мире.
Тер.: Как при этом воспринимается внешний мир?
Н.: Отсюда исходит иллюзия власти над другими людьми. Иллюзия неуязвимости. Я не такая, как все, я особенная! При этой мысли понимаю, что там можно найти и Бога, и стать им! Это что-то от желания ВЛАСТИ. И нет там боли, но и радости нет. Есть рассуждения, но жизни нет.
Тер.: А какие ощущения в теле при этом? В основе любой зависимости лежит эмоционально-чувственная зависимость.
Н.: Тело возвращается в настоящее, я начинаю ощущать тепло, которое в виде огня поднимается из живота, но, дойдя до лопаток, останавливается, словно во что-то упирается. Сосредотачиваясь на спине, я обнаруживаю чувство вины, обиды.
Тер.: Что это за чувство обиды?
Н.: Вначале машинально в голове возникает привычный вопрос: Кто обидел? Но понимаю, что винить некого. Я выросла и родители не виноваты, никто не виноват. Я сама себя обидела. Следует принять на себя ответственность за то, что происходит в моей жизни, и что не происходит. И словно на мое не зрелое НЕ ХОЧУ возникает образ моего иллюзорного мира, чтобы я не сомневалась. Я снова вижу воронку. Изнутри она похожа на декорации планетария. Выключен свет, в прожекторах - звездное небо, планеты, вселенная. Но при включенном свете видно, что это всего лишь маленькое и душное помещение. А проекции вселенной на стенах - иллюзии.
Это тот мир иллюзий неуязвимости, маленький искусственный мир, который я создала для себя и своей души. Этот маленький разобщенный мир и появился в первый день на планшете - мой маленький мир «искусственного совершенства», который я создала для себя.
Н.: после сеанса на висках выступили синяки, едва заметные, но вполне реальные.
Весь вечер не покидало чувство раздражения. Отпустило только после общения с посторонними людьми. Сил не было, хотелось покоя. У подъезда стояла машина скорой помощи, и возникло чувство встречи с чем-то мне неведомым, что принес ветер в первый день.
День третий - вода
Н.: Поскольку вчера свечи догорели, захватила из дома еще одну побольше, огонь стал центральным, я его в центр поставила. Воду перелила в чашу. Но когда через перформанс пыталась войти в контакт с водой, стало грустно, почему-то появились слезы.
Телесная терапия:
Н.: Вода словно пришла дрожью и прохладой заполнила все тело. Долго ничего не происходило. Потом пришел образ чаши и Луны.
Тер.: На что похож этот образ из сказки или мифологии?
Н.: Как одиночество в погоне за чем-то, напоминает напиток бессмертия.
Тер.: В китайской мифологии богиня Чан-э выпивает одна без мужа напиток бессмертия и отправляется на Луну. Это связано как-то с вашими семейными отношениями?
Н.: Да, это - одиночество и разъединенность сейчас во многих аспектах.
Тер: Есть ли ощущения такой разъединенности или одиночества в теле?
Н.: Появилась боль в спине между лопатками. Словно спина сломана.
Тер: Что значит, что спина или позвоночник сломлен?
Н.: Что-то разъединено. И еще это как что-то совершенное против жизни, против правил. Сломать позвоночник, это как жизнь сломать - убить.
Тер: Что совершено?
Н.: Вспомнила, как чуть не обожгла маленького сына горячей водой, а эмоциональной реакции у меня тогда на это не было. Теперь возникает неприятное ощущение в спине, словно у меня как горб. Ощущение, что через горб соприкасаюсь с чем-то, что мне не принадлежит и в то же время мое.
Тер.: Спроси, когда появился горб?
Н.: Это аборт. На спине стало трудно лежать, я хочу перевернуться. Убийство. Я убила ребенка. Чувство вины, словно его часть души здесь, и я держу его этот белый комочек за спиной. Он готов уйти. Вот что против правил, и что во мне разъединено.
Тер.: Спроси, зачем он пришел?
Н.: Он говорит, чтобы научить меня любить. Словно белое облако отделяется. Хочется читать молитву.
Тер.: Что ты чувствуешь?
Н.: На душе печаль, слезы… Мы несовершенны. Это важно признать. Я все время рвалась к совершенству, считала себя такой.
Тер.: Это как-то связано с традициями в семье?
Н.: Да. Теперь я вижу образ бабушки. Она староверка. Это тоже уход от мира своеобразный, стремление к идеальному.
Тер.: А что есть в вашей семейной истории?
Н.: Есть тайна. И я слышала, тоже связана с убийством. Может, поэтому бабушка и ушла в Сибирь, это мать матери.
Тер.: Что-то есть скрытое в женской истории?
Н.: Да, словно с чем-то не справиться, какой-то гнев, энергия, отсюда гормональные нарушения, навязчивая мастурбация.
Тер.: А как сейчас реагирует тело?
Н.: Ноги и бедра скованы льдом. Как глыба льда. И кажется, наметилась связь рода с этой историей о чаше, аборте и какой-то силе, которая скована. Проговариваю это, возникает страх.
Тер.: Страх чего?
Н.: Страх быть несовершенной, он поднимается из живота, как змея. Словно надо освободиться от этого напускного не только моего, но и всего рода. Странная мысль - «пришло время освободиться». Хочется тепла.
Тер.: Ты хочет, чтобы я дотронулась до какого-то места в теле?
Н.: Да, до груди. Хочется себе позволить получить сейчас то, чего не было в роду, какого-то сердечного прикосновения. Словно оно - тепло в сердце может противостоять холоду, нечувствительности, этой неуправляемой энергии.
Тер.: А как сейчас?
Н.: Словно что-то начинаю понимать. Это не извне нужно тепло, но тепло извне пробудило что-то, или высветило что-то. Я - сама застывшая, приходит сказка о Спящей Красавице. Словно что-то сковано и умерло. Как в гробу хрустальном лежу. Это и на мою жизнь похоже отчасти, на мою нечувствительность к жизни, словно все живое мимо меня проходит.
Н.: Было очень грустно после сеанса, но, вечером придя домой, обнаружила, что трава в пространстве нашего семинара выросла в два раза больше, чем та, которая у меня дома, хоть дома больше света. Подумала о том, значит, время в рабочем пространстве семинара течет иначе, словно все быстрее идет или там жизни больше. Я поняла, что и с этим своим телесным холодом и бесчувствием могу разобраться, как эта трава, только атмосфера нужна другая, пространство другое для жизни - не среди льдов. То, что не смог дать род, могут дать другие люди. Ищи помощи, проси помощи, и тебе помогут.
День четвертый - Земля
Н.: Утром, придя на занятия, с удивлением обнаружила, что то, что казалось раньше несчастными случаями в жизни, теперь не производит такого впечатления. С благодарностью положила цветной платок на весь планшет. А на него поставила предметы. "Жизнь удалась!" - подумала я. В танце возникло чувство сопричастности к жизни, перформанс словно показал, что Я готова была прикоснуться к разным ее аспектам.
Телесная терапия
Н.: Земля словно раздавила, навалилась. Темнота. Я в земле, как в пещере, матке.
Тер: Посмотри внимательней, где ты?
Н.: Это как пещера и я как в гробу, опять образ «Спящей красавицы». Все сковывает лед.
Тер.: А что сковывает лед?
Н.: Какую-то силу, энергию. Вспоминаю, что родилась раньше срока, словно что-то недоразвилось. Словно чего-то недополучила важного - женского. Грудь до сих пор неразвита. От того, что чего не хватает, чего-то женского во мне, часто злюсь.
Тер.: А как злость проявляется?
Н.: Я как тигрица, когда сержусь, муж так говорит.
Тер.: А когда появилась эта тигрица? Не торопись, пусть придут воспоминания.
Н.: В подростковом возрасте. Случай с насилием. Меня очень напугал мужчина.
Тер.: А было что-то раньше?
Н.: А сейчас вспоминаю рождение брата - я его ревновала. И злость тоже была. Ощущаю как руки сжимаются, у меня как когти.
Тер.: А что сейчас со злостью?
Н.: Понимаю, что словно у меня злость на всех мужчин, и на этот мир. И когда проговариваю это, то приходит расслабление. Я от мира словно защищалась. Мир - это внешнее, и мужчины с внешним ассоциируются. Ощущение, что я на земле, и копчик с ней связан. Я сейчас, скорее как дерево, со странным корнем - неестественно глубоким.
Тер.: Это то дерево, которое появилось в первом рисунке во время символдрамы?
Н.: Да. Только сейчас отвалился этот корень, тянущийся вглубь земли как хвост.
Тер.: Это о чем тебе говорит?
Н.: Не надо фанатизма. В роду были страроверы, и это тяготило, трудно было двигаться к вере Христа.
Тер.: Что с тобой происходит?
Н.: Словно двигаюсь по тоннелю и в точку превращаюсь. Словно меня нет. А теперь я, как раковина с жемчужиной. Словно всю боль надо было пережить, чтобы родиться с чем-то новым.
Тер.: С чем ты рождаешься в этот мир?
Н.: Рядом собака появилась. А тигрица, словно ушла. И я ее глажу - собаку. Я очень люблю собак. У меня две собаки и два щенка, я развожу собак. Теперь понимаю, почему так собаки мне нужны были - для сердца моего, чтобы выжить.
Тер.: Что происходит, когда ты гладишь собаку.
Н.: Нежность приходит, и сердце как земля оттаивает, и все тело становится теплым. Теперь и посадить можно в такую землю и вырастет. Вспомнила притчу о земле горчичном, которое Иисус сеет в наши сердца.
Тер.: Какое отношение эти переживание и рождение имеет к настоящему периоду твоей жизни?
Н.: Все время задавала вопрос, смогу ли работать психологом, сделать что-то хорошее. А теперь чувствую - готова. Только надо без фанатизма и этого «совершенства».
Тер.: Когда ты говоришь об этом, как ты себя ощущаешь?
Н.: Радость, Я - Женщина-Хранительница. Я храню отношения, чувства, знания, опыт. Их не отнять и не потерять. Я могу делиться своей полнотой, и ее не станет меньше. Хочется всех обнять. Понимаю, что все достижимое - земное, живое, как корешки у травы, надо прорастать. Я - живучая, как трава. Мне не страшно в этом мире.
Н.: В конце семинара было просто взять у участников семинара что-то с их планшета, и отдать со своего. Я взяла щепотку святой земли и с легкостью отдала платок, т.к. земля плодоносящая была уже внутри меня, а вот защита была нужна.
Н.: В тот же вечер состоялся определяющий разговор с отцом. Он хотел со временем передать мне командование своей фирмой (строительной), но я нашла в себе силы отказать ему, т.е. не оправдать его надежды и пойти своим путем, стать психологом. Таким образом, наши отношения через жертву перешли в новое качество. Удивило, как первоначальное изменение картины инсталляции в символдраме разворачивалось в течение всего семинара и сопровождало в событиях в реальной жизни. Казалось, что внутренне и внешнее все едино и все стихии - это единый замысел нашей трансформации, о такой синхронии только читала, но никогда не переживала. Биографическое переплеталось с родовой историей и мифологией, создавая единство этого мира и наличие не хаоса, а некоего порядка в мире. Это дало уверенность, что могу быть поддержана на своем пути, что хаос - это временно.
Через месяц Н. создала свой психологический центр, учитывая опыт с собакой, стала развивать программу для детей, в которой люди и животные были рядом. Занялась изготовлением кукол как методом, позволяющим установить связь с пространством души. Так разрешился невроз в пользу социальной реализации и здоровья, установления новых связей в мире и семье.
Такой подход в целом отражает трансперсональное направление в психотерапии, формируя более взрослое и ответственное отношение к жизни, в центре внимания оказывается утверждение Я через трансцендентальный или трансперсональный опыт, в терапии используется экзистенциальная диада равных людей или «взрослый - взрослый».
Предлагаемый способ может быть использован также в работе с детьми при психоэмоциональных или психосоматических расстройствах. Особенно эффективен способ в работе с детьми, перенесшими травму утраты родителя, или в случае вынужденной сепарации от родителей, например лишения родительских прав. Эффективность способа связана с тем, что в этот момент ребенок меняет свой статус, свое личное пространство отношений, а именно - осуществляет переход из одного пространства в другое. В этом случае способ не меняет своей последовательности, большее внимание и время в работе с детьми уделяется инсталляции и рисунку.
При проведении интегративной арт-терапии с детьми перед третьим этапом терапевт просит ребенка нарисовать реализованную им инсталляцию, поскольку вербальное выражение для многих детей является сложным процессом. Благодаря изобразительной работе невыраженные чувства через инсталляцию получают более оформленное и конкретное выражение. Изобразительная деятельность обычно доставляет удовольствие и поэтому способствует проявлению инициативы, а также развивает тонкую моторику у детей. Способ может быть использован в работе с детьми и родителями. Данный способ работы позволяет терапевту оценить диадические отношения, особенности эмоциональной экспрессии родителя и уровень развития ребенка. Свободная игровая форма стимулирует взаимодействие между детьми и родителями, развивает взаимное доверие, способствует развитию близости и взаимной привязанности, а также получению положительного опыта сепарации, т.е. эмоционального отделения детей от родителей.
В терапии предлагаемый способ может быть использован как целостное звено, а также как часть терапии для создания переходного пространства, и количество сессий до применения способа и после решает терапевт и пациент, поскольку в каждом случае необходим индивидуальный подход.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПСИХОТЕРАПИИ | 2008 |
|
RU2372109C2 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2008 |
|
RU2371206C2 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ПАРТНЕРСКОЙ И СУПРУЖЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2008 |
|
RU2372110C2 |
СПОСОБ ИНИЦИАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ РЕБЕНКА | 2008 |
|
RU2371207C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ | 2007 |
|
RU2336100C1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ | 2007 |
|
RU2354416C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ПОСЛЕ НАРКОЗА | 2006 |
|
RU2318544C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ | 2005 |
|
RU2290911C1 |
СПОСОБ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2014 |
|
RU2601735C2 |
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЧЕЛОВЕКА | 2010 |
|
RU2438729C1 |
Изобретение относится к области профилактической и психосоматической медицины, может быть использовано в психологии, психотерапии. Арт-терапию проводят в три этапа. Во время первого этапа осуществляют переход участников или участника из обыденной реальности в драматическую на фоне повествования мифа о сотворении мира, во время которого осуществляется инсталляция пациентом своего внутреннего пространства через предметную композицию с актуализацией своих личностно-психологических проблем, включающую предметы, характеризующие первоэлементы основных стихий - воздух, огонь, воду, землю. Затем терапевт с участниками проводят терапевтический диалог, во время которого осуществляется диагностическое сопоставление созданной проективно-символической структуры и ее границ с предъявленными психосоматическими симптомами и конфликтами, заново опосредованно переживаются излагаемые события, основываясь на отстраненном и более целостном взгляде на пространство в целом, делается акцент на том, что участник или участники берут ответственность за построение пространства собственного восприятия и установление связей внутри него. На втором этапе осуществляют переход участника или участников в состояние лиминальности, проводя приемы символодрамы и методику активного воображения, при этом в качестве визуального образа используется реализованная инсталляция с коммуникативной проективно-символической экспрессией всех первоэлементов стихий, начиная со стихии воздуха, после чего исполняется перформанс данного процесса и выполняется рисунок наиболее актуальной картины сценария, после чего происходит осознанное переструктурирование пространства благодаря последовательному взаимодействию с предметами, символизирующими элементы воздуха, огня, воды, земли путем перформанса и телесной терапии, во время которой осуществляется интенциональный диалог между пациентом и терапевтом, позволяющий раскрыть символический смысл значений первоэлементов на биографическом и архетипическом уровнях, связать их с семейной историей, системой жизненных отношений, психоэмоциональными реакциями. На третьем этапе осуществляют переход участника или участников в состояние лиминальности, проводя приемы символдрамы и методику активного воображения, при этом в качестве визуального образа используется реализованная инсталляция с коммуникативной проективно-символической экспрессией всех первоэлементов стихий, начиная со стихии воздуха, затем исполняется перформанс процесса взаимодействия участника с предметами, используемыми в инсталляции, и выполняется рисунок наиболее актуального сценария этого взаимодействия, после чего происходит осознанное переструктурирование пространства собственного восприятия путем перформанса и телесной терапии, во время которой осуществляется интенциональный диалог между участником и терапевтом, раскрывается символический смысл значений первоэлементов на биографическом и архетипическом уровнях, осуществляется их связь с семейной историей, системой жизненных отношений, психоэмоциональными реакциями. Предлагаемый способ может быть использован также в работе с детьми. При проведении интегративной арт-терапии с детьми перед третьим этапом терапевт просит ребенка нарисовать реализованную им инсталляцию, поскольку вербальное выражение для многих детей является сложным процессом. Способ заключается в создании положительных изменений при различных формах дезадаптивного и отклоняющегося поведения, в том числе при патологических зависимостях, при психосоматических расстройствах различной природы, за счет раскрытия роли глубинных психологических механизмов в патогенезе этих заболеваний, а также эффективен в профилактике, при лечении неврозов и психосоматических расстройств, в психотерапии отклоняющегося и зависимого поведения, алекситимии. 2 н.п. ф-лы.
1. Способ проведения интегративной арт-терапии, отличающийся тем, что арт-терапию проводят в три этапа, во время первого этапа осуществляют переход участников или участника из обыденной реальности в драматическую на фоне повествования мифа о сотворении мира, во время которого осуществляется инсталляция пациентом своего внутреннего пространства через предметную композицию с актуализацией своих личностно психологических проблем, включающую предметы, характеризующие первоэлементы основных стихий - воздух, огонь, воду, землю, затем терапевт с участниками проводят терапевтический диалог, во время которого осуществляется диагностическое сопоставление созданной проективно-символической структуры и ее границ с предъявленными психосоматическими симптомами и конфликтами, заново опосредованно переживаются излагаемые события, основываясь на отстраненном и более целостном взгляде на пространство в целом, делается акцент на том, что участник или участники берут ответственность за построение пространства собственного восприятия и установление связей внутри него; на втором этапе осуществляют переход участника или участников в состояние лиминальности, проводя приемы символдрамы и методику активного воображения, при этом в качестве визуального образа используется реализованная инсталляция с коммуникативной проективно-символической экспрессией всех первоэлементов стихий, начиная со стихии воздуха, затем исполняется перформанс процесса взаимодействия участника с предметами, используемыми в инсталляции и выполняется рисунок наиболее актуального сценария этого взаимодействия, после чего происходит осознанное переструктурирование пространства собственного восприятия путем перформанса и телесной терапии, во время которой осуществляется интенциональный диалог между участником и терапевтом, раскрывается символический смысл значений первоэлементов на биографическом и архетипическом уровнях, осуществляется их связь с семейной историей, системой жизненных отношений, психоэмоциональными реакциями; на третьем этапе терапевт выводит участника или участников из драматической реальности и лиминального состояния, для этого в диалоге акцентирует их внимание на структуре нового пространства, переживании основных ценностей, мотивации, и ролевой позиции, на основании которой вырабатывается позитивная стратегия поведения, формируется новый статус участника и связанный с ним его Я-образ.
2. Способ проведения интегративной арт-терапии с детьми, отличающийся тем, что арт-терапию проводят в три этапа, во время первого этапа осуществляют переход участников или участника из обыденной реальности в драматическую на фоне повествования мифа о сотворении мира, во время которого осуществляется инсталляция пациентом своего внутреннего пространства через предметную композицию с актуализацией своих личностно психологических проблем, включающую предметы, характеризующие первоэлементы основных стихий - воздух, огонь, воду, землю, затем терапевт с участниками проводят терапевтический диалог, во время которого осуществляется диагностическое сопоставление созданной проективно-символической структуры и ее границ с предъявленными психосоматическими симптомами и конфликтами, заново опосредованно переживаются излагаемые события, основываясь на отстраненном и более целостном взгляде на пространство в целом, при этом участник или участники берут на себя ответственность за построение пространства собственного восприятия и установление связей внутри него; на втором этапе осуществляют переход участника или участников в состояние лиминальности, проводя приемы символдрамы и методику активного воображения, при этом в качестве визуального образа используется реализованная инсталляция с коммуникативной проективно-символической экспрессией всех первоэлементов стихий, начиная со стихии воздуха, затем исполняется перформанс процесса взаимодействия участника с предметами, используемыми в инсталляции и выполняется рисунок наиболее актуального сценария этого взаимодействия, после чего происходит осознанное переструктурирование пространства собственного восприятия путем перформанса и телесной терапии, во время которой осуществляется интенциональный диалог между участником и терапевтом, во время которого раскрывают символический смысл значений первоэлементов на биографическом и архетипическом уровнях, связывают их с семейной историей, системой жизненных отношений, психоэмоциональными реакциями; далее перед третьим этапом терапевт просит ребенка нарисовать реализованную им инсталляцию нового переструктурированного пространства собственного восприятия, на третьем этапе терапевт выводит участника или участников из драматической реальности и лиминального состояния, для этого в диалоге акцентирует их внимание на структуре нового пространства, переживании основных ценностей, мотивации, и ролевой позиции, на основании которой вырабатывается позитивная стратегия поведения, формируется новый статус участника и связанный с ним его Я-образ.
КОПЫТИН А.И | |||
Теория и практика арт-терапии | |||
- СПб.: Питер, 190-204 | |||
СПОСОБ Л.В.ПЕТРОВОЙ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО РЕФРЕМИНГА ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ СУГГЕСТИВНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ | 1997 |
|
RU2117494C1 |
ИОНОВ О.А | |||
Арт-терапия в комплексной реабилитации психически больных: Автореф | |||
дисс | |||
на соискание уч | |||
ст | |||
к.м.н., 2004 | |||
КОПЫТИН А.И., СВИСТОВСКАЯ Е.Е | |||
Арт-терапия детей и подростков | |||
- М.: Когито-Центр, 2007, с.38-54 | |||
ЩЕРБАТЫХ Ю | |||
Арт-терапия | |||
Психология |
Авторы
Даты
2009-11-10—Публикация
2008-02-12—Подача