СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ Российский патент 2009 года по МПК A61M21/00 

Описание патента на изобретение RU2371206C2

Изобретение относится к области психологии, психотерапии и может быть использовано в работе с супругами и семьями в кризисные переходные периоды, которые характеризуются психоэмоциональными конфликтами и противоречиями, характеризующимися психосоматическими расстройствами у членов семьи, а также различными формами зависимого поведения, расстройствами в сексуальной сфере, может быть использовано при включении в семью еще одного члена семьи, в том числе при рождении ребенка или усыновлении.

Актуальность разработки метода определяется необходимостью создания новых более эффективных методов системной семейной и супружеской терапии, ориентированных на межличностные развивающиеся гармоничные отношения в семье.

Системное направление принято считать одним из наиболее широко представленных, перспективных, экономически целесообразных и терапевтически эффективных направлений семейной терапии. В настоящее время современная «семейная психотерапия - это система психологических воздействий на семью как живую открытую систему с целью оптимизации ее функционирования. Семейная психотерапия является формой проведения психотерапии, опирающейся на принципы основных методов: личностно-ориентированного, методов аналитической психотерапии, аналитической психодрамы, гештальт-терапии и др. В семейной интервенции, также как и в супружеской терапии, первоначальное значение придается отношениям и их развитию» (Э. Эйдемиллер. Психология и психотерапия семьи. Питер. 2008 г., стр.20).

Известен способ осуществления группового семейного психологического тренинга патент N 2294770 РФ. Способ включает формирование группы из нескольких семей в составе родителей с детьми, в процессе тренинга специалист пересказывает содержание литературного произведения, после чего участники осуществляют репродуктивный пересказ услышанного произведения своим родителям, затем проводят групповую дискуссию о герое произведения с выявлением понимания каждым участником сути темы тренинга. Затем осуществляют каузальное моделирование каждым участником варианта разрешения его проблемы посредством обобщения высказываний, дискуссии и вербального фокусирования внимания участников на обобщающем выводе с позиции нормы. К недостаткам метода следует отнести низкий уровень использования модальностей участников для повышения творческого выражения и волевой активности.

Известен способ семейных расстановок Берта Хеллинберга при разрешении семейно-системных конфликтов и противоречий. Большое внимание автор уделяет системному подходу в использовании психодрамы при работе с семьей, полагая, что за любым симптомом стоит любовь. В психодраме, как расстановке и основном способе автора, исследуются связи в семье не только с живыми людьми, но и уже умершими, полагая, что все они связаны единой судьбой. К недостаткам метода следует отнести использование одной лишь психодрамы, в которой немаловажное значение имеет момент чувствования, который может вносить ошибки из-за проекций и неотработанных конфликтов, а также низкий уровень интегративности, опирающийся лишь на семейные связи.

Известен способ групповой арт-терапии при работе с маленькими детьми и их родителями для коррекции нарушенных психических функций ребенка, автор Л.Пролкс. В способе выделяется четыре стадии группового процесса: вовлечения, двусторонней коммуникации, разделенных значений, эмоционального мышления. Способ активно использует разные материалы для создания рисунка, инсталляции, активно использует вербальное и невербальное взаимодействие. К недостаткам следует отнести не высокий уровень рассмотрения протекания внутренних психических процессов самих родителей и, как следствие, задействование семьи как системы. (Под. Ред. А.И.Копытина. Арт-терапия - новые горизонты. Когито-центр, Москва, 2006 г. стр.87-93.)

Известен способ коррекции психологического состояния Эрика Берна при нарушении социальной адаптации, выделяющий в структуре личности триединую структуру: родитель, взрослый, ребенок. В процессе терапии происходит анализ жизненного сценария жизни родителей и предков пациента, культурного наследия, основных масок, чувств, иллюзий. Основная цель метода - формирование взрослой этической позиции благодаря реконструкции и созданию автономной личности. Конечная цель - создание динамического равновесия между психическими структурами: Родителем, Взрослым и Ребенком. Трансактный анализ проводится как индивидуально, так и в группе, где разыгрываются различные роли и пациент может выполнять роль ребенка или родителя путем установления диалога с участниками группы. (Эрик Берн. Трансактный анализ в психотерапии. М., 2001.) Метод имеет ограниченные возможности регрессивных практик и диалога «родитель - ребенок», поскольку использует в основном вербальный анализ и продолжителен по времени.

Известен способ драматерапии, как символ жизненных изменений (М.Андерсен-Уоррен, Р.Грейнджер, Драматерапия, СПб., 2001, с.158-160), использующийся при значительных жизненных изменениях и переходах. Теоретически способ основан на антропологической модели древних ритуалов, поэтому имеет трехчастную структуру: начало, середину и завершение. Первая часть связана с актуализацией опыта, отражающего прошлые события и определяющего наши реакции в настоящем. Вторая часть отражает воображаемую реальность Хаоса, сопровождаемую страхом и утратой «почвы под ногами». Третья часть касается нового опыта и новой реальности. Недостатком способа является то, что техническая сторона способа не соответствует заявленной теоретической: отсутствует глубинный опыт переживаний, состояние Хаоса, потрясение и все переживания, соответствующие обрядам перехода как лиминальные.

Известен способ перехода из одного статуса в другой посредством ритуала во многих традициях. При организации ритуального пространства, например при начале родовых схваток роженица выходит за порог дома и обращается к четырем сторонам света (Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. Рос. Гос. Гуманитарный университет, М., 2001 г., стр.65). При поиске видений в обряде инипи совершается обращение к сторонам света. (Дж.Нейхард. Откровение Черного Лося. Сфера, Москва, 1997 г., стр.382.) Несмотря на большое количество работ в области антропологии, исследование ритуала затрагивает лишь его внешнюю сторону. Это является причиной потери внутреннего смысла ритуала, его культурного «кода» и ограничением использования его в современных терапевтических практиках или используются лишь технические приемы без раскрытия глубинного смысла. Вследствие этого функции ритуала остаются нераскрытыми.

Известен способ арт-терапии, включающий некоторые антропологические идеи. В способе помимо традиционных арт-стратегий происходит обращение участников к стихиям с использованием ритуализации и имитацией событий макрокосмического события - взаимодействие двух природных элементов «огонь и вода» на конкретно физическом и отвлеченно-символическом уровне. Способ относится к мультимодальному подходу в арт-терапии. В способе происходит драматически-ролевая коммуникация, ведущая роль при этом отводится идентификации членов группы с природными элементами через перформанс и язык тела. Совершение ритуальных действий связывается с мифопоэтическим восприятием реальности. Способ нацелен на повышение творческой экспрессии и приобретение навыков коммуникативного уровня. К недостаткам следует отнести недостаточное раскрытие символического образа стихий, как раскрытия смыслового содержания психосемантического пространства на разных уровнях существования человека, т.е. сущности самого ритуального действия, и, как следствие, сужение способа применения. (А.И.Копытин. Золотой фонд психотерапии. Теория и практика Арт-терапии. Питер, СПб., стр.158, 190-204, А.И.Копытин. Системная арт-терапия. Питер, Спб., 2001 г., стр.191-208.)

Ближайшим аналогом, по мнению авторов, является способ постмодернистской аналитико-системной семейной психотерапии, предложенный проф. Э.Эйдемиллером, использующий высокий уровень принятия и разработанную структуру психотерапевтических сессий. В целом способ основан на синтезе парадигм психоанализа, системного и нарративного подходов. Нарративный подход в этой терапии предполагает, что все, что мы говорим, опирается на какую-то традицию, и имеет смысл, и связано с культурой. Большое внимание при сборе информации уделяется приемам метамоделирования и терапевтическим метафорам. Способ предполагает не только посреднические функции, но и расшифровку посланий языка и симптомов. Установление коммуникации происходит благодаря рефреймингу, перефразированию и вопросам различного типа: идентификационных, линейных, циркулярных, рефлексивных. В способе основной акцент делается не на концепции болезни, а анализ ситуации. Предлагаемый способ направлен «на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи». (Э.Эйдемиллер. Психология и психотерапия семьи. Питер. 2008 г., стр.21, 443.) Несмотря на то, что метод опирается на теорию систем и использует нарративный подход, в нем недостаточно уделяется внимания способам переорганизации системы, их непосредственным механизмам, что связано с ограниченной моделью психоанализа, на которую опирается метод.

Многие постмодернистские семейные психотерапевты исходят из того, что каждый живущий человек «конструирует» собственную реальность (Э.Эйдемиллер. Психология и психотерапия семьи. Питер. 2008 г., стр.443), на этом положении базируется и заявляемый способ.

Техническим результатом, достигаемым при осуществлении предлагаемого способа, является повышение эффективности психотерапевтической помощи семье в «конструировании» и развитии этой реальности, включающей физиологические, социально-психологические и экзистенциально-духовные аспекты развития и реализации как личности, так и семьи в целом, за счет устранения деструктивных стратегий и нахождения новых адаптивных форм поведения путем преодоление создавшейся дисгармонии и перехода в новое пространство отношений, которое позволяет реализовать потребности и задачи другого уровня и периода. Преимущество способа - возможность оказать поддержку семье в кризисный период переоценки ценностей и переосмысления жизненного опыта, увидеть связь внутреннего конфликта, соматического заболевания или психоэмоционального расстройства члена семьи со своими взглядами на мир и выбранной стратегий поведения, сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, выработать новую стратегию поведения и взаимоотношений внутри семьи и общества в целом, заняв более зрелую позицию как личности, так и самой семьи. При усыновлении ребенка это осознанная возможность и желание пересмотреть и выстроить новые границы подсистем в семье в согласии со всеми ее членами, в том числе и самим усыновляемым ребенком. Благодаря используемым проективным методикам способ помогает мягко и деликатно ввести ребенка в новую семью, познакомить с ее структурой, сложившимися взаимоотношениями и ценностями, принять участие в построении нового пространства.

Сущность заявляемого изобретения выражается в следующей совокупности существенных теоретических и практических признаков, достаточных для достижения вышеуказанного технического результата.

Отличительной особенностью предлагаемого способа является психодинамический системный подход, сочетающий психоаналитическое (юнгианское) и антропологическое направление, а также использование мультимодального подхода, способствующего реализации онтологического процесса психотерапии. При этом в онтологическом процессе исследуются следующие психологические пространства семьи: пространство индивидуальной жизни субъекта, пространство межиндивидных семейных связей, а также интериндивидное (сверхличное) пространство http://psylib.org.ua/books/petya01/txt09.htm., включающее исследование родовых особенностей (генетические предрасположенности, культурные и духовные ценности) и особенности сверхличных задач членов семьи.

Супружеская и семейная терапия фокусируется на изменении во взаимоотношениях, и ее первоочередной целью интервенции является переформирование и улучшение функционирования семьи. Такая терапия базируется на теории систем и исходит из предпосылки, что однолинейной каузальности быть не может, а существуют более сложные системные и структурные «связи между партнерами и членами семьи, где любое поведение одного агента влияет на поведение другого… принято считать, что достаточно осуществить изменения системы, чтобы вызвать улучшение симптоматики у идентифицированного партнера». (Под ред. М.Перре. Клиническая психология. Питер, 2003 г., стр.590-591.)

Любая открытая система имеет большие преимущества как самоорганизующаяся система, однако для перехода от состояния не стабильности к новому устойчивому состоянию требуются правильно организованные воздействия, способные интегрировать глубинные уровни археструктур, которые и обеспечивают процесс самоорганизации. Таких способов в настоящее время недостаточно. Практически все способы семейной терапии базируются на теории психоанализа, и, как отмечают многие авторы, актуальность разработки новых глубинных методов в психосоматической медицине связана, прежде всего, с «кризисом психоанализа, как теоретической базы ведущих психосоматических концепций» (Клиническая психология. / Под ред. Б.Д.Карвасарского. Питер, Спб., 2004 г., стр.492). Низкая эффективность имеющихся способов подтверждается высоким уровнем стресса в семье, большим количеством бракоразводных процессов.

Отличительной особенностью теории Юнга от других школ является иерархичность подхода в рассмотрении личности, в котором анализируется персона, рассматривается индивидуальное и коллективное бессознательное. Большое внимание в теории уделяется теории комплексов, которые, по мнению К.Юнга, являются диссоциированными частями души. К. Юнг был первым, кто поднял вопрос целостности души в психологии, основываясь на теории комплексов, и на научной основе соединил телесное и духовное. Юнг ввел понятие оси эго - Самости, акцентировав внимание на том, что индивидуальная психика является не только продуктом личного опыта, но обладает доличностным или трансличностным измерением.

Таким образом, в способ семейной терапии вводится рассмотрение символического и трансличностного, которое является областью исследования антропологии, семантики, лингвистики, сравнительной истории религий.

В предлагаемом способе синтез юнгианского подхода и антропологического оказался возможным, поскольку оба имеют единые подходы. Так, сущность антропологического подхода состоит в следующем:

- двуединство, предполагающее единство телесного и душевно-духовного в личности;

- динамический конфликт, который представлен как поступательным развитием, так и развитием, имеющим свои кризисы;

- трансцендентность как выход за пределы первоначальной потребности, включающей нуминозные переживания.

Новизна предлагаемого способа заключается в том, что психоаналитический подход позволяет понять смысл симптома, исходя из биографии, истории семьи, архетипических паттернов, а антропологический позволяет связать смысл симптома или расстройства с духовной экзистенцией больного, т.е. рассмотреть с позиций анализа бытия, системный подход позволяет правильно организовать воздействие для необходимой перестройки системы.

Для реализации поставленных задач в способе используются техники вербального анализа, коммуникационного диалога, арт-терапии с включением в нее символдрамы, активного воображения, драматерапии, перформанса, инсталляции и телесной терапии, выполняемых в структуре ритуала четырех стихий. Методы арт-терапии создают условия для вербального и невербального выражения осознаваемых и неосознаваемых чувств и представлений, позволяя создать безопасное пространство для развития отношений.

Как показывают результаты исследований, психодинамический конфликт имеет первостепенное значение в формировании природы психосоматического расстройства. При этом выделяют три основные фактора: унаследованная или рано приобретенная органная или системная недостаточность, психологические паттерны конфликта и формируемая в раннем детстве защита, актуальные жизненные ситуации. При этом отмечается, что актуальные жизненные ситуации, связанные с переходом из одной стадии развития в другую, оказывают ускоряющее действие на расстройство (Клиническая психология. / Под ред. Б.Д.Карвасарского, Питер, Спб., 2004 г., стр.480).

Через каждые семь-десять лет личность человека существенно меняется, и в течение жизни он проходит последовательно несколько разных идентичностей. Особенно заметна манифестация симптома и конфликта при завершении стадий развития, характеризующаяся изменением статуса личности (или возрастной стадии у ребенка), когда стоит вопрос новой идентичности. В семье как системе, где все члены семьи связаны друг с другом, эти процессы нередко совпадают у взрослых и детей. Проявляющаяся манифестация симптома у ребенка или заболевания - косвенное свидетельство наступающего перехода.

С точки зрения нарративного подхода симптомы в семейной системе выполняют морфостатическую и морфогенетическую функции. Морфостатическая функция симптомов в семье - это неосознанная попытка членов семьи с помощью симптомов преодолеть дезинтеграцию. Чаще всего симптом формируется у ребенка или пожилого члена семьи, лишенного власти и прав, материально зависимого. Симптом позволяет семье редуцировать напряжение и тем самым сохранять семейный гомеостаз. Морфогенетическая функция симптомов представляет собой позитивную обратную связь в семейной системе, вследствие чего происходит усиление колебаний в ней и семья переходит на другую стадию в своем развитии. Пациент с симптомом нарушает сложившиеся семейные правила и направляет членов семьи к формированию новых, более гибких правил и отношений (Э.Эйдемиллер. Психология и психотерапия семьи. Питер. 2008 г., 445).

Семейные отношения необходимы для нашего выживания, они дают нам возможность не только родиться, но и раскрыться. В то же время они обязывают нас следовать целям, которые находятся по ту сторону наших осознанных желаний и стремлений. Поэтому в семейных отношениях царят порядки и силы, которые поддерживают и требуют, подгоняют и направляют, дают возможности и ограничивают и которые меняются от одного цикла к другому. И хотим мы того или нет, но благодаря нашим глубинным инстинктам и потребностям, экзистенциальным переживаниям и возникающим симптомам, мы полностью находимся в их власти, и постоянно расширяем и меняем границы семьи как внешние, так и внутренние. Рождаясь в семье, которая во многом определяет наши отношения, затем мы переходим в другие системы, и, в конце концов, наступает черед системы универсальной, где мы встречаемся с надличностными переживаниями и ценностями. Этот наш рост начинается с рождения и не останавливается на протяжении всей нашей жизни.

В кризисные переходные периоды естественная цель Эго состоит в том, чтобы справиться с экзистенциальной тревогой, стабилизируя, насколько это возможно, жизнь человека, которая представляет автономный диалектический процесс, с постоянным чередованием смерти Эго и его возрождения. В это время у человека часто возникает ощущение страха и одиночества из-за отсутствия переходных ритуалов и помощи. Смысл ритуалов перехода утрачен, и эта культурная традиция в настоящее время медленно через профессиональную терапевтическую практику входит в жизнь.

Основная терапевтическая задача этого этапа сводится к оптимизации поиска движения из одного жизненного цикла в другой с обеспечением переживания данностей существования, свойственным этапам перехода, поиском нового смысла, порядка и сил, необходимой поддержки в переживании процесса символической смерти Эго и его возрождении, благодаря установлению связи Эго и Самости.

При этом переход не может быть осуществлен без дестабилизации ригидных дезадаптирующих поведенческих стереотипов, построения новых связей и отношений с собой и миром, восстановление оси Эго-Самости как центрального организующего принципа психического начала. «С Самостью связаны понятия целостности, союз противоположностей, центр мира, ось мироздания, творческий момент встречи Бога с человеком, момент переноса сверхличной энергии в личную жизнь…, защитные структуры, способные извлекать порядок из хаоса….» (Э.Эдингер. Эго и архетип. Pentagraphic, Москва, стр.10-11).

При этом глубинный базовый конфликт рассматривается как экзистенциальный, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. (И.Ялом. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, стр.5.) Под "данностями существования" подразумеваются определенные конечные факторы, являющиеся неизбежной составляющей бытия человека в мире:

свободой, смертью, изоляцией и бессмысленностью. В рамках экзистенциально-гуманистического подхода психические нарушения и невротические расстройства рассматриваются как результат блокирования контакта с нашей собственной сущностью, или внутренним Я. Задача терапии - помочь пациенту изменить способ, с помощью которого он конструирует свой внутренний мир и который в свою очередь влияет на способ восприятия и реагирования на мир внешний. В это время в семье как в системе меняются границы подсистем (родители -дети-прародители), что приводит к изменению всей системы в целом. Экзистенциальный подход связан с аксиологическим подходом, присущим гуманистической педагогике, философии, рассматривающим такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, красота, творчество и т.п., которые привлекали людей во все времена.

В данном случае мы наблюдаем переход от одного пространства - временного континиума - в другой. В психотерапии подобный термин имеет название «перехода» или «жизненных превращений», в антропологии - ритуалов перехода, в онтологии - познание пространства времени и его качества. (М.В.Осорина. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Питер, СПб., 2000 г., с.101.) При построении нового пространства необходимо учитывать, что семья выполняет свои функции с помощью определенных механизмов: структуры семейных ролей, семейных подсистем и границ между ними.

В антропологической сфере способ базируется на идеях, изложенных академиками Ю.М. Лотманом («Семиосфера») и Топоровым («Пространство и текст»), а именно: наличии нескольких типов времени, связи космогонического и эмбриогонического мифов, важности начал в мифопоэтической концепции, возможности прямого регресса благодаря ритуалу и изменению структуры пространства - времени, в психологии - на теории коллективного бессознательного К.Юнга.

Такое сочетание двух направлений является закономерным, т.к. оба направления, хоть и с разных сторон, но рассматривают образование архе-структур в психологии и культуре, а также их символическое значение. И если психология акцентирует больше внимания на особенностях развития индивида и его личном пространстве, то культура подчеркивает особенности развития сообщества за большие промежутки времени, способы передачи и хранения символического через тексты и самого человека, его бессознательное.

Использование двух подходов позволяет реализовывать способ в линейном (или биографическом времени) и циклическом, которое свойственно природным процессам, а также преемственности генетических и архетипических признаков как смене процессов жизни и смерти. Для обеспечения регресса во времени и пространстве по линейному типу времени в способе используется психоаналитическая терапевтическая модель работы, для регресса в циклическом времени используется антропологическая модель ритуала, ориентированного на время «начал». Именно таким ритуалам, ориентированным на начало и конец, в культуре придают особую семиотическую значимость. (Ю.М.Лотман. Семиосфера, Искусство - СПб., Спб., 2004 г., стр.355.)

В качестве ритуала начал используется ритуал четырех сторон света, или четырех стихий, или четырех первоэлементов. Использование стихий определяется не только мифами начала творения в разных традициях, но и тем, что языковое «портретирование» имени «душа» в разных традициях происходит на уровне концептуальных метафор, связанных «с тремя стихиями - огнем, воздухом, водой и их производными - дыханием, ветром, паром, дымом и т.п.» (Степаненко В.А. Автореферат докт. дис. http://vak.ed.gov.ru/announcements/filolog/StepanenkoVA.doc). Поэтому используемые в ритуале стихии и их символы имеют немаловажное значение и ассоциируются с началом создания вселенной и человека.

Использование символизма архестихий в способе является более обширным понятием, вмещающим в себя и архетипы, и духовные составляющие процесса, что позволяет, используя предлагаемый способ, подойти к сердцевине самого комплекса. Положения принадлежности комплекса к духовной природе, его связанности с инстинктами разделяют многие известные авторы, такие как Пьер Жане, Мортон Принс, Мари фон Франс (К.Юнг. Синхронистичность. Рефл - Бук Ваклер. 1997 г., стр.127).

Для раскрытия смысла и культурного кода ритуала, возможности включения его как формы «начал» в психотерапевтическую практику, наряду с производимыми обычными действиями обращения к первоэлементам, в способе используются техники арт-терапии и телесной терапии, в которой большое внимание уделяется связи символического образа и телесного ощущения, что позволяет увязывать две реальности: символическую и телесную, таким образом, использовать многоуровневую или многофакторную модель в терапии, более понятную для пациента. Таким образом, способ позволяет задействовать четыре формы семантической репрезентации: через образ (рисунок, символдрама), действие (перформанс, инсталляция), телесные ощущения и через знаковую (т.е. вербальную) форму.

Заявленное техническое решение является новым, так как характеризуется наличием новой совокупности признаков, отсутствующей во всех известных техниках направления семейной терапии. В отличие от других подходов заявленный метод основан на комплексной биопсихосоциальной и духовно-экзистенциальной концепции на психическую и психосоматическую дезадаптацию личности и семьи в целом. Комплексный, системный подход обеспечивается набором определенных психотерапевтических техник, выполняемых в определенной последовательности.

Непосредственный технический результат, который может быть получен при реализации заявленной совокупности признаков, заключается в том, что заявленный метод, разработанный авторами, затрагивает значительное количество уровней и сторон психического: рациональный и эмоциональный, сознательный и подсознательный, личностный и межличностный, культурный и социальный, бытовой и экзистенциально-духовный, психический и соматический. Несмотря на то что в основе способа лежат известные подходы, в целом способ не является их эклектической компиляцией, поскольку опирается на более широкий спектр современных познавательных систем и подходов психосоматической медицины, экзистенциальной психологии, культурологии, антропологии, философии и религиоведения, нового эмпирического материала, полученного самими авторами.

Способ реализуется следующим образом.

Первый цикл

Во время первого аналитического цикла проводят сбор анамнеза семьи, включающий сбор информации о проблеме и уточнение ее с целью максимальной ее субъективизации, определяют ресурсы семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. При этом выявляют особенности семейно -необходимых качеств, к которым относятся: семейная мотивация, потребность в отцовстве и материнстве, широкий круг потребностей, которые должны быть удовлетворены в ходе супружеских отношений, потребностей в любви, симпатии, сексуально-эротические потребности, хозяйственно-бытовые и др. Также необходимый круг волевых и эмоциональных качеств, необходимых для преодоления состояний фрустрации, умение подчинить сегодняшние желания поставленным целям, терпение, настойчивость и др. Выясняется степень нервно-психической нагрузки, поскольку высокий ее уровень, напряжение и тревога отмечаются в качестве одной из важнейших черт в семьях с алкогольной зависимостью. Это помогает понять структуру семьи. Осуществляют исследование психической и психосоматической наследственности путем установления наследственно-родовых факторов возникновения расстройства и механизмов его формирования в межличностных и семейных отношениях. Внимание уделяется травмам рождения, послеродовому периоду.

В том случае если запрос на терапию носит поверхностный и манипулятивный уровень и супруги пытаются дистанцироваться от бессознательного или осознаваемого чувства вины, терапевт с помощью приемов метамоделирования и психотерапевтических метафор переводит запрос на терапию от симптома одного члена семьи на уровень осознания, помогая увидеть взаимосвязанность в семье.

В завершении первого цикла, который длится 1-2 сеанса, обсуждается психотерапевтический контракт, в котором осуществляется распределение ответственности.

Второй цикл

Во время второго коррекционного цикла происходит углубление коммуникативного общения и развитие символического мышления. Способ помогает научиться новым приемам коммуникативного диалога, преодолеть барьер интимности и заменить дисфункциональное коммуникативное поведение функциональным через предлагаемый терапевтический диалог. Считается, что содержательные аспекты приобретают значимость только тогда, когда партнеры овладели формальными правилами коммуникации. За этим стоит мысль, что делиться и говорить о важном эмоциональном содержании можно лишь в том случае, если для этого созданы общие рамки в виде адекватной культуры коммуникации. Поэтому на этом этапе партнеры обучаются важным навыкам разговора и слушания, включенности в пребывание «здесь и теперь» с целью добиться открытой, конструктивной и эмоционально конгруэнтной коммуникации. В этом диалоге говорящий тренируется в отношении употребления местоимения Я, а слушающий учится активному слушанию, которое включает позитивную обратную связь, обобщающее перефразирование, выяснение, правильно ли он понял сказанное, а также принятию.

Обучение диалогу позволяет углубить чувство симпатии и любви, которые являются важным компонентом личного счастья, источником устойчивости при столкновении с трудностями, связующим звеном между супругами и членами семьи, возможностью проявлять скрытые стороны своей личности. В используемом диалоге выявляется «стимульный образ» (Э.Эйдемиллер. Психология и психотерапия семьи. Питер. 2008 г., стр.214), который активизирует у другого чувство симпатии. Для того чтобы терапевтический процесс не носил функции тестирования, в диалоге с супругами может использоваться диалог, в котором партнеры вспоминают свою первую встречу; в диалоге с детьми вспоминается конкретная позитивная ситуация, где акцентируется внимание на возникшей симпатии. Этот диалог является хорошим началом для терапевтической беседы в создании коммуникационного пространства. «Стимульный образ» связан с механизмом эмоциональной идентификации (семейной интеграции) и отражает резервы взаимоотношений, помогает преодолеть фрустрацию. Партнер, как правило, является зеркалом и отражает утраченные части другого партнера, поэтому «стимульный образ» носит одновременно интегрирующую функцию семьи. Основная цель диалога - снижение напряженности внутрисемейных связей и личностной тревожности.

Семья - сложная система, в которой каждый член занимает определенное место, участвует в выполнении конкретных функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других, поддерживает определенные стандарты взаимоотношений. Психологическое или соматическое расстройство у одного из членов семьи приводит к тому, что эти функции не выполняются, образуются функциональные пустоты, происходит смешение взаимоотношений. Очень важно отразить это в диалоге, особенно в том случае, если кто-то из членов семьи имеет высокую нервно-психическую нагрузку. На этом уровне исследуются ресурсные состояния, в диалоге терапевт предлагает вспомнить ситуацию, когда семья или супруги вместе чувствовали себя комфортно, и предлагает им высказать это в коммуникационном диалоге.

Для развития и обучения символическому мышлению и диагностики в способе используется символдрама. Исходя из первого этапа, выбираются исследуемые образы. В качестве основных могут использоваться образ дерева, дома или символы, связанные с мужским или женским началом.

При этом терапевт, выступая инициатором психотерапевтических изменений, помогает в коммуникационном диалоге выяснить установленные границы между такими семейными подсистемами, как родители, дети, прародители, выявить скрытые паттерны взаимодействия, с помощью диалога и инсталляции пространства отношений, моделируемого с помощью предметов и фотографий членов семьи и телесной терапии, что позволяет расширить индивидуальные представления о реальности.

Такая работа совместно с телесной терапией позволяет подойти к децентрации сформировавшегося Я образа и включает выявление дисфункциональных ожиданий, дестабилизацию форм дезадаптивного поведения, что ведет к повышению волевой активности, направленной на создание нового пространства отношений.

Символическое мышление помогает перейти к рассмотрению символического смысла симптома, поскольку симптомы являются символическими и метафорическими посланиями человека к самому себе и другим людям. Терапевт выступает инициатором психотерапевтических изменений, помогая в коммуникационном диалоге раскрыть морфостатическую и морфогенетическую функции симптома (это может быть и психологическая, и психосоматическая проблема, такая как сахарный диабет и т.п.) благодаря поддержанию и развитию диалога, симводрамы, инсталляции. В том случае когда в семье есть «носитель симптома» (ребенок, мать или отец), центральным для системного терапевта будет вопрос: «Как возник симптом, и зачем он нужен семейной системе?», «каково его метафорическое послание?» С точки зрения нарративного подхода симптом является вопросом: «Как долго я или мы будем поддерживать сложившиеся отношения, в результате чего появился симптом болезни? Сможем ли мы комфортно существовать без него?»

Для того чтобы ответить на этот вопрос, выясняется вся последовательность событий: что должно произойти прямо перед тем, как симптом начнет проявляться, как реагирует на появление симптома каждый член семьи, кого он обеспокоит, кто станет помогать его решить, что случится в семье, если на симптом не обращать внимания и т.д. Если симптом связан с рождением, то устанавливаются родовые связи, исследуется семейная история.

Эти вопросы помогают понять, какие позитивные намерения выполняет этот симптом для сохранения баланса в семейной системе, кому «нужен» этот симптом. И когда это позитивное намерение становится понятным и принятым, то остается только найти новые пути для реконструирования семейного пространства отношений. Особый позитивный эффект наблюдается в семейной терапии при различных нарушениях у детей. Многие авторы считают детско-родительскую психотерапию наилучшей формой терапевтического вмешательства.

Методики работы семейного терапевта на этом этапе включают как разговорную терапию, так и другие проективные символические методики, позволяющие выявить скрытые паттерны взаимодействия. При этом терапевт в диалоге использует рефрейминг, перефразирование, а также вопросы различных типов: идентификационные (нацеленные на сбор информации), линейные (кто?, что?), циркулярные (позволяющие выяснить связь между событиями), стратегические (направленные на изменение функционирования), рефлексивные (стимулирующие новые представления). Фактором, структурирующим процесс психотерапии и иерархизирующим последовательность применения техник данного этапа, является психологическое звено патогенеза того или иного психосоматического заболевания.

Третий цикл

Этот цикл отражает переход, который соответствует завершению одного цикла и началу другого цикла. Драматерапия, используемая в способе, определяет этот переход как трехчастную структуру: начало, середину и завершение. Необходимо отметить, что все обряды перехода в традиции, как ритуалы инициации, отмечены тремя фазами: разделение (separation), грань (mango, или limen, что по латыни означает «порог») и восстановление (reaggregation). Первая фаза означает открепление личности или целой группы от занимаемого ранее места в социальной структуре. Вторая фаза - «лиминальный» период - является промежуточной, поскольку участник получает черты двойственности, находясь в культурном пространстве, которое не укладывается в рамки обычных классификаций состояния (state) и положения (position). При третьей, восстановительной, фазе «переходящий» вновь обретает стабильное состояние и получает права и обязанности «структурного» типа, соответствующего обычным нормам и стандартам. (В.Тернер. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983, с.17, 40.)

Такой переход на третьем цикле осуществляется благодаря 4-м терапевтическим сессиям.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА

ПЛАНШЕТ: В качестве планшета используют прямоугольную доску, выполненную из натурального дерева (размером 50×40). Планшет должен быть удобным и прочным, чтобы у человека была возможность перемещаться с ним в пространстве комнаты при взаимодействии с другими участниками группы или терапевтом. Отчасти сам планшет отображает элемент земли, что позволяет сразу рассматривать все процессы относительно земной реальности, имеющей ограничения.

В случае усыновления ребенка, при различных видах отклонений в поведении детей используют планшет, имитирующий земную поверхность (сад камней). Это позволяет усыновляемому ребенку ощутить реальную почву для построения новых отношений. В случае нарушения в поведении позволяет ребенку выразить через действие свои эмоции, сделать процесс построения инсталляции творческим, позволяющим более гибко деконструировать создавшуюся форму самоиндентификации у ребенка.

СТИХИИ: Пациенту предлагается выбрать и принести на семинар предметы, соответствующие четырем основным стихиям: воздуху, огню, воде, земле; это могут быть четыре предмета или более для создания предметной композиции, а также предмет, который человек ассоциирует с центром этого пространства, в психологии - центром личности или с Самостью. На семинаре ему предлагается создать инсталляцию в пространстве планшета таким образом, чтобы она могла отразить его наиболее актуальное состояние. Введение в лиминальное состояние осуществляется при создании инсталляции на фоне чтения мифа о сотворении.

Пространство и время

Время перехода обычно ассоциируется с хаосом как время создания новой структуры, состояние человека определяется как лиминальное, характеризующееся неопределенным и неизвестным для него пространством-временем «ни здесь, ни там».

Способ позволяет реализовать два типа времени - циклическое и линейное - благодаря порядку работы со стихиями. Порядок работы со стихиями определяется, с одной стороны, исходя из мифопоэтической концепции создания вселенной: воздух (как дух), огонь (свет), вода (вода), земля (земля), т.е. цикличности времени. Этот же порядок будет соответствовать линейному регрессу. Эта нисходящая модель используется в телесной терапии Райхом при работе с поясами тела и мышечной броней, где он следует от головы до таза, т.е. от воздуха к земле. (В.Т.Кондрашенко. Общая психотерапия. Наука и техника, Минск, 1993, с.56.) Использование земли в последний день обусловлено возможностью подготовки к процессу «смерти-возрождения».

ИНСТАЛЛЯЦИЯ: Инсталляция (англ. installation - пространственная композиция, созданная из различных элементов - бытовых предметов, изделий, материалов, природных объектов и др.) из символических объектов, представляющих внутреннее видение мира, позволяет отстраненно увидеть более объективно многие вещи, которые человек не замечает в жизни. Рассказывая о созданной инталляции, пациенты обычно отмечают заполненность или незаполненность пространства, связывая его с освоенностью им на данном этапе. Важным аспектом является упорядоченность или хаотичность, которая сразу хорошо заметна. Перенос многих проблем на символические предметы делает терапию менее болезненной и помогает пациенту восстановить связь со своим телом и своим «Я».

Инсталляция хорошо отражает границы между подсистемами. Так в случае жестких границ коммуникации между подсистемами резко ограничены, не происходит обмена информацией. При размытых границах стрессы, переживаемые в одних подсистемах, легко распространяются на другие.

Работа психотерапевта по конструированию нового пространства семьи способствует установлению границ между подсистемами и их более гармоничному функционированию. Так если в пространстве отношений происходило неосознанное смешение родительского и супружеского контекстов, то это приводит их, с одной стороны, к неудовлетворенности супружеством и, с другой, к появлению проблем или симптомов у ребенка. В процессе терапии разделение супружеского и родительского контекстов способствует повышению их эффективности т компетентности и как супругов, и как родителей. Прародители учатся распознавать границы своей подсистемы, качество ее функционирования и мотивы, по которым они несогласованно пересекли внутренние границы. Такое диагностическое сопоставление границ и структуры личного пространства помогает подойти к еще одному уровню понимания морфостатической и морфогенетической функций симптома, которые по мере углубления в бессознательное раскрывают свое глубинное значение.

СИМВОЛДРАМА: Использование символдрамы позволяет включить творческий процесс активного воображения и фантазирования при взаимодействии, начиная со стихии воздуха с общей созданной картиной, что позволяет перейти от статичного образа созданной картины в инсталляции к динамичному, усилить мотивацию на изменение форм отклоняющегося поведения.

Важно не форсировать сопротивление пациента, но в то же время необходимо побуждать его быть смелым и противостоять образам, которые вызывают страх и тревогу. Успешное противостояние ведет к трансформации и устранению этих чувств. Пугающие символические образы или фигуры обычно являются частью самого человека и эту часть важно осознать в процессе интенционального диалога в телесной терапии.

Важный вклад в развитие символдрамы (метода) внес проф. Хайнц Хенниг, проводивший исследования в Институте медицинской психологии университета им. Мартина Лютера (Галле). В настоящее время символдрама широко распространена и официально признана системой медицинского страхования ряда европейских стран. (Я.Л.Обухов. "Символдрама. Введение в основную степень". Ростов-на-Дону, ООО "Мини Тайп", 2005.)

Преимуществом заявляемого способа является его наглядность, поскольку достаточно легко зафиксировать переломные моменты во взаимодействии со стихиями, т.к. пространство, благодаря рисунку, символдраме и инсталляции, в течение всей сессии и каждого этапа приобретает другую форму и внешний вид.

В течение сессии, используя символдраму и телесную терапию, терапевт использует амплификацию таких экзистенциальных переживаний, как мазохизм, одиночество, смерть, связь с родом, при работе со стихией воздуха, огня, воды и земли. Такой выбор определен архетипическим смыслом стихий: воздуха как мысли и изменения, огня как страдания (пример - Прометей) и проявления эксгибиционизма, воды как одиночества (Луна) и страдания, земли как символа смерти и одновременно рождающего лона. (Амплификация - один из широко используемых методов в аналитической психологии. Слово «амплификация» происходит от латинского существительного amplificatio - «расширение, увеличение, умножение», которое в свою очередь восходит к глаголу amplificare - «расширять, распространять, увеличивать (особенно в пространстве), усиливать, умножать (по числу), возвышать». Таким образом, говоря об амплификации, мы говорим о смысловом «расширении» и «усилении» некоторого смыслового фрагмента). При выборе тем терапевт опирается на данные, полученные на первых двух циклах, актуализируя в симолдраме имеющийся экзистенциальный конфликт.

ПЕРФОРМАНС: Арт-терапия представляет собой во многом опыт тела и поэтому во время работы с художественными материалами: рисунком, предметами, происходит диалог между основными и вторичными процессами, чему способствует перформанс. (Перформанс - форма современного искусства, представляющая короткое представление. Коренное отличие перформанса от театра состоит в том, что исполнитель или участник художественной акции совершают абсолютно реальные действия, которые ничего, кроме них самих, не изображают.) Использование тела помогает устранить границы между жизнью и воображением, войти в более глубинные семантические пространства и благодаря творческой экспрессии оживить обездвиженное, через тело и движение отреагировать свои эмоциональные впечатления. Терапевт направляет это творческий процесс, что позволяет пациенту стать частью своей работы и одновременно находиться в ней, т.е. пребывать в состоянии перехода или лиминальности. (Лиминальный период характеризуется чертами двойственности, как переходный период, в котором человек испытывает ощущения и чувства не свойственные обычным переживаниям.)

ПСИХОДРАМА: Психодрама является известным методом групповой и семейной психотерапии, в котором используется сценическая форма действия и драматургическая лексика. Психодрама была разработана врачом Морено, проявлявшим особый интерес к эмоциональной сфере и социальным отношениям своих пациентов. Основная цель использования психодрамы в способе - раскрыть морфостатическую и морфогенетическую функцию симптома во взаимоотношении участников, используя важный аспект коммуникации. Для постановки драмы не существует никакого заранее написанного сценария; в каждый момент драматического действия проявляется спонтанное творчество протагониста, вспомогательных лиц и ведущего. Шеринг является последней стадией психодраматического группового процесса, во время которого всем участникам группы предлагается поделиться своими чувствами, а также замеченным ими сходством своих переживаний и жизненных ситуаций с переживаниями и жизненным опытом протагониста, который в способе разыгрывает роль члена семьи, обладающего симптомом. Очень важно, чтобы в процессе шеринга участники как можно мягче "интерпретировали" проблемы, открывшиеся в поведении и эмоциональном состоянии протагониста, который, разумеется, в этот момент может оказаться очень ранимым. Именно поэтому обучение правилам безопасной коммуникации на втором цикле является важным.

ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ: Символ в аналитической психологии является одним из главных инструментов межличностной и внутриличностной коммуникации. Символы тесно связаны с проявлением индивидуального и коллективного бессознательного. Множественность значений символа является следствием иерархии - упорядочивания различных планов реальности: материального, социального и духовного. Неоднозначность символа делает его открытым для постижения более глубокого смысла на разных уровнях психосемантического пространства. Раскрытие значений символического служит восстановлению психического равновесия и способствует гармоничному развитию личности.

Для углубления понимания этого смысла и включения первичных и вторичных психических процессов в способе используется телесная терапия, которая следует за перформансом или символдрамой и выполняется как элемент массажа. Ощущение и осознание телесных границ «Я» тесно связано со способностью быть в настоящем времени и в контакте со своими чувствами. Предлагаемый способ телесной терапии помогает расширить через тело понимание структуры и уровней психического пространства, благодаря интенциональному диалогу между терапевтом и клиентом войти в контакт со своим телом. Телесная терапия может использоваться на втором и третьем цикле.

Основные движения в массаже это покачивание с небольшой амплитудой 1-2 колебания в секунду, цель покачиваний - создать движение по всему телу. Движение по всему телу создается за счет подбора ритма и амплитуды, при этом пациент входит во взаимодействие со стихией через наиболее актуальный для него образ, созданный в символдраме, или принесенный им предмет, или телесные ощущения, возникшие в перформансе.

Чтобы найти нужный ритм при покачивании, первоначально одна рука терапевта лежит на груди, вторая в области живота, затем терапевт кладет руки на бедра и так продолжает покачивание. Сигналом к тому, что нужный ритм найден, будет легкое покачивание тела без усилий. В этот момент частота раскачиваний будет соответствовать частоте тела, что означает, что найден терапевтический резонанс. При возникновении образов и ощущений частота раскачивания может меняться, терапевт, осуществляя интенциональный диалог, должен все время поддерживать необходимый терапевтический резонанс как в физическом плане, меняя ритм раскачиваний, так и эмоциональном, поддерживая и развивая течение процесса и сам терапевтический диалог. Каждый уровень психосемантического пространства, как и символ, несет свою частоту, эмоциональную нагруженнность. В этом диалоге терапевт выступает как медиатор между пациентом и телесным, образным или эмоциональным проявлением архетипического образа, поддерживая, развивая и углубляя этот диалог, позволяя развернуться нескольким уровням и значениям символа, выстроить сюжетный смысл. Поскольку первоэлементы лежат в основе всех базовых архетипов, т.е. отражают как индивидуальные, так и коллективные процессы, терапевт исследует возможность раскрытия значений символа, его послание, позволяя связать его с жизнью пациента, экзистенциальными (от позднелат. Existentia - существование) переживаниями.

Инсталляция позволяет отразить переживания и зафиксировать их после символдрамы или телесной терапии, выстроить новое пространство отношений.

На третьем этапе терапевт предлагает создать в инсталляции новую структуру совместного пространства, акцентируя внимание на разделении супружеского и родительского контекстов, границах подсистем, способствуя повышению эффективности и компетентности участников как супругов, так и как родителей. Пациенты поочередно выстраивают новое совместное пространство семьи, выстраивая границы подсистем, для этого они обычно совмещают планшеты, выделяя общие элементы и присущие индивидуально каждому. Это помогает увидеть общее и различия в семье. Такое завершение является символическим отстранением и выходом из рабочего пространства, в то же время пониманием того, что личность является целостной - отдавая в распоряжение часть предметов своего личного пространства для построения общего, человек ничего не теряет в себе, а остается собой. Это завершение подкрепляет созданную новую идентичность Я, новый социальный статус.

В завершении терапевт выводит участника или участников из драматической реальности и лиминального состояния, для этого в диалоге акцентирует их внимание на структуре нового пространства, переживании основных ценностей, ролевой позиции, на основании которых формируется новый семейный статус пациента и связанный с ним его новый «Я - образ», вырабатывается позитивная стратегия поведения и взаимоотношения внутри семьи, которая основывается на зрелой экзистенциально-духовной позиции.

Это символическое действие и диалог друг с другом, в котором супруги или члены семьи выражают свои чувства признательности, привносят тепло и симпатию в отношения, делая их более близкими и интимными.

В завершении участники дают обратную связь терапевту по проведению сессии. Это может быть хорошим завершением терапевтического контракта, если с обеих сторон обязательства выполнены. В некоторых случаях семье необходимо время, чтобы осознать происходящее, и они приходят через несколько дней, чтобы проговорить осознанное, закрепить или поддержать адаптивные стратегии совладания с трудными ситуациями в семье и завершить терапевтические отношения.

Пример

На семейную терапию обратилась семья по - поводу ребенка 1.3 года с целью подготовки девочки к операции, у девочки правостороннее косолапие. Дважды на долгое время был наложен гипс, но положительных результатов не было, врачи настаивали на быстрейшей операции. Родители согласились на операцию, но внутри у матери было чувство несогласия с решением врачей.

В целом супруги были готовы работать и рассмотреть вопросы взаимосвязи заболевания в контексте отношений, еще раз убедиться в необходимости срочно делать операцию.

С психологической точки зрения год является возрастом перехода и на наш взгляд ребенок в этот период имеет дополнительный ресурс, также как и вся семья.

В браке муж А. (33 года) и жена О. (35 лет) состоят в течение четырех лет, есть сын 3 года и дочка 1,3 года. Оба состоят во втором браке. У мужа в первом браке не было детей (трижды у жены были выкидыши), у жены от первого брака есть дочь. Первая беременность во втором браке наступила не сразу, вначале у О. был выкидыш.

Наследственные признаки: У О. при рождении была дисплазия обоих суставов. Других наследственных заболеваний, как сказали супруги, не наблюдалось.

Проведена психотерапия по изложенной выше методике.

В результате работы на завершающем этапе супруги смогли построить новое пространство:

А.: Он освободил планшеты и сдвинул их вместе. Создавая центр, он положил сердце, нарисованное О., поставил чашу и вложил в нее два медальона. Слева в вазу поставил цветок, справа лингам. По сторонам разложил рисунок вулкана, ветра, воды как любви, земли. Из двух мешочков он взял святую землю и добавил в каждый, таким образом, земля смешалась, но у каждого был свой мешочек земли. Он проговорил те вещи, которые теперь были более важными: любовь, поддержка.

О.: практически ничего не поменяла. Она лишь достала из воды медальоны и положила их на нарисованное сердце. Она сказала, что на планшете осталось место для рисунков их детей. Они прикрепят нарисованные листы дома и пусть дети их дополнят.

На заключительной терапевтической сессии, состоявшейся через неделю, супруги рассказали о принятом ими решении отложить операцию после посещения врача. Она была отложена по предложению самих же врачей, поскольку был получен дополнительный ресурс подвижности ноги. Мама нашла преподавателя оздоровительной танцевальной программы, в которую входило обучение движений. Супруги проговорили о важных моментах, которые они осознали после проведения терапии, понимая, что во многом дополняют друг друга. И чтобы обрести целостность, А. надо установить связи с миром, разобраться с алкогольной зависимостью, существовавшей в роду, О. заглянуть в свой собственный мир, чтобы найти свое Я. Но главное, что было для супругов, они перестали смотреть на дочь как больную дочку, и стали видеть в ней здоровую девочку. Это ослабило внутреннее напряжение, освободив место для радости.

Рассмотренный клинический случай вмещает в себя решение целого комплекса достаточно сложных задач периода перехода, таких как соматическое расстройство, алкоголизм, расстройства в сексуальной сфере, открытие сердца и любви, относящихся к семье как к системе, а также процесс смерти Эго, восстановление оси Эго-Самости и рождение новой идентичности, построение нового пространства и границ в нем. В целом представленный случай отражает онтологический процесс исследования психологического пространства семьи. Все эти процессы свойственны процессу индивидуации в семейной терапии, поэтому в целом такой способ может быть отнесен к способам краткосрочной терапии в трансперсональной психологии, которые развивают авторы в рамках метода SOLWI.

Как видно из представленного случая, способ помогает конструированию нового пространства, способствует установлению границ между подсистемами. В процессе терапии происходит разделение супружеского и родительского контекстов, которые затем строятся на основе любви и симпатии, что способствует повышению эффективности и компетентности участников как супругов, и как родителей.

Похожие патенты RU2371206C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ПАРТНЕРСКОЙ И СУПРУЖЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 2008
  • Федорова Галина Михайловна
  • Бажурина Виктория Борисовна
RU2372110C2
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ 2008
  • Федорова Галина Михайловна
  • Бажурина Виктория Борисовна
RU2372108C2
СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПСИХОТЕРАПИИ 2008
  • Федорова Галина Михайловна
  • Бажурина Виктория Борисовна
RU2372109C2
СПОСОБ ИНИЦИАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ РЕБЕНКА 2008
  • Федорова Галина Михайловна
  • Бажурина Виктория Борисовна
  • Федоров Владимир Александрович
RU2371207C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ 2007
  • Федорова Галина Михайловна
  • Бажурина Виктория Борисовна
RU2336100C1
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ 2007
  • Федорова Галина Михайловна
  • Бажурина Виктория Борисовна
RU2354416C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ПОСЛЕ НАРКОЗА 2006
  • Федорова Галина Михайловна
  • Бажурина Виктория Борисовна
RU2318544C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ 2005
  • Федорова Галина Михайловна
  • Бажурина Виктория Борисовна
RU2290911C1
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЧЕЛОВЕКА 2010
  • Сутормин Олег Юрьевич
RU2438729C1
СПОСОБ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 2014
  • Гонопольский Александр Марксович
RU2601735C2

Реферат патента 2009 года СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Изобретение относится к области психологии, психотерапии и может быть использовано в работе с супругами и семьями в кризисные переходные периоды, которые характеризуются психоэмоциональными конфликтами и противоречиями, характеризующимися психосоматическими расстройствами у членов семьи, а также различными формами зависимого поведения, расстройствами в сексуальной сфере, может быть использовано при включении в семью еще одного члена семьи, в том числе при рождении ребенка или усыновлении. Во время первого аналитического цикла проводят сбор анамнеза, осуществляют исследование психической и психосоматической наследственности, структуры семьи путем установления наследственно-родовых факторов возникновения расстройства и механизмов его формирования в межличностных и семейных отношениях; исследуют у супругов потребности в отцовстве и материнстве, симпатии, любви, сексуально-эротические потребности, хозяйственно-бытовые, выясняют степень нервно-психической нагрузки. Во время второго коррекционного цикла проводят обучение коммуникативным навыкам и диалогу, позволяющему создать безопасное пространство, преодолеть барьер интимности, добиться конструктивной и эмоционально конгруэнтной коммуникации между членами семьи; при этом терапевт, выступая инициатором психотерапевтических изменений, помогает в коммуникационном диалоге выяснить установленные границы между такими семейными подсистемами, как родители, дети, прародители, выявить скрытые паттерны взаимодействия, раскрыть морфостатическую и морфогенетическую функцию симптома на биографическом уровне путем проведения символдрамы, инсталляции пространства отношений, моделируемого с помощью предметов и фотографий членов семьи и телесной терапии, позволяющей расширить индивидуальные представления о реальности, осуществить децентрацию сложившихся внутрисемейных связей, своего образа Я, повысить волевую активность и ответственность за создание нового пространства отношений в семье. Во время третьего структурирующего цикла осуществляют конструирование и переход к новой реальности семьи за счет актуализации экзистенциального динамического конфликта, позволяющего раскрыть морфостатическую и морфогенетическую функцию симптома на архетипическом уровне. Для этого во время первого этапа осуществляют переход участников или участника из обыденной реальности в драматическую на фоне повествования мифа о сотворении мира, во время которого осуществляется инсталляция пациентом своего внутреннего пространства и его центра через композицию, включающую предметы, характеризующие первоэлементы основных стихий - воздух, огонь, воду, землю, затем терапевт помогает участникам благодаря отстраненному и более целостному взгляду на пространство провести диагностическое сопоставление имеющихся границ в семейной системе, со структурой собственного символического пространства, представленного в инсталляции, связать их с функциями симптома; на втором этапе осуществляют переход участников в состояние лиминальности, проводя приемы символдрамы и методику активного воображения, при этом в качестве визуального образа используется реализованная инсталляция с коммуникативной проективно-символической экспрессией всех первоэлементов стихий, начиная со стихии воздуха, после чего исполняется перформанс данного процесса и выполняется рисунок наиболее актуальной картины сценария, затем происходит осознанное переструктурирование созданного в инсталляции пространства, через перформанс, символдраму, психодраму, в которой происходит амплификация как основных личных экзистенциальных переживаний, так и семейных психосоматических проблем, и телесную терапию, во время которой осуществляется интенциональный диалог между пациентом и терапевтом, позволяющий раскрыть символический смысл актуализированных переживаний в символдраме и психодраме на биографическом и архетипическом уровнях, связать их с функцией симптома, динамикой семейных отношений; на третьем этапе терапевт предлагает создать в инсталляции новую структуру совместного пространства, акцентируя внимание на разделении супружеских и родительских потребностей, границах подсистем, способствуя повышению эффективности и компетентности участников как супругов, так и как родителей; на четвертом этапе терапевт выводит участника или участников из драматической реальности и лиминального состояния, для этого в диалоге акцентирует их внимание на структуре нового пространства, совместном переживании и разделении основных ценностей, ролевой позиции, на основании которых формируется новый семейный статус пациента и связанный с ним его новый «Я-образ», вырабатывается позитивная стратегия развития семьи, формируются новые, более гибкие внутрисемейные отношения. Способ позволяет повысить эффективность психотерапевтической помощи семьи в «конструировании» и развитии этой реальности, включающей физиологические, социально-психологические и экзистенциально-духовные аспекты развития и реализации как личности, так и семьи в целом; за счет устранения деструктивных стратегий и нахождения новых адаптивных форм поведения, путем преодоления создавшейся дисгармонии и перехода в новое пространство отношений, которое позволяет реализовать потребности и задачи другого уровня и периода, а также позволяет оказать поддержку семье в кризисный период путем переоценки ценностей и переосмысления жизненного опыта; увидеть связь внутреннего конфликта, соматического заболевания или психоэмоционального расстройства члена семьи со своими взглядами на мир и выбранной стратегий поведения; сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, выработать новую стратегию поведения и взаимоотношения внутри семьи и общества в целом, заняв более зрелую позицию как личности, так и самой семьи. При усыновлении ребенка это осознанная возможность и желание пересмотреть и выстроить новые границы подсистем в семье в согласии со всеми ее членами, в том числе и самим усыновляемым ребенком. Благодаря используемым проективным методикам способ помогает мягко и деликатно ввести ребенка в новую семью, познакомить с ее структурой, сложившимися взаимоотношениями и ценностями, принять участие в построении нового пространства. В период прохождения семейного кризиса создание нового коммуникативного пространства осуществляют в три цикла. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 371 206 C2

1. Способ проведения семейной психотерапии, отличающийся тем, что в период прохождения семейного кризиса создание нового коммуникативного пространства осуществляют в три цикла: во время первого аналитического цикла проводят сбор анамнеза, осуществляют исследование психической и психосоматической наследственности, структуры семьи путем установления наследственно-родовых факторов возникновения расстройства его формирования в межличностных и семейных отношениях; исследуют у супругов потребности в отцовстве и материнстве, симпатии, любви, сексуально-эротические потребности, хозяйственно-бытовые, выясняют степень нервно-психической нагрузки; во время второго коррекционного цикла проводят обучение коммуникативным навыкам и диалогу, позволяющему создать безопасное пространство, преодолеть барьер интимности, добиться конструктивной и эмоционально конгруэнтной коммуникации между членами семьи; при этом терапевт, выступая инициатором психотерапевтических изменений, помогает в коммуникационном диалоге выяснить установленные границы между такими семейными подсистемами, как родители, дети, прародители, выявить скрытые паттерны взаимодействия, раскрыть морфостатическую и морфогенетическую функцию симптомов расстройств, связанных с пересечением границ в семейных взаимоотношениях путем проведения символдрамы, инсталляции пространства отношений, моделируемого с помощью предметов и фотографий членов семьи и телесной терапии, во время которой расширяют индивидуальные представления о реальности взаимоотношений, осуществить децентрацию сложившихся внутрисемейных связей, своего образа Я, повышают волевую активность и ответственность за создание нового пространства отношений в семье; во время третьего структурирующего цикла осуществляют конструирование и переход к новой реальности взаимоотношений семьи за счет актуализации экзистенциального динамического конфликта, раскрывающего морфостатическую и морфогенетическую функцию симптомов расстройств, связанных с пересечением границ в семейных взаимоотношениях, для этого: во время первого этапа осуществляют переход участников или участника из обыденной реальности в драматическую на фоне повествования мифа о сотворении мира, во время которого осуществляется инсталляция участником своего внутреннего пространства и его центра через композицию, включающую предметы, характеризующие первоэлементы основных стихий - воздух, огонь, воду, землю, затем терапевт помогает участникам благодаря отстраненному и более целостному взгляду на пространство провести диагностическое сопоставление имеющихся границ в семейной системе, со структурой собственного символического пространства, представленного в инсталляции, связать их с функциями симптомов имеющегося расстройства, связанного с семейными взаимоотношениями; на втором этапе осуществляют переход участников в состояние лиминальности, проводя приемы символдрамы и методику активного воображения, при этом в качестве визуального образа используется реализованная инсталляция с коммуникативной проективно-символической экспрессией всех первоэлементов стихий, начиная со стихии воздуха, затем исполняется перформанс процесса взаимодействия участника с предметами, используемыми в инсталляции и выполняется рисунок наиболее актуального сценария этого взаимодействия, после чего происходит осознанное переструктурирование пространства собственного восприятия путем перформанса и телесной терапии, во время которой осуществляется интенциональный диалог между участником и терапевтом, позволяющим раскрыть актуализированных переживаний в символдраме и психодраме на биографическом и архетипическом уровнях, связать их с функцией симптома, динамикой семейных отношений; на третьем этапе терапевт предлагает создать в инсталляции новую структуру совместного пространства, акцентируя внимание на разделении супружеских и родительских потребностей, границах подсистем, способствуя повышению эффективности и компетентности участников, как супругов, так и родителей; на четвертом этапе терапевт выводит участника или участников из драматической реальности и лиминального состояния, для этого в диалоге акцентирует их внимание на структуре нового пространства взаимоотношений, совместном переживании и разделении основных ценностей, ролевой позиции, на основании которых формируется новый семейный статус пациента и связанный с ним его новый «Я-образ», вырабатывается позитивная стратегия развития семьи, формируются новые, более гибкие внутрисемейные отношения.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в случае усыновления ребенка при различных видах отклонений поведения ребенка во время третьего структурирующего цикла при инсталляции пациентом своего внутреннего пространства и его центра через композицию используют планшет, имитирующий земную поверхность.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2371206C2

Эйдемиллер Э
Психология и психотерапия семьи
Питер, 2008
СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРУППОВОГО СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА 2004
  • Говоров Николай Сергеевич
  • Поташевская Татьяна Геннадьевна
  • Шитова Надежда Ивановна
RU2294770C2
Психотерапевтическая энциклопедия
Под ред
Б.Д
Карвасарского
- Питер, 1998, с.555
Черников А.В
Семейная психотерапия, №1-2, 2001 [он-лайн], [найдено 12.12.2008], найдено из Интернета, http://hghltd.yandex.net/yandbtm?uri=http%3A%2F%2Fpsyjoumal.ru.

RU 2 371 206 C2

Авторы

Федорова Галина Михайловна

Бажурина Виктория Борисовна

Федоров Владимир Александрович

Даты

2009-10-27Публикация

2008-04-22Подача