Изобретение относится к медицине психических и поведенческих расстройств человека, а именно к системной семейной терапии, направленной на коррекцию внутрисемейных связей и нормализацию психического (психологического) и физиологического состояния членов семьи.
Актуальность разработки метода определяется необходимостью создания новых более эффективных методов системной семейной терапии, ориентированных на межличностные развивающиеся гармоничные отношения в семье.
Системное направление принято считать одним из наиболее широко представленных, перспективных, экономически целесообразных и терапевтически эффективных направлений семейной терапии. В настоящее время современная «семейная психотерапия - это система психологических воздействий на семью как живую открытую систему с целью оптимизации ее функционирования. Семейная психотерапия является формой проведения психотерапии, опирающейся на принципы основных методов: личностно-ориентированного, методов аналитической психотерапии, аналитической психодрамы, гештальт-терапии и др. В семейной интервенции, также как и в супружеской терапии, первоначальное значение придается отношениям и их развитию» (Э.Эйдемиллер. Психология и психотерапия семьи. СПб. 2008 г., стр.20).
Известен способ осуществления группового семейного психологического тренинга, патент РФ №2294770, А61М 21/00, дата приоритета 19.12.2003 г. Способ включает формирование группы из нескольких семей в составе родителей с детьми, в процессе тренинга специалист пересказывает содержание литературного произведения, после чего участники осуществляют репродуктивный пересказ услышанного произведения своим родителям, затем проводят групповую дискуссию о герое произведения с выявлением понимания каждым участником сути темы тренинга. Затем осуществляют каузальное моделирование каждым участником варианта разрешения его проблемы посредством обобщения высказываний, дискуссии и вербального фокусирования внимания участников на обобщающем выводе с позиции нормы.
К недостаткам способа следует отнести низкий уровень использования модальностей участников для повышения творческого выражения и волевой активности.
Известен способ семейных расстановок Берта Хеллингера при разрешении семейно-системных конфликтов и противоречий («Практика семейной расстановки. Системные решения по Б.Хеллингеру», составитель Г.Вебер, изд-во «Высшая школа психологии», М., 2004, с.29-42).
Большое внимание автор уделяет системному подходу в использовании психодрамы при работе с семьей, полагая, что за любым симптомом стоит любовь. В психодраме, как расстановке и основном способе автора, исследуются связи в семье не только с живыми людьми, но и уже умершими, полагая, что все они связаны единой судьбой. В данном способе при помощи вопросов первоначально составляется анамнез семьи, затем выбираются заместители из группы людей, которые будут представлять в расстановке членов семьи - отца, мать, братьев, сестер и т.д., а также самого клиента. После чего клиент выполняет с помощью заместителей расстановку семьи в пространстве по отношению друг к другу, беря их при этом обеими руками за плечи, т.е. находясь с ними в контакте. Составляется первый образ семьи как системы. Затем производят перестановку заместителей для коррекции семейной системной расстановки.
К недостаткам метода следует отнести использование одной лишь психодрамы, в которой немаловажное значение имеет момент чувствования, который может вносить ошибки из-за проекций и неотработанных конфликтов. К недостаткам данного способа также следует отнести:
- для проведения расстановки семьи, например, из двух поколений потребуется значительная по числу заместителей группа;
- заместители вносят в семейную систему собственную проблематику;
- способ реализуется за одну сессию (сеанс);
- сопровождение клиента после проведения коррекции (системной расстановки) не ведется.
Известен также способ расстановки с помощью фигур в индивидуальной терапии Якоба Шнайдера («Практика семейной расстановки. Системные решения по Б.Хеллингеру», составитель Г.Вебер, изд-во «Высшая школа психологии», М., 2004, с.159-169). Данный способ основан на системных расстановках по Б.Хеллингеру. Расстановку семейной системы производят с использованием фигур или предметов, поставленных или положенных на стол или пол, которые репрезентуют членов семьи или значимых для расставленной системы лиц. Первоначально проводят анамнез семьи и/или родительской семьи или рода. Затем клиент проводит расстановку фигур семьи и своей фигуры, по которой определяют семейную динамику. После чего неоднократно меняют положение фигур с произношением фраз до появления образа-решения, тем самым производя коррекцию семейной системы.
К недостаткам данного способа расстановки с помощью фигур прежде всего следует отнести:
- использование одной лишь психодрамы;
- в системной семейной расстановке отсутствует фигура, отражающая симптом, вызвавший нарушение системы в целом;
- способ реализуется за одну сессию (сеанс);
- сопровождение клиента после проведения коррекции (системной расстановки) не ведется.
В основу изобретения поставлена задача разработать такой способ психологической коррекции человека, обеспечивающий стойкий положительный терапевтический результат, который способствует снятию депрессии и появлению у человека чувства уверенности в себе.
Сущность заявляемого изобретения выражается в следующей совокупности существенных теоретических и практических признаков, достаточных для достижения вышеуказанного технического результата.
Поставленная задача решается тем, что в способе психологической коррекции человека, при котором собирают анамнез состояния человека и сведения о членах его семьи, производят системную расстановку семьи посредством фигур, выявляют нарушения, которые могли привести к возникновению симптома, как реакции на нарушения в семейной системе, после чего осуществляют коррекцию расстановки семьи, отличающийся тем, что после сбора анамнеза состояния человека последнего укладывают в удобное для его тела положение, выполняют телесную терапию, создают посредством прослушивания духовной музыки психологический настрой человека на психологическую коррекцию, выполняют расстановку по степени родства фигур членов семьи самим человеком, начиная с его собственной фигуры, для создания правильного образа семьи, затем человек выполняет ритуалы уважения к членам семьи в виде поклонов и якорения посредством скрещивания указательного и безымянного пальцев правой руки, после чего выполняют психологическую коррекцию человека до получения им стойкого положительного терапевтического результата.
Преимущество способа - краткофокусность терапии, при этом перерывы между сеансами в один месяц-полтора дают возможность и клиенту и терапевту убедиться в стойкости полученного результата. Обозначенные промежутки между сеансами позволяют всей родовой системе, к которой принадлежит клиент, начать изменяться, устанавливая новые «здоровые» связи между ее членами. Техники НЛП позволяют пролонгировать терапевтическое воздействие сеанса на весь промежуток между сеансами. Символ "драматическое переживание образов" дает почувствовать положительность уважительного отношения к каждому члену родовой системы, когда каждый ее член на «своем» месте. Психодраматические элементы дают возможность осознать место симптома во взаимоотношениях участников, используя важный аспект коммуникации в данном способе через разрешающие фразы, примиряющие всех участников психодраматического события в родовой системе. Такие терапевтические ритуалы, как поклоны, «лечь рядом с мертвым» дают возможность на уровне архаических действий признать значимость других лиц понятным и, главное, эффективным способом.
Технический результат в заявленном способе психологической коррекции человека достигается благодаря совершенствованию диагностики и способам психотерапевтической помощи с использованием телесной терапии, построения геносоциограммы, введения симптома проблемы клиента в семейную систему, способу построения «правильного образа семьи».
Способ психологической коррекции человека осуществляется следующим образом.
Количество сеансов варьируется от 1 до 10 по количеству нарушений, обнаруженных на первом сеансе, при расшифровке геносоциограммы. Сеансы проводятся с интервалом не меньше месяца. Количество занятий строго регламентировано, о чем сообщается клиенту.
На предварительном сеансе терапевт выясняет цель прихода клиента и узнает основные данные, характеризующие его семейную систему, к которой принадлежит клиент, тем самым проводя анамнез. Вопросы могут звучать так: "Что Вы хотите получить в результате терапии? Сколько в семье родителей детей? Полная ли семья? Какой Вы по счету ребенок? Были ли умершие дети в семье?". Это необходимо сделать, что бы определить подходит ли данный метод работы клиенту. Оценка делается по реакции клиента на вопросы и его осведомленности о собственном состоянии, его родовой системы. Первый сеанс длится один час. Терапевт еще раз уточняет запрос клиента. Затем, используя приемы метамоделирования, расспрашивает о родовой системе, к которой принадлежит клиент. После чего терапевт переводит запрос на терапию от симптома одного члена семьи на уровень осознания, помогая увидеть взаимосвязанность в семье. Основная цель метамоделирования - описать данные настолько глубоко, чтобы они были самодостаточными и допускали расширение и модификацию своей структуры. Кроме того, терапевт осуществляет исследование психической и психосоматической наследственности, структуры семьи путем установления наследственно-родовых факторов возникновения расстройства и механизмов его формирования в межличностных и семейных отношениях. Терапевт уточняет, состоит ли клиент на данный момент в стабильных партнерских отношениях (имя партнера), есть ли дети (имена), были ли абортированные дети, выкидыши, мертворожденные дети в данных отношениях. Затем терапевт расспрашивает о значимых партнерах (имена). Под ними понимаются партнеры, в отношениях с которыми были беременности, не важно, чем они заканчивались, сильные эмоциональные привязанности, помолвки, если один или оба партнера собирались (собирался(лась)) жениться (замуж) на другом (за другого). Есть ли дети (имена), были ли абортированные дети, выкидыши, мертворожденные дети в каждых из этих отношениях. Затем терапевт узнает о родителях клиента (имена), их детях (имена), абортированные дети, выкидыши, мертворожденные дети. И о значимых партнерах родителей (имена). Есть ли там дети (имена), абортированные дети, выкидыши мертворожденные. И после этого терапевт собирает данные о родителях родителей (имена), их детях (имена), абортированные дети, выкидыши, мертворожденные дети, о значимых партнерах родителей (имена). Есть ли там дети (имена), абортированные дети, выкидыши, мертворожденные. По завершении опроса терапевт выясняет, у кого были:
- суицидальные попытки, мысли;
- серьезные заболевания;
- зависимости: алкогольные, наркотические и т.д.;
- инвалидности;
- кто в системе игнорируется, исключается (отсутствует);
- о судьбе какого родственника клиент считает необходимым сообщить.
После сбора анамнеза клиенту предлагается закрыть глаза и 4-5 минут послушать духовную музыку. Терапевт включает музыку и вместе с клиентом закрывает глаза. Во время прослушивания терапевт мысленно обращается к клиенту, говоря: «Дорогой(ая) имя клиента, я уважаю Вас, Вашу судьбу, Ваше предназначение, я уважаю Вашего отца, Вашу мать и всех тех, кто стоит за Вами. Я склоняюсь перед ними и прошу их позволить мне быть сегодня полезным Вам…». Затем производится семейная расстановка фигурами. Для этого терапевт просит клиента взять фигуру себя и поставить ее, так как ему удобно. Затем по очереди, начиная с партнеров и детей (живые, абортированные, выкидыши, мертворожденные) клиента с этими партнерами, терапевт просит расположить фигуры каждого из них так, как клиент считает это правильным относительно своей фигуры. При этом терапевт называет каждого члена системы по имени, по порядку его вхождения в систему клиента. Терапевт обязательно упоминает, что если какого-то члена системы нет в живых, то его фигуру кладут, а не ставят. После этого по очереди в систему вводятся родители клиента, их дети (живые, абортированные, выкидыши, мертворожденные). Затем партнеры родителей и их совместные дети (живые, абортированные, выкидыши, мертворожденные). Таким же образом терапевт называет по именам родителей родителей, и их тоже вводят в систему. Точно так же вводят детей родителей родителей, и партнеров родителей родителей, затем вводят в систему их детей (живые, абортированные, выкидыши, мертворожденные). В последнюю очередь в виде фигуры вводится проблема клиента, так, как он формулирует ее для себя. Она может звучать по-разному: например, «невозможность быть благополучным в партнерских отношениях на данный момент», или название заболевания, например «депрессия», возможно актуальное чувство, беспокоящее клиента: тревога, агрессия и т.д. При этом терапевт, выступая инициатором психотерапевтических изменений, помогает в коммуникационном диалоге выяснить установленные границы между такими семейными подсистемами, как родители, дети, прародители.
Клиент каждую фразу повторяет за терапевтом, мысленно отмечая свои ощущения: согласие, констатацию или отрицание, особое внимание уделяя фразам, которые отрицаются. Терапевт заранее просит клиента подумать именно над ними. Затем терапевт определяет, с какой семьи необходимо начать коррекцию нарушений родовой системы. Обычно коррекция начинается с семьи того родителя, энергии которого меньше всего в клиенте. В завершении первого сеанса терапевт говорит: «На все интересующие Вас вопросы я отвечу на следующем сеансе. Все, что сегодня произошло с Вами во время нашей встречи, должно остаться между нами! Все, что Вы услышали, должно остаться с Вами. Несите это в своем сердце, и пусть это действует!». После этого строится геносоциограмма. Терапевт расшифровывает геносоциограмму, которую выстроил клиент. Благодаря составленной геносоциограмме, проясняются ориентиры реализации способа психологической коррекции отношений между членами семьи. Завершение сеанса проходит следующим образом: терапевт дает возможность клиенту письменно отметить соответствие сеанса заявленной клиентом задачи и дает предписание по выполнению домашнего задания, которое является дублированием сеанса.
На втором и последующих сеансах происходит корректировка семейной системы. Сам сеанс строится следующим образом. Терапевт просит клиента занять комфортное положение тела, сидя или лежа, при этом терапевт руками помогает клиенту, осуществляя телесную терапию в виде поглаживаний и колебаний. Кроме того, на живот клиента укладывается подушка, тем самым, вызывая спонтанную регрессию, так как все, что связано с животом, связано с матерью. Через телесную терапию терапевт помогает клиенту расширить понимание структуры и уровней психического пространства через тело. Благодаря интенциональному диалогу между терапевтом и клиентом, клиент входит в контакт со своим телом. Телесная терапия может использоваться на последующих сеансах. После этого клиента просят скрестить указательный и безымянный пальцы правой руки, устанавливая якорь по методике НЛП на весь сеанс. Якорение - процесс, посредством которого любой стимул или репрезентация (внешняя или внутренняя) оказывается связанной с некоторой реакцией и запускает ее проявление. Клиент держит скрещенными пальцы правой руки до конца работы. Затем клиента просят закрыть глаза и расслабиться. Когда он достаточно расслабится и подаст сигнал, что он готов приступить к работе, терапевт объясняет, как действует данная терапия. Обычно это звучит так:
«Не важно, сколько нам лет, не важно, живы наши родители или нет. Не важно, вместе они или нет - мы до конца наших дней остаемся детьми своих родителей. Мы до конца наших дней сохраняем связь с нашими родителями. И очень важно, чтобы внутри себя мы несли тот образ связи с нашими родителями, внутри которого мы были бы надежно защищены. Каждый из нас, будучи ребенком своих родителей, имеет право в равной степени любить и отца и мать. Каждый из нас имеет право в равной степени брать лучшее у матери и отца. Не важно, что происходит между нашими родителями, мы, как дети, должны помнить: нас это не касается. Важно помнить, мы начинаем принимать себя такими, какие мы есть, тогда, когда мы принимаем наших родителей, какие они есть. И только став взрослыми, мы начинаем чувствовать, как хорошо нам оставаться маленькими рядом с большими сильными родителями».
Затем, используя любую трансовую технику, терапевт помогает клиенту расслабиться еще больше, так, чтобы образы, которые клиент представит, были максимально ясными и четкими. После того как клиент расслабился достаточно сильно, терапевт просит его вчувствоваться внутрь себя и представить папу и маму перед собой. Затем терапевт просит понять, чей образ более четкий, чей менее, чей образ более яркий, чей менее, кто дальше, кто ближе, чьей энергии меньше всего в клиенте. Затем терапевт просит приблизить того родителя, чьей энергии не хватает, и сделать образ этого родителя таким же ярким, четким, как второго. При этом представить, что энергия именно того родителя, которого было меньше всего в клиенте, начинает наполнять его, заполняя энергией каждую клеточку существа клиента. После этого терапевт просит представить, как эта энергия льется через край существа клиента, наполняя пространство вокруг него, создавая некую защитную оболочку, которая будет защищать клиента и дальше в жизни. Терапевт просит клиента представить родителя, энергией которого только что наполнился, и сказать мысленно: «Дорогой папа (дорогая мама), сейчас я признаю, как ты важен(а) для меня», - тем самым выполняя ритуал уважения. Затем клиент может открыть глаза. Когда он приходит в себя, терапевт просит дать клиенту письменно обратную связь по проделанной работе. После этого терапевт дает домашнее задание: каждый раз, засыпая скрещивать пальцы правой руки и представлять, как энергия родителя наполняет его. Таким образом, у клиента закрепляют функциональные поведенческие стратегии посредством позитивных эмоциональных переживаний, обусловленных коррекцией состояния семьи. Затем терапевт прощается с клиентом и назначает следующий сеанс.
Нарушением в семейной системе, отраженной на геносоциограмме, считается неверное, неуважительное положение одного члена системы по отношению к другому. Например, когда ребенок располагается на одной линии с родителями, это значит, что клиент считает себя равным родителям и берет их проблемы на себя. Или умерший член семьи выносится за границы общего расположения остальных членов системы, это значит, что для клиента он не столь важен, как другие члены его системы. Если, работая на первом сеансе с энергией родителя, клиент обнаружил, что ему не хватало, например, энергии отца, на следующем сеансе терапевт ведет работу, исправляя нарушения именно в семье отца. Вначале сеанса терапевт спрашивает клиента о том, что произошло за месяц с прошлой встречи. Получив обратную связь от клиента, терапевт приступает к основной части сеанса. Для этого он просит клиента поставить фигуру отца и относительно него расположить его родителей. После этого терапевт объясняет, как на самом деле, на уровне образа, должен располагаться ребенок относительно его родителей. Например, терапевт объясняет: «Ребенок впереди, родители сзади. С правой стороны отец, слева мать. Муж и жена равны, но у них разные функции: муж служит жене, она следует за ним. Когда ребенок впереди, спиной к родителям, он свободен от того, что происходит между родителями. Он чувствует их защиту, но идет своим собственным путем». После этого вводятся в схему другие дети (живые, абортированные и выкидыши) в порядке их вхождения в семью. Семья выстраивается по мере вхождения в нее каждого ее члена. Иерархия семьи строится по тому, как в нее входит тот или иной член. Сначала идет муж, слева от него жена, перед ними слева направо дети по старшинству, тем самым подчеркивая, что старший ребенок более привилегированный по отношению к младшему и в тоже время его функция заботиться о младшем (давать ему). Так как дети находятся на одной линии перед родителями спиной к ним, они для родителей все равны, но их очередность вхождения в семью подчеркивает их иерархию. В последнюю очередь клиент располагает себя относительно своего родителя впереди, спиной к нему. После того как терапевт помог клиенту построить верную, уважительную схему семьи отца (в данном примере), он просит клиента, как и в предыдущую встречу, сесть или лечь удобно и расслабиться, проводится телесная терапия. Клиент также скрещивает пальцы правой руки (это он делает на каждом сеансе), и терапевт снова повторяет, как работает правильный образ семьи, который для себя во время сеансов создает клиент. Это терапевт также делает каждый сеанс. При этом терапевт, выступая инициатором психотерапевтических изменений, помогает в коммуникационном диалоге выяснить установленные границы между такими семейными подсистемами, как родители, дети, прародители, выявить скрытые паттерны взаимодействия, раскрыть морфостатическую и морфогенетическую функцию симптома на биографическом уровне путем проведения символдрамы, моделируемой с помощью фигур и телесной терапии. После этого терапевт, используя любую трансовую технику, помогает клиенту расслабиться еще больше. И затем просит представить схему, которая была создана в начале сеанса. Например, как стоит его отец, рядом с ним его братья и сестры, сзади них их родители. Сам клиент стоит перед родственниками, спиной к отцу. Затем терапевт просит представить, как отец отца клиента обращается к своей жене, матери отца клиента и говорит: «Я уважаю и почитаю тебя как свою жену, как мать наших детей, я служу тебе!». Затем так называемую «разрешающую» фразу говорит мать отца клиента, обращаясь к своему мужу. Терапевт просит вслед за ним повторить мысленно каждую фразу и наблюдать за своими ощущениями, когда каждый в его образе сзади него уважен и принят. Такие разрешающие фразы в образе произносит каждый член данной семьи. В последнюю очередь клиент представляет, что он подходит к каждому члену системы, начиная с отца своего отца, и говорит: «Я уважаю тебя как (идентификация к кому он обращается) отца моего отца, пожалуйста, благослови меня, чтобы я мог быть счастлив в этой жизни». В последнюю очередь он склоняется, став на колени перед своим отцом, и говорит: «Дорогой папа, ты большой, ты сильный, а я - маленький, пожалуйста, благослови меня, чтобы я мог быть счастлив в этой жизни». После этого клиент становится на свое место и произносит: «Теперь я могу быть счастлив, теперь я могу жить собственной жизнью!». После этого терапевт просит клиента открыть глаза. Клиент дает обратную связь по проделанной работе и получает домашнее задание, в котором он должен, засыпая, скрещивать пальцы правой руки, представлять семью отца и мысленно проделывать все, как во время сеанса. Дополнительно может быть дано задание каждый раз, прежде чем заговорить с отцом, мысленно говорить: «Дорогой папа, ты большой, ты сильный. Я маленький. Я всего лишь твой ребенок».
Также проводятся и последующие сеансы, исправляя нарушения, например, в семье матери, затем в семье родителей клиента и, наконец, в семье самого клиента, если она есть.
Другого рода сеансы могут касаться умерших членов родовой системы, которые отвергнуты, или отношения с которыми не завершены. В этом случае проводится сеанс, основным отличием которого является то, что клиент в расслабленном состоянии идет к умершему члену и в знак примирения ложится рядом с ним, получая благословение на жизнь от ушедшего. Кроме того, когда речь идет об абортированных детях клиента проводится сеанс по их принятию. В этом случае так же в расслабленном состоянии клиент представляет этих детей и принимает их в свое сердце. Завершающим моментом этой работы является то, что клиент громко говорит: "У меня столько-то детей", - называя общее количество всех детей, независимо, живы они или нет.
Предпоследний сеанс строится следующим образом. Отличие его лишь в мотиве образа, с которым работает клиент. В этом случае работа ведется уже со всей родовой системой. Сначала клиент вводит в схему себя и затем правильным, уже проработанным на предыдущих занятиях способом вводит всех членов родовой системы. В результате мы имеем окончательный правильный образ его рода до третьего поколения. Затем, также в расслабленном состоянии, он визуализирует этот правильный образ. В нем он подходит к каждому члену своей системы и говорит: «Я принимаю тебя в свое сердце таким, какой ты есть, и ты можешь принять меня в свое таким, какой я есть». Он представляет, как он занимает свое место в этой системе, и все члены ее кланяются в одну сторону, в сторону горизонта, тем самым выполняя ритуал уважения в виде поклонов.
В конце сеанса клиент так же дает обратную связь и получает домашнее задание: воспроизводить этот правильный образ семьи на протяжении следующего месяца к следующему сеансу.
Завершающий сеанс представляет собой терапевтическую проверку. Для ее проведения терапевт использует возрастную прогрессию. Так же, как и на предыдущих сеансах, клиент в расслабленном состоянии представляет, насколько сохранным и благополучным он будет через два, три и пять лет по завершении терапевтической сессии. Это дает клиенту возможность закрепить терапевтический эффект и уверенность, что он может быть благополучен и в следующие годы своей жизни. Данный завершающий сеанс является сопровождением клиента после проведения коррекции.
Показания к данному способу семейной системной терапии обширны. Он показал свою эффективность не только при личностных нарушениях различной этиологии, но и при конфликтных ситуациях и нарушениях в биосоциальных системах, к которым относится и семья. Противопоказаний тоже не отмечалось. Как оказалось, при таком режиме проведения коррекций достигается больший эффект. С терапевтической точки зрения это означает, что когда в результате удачной интервенции меняется поведение одного из членов семьи, то требуется определенный промежуток времени, для того чтобы корригирующее действие проявилось у другого или других членов семьи. Таким образом, работая только с одним представителем семьи, мы получаем стойкий терапевтический эффект значимый для всей системы, к которой относится заявитель проблемы, являющийся членом этой родовой системы.
Пример конкретной реализации способа психологической коррекции
На индивидуальную системную терапию обратился молодой человек П., 25 лет. Запросом клиента было избавление от депрессии и повышение чувства уверенности в себе. Состояние на момент обращения: страх, состояние нервозности, бессонница, тревожность, «желание кого-либо избить», суицидальные мысли, страх большого скопления людей, чувство обреченности, тоска, отчаяние, проблемы в общении с противоположным полом, мысли, что он не такой, как все, чувство, что ему кто-то «посылает» мысли. В анамнезе выяснено, что во время беременности мать находилась в состоянии сильного стресса, в этот период она рассталась с отцом ребенка. На сегодняшний момент мать с отцом ребенка не общается, так как не может его простить за то, что они расстались, с сыном об отце говорить не желает. Все что касается биологического отца ребенка, это табулированная тема. Мать вышла замуж второй раз, клиент был усыновлен. Полученная от клиента информация крайне скудна, поэтому в семейную систему вводится элемент недосказанности в отношениях матери и отца клиента как «тайна».
На вводном сеансе терапевт выяснил цель прихода клиента и узнал основные данные, характеризующие систему, к которой принадлежит клиент. Был проведен анамнез семейной системы клиента, на основании которого была составлена геносоциограмма и произведена расстановка фигур.
Геносоциограмма клиента П.
Из полученных данных выявили:
- суицидальные попытки, мысли - П., Юра - суицидальные мысли;
- зависимости: алкогольные, наркотические и т.д. - Даниил - алкоголь;
- кто в системе игнорируется, исключается - отец клиента - С.;
- о судьбе какого родственника клиент считает необходимым сообщить - рассказал о беременности матери;
- были ли какие-то значимые для системы люди, не имевшие родственных связей с членами системы, но, с точки зрения клиента, которых стоит ввести в систему - нет.
После этого клиенту предложено закрыть глаза и 4-5 минут послушать духовную музыку.
Во время прослушивания терапевт мысленно обращается к клиенту, говоря: «Дорогой П., я уважаю Вас, Вашу судьбу, Ваше предназначение, я уважаю Вашего отца, Вашу мать и всех тех, кто стоит за Вами. Я склоняюсь перед ними и прошу их позволить мне быть сегодня полезным Вам». Затем производится расстановка фигур семейной системы: клиент П., его партнеры: Ксюша, Вика, Катя, после чего вводятся родители клиента: С.и К., затем партнеры родителей: второй муж матери Юра, затем родители родителей: для К. - Даниил и Шура, дети Даниила и Шуры: Таня, Аня, Сергей. Затем вводят родителей отца П. - С.: сначала Музаргит, затем Таня. В последнюю очередь, в виде фигурки, вводится проблема клиента, так как он формулирует ее для себя. В данном случае в систему введена «депрессия», дополнительно терапевт попросил ввести в систему «тайну» - то, что умалчивается об отце матерью клиента. После этого терапевт расшифровывает схему, которую выстроил клиент. Клиент каждую фразу повторяет за терапевтом, мысленно отмечая свои ощущения: согласие, констатацию или отрицание, особое внимание уделяя фразам, которые отрицаются, запоминая их. Завершается вводный сеанс тем, что терапевт говорит: «На все интересующие Вас вопросы я отвечу на следующем сеансе. Все, что сегодня произошло с Вами во время нашей встречи, должно остаться между нами! Все, что Вы услышали, должно остаться с Вами. Несите это в своем сердце, и пусть это действует!» Терапевт прощается и назначает следующую встречу через 4 недели. Заключение терапевта после вводного сеанса: состояние клиента обусловлено нарушениями в его родовой системе, он несет проблемы не только своих родителей, но и человека, который его усыновил. Располагая умерших впереди себя, он как бы говорит: «Меня ждет только смерть». На следующем, первом сеансе терапевт опрашивает клиента, что с ним происходило за время с прошлой встречи, что он помнит с прошлой встречи. П. сообщает, что первые четыре дня он все время думал о сеансе, ему снились фигурки, и ему было очень грустно. Затем ему стало легче, и он ждал следующего сеанса. Терапевт сообщает клиенту, сколько необходимо сеансов и чему они будут посвящены:
1 сеанс - наполнение энергией того родителя, которого меньше всего в клиенте.
2 сеанс - создание правильного образа схемы этого родителя.
3 сеанс - создание правильного образа схемы семьи второго родителя.
4 сеанс - создание правильного образа схемы для первого и второго мужей матери клиента. Признание клиентом своего биологического отца.
5 сеанс - проработка проблем в партнерских отношениях клиента.
6 сеанс - создание целостного образа схемы рода клиента.
7 сеанс - терапевтическая проверка методом возрастной прогрессии.
Проведение первого сеанса. Терапевт просит клиента лечь и занять комфортное положение тела, помогая при этом клиенту. Проводится телесная терапия. После этого терапевт просит скрестить указательный и безымянный пальцы правой руки, устанавливая якорь на весь сеанс. Клиент закрывает глаза и расслабляется. Когда он достаточно расслабился, терапевт объясняет, как действует данная терапия. Затем терапевт, используя простейшие суггестивные техники, помогает расслабиться клиенту еще больше. Это делается для того, чтобы образы, которые клиент представит, были максимально ясными и четкими. После того как клиент расслабился достаточно сильно, терапевт просит его вчувствоваться внутрь себя и представить папу и маму перед собой. Затем терапевт просить понять, чей образ более четкий, яркий, ближе, чьей энергии меньше всего в клиенте. Клиент сообщает, что ему не хватало энергии отца. Клиент получает домашнее задание. Каждый раз засыпая, скрещивать пальцы правой руки и представлять, как энергия родителя наполняет его.
Второй сеанс. Клиент за прошедшее время после первого сеанса отмечает, что с мамой ему стало проще общаться, чувствует себя более уверено. Проводится корректировка нарушений в семье отца. Клиент выполняет расстановку фигур семейной системы, создавая правильный образ семьи. После чего терапевт просит клиента лечь и занять комфортное положение тела, помогая при этом клиенту, проводя сеанс телесной терапии. Далее действия терапевта и клиента такие же, как и на первом сеансе. В конце сеанса клиент осуществляет ритуалы уважения в виде поклонов по отношению к членам семьи, в последнюю очередь к отцу, говоря при этом разрешающую фразу: «Дорогой папа, ты большой, ты сильный, а я - маленький, пожалуйста, благослови меня, чтобы я мог быть счастлив в этой жизни». Клиент вновь получает домашнее задание.
Третий сеанс. Клиент за прошедшее время после второго сеанса отмечает, что чувствует себя уверенно, переехал на другую квартиру и живет один. Проводится корректировка нарушений в семье матери. Клиент выполняет расстановку фигур семейной системы, создавая правильный образ семьи. После чего терапевт просит клиента лечь и занять комфортное положение тела, помогая при этом клиенту, проводя сеанс телесной терапии. Далее действия терапевта и клиента такие же, как и на первом сеансе. В конце сеанса клиент осуществляет ритуалы уважения в виде поклонов по отношению к членам семьи, в последнюю очередь к своей маме, говоря при этом разрешающую фразу: «Дорогая мама, ты большая, ты великая, а я - маленький, позволь мне любить папу так же сильно, как я люблю тебя. Пожалуйста, благослови меня, чтобы я мог быть счастлив в этой жизни». Клиент вновь получает домашнее задание.
Четвертый сеанс. Клиент за прошедшее время после третьего сеанса отмечает, что чувствует себя хорошо, его мать сообщила ему, где на данный момент живут родители его отца. Клиент собирается встретиться с ними. У него улучшились отношения с отчимом. Создание правильного образа схемы для первого и второго мужей матери клиента. Признание клиентом своего биологического отца. Клиент выполняет расстановку фигур семейной системы, создавая правильный образ семьи. После чего терапевт просит клиента лечь и занять комфортное положение тела, помогая при этом клиенту, проводя сеанс телесной терапии. Далее действия терапевта и клиента такие же, как и на первом сеансе. В конце сеанса клиент осуществляет ритуалы уважения в виде поклонов по отношению к членам семьи, в последнюю очередь к своим маме и папе, говоря при этом разрешающую фразу: «То, что происходит между вами, меня не касается! Вы - большие, я - маленький! Вы оба нужны мне!» Затем клиент ставит себя (фигуру) на свое место перед родителями и произносит следующую разрешающую фразу: «Теперь я могу быть счастлив, теперь я могу быть свободным! Теперь я могу жить собственной жизнью!». Клиент вновь получает домашнее задание.
Пятый сеанс. Клиент за прошедшее время после четвертого сеанса отмечает, что чувствует себя хорошо, он доволен своей жизнью. Проработка проблем в партнерских отношениях клиента. Клиент выполняет расстановку фигур партнерш. Создается правильный образ семьи. После чего терапевт просит клиента лечь и занять комфортное положение тела, помогая при этом клиенту, проводя сеанс телесной терапии. Далее действия терапевта и клиента такие же, как и на первом сеансе. В конце сеанса клиент осуществляет ритуалы уважения в виде поклонов по отношению к партнершам, говоря при этом разрешающую фразу: «Теперь я могу быть счастлив, теперь я могу любить и быть любимым!». Клиент вновь получает домашнее задание.
Шестой сеанс. Клиент за прошедшее время после пятого сеанса отмечает, что чувствует уважение со стороны Кати, они довольно часто встречаются и очень редко стали спорить. Создание целостного образа схемы рода клиента, совместив проработанные переплетения сеансов. Клиент выполняет расстановку фигур. Создается правильный образ семьи. После чего терапевт просит клиента лечь и занять комфортное положение тела, помогая при этом клиенту, проводя сеанс телесной терапии. Далее действия терапевта и клиента такие же, как и на первом сеансе. В конце сеанса клиент осуществляет ритуалы уважения в виде поклонов по отношению ко всем членам родовой системы, говоря при этом разрешающую фразу: «Я уважаю тебя, твою судьбу, твое предназначение, я принимаю тебя в свое сердце таким, какой ты есть, и ты можешь принять меня в свое сердце таким, какой я есть. Пожалуйста, благослови меня, чтобы я мог быть счастлив в этой жизни». Затем клиент ставит себя (фигуру) на свое место в правильном образе семьи. Весь образ семьи поворачивается в сторону горизонта, перед которым все равны, склоняются к самой земле, чувствуя мощь того, великой частью которого являетесь. Клиент вновь получает домашнее задание.
Седьмой сеанс. Клиент за прошедшее время после шестого сеанса отмечает, что чувствует себя уверенно и спокойно. Ему нравится жить, он четко определил планы своей будущей жизни. Терапевтическая проверка методом возрастной прогрессии. Терапевт просит клиента лечь и занять комфортное положение тела, помогая при этом клиенту, проводя сеанс телесной терапии. После этого терапевт просит скрестить указательный и безымянный пальцы правой руки, устанавливая якорь на весь сеанс. Клиент закрывает глаза и расслабляется. Затем терапевт, используя простейшие суггестивные техники, помогает расслабиться клиенту еще больше. Терапевт просит клиента представить, что клиент идет по дороге. Это дорога жизни клиента с отметками два, три года, пять лет. Терапевт просит клиента рассмотреть все подробно на каждом отрезке времени и обратить внимание на то, что клиент чувствует, насколько ему комфортно и хорошо в будущем. После чего клиент возвращается в настоящее время. Клиент увидел себя здоровым и счастливым, он увидел себя женатым, и у него ребенок. Затем клиент получает домашнее задание: засыпая, продолжать скрещивать пальцы правой руки. При появлении проблем в жизни клиента, обращаться к своему роду за поддержкой, получая силу и защиту от тех, частью которых он является.
Как видно из описанного случая, данный способ психологической коррекции Сумарина помогает конструированию нового субъективного пространства клиента, в котором клиент четко определяет для себя границы своей родовой системы, значительно расширяя их. Более того, этот способ устанавливает границы между членами родовой системы, создавая ясную и понятную иерархию. В результате терапии происходит разделение родительского контекста от места, которое ребенок занимает относительно родителей. Все это в совокупности позволяет ребенку, а каждый из нас до конца своих дней остается ребенком своих родителей, погрузиться в образ любви и уважения между членами родовой системы, что способствует появлению у клиента чувства защищенности, уверенности в себе.
Способ психологической коррекции Сумарина является универсальным. Область проблем, для решения которых он может быть использован, обширна. Используя данный способ психологической коррекции, терапевт оказывает психологическую коррекцию нарушений в дисфункциональных семьях через клиента с различными психосоматическими расстройствами, особенно при работе с клиентами с вегетососудистой дистонией, неврозами различной этиологии и депрессивными состояниями. Кроме того, при использовании способа психологической коррекции решаются проблемы самоидентификации, переосмысления жизненного опыта, выявляются связи внутреннего конфликта, соматического заболевания или психоэмоционального расстройства члена семьи, формируется «целительный образ семьи», проблемы партнерских отношений как в семье, так и в любой биосоциальной системе.
Изобретение относится к медицине психических и поведенческих расстройств человека, а именно к системной семейной терапии, направленной на коррекцию внутрисемейных связей и нормализацию психического (психологического) и физиологического состояния членов семьи. Собирают анамнез состояния клиента и сведений о членах его семьи. Производят системную расстановку семьи посредством фигур, выявляют нарушения, которые могли привести к возникновению симптома, как реакции на нарушения в семейной системе. Затем осуществляют коррекцию расстановки семьи. Причем после сбора анамнеза состояния человека последнего укладывают в удобное для его тела положение, выполняют телесную терапию, создают посредством прослушивания духовной музыки психологический настрой человека на психологическую коррекцию. Выполняют расстановку по степени родства фигур членов семьи самим человеком, начиная с его собственной фигуры, для создания правильного образа семьи. Затем человек выполняет ритуалы уважения к членам семьи в виде поклонов и якорения посредством скрещивания указательного и безымянного пальцев правой руки, после чего выполняют психологическую коррекцию человека до получения им стойкого положительного терапевтического результата. Способ позволяет нормализовать психологическое и физиологическое состояние членов семьи.
Способ психологической коррекции человека, при котором собирают анамнез состояния клиента и сведений о членах его семьи, производят системную расстановку семьи посредством фигур, выявляют нарушения, которые могли привести к возникновению симптома, как реакции на нарушения в семейной системе, после чего осуществляют коррекцию расстановки семьи, отличающийся тем, что после сбора анамнеза состояния человека последнего укладывают в удобное для его тела положение, выполняют телесную терапию, создают посредством прослушивания духовной музыки психологический настрой человека на психологическую коррекцию, выполняют расстановку по степени родства фигур членов семьи самим человеком, начиная с его собственной фигуры, для создания правильного образа семьи, затем человек выполняет ритуалы уважения к членам семьи в виде поклонов и якорения посредством скрещивания указательного и безымянного пальцев правой руки, после чего выполняют психологическую коррекцию человека до получения им стойкого положительного терапевтического результата.
БРУННЕР Е.Ю | |||
Техника проведения групповой работы методом семейной системной терапии по Берту Хеллингеру // Проблеми сучасноï педагогiчноï освiти | |||
Сер.: Педагогiка i психологiя | |||
Зб | |||
статей: Ялта: РВВ КГУ, Вип.19., 4.2, 2008, с.183-195 | |||
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ | 2007 |
|
RU2336100C1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2008 |
|
RU2371206C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОГО КРИЗИСА И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ СТРУКТУРЫ СИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ ЧЛЕНОВ КРИЗИСНОЙ СЕМЬИ | 2003 |
|
RU2268648C2 |
ВЕБЕР Г | |||
Практика семейной |
Авторы
Даты
2012-01-10—Публикация
2010-07-29—Подача