Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к регулируемым поверхностям управления (рулям).
Наиболее близким аналогом предлагаемого изобретения, принятым за прототип, является аэродинамический орган управления летательного аппарата (Краснов Н.Ф. и др. Аэродинамика ракет. М.: Высшая школа, 1968, стр.62, 63, рис.II-3-1 и II-3-2), содержащий консольно закрепленную на корпусе неподвижную аэродинамическую поверхность (консоль крыла или оперения), рулевую поверхность, расположенную на конце консоли, ее ось вращения (вал). При этом привод вала располагается в корпусе летательного аппарата, а ось вращения (вал) в связи со значительной длиной помещается в подшипники.
Общими существенными признаками прототипа, совпадающими с существенными признаками предлагаемого технического решения, являются следующие - аэродинамический орган управления летательного аппарата содержит консольно закрепленную на корпусе неподвижную аэродинамическую поверхность, рулевую поверхность, ее ось вращения, а также размещенный в корпусе летательного аппарата привод.
В связи с расположением у прототипа рулевой поверхности на конце консоли неподвижной аэродинамической поверхности возникают конструктивные трудности размещения подшипников оси вращения руля в тонких консолях неподвижных аэродинамических поверхностей.
Предлагаемое изобретение устраняет конструктивные трудности, вызванные необходимостью размещения подшипников оси вращения руля в тонких консолях.
Для достижения указанного технического результата в аэродинамическом органе управления летательного аппарата, содержащем консольно закрепленную на корпусе неподвижную аэродинамическую поверхность, рулевую поверхность, ее ось вращения, а также размещенный в корпусе летательного аппарата привод, рулевая поверхность располагается в площади неподвижной аэродинамической поверхности вблизи ее бортовой хорды с отступом от кромок и концевой хорды.
Благодаря наличию указанных отличительных признаков в совокупности с известными (указанными в ограничительной части формулы) достигается следующий технический результат - длина оси вращения (вала) руля сокращается до минимума и необходимость размещения подшипников внутри консоли отпадает. При этом эффективность руля сохраняется, а шарнирный момент не увеличивается во всем диапазоне углов его отклонения, что подтверждено испытаниями в аэродинамической трубе (графики приведены на фиг.2).
Отличительными признаками предлагаемого технического решения являются следующие - рулевая поверхность размещена в площади неподвижной аэродинамической поверхности вблизи ее бортовой хорды с отступом от кромок и концевой хорды.
Предложенное техническое решение может найти применение при изготовлении летательных аппаратов различного назначения, особенно в случаях размещения рулевых поверхностей на неподвижных аэродинамических поверхностях, имеющих малую толщину.
Изобретение поясняется фиг.1 и 2.
На фиг.1 приведена схема аэродинамического органа управления летательного аппарата в виде центрального руля.
На фиг.2 приведены основные аэродинамические характеристики (АХ) концевого и центрального рулей одинаковой площади.
Представленный на фиг.1 аэродинамический орган управления летательного аппарата содержит консольно закрепленную на корпусе 6 неподвижную аэродинамическую поверхность 2, рулевую поверхность 3, ее ось вращения (вал) 4, а также размещенный в корпусе 6 летательного аппарата привод 5, рулевая поверхность (руль) 3 располагается в площади неподвижной аэродинамической поверхности 2 вблизи ее бортовой хорды 7 (может быть как смежной с корпусом 6, так и, как правило, с незначительным отступом в связи с тем, что корневое сечение поверхности 2 расширено) с отступом от кромок 8 и концевой хорды 1.
Приведенные на фиг.2 зависимости приращения коэффициента подъемной силы
и приращения коэффициента шарнирного момента Δmzш от угла отклонения δp были получены в результате экспериментальных исследований в дозвуковой аэродинамической трубе АХ параметрических моделей. Сравнение АХ двух вариантов позволяет сделать вывод, что эффективность центрального руля не снижается, а шарнирный момент не увеличивается во всем диапазоне углов δp.
Предлагаемое устройство работает аналогично устройству-прототипу. Крутящий момент привода 5 через ось вращения (вал) 4 передается на руль 3, в результате чего он поворачивается относительно своей оси на угол δp. При этом изменяются условия внешнего обтекания неподвижной аэродинамической поверхности 2 и возникает управляющая сила.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ХВОСТОВОЙ ОТСЕК ВОЗДУШНО-ДИНАМИЧЕСКИХ РУЛЕВЫХ ПРИВОДОВ ДЛЯ УПРАВЛЯЕМЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ УПРАВЛЯЕМЫХ АВИАЦИОННЫХ БОМБ) И ПНЕВМОДВИГАТЕЛЬ РУЛЕВОГО ПРИВОДА | 2009 |
|
RU2418261C2 |
Управляемый снаряд | 2016 |
|
RU2645322C1 |
УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД | 2007 |
|
RU2354922C1 |
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ РУЛЬ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ | 2005 |
|
RU2289779C1 |
УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД | 1998 |
|
RU2135946C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖУЩИМСЯ АППАРАТОМ И УПРАВЛЯЕМЫЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2222772C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ПРЕОБРАЗУЕМОГО В ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, И ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, ПРЕОБРАЗУЕМОЕ В ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 1999 |
|
RU2169085C1 |
Беспилотный летательный аппарат | 2023 |
|
RU2812164C1 |
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2005 |
|
RU2288140C1 |
МНОГОВИНТОВОЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ВИНТОКРЫЛ | 2016 |
|
RU2611480C1 |
Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к регулируемым поверхностям управления (рулям). Аэродинамический орган управления летательного аппарата содержит консольно закрепленную на корпусе неподвижную аэродинамическую поверхность, рулевую поверхность, ее ось вращения и размещенный в корпусе летательного аппарата привод. Рулевая поверхность размещена в площади неподвижной аэродинамической поверхности вблизи ее бортовой хорды с отступом от кромок и концевой хорды. Достигается упрощение конструкции крепления органов управления. 2 ил.
Аэродинамический орган управления летательного аппарата, содержащий консольно закрепленную на корпусе неподвижную аэродинамическую поверхность, рулевую поверхность, ее ось вращения, а также размещенный в корпусе летательного аппарата привод, отличающийся тем, что рулевая поверхность размещена в площади неподвижной аэродинамической поверхности вблизи ее бортовой хорды с отступом от кромок и концевой хорды.
СПОСОБ (ВАРИАНТЫ) УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ И УСТРОЙСТВО (ВАРИАНТЫ) ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2299834C2 |
DE 10202021 C1, 12.06.2003 | |||
Внутренний центратор для сборки и сварки | 1984 |
|
SU1212743A1 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОЧНОЙ ПОМАДЫ | 2004 |
|
RU2255537C1 |
Авторы
Даты
2009-11-20—Публикация
2008-06-19—Подача