АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2009 года по МПК B64C9/02 

Описание патента на изобретение RU2373110C1

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к регулируемым поверхностям управления (рулям).

Наиболее близким аналогом предлагаемого изобретения, принятым за прототип, является аэродинамический орган управления летательного аппарата (Краснов Н.Ф. и др. Аэродинамика ракет. М.: Высшая школа, 1968, стр.62, 63, рис.II-3-1 и II-3-2), содержащий консольно закрепленную на корпусе неподвижную аэродинамическую поверхность (консоль крыла или оперения), рулевую поверхность, расположенную на конце консоли, ее ось вращения (вал). При этом привод вала располагается в корпусе летательного аппарата, а ось вращения (вал) в связи со значительной длиной помещается в подшипники.

Общими существенными признаками прототипа, совпадающими с существенными признаками предлагаемого технического решения, являются следующие - аэродинамический орган управления летательного аппарата содержит консольно закрепленную на корпусе неподвижную аэродинамическую поверхность, рулевую поверхность, ее ось вращения, а также размещенный в корпусе летательного аппарата привод.

В связи с расположением у прототипа рулевой поверхности на конце консоли неподвижной аэродинамической поверхности возникают конструктивные трудности размещения подшипников оси вращения руля в тонких консолях неподвижных аэродинамических поверхностей.

Предлагаемое изобретение устраняет конструктивные трудности, вызванные необходимостью размещения подшипников оси вращения руля в тонких консолях.

Для достижения указанного технического результата в аэродинамическом органе управления летательного аппарата, содержащем консольно закрепленную на корпусе неподвижную аэродинамическую поверхность, рулевую поверхность, ее ось вращения, а также размещенный в корпусе летательного аппарата привод, рулевая поверхность располагается в площади неподвижной аэродинамической поверхности вблизи ее бортовой хорды с отступом от кромок и концевой хорды.

Благодаря наличию указанных отличительных признаков в совокупности с известными (указанными в ограничительной части формулы) достигается следующий технический результат - длина оси вращения (вала) руля сокращается до минимума и необходимость размещения подшипников внутри консоли отпадает. При этом эффективность руля сохраняется, а шарнирный момент не увеличивается во всем диапазоне углов его отклонения, что подтверждено испытаниями в аэродинамической трубе (графики приведены на фиг.2).

Отличительными признаками предлагаемого технического решения являются следующие - рулевая поверхность размещена в площади неподвижной аэродинамической поверхности вблизи ее бортовой хорды с отступом от кромок и концевой хорды.

Предложенное техническое решение может найти применение при изготовлении летательных аппаратов различного назначения, особенно в случаях размещения рулевых поверхностей на неподвижных аэродинамических поверхностях, имеющих малую толщину.

Изобретение поясняется фиг.1 и 2.

На фиг.1 приведена схема аэродинамического органа управления летательного аппарата в виде центрального руля.

На фиг.2 приведены основные аэродинамические характеристики (АХ) концевого и центрального рулей одинаковой площади.

Представленный на фиг.1 аэродинамический орган управления летательного аппарата содержит консольно закрепленную на корпусе 6 неподвижную аэродинамическую поверхность 2, рулевую поверхность 3, ее ось вращения (вал) 4, а также размещенный в корпусе 6 летательного аппарата привод 5, рулевая поверхность (руль) 3 располагается в площади неподвижной аэродинамической поверхности 2 вблизи ее бортовой хорды 7 (может быть как смежной с корпусом 6, так и, как правило, с незначительным отступом в связи с тем, что корневое сечение поверхности 2 расширено) с отступом от кромок 8 и концевой хорды 1.

Приведенные на фиг.2 зависимости приращения коэффициента подъемной силы

и приращения коэффициента шарнирного момента Δm от угла отклонения δp были получены в результате экспериментальных исследований в дозвуковой аэродинамической трубе АХ параметрических моделей. Сравнение АХ двух вариантов позволяет сделать вывод, что эффективность центрального руля не снижается, а шарнирный момент не увеличивается во всем диапазоне углов δp.

Предлагаемое устройство работает аналогично устройству-прототипу. Крутящий момент привода 5 через ось вращения (вал) 4 передается на руль 3, в результате чего он поворачивается относительно своей оси на угол δp. При этом изменяются условия внешнего обтекания неподвижной аэродинамической поверхности 2 и возникает управляющая сила.

Похожие патенты RU2373110C1

название год авторы номер документа
ХВОСТОВОЙ ОТСЕК ВОЗДУШНО-ДИНАМИЧЕСКИХ РУЛЕВЫХ ПРИВОДОВ ДЛЯ УПРАВЛЯЕМЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ УПРАВЛЯЕМЫХ АВИАЦИОННЫХ БОМБ) И ПНЕВМОДВИГАТЕЛЬ РУЛЕВОГО ПРИВОДА 2009
  • Бабушкин Дмитрий Петрович
  • Евтеев Константин Петрович
  • Кривов Иван Артемьевич
  • Кузнецов Михаил Юрьевич
  • Никаноров Борис Александрович
  • Плещеев Игорь Евгеньевич
  • Фимушкин Валерий Сергеевич
  • Храпов Анатолий Викторович
  • Шелякин Юрий Петрович
  • Семенов Сергей Сергеевич
RU2418261C2
Управляемый снаряд 2016
  • Гусев Андрей Викторович
  • Семашкин Валентин Евгеньевич
  • Голомидов Борис Александрович
  • Копылов Юрий Дмитриевич
  • Гусаров Николай Иванович
  • Самохин Михаил Михайлович
RU2645322C1
УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД 2007
  • Гусев Андрей Викторович
  • Морозов Владимир Иванович
  • Голомидов Борис Александрович
  • Гусаров Николай Иванович
RU2354922C1
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ РУЛЬ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ 2005
  • Шипунов Аркадий Георгиевич
  • Кузнецов Владимир Маркович
  • Фимушкин Валерий Сергеевич
  • Сотников Валерий Александрович
  • Евтеев Константин Петрович
RU2289779C1
УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД 1998
  • Шипунов А.Г.
  • Захаров Л.Г.
  • Голомидов Б.А.
  • Зыбин И.М.
  • Гусаров Н.И.
RU2135946C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖУЩИМСЯ АППАРАТОМ И УПРАВЛЯЕМЫЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Бабичев В.И.
  • Фимушкин В.С.
  • Сотников В.А.
  • Евтеев К.П.
RU2222772C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ПРЕОБРАЗУЕМОГО В ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, И ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, ПРЕОБРАЗУЕМОЕ В ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1999
  • Луканин В.Н.
  • Дербаремдикер А.Д.
RU2169085C1
Беспилотный летательный аппарат 2023
  • Курочкин Дмитрий Сергеевич
RU2812164C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2005
  • Зубарев Александр Николаевич
  • Икрянников Евгений Демьянович
  • Петров Евгений Геннадиевич
  • Подобедов Владимир Александрович
RU2288140C1
МНОГОВИНТОВОЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ВИНТОКРЫЛ 2016
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2611480C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 373 110 C1

Реферат патента 2009 года АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к регулируемым поверхностям управления (рулям). Аэродинамический орган управления летательного аппарата содержит консольно закрепленную на корпусе неподвижную аэродинамическую поверхность, рулевую поверхность, ее ось вращения и размещенный в корпусе летательного аппарата привод. Рулевая поверхность размещена в площади неподвижной аэродинамической поверхности вблизи ее бортовой хорды с отступом от кромок и концевой хорды. Достигается упрощение конструкции крепления органов управления. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 373 110 C1

Аэродинамический орган управления летательного аппарата, содержащий консольно закрепленную на корпусе неподвижную аэродинамическую поверхность, рулевую поверхность, ее ось вращения, а также размещенный в корпусе летательного аппарата привод, отличающийся тем, что рулевая поверхность размещена в площади неподвижной аэродинамической поверхности вблизи ее бортовой хорды с отступом от кромок и концевой хорды.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2373110C1

СПОСОБ (ВАРИАНТЫ) УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ И УСТРОЙСТВО (ВАРИАНТЫ) ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2005
  • Амирьянц Геннадий Ашотович
RU2299834C2
DE 10202021 C1, 12.06.2003
Внутренний центратор для сборки и сварки 1984
  • Атрепьев Владимир Семенович
  • Винокур Марк Львович
  • Гезундгайт Леонид Яковлевич
  • Хромов Борис Васильевич
SU1212743A1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОЧНОЙ ПОМАДЫ 2004
  • Квасенков О.И.
RU2255537C1

RU 2 373 110 C1

Авторы

Голобородько Владимир Евгеньевич

Гончаренко Виктор Владимирович

Логузова Елена Николаевна

Маркина Галина Константиновна

Марусяч Евгений Евгеньевич

Пацюк Гульнара Сафиевна

Полонский Зиновий Александрович

Пушкарёв Альберт Александрович

Чернов Леонид Александрович

Даты

2009-11-20Публикация

2008-06-19Подача