РЕЛЬСОВОЕ СТЫКОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО С ПРОТИВОУГОННЫМ ЭФФЕКТОМ Российский патент 2009 года по МПК E01B11/02 

Описание патента на изобретение RU2374375C2

Изобретение (далее устройство) относится к строению рельсового пути. Известны стыковочные устройства, например по патенту 1752840, но они быстро теряют работоспособность и не обеспечивают вертикального совпадения рельсов.

В данном изобретении важно, в каком направлении движется колесо. Поэтому вводятся следующие обозначения: рельс, с которого колесо входит в стык, называется «первым» (предыдущим) и обозначается цифрой I, а рельс, на который колесо выходит из стыка, называется «вторым» (последующим) и обозначается цифрой II.

Сущность изобретения в том, что к одному рельсу (безразлично, к I или II) снизу прикреплен (приварен) вертикальный кронштейн, имеющий внизу вилку (ушки). А к другому рельсу снизу прикреплена (приварена) пластина с вилкой (ушками). Вилки (ушки) соединены рычагом, прикрепленным к вилкам пальцами. Пальцы с натягом входят в отверстия вилок (ушек) и рычага (см. фиг.1).

Кронштейн имеет нижнюю опорную поверхность, которой он опирается на шпалу или иной опорный элемент. И кронштейн имеет вертикальную или наклонную поверхность, ориентированную поперек направления пути. Этой поверхностью кронштейн может упираться в шпалы и таким образом препятствовать угону рельса.

Возможны варианты, когда кронштейн и все устройство будут ориентированы не вниз, а вбок или даже вверх.

Наблюдения показали, что опорные элементы под первым рельсом прогибаются, и колесо накатывается на второй рельс как на весьма значительную ступеньку. Поэтому в данном устройстве первый рельс установлен выше второго на величину суммарной деформации опорных элементов первого рельса (сам рельс, пластина, два пальца, вилка кронштейна) в месте стыка. Это уравнивает рельсы в момент проезда колеса.

Однако даже при идеальном совпадении поверхностей рельсов колесо в стыке проваливается в него, а потом бьет по кромке торца второго рельса. Поэтому в данном устройстве первый рельс расположен еще выше второго (далее эта разница будет называться «ступенька»). Образуется как бы настоящая ступенька. Величина этой ступеньки выбирается такой, чтобы колесо соприкоснулось со вторым рельсом всей шириной пятна контакта. То есть колесо, совершив микропрыжок с первого рельса (этот прыжок все равно имеет место и при идеальном совпадении стыков рельсов) на второй рельс, «приземляется» не на острую кромку торца рельса, а на горизонтальную поверхность, равную площади пятна контакта.

Следует отметить одну особенность данного устройства: оно обеспечивает идеальные условия для работы косых и ступенчатых стыков. При этом указанная ступенька может быть значительно меньше.

Поскольку рабочая поверхность колес не цилиндрическая, а немного коническая, то колесо распирает параллельные рельсы в стороны друг от друга. Для компенсации этого усилия данное устройство может быть (но не обязательно) установлено с наклоном в плоскости, поперечной направлению пути. При этом наклон и положение устройства выбираются так, чтобы ось рычага была перпендикулярна к касательной линии колеса в пятне контакта с рельсом и проходила через это пятно (см. фиг.3).

Для оптимальной работы устройства желательно, чтобы оно было установлено в железобетонном лотке (см. фиг.1), при этом лоток может иметь для прочности поперечные стенки, но они не должны доходить ниже середины высоты лотка, чтобы можно было осматривать устройство и чтобы не образовалась ванна, которую при наступлении холодов разорвет замерзающей водой.

Однако устройство может быть установлено проще и дешевле - на продольной шпале, расположенной под поперечными шпалами и скрепленной с ними (см. фиг.2). При этом длина кронштейна выбирается равной толщине шпалы или кратной ей.

На фиг.1 изображено данное устройство, где 1 - рельсы (первый и второй, стрелкой показано направление движения колеса), 2 - кронштейн, 3 - пластина с вилкой (ушками), 4 - рычаг, соединенный с кронштейном и с пластиной пальцами 5. Устройство может быть размещено в железобетонном лотке 6.

Но может быть установлено с помощью продольной шпалы, как на фиг.2, где 7 - устройство, 8 - поперечные шпалы, 9 - соединенная с ними продольная шпала.

В лотке 6 устройство может быть установлено с помощью регулировочных прокладок: опорной 10 и противоугонной 11. При установке на шпалах устройство упирается непосредственно в продольную и поперечные шпалы.

Первый рельс установлен выше второго на величину «С» (ступенька) с учетом деформации опорных элементов первого рельса (в первую очередь - рычага 4) и с учетом накатывания на второй рельс полным пятном контакта.

На фиг.3 показана установка устройства с наклоном для компенсации распирающего действия конических колес. Здесь: 1 - рельсы, 3 - пластина с вилкой (ушками), 4 - рычаг, 2 - кронштейн, 12 - верхняя соединительная тяга, 13 - нижняя соединительная тяга.

Работает устройство так: при температурных колебаниях зазора рычаг 4 отклоняется вправо или влево, при этом рельсы в зазоре остаются почти на одном уровне. Автором сделаны расчеты: например, при длине рельса 25 м зазор будет колебаться в пределах 21 мм. При длине рычага между осями 120 мм его отклонение составит + -5, а вертикальные отклонения рельса - + -0,6 мм.

При длине рычага 550 мм его отклонение составит + -1,09, а отклонение рельса по высоте - + -0,1 мм.

Деформация опорных элементов первого рельса при площади поперечного сечения рычага 2000 кв. мм составит примерно 0,09 мм.

Величина ступеньки в зазоре длиной 21 мм при ширине пятна контакта 20 мм и соответствующем диаметре колес составит 1,92 мм, то есть с учетом деформации на 0,09 мм ступенька будет высотой 2,01 мм.

Применение данного устройства значительно повысит долговечность рельсового пути и подвижного состава, резко снизит шум внутри вагона и на окружающей местности, уменьшит расход топлива или электроэнергии локомотивом, улучшит сохранность грузов и вибрационный комфорт пассажиров, уменьшит вероятность аварий, не потребует специальных противоугонных устройств.

У изобретения есть только один недостаток: приварка предварительно собранного узла устройства (кронштейн - рычаг - пластина) должна производится к рельсам по кондуктору (шаблону). Причем с учетом ступеньки. При этом зазор и положение рычага (его отклонение от вертикальной плоскости) выставляются с учетом температуры окружающего воздуха. Приварка может производиться в стационарных условиях, с предварительным подогревом. После чего вынимается нижний палец (он не взаимозаменяемый!), и готовый рельс с приваренными с двух концов элементами устройства поступает на рельсоукладочный поезд.

Похожие патенты RU2374375C2

название год авторы номер документа
СДВОЕННЫЙ ШАРНИР /ЕГО ВАРИАНТЫ/ 2006
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2303719C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ БОЕВЫХ МАШИН (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2431109C1
АМПУЛООТКРЫВАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2488546C2
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ-9 (ВАРИАНТЫ) 2013
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2553536C1
ОСКОЛОЧНЫЙ БОЕПРИПАС СТАРОВЕРОВА (ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2472098C1
КОЛЕСО БОЕВОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) 2013
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2538842C1
НАДУВНАЯ ЛОДКА (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2436703C2
КОМПЬЮТЕРНАЯ КЛАВИАТУРА 2010
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2440598C1
РУЧНАЯ ШИНКОВКА /ВАРИАНТЫ/ И РАЗДЕЛОЧНАЯ ДОСКА ДЛЯ НЕЕ /ВАРИАНТЫ/ 2014
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2567411C1
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ - 4 /ВАРИАНТЫ/ 2012
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2519571C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 374 375 C2

Реферат патента 2009 года РЕЛЬСОВОЕ СТЫКОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО С ПРОТИВОУГОННЫМ ЭФФЕКТОМ

Изобретение относится к строению рельсового пути. Устройство состоит из прикрепленного к одному рельсу кронштейна с вилкой, к другому рельсу прикреплена пластина с вилкой. Рычаг соединяет кронштейн и пластину. Вилки и рычаг соединены пальцем, установленным с натягом в отверстиях вилок и рычага. Повышается долговечность рельсового пути и подвижного состава, снижается шум внутри вагона и на окружающей местности. 6 з.п. ф-лы. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 374 375 C2

1. Рельсовое стыковочное устройство с противоугонным эффектом, отличающееся тем, что состоит из прикрепленного к одному рельсу кронштейна с вилкой, прикрепленной к другому рельсу пластины с вилкой, и рычага, соединяющего кронштейн и пластину.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что вилки и рычаг соединены пальцем, с натягом входящим в отверстия вилок и в отверстие рычага.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что кронштейн имеет опорную поверхность и вертикальную или наклонную противоугонную поверхность.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что первый (предыдущий) рельс расположен выше второго (последующего) на суммарную величину деформации опорных элементов первого рельса в стыковочном устройстве.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что первый (предыдущий) рельс расположен выше второго (последующего) рельса на величину, обеспечивающую переход колеса с первого рельса на второй на всю величину пятна контакта.

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в поперечной плоскости пути устройство установлено с таким наклоном, что ось рычага перпендикулярна к касательной между колесом и рельсом в пятне контакта, и ось рычага проходит через пятно контакта.

7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что устанавливается в железобетонном лотке или на продольной шпале, расположенной под поперечными шпалами и скрепленной с ними.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2374375C2

Рельсовое стыковое соединение 1990
  • Сергеев Геннадий Александрович
  • Перлов Николай Алексеевич
  • Вятченина Любовь Ивановна
  • Сельский Борис Евсеевич
  • Леоненко Ольга Анатольевна
SU1752840A1
Подвижное рельсовое соединение 1974
  • Зименс Петр Петрович
  • Мартынов Сергей Евдокимович
SU523154A1
Железнодорожный рельсовый стык 1947
  • Саркисянц Э.А.
SU71155A1
Устройство для отделения пленки от подложки 1977
  • Петухов Альберт Алексеевич
  • Веретило Владимир Леонидович
SU661625A1
Поворотно-делительное устройство 1982
  • Сергеев Артур Михайлович
  • Селищев Евгений Максимович
  • Аникеева Валентина Васильевна
SU1098757A1

RU 2 374 375 C2

Авторы

Староверов Николай Евгеньевич

Даты

2009-11-27Публикация

2008-02-14Подача