Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД).
Известно плоское сопло ТРД, содержащее две неподвижные боковые стенки и установленные между ними верхнюю и нижнюю подвижные створки. (Патент США №5101624, класса 60/266, 1992 г.).
Недостаток известного устройства состоит в том, что во время работы двигателя боковые стенки сопла могут в значительной степени деформироваться под действием давления газового потока, что приводит к высоким изгибным напряжениям и требует мероприятий, утяжеляющих конструкцию.
Задачей изобретения является предотвращение возникновения изгибных напряжений в боковых стенках сопла под действием давления газового потока и их деформации.
Указанная задача решается тем, что в известном плоском сопле ТРД, содержащем две неподвижные боковые стенки и установленные между ними верхнюю и нижнюю подвижные створки, согласно изобретению, в каждую подвижную створку вмонтирован стержень, на концах которого закреплены ролики, контактирующие с наружными поверхностями боковых стенок в области их выходных торцев, причем ось вращения каждого ролика расположена поперек оси поворота створки.
Такое выполнение устройства позволяет уменьшить изгибные напряжения, возникающие в боковых стенках сопла под действием давления газового потока, и передать усилия на стержни, вмонтированные в подвижные створки, которые при этом работают на растяжение.
На фиг.1 показан общий вид плоского сопла ТРД;
на фиг.2 - вид сбоку на сопло.
Сопло содержит две неподвижные боковые стенки 1 и 2 и верхнюю и нижнюю створки 3 и 4. Створка 4 установлена с возможностью поворота вокруг оси 5. Ось поворота створки 3 не показана.
В створки 3 и 4 вмонтированы стержни 5 и 7 соответственно. Концы 8 стержня 7 соединены с осью 5 поворота створок 3 и 4 штангами 9. На концах 8 стержней 6 и 7 закреплены ролики 10, контактирующие с наружными поверхностями 11 и 12 боковых стенок 1 и 2 в области их выходных торцев 13 и 14. Ось вращения 15 каждого ролика 10 расположена поперек оси поворота соответствующей створки 3 или 4.
Во время работы двигателя через сопло выходит газовый поток. Створки 3 и 4 поворачиваются с помощью гидроцилиндров (не показаны). При этом ролики 10 перемещаются по наружным поверхностям 11 и 12 боковых стенок 1 и 2, передавая усилия, действующие на боковые стенки 1 и 2, на стержни 6 и 7, которые при этом работают на растяжение.
Таким образом предотвращается деформация боковых стенок сопла и отпадает необходимость увеличивать вес конструкции.
Изобретение позволяет увеличить ресурс работы боковых стенок и сопла в целом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛОСКОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2010 |
|
RU2445487C1 |
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя | 2021 |
|
RU2765669C1 |
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя | 2021 |
|
RU2769323C1 |
Плоское сопло турбореактивного двигателя | 2017 |
|
RU2685168C1 |
Плоское сопло турбореактивного двигателя | 2018 |
|
RU2729560C2 |
ПЛОСКОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2383760C1 |
ПЛОСКОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2011 |
|
RU2462609C1 |
Плоское сопло турбореактивного авиационного двигателя | 2017 |
|
RU2663441C1 |
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя | 2021 |
|
RU2774568C1 |
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя | 2021 |
|
RU2776002C1 |
Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Плоское сопло турбореактивного двигателя содержит две неподвижные боковые стенки и установленные между ними верхнюю и нижнюю подвижные створки. В каждую подвижную створку вмонтирован стержень. На концах стержня закреплены ролики, контактирующие с наружными поверхностями боковых стенок в области их выходных торцев. Изобретение позволяет предотвратить деформацию боковых стенок и таким образом увеличить ресурс их работы. 2 ил.
Плоское сопло турбореактивного двигателя, содержащее две неподвижные боковые стенки и установленные между ними верхнюю и нижнюю подвижные створки, отличающееся тем, что в каждую подвижную створку вмонтирован стержень, на концах которого закреплены ролики, контактирующие с наружными поверхностями боковых стенок в области их выходных торцов, причем ось вращения каждого ролика расположена поперек оси поворота створки.
US 4392615 А, 12.07.1983 | |||
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ШИРОКОПОЛОСНОГО КОМПОЗИТНОГО РАДИОСИГНАЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2015 |
|
RU2608680C1 |
US 4361281 A, 30.11.1982 | |||
US 5388765 A, 14.02.1995 | |||
ВЫХОДНОЕ ДВУХМЕРНОЕ СОПЛО ДЛЯ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2232281C1 |
ПЛОСКОЕ СОПЛО С ЦЕНТРАЛЬНЫМ ТЕЛОМ | 1995 |
|
RU2153591C2 |
ХВОСТОВОЙ КОК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И МЕХАНИЗМ СОЕДИНЕНИЯ СТВОРОК ХВОСТОВОГО КОКА СО СТВОРКАМИ СОПЛА ДВИГАТЕЛЯ | 1993 |
|
RU2082649C1 |
Авторы
Даты
2009-11-27—Публикация
2008-05-30—Подача