ПЛОСКОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2012 года по МПК F02K1/12 

Описание патента на изобретение RU2445487C1

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД).

Известно плоское сопло ТРД, содержащее две неподвижные боковые стенки, прикрепленные к корпусу, и установленные между ними верхнюю и нижнюю подвижные створки, снабженные управляющими гидроцилиндрами. В каждую подвижную створку вмонтирован стержень, на концах которого закреплены ролики, контактирующие с наружными поверхностями боковых стенок в области их выходных кромок и предотвращающие их деформацию под действием давления газового потока (см. патент РФ №2374477, кл. F02 1/12, опубл. в 2009 г.).

Недостаток известного устройства состоит в том, что удерживание боковых стенок сопла происходит только в их указанной области. При перемещении роликов по краю створки возможны значительные деформации в ее центральной части.

Задачей изобретения является предотвращение деформаций всей плоскости боковой стенки сопла под действием давления газового потока.

Указанная задача решается тем, что в известном плоском сопле, содержащем две неподвижные боковые стенки, прикрепленные к корпусу, и установленные между ними верхнюю и нижнюю подвижные створки, снабженные управляющими гидроцилиндрами, согласно изобретению тяга гидроцилиндра выполнена из двух шарнирно соединенных звеньев, противоположные концы которых шарнирно соединены соответственно с корпусом и створкой, причем звено тяги, соединенное со створкой, размещено под углом α=10-45° к боковой стенке, последняя снабжена кронштейном, а на тяге выполнены ролики, установленные с возможностью поворота вокруг ее оси и контактирующие с кронштейном.

Такое выполнение устройства позволяет частично или полностью уравновесить газовые силы, действующие на внутреннюю поверхность боковой стенки сопла, путем создания силы, действующей на наружную поверхность боковой стенки сопла, возникающей за счет перелома оси тяги управляющего гидроцилиндра и таким образом предотвратить деформацию боковой стенки по всей ее плоскости.

На фиг.1 показан общий вид сопла; на фиг.2 - вид сверху на сопло (без верхней створки).

Плоское сопло ТРД содержит неподвижные боковые стенки 1, прикрепленные к корпусу 2, и установленные между ними верхнюю и нижнюю подвижные створки 3 и 4, снабженные управляющими гидроцилиндрами 5. Тяга гидроцилиндра выполнена из 2-х звеньев 6 и 7, концы которых соединены шарниром 8. Противоположный конец тяги 6 соединен с корпусом 2, а тяги 7 - с нижней створкой 4. Тяга 7 размещена под углом α=10-45° относительно боковой стенки 1. Последняя снабжена кронштейном 9. На тяге 7 установлена втулка 10 с роликами 11, контактирующими с кронштейном 9.

Во время работы двигателя створка 4 под давлением газов стремится к повороту вокруг оси 12. Гидроцилиндры 5 через тяги 6 и 7 удерживают створку, воздействуя на ролики 11, которые перемещаются по поверхности кронштейнов 9. Таким образом, усилия гидроцилиндров 5 передаются на боковые стенки 1, компенсируя действующие на них силы от газового потока и предотвращая их деформацию. Величина угла α выбирается в зависимости от величины газовых сил.

Осуществление изобретения позволит предотвратить деформацию боковых стенок сопла по всей их поверхности и таким образом увеличить ресурс работы стенок и сопла в целом.

Похожие патенты RU2445487C1

название год авторы номер документа
Плоское сопло турбореактивного двигателя 2017
  • Гусев Павел Никитович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Рыжков Владимир Михайлович
RU2656170C1
ПЛОСКОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Пырков Сергей Николаевич
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2462609C1
ПЛОСКОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Привалов Виталий Николаевич
  • Чепкин Виктор Михайлович
RU2374477C1
Плоское сопло турбореактивного двигателя 2017
  • Гусев Павел Никитович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Рыжков Владимир Михайлович
RU2685168C1
РЕАКТИВНОЕ СОПЛО С УПРАВЛЯЕМЫМ ВЕКТОРОМ ТЯГИ ДЛЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Пырков Сергей Николаевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2455513C1
ПЛОСКОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Елагин Александр Иванович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Пырков Сергей Николаевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2445486C1
Плоское сопло турбореактивного двигателя 2018
  • Гусев Павел Никитович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Рыжков Владимир Михайлович
  • Куприянов Николай Дмитриевич
RU2729560C2
РЕГУЛИРУЕМОЕ СВЕРХЗВУКОВОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2017
  • Гусев Павел Никитович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Долгомиров Борис Алексеевич
RU2647266C1
РЕГУЛИРУЕМОЕ СВЕРХЗВУКОВОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Пырков Сергей Николаевич
  • Демченко Александр Валерьевич
RU2561804C1
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя 2021
  • Лефёров Александр Александрович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Рыжков Владимир Михайлович
  • Куприянов Николай Дмитриевич
  • Гусенко Сергей Михайлович
RU2765669C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 445 487 C1

Реферат патента 2012 года ПЛОСКОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Плоское сопло турбореактивного двигателя содержит две неподвижные боковые стенки, прикрепленные к корпусу, и установленные между ними верхнюю и нижнюю подвижные створки, снабженные управляющими гидроцилиндрами. Тяга гидроцилиндра выполнена из двух шарнирно соединенных звеньев, противоположные концы которых шарнирно соединены соответственно с корпусом и створкой. Звено тяги, соединенное со створкой, размещено под углом α=10-45° к боковой стенке. Боковая стенка снабжена кронштейном. На тяге выполнены ролики, установленные с возможностью поворота вокруг ее оси и контактирующие с кронштейном. Изобретение позволяет предотвратить деформацию боковых стенок сопла по всей их поверхности и увеличить ресурс работы стенок и сопла в целом. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 445 487 C1

Плоское сопло турбореактивного двигателя, содержащее две неподвижные боковые стенки, прикрепленные к корпусу, и установленные между ними верхнюю и нижнюю подвижные створки, снабженные управляющими гидроцилиндрами, отличающееся тем, что тяга гидроцилиндра выполнена из двух шарнирно соединенных звеньев, противоположные концы которых соединены соответственно с корпусом и створкой, причем звено тяги, соединенное со створкой, размещено под углом α=10-45° к боковой стенке, последняя снабжена кронштейном, а на тяге выполнены ролики, контактирующие с кронштейном.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2445487C1

ПЛОСКОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Привалов Виталий Николаевич
  • Чепкин Виктор Михайлович
RU2374477C1
US 3973731 A, 10.08.1976
ПЛОСКОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Привалов Виталий Николаевич
  • Чепкин Виктор Михайлович
RU2383760C1
Устройство для уравновешивания шахтных опрокидных скипов и клетей по авторскому свидетельству № 54387 1939
  • Курчанинов М.И.
SU60143A2
Выносная катушка кабеле искателя 1954
  • Кузык Д.Ф.
SU104484A1
US 6067793 A, 30.05.2000.

RU 2 445 487 C1

Авторы

Крюков Денис Сергеевич

Марчуков Евгений Ювенальевич

Привалов Виталий Николаевич

Чепкин Виктор Михайлович

Даты

2012-03-20Публикация

2010-12-02Подача