Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД).
Известно плоское сопло ТРД, содержащее две неподвижные боковые стенки, прикрепленные к корпусу, и установленные между ними верхнюю и нижнюю подвижные створки, снабженные управляющими гидроцилиндрами. В каждую подвижную створку вмонтирован стержень, на концах которого закреплены ролики, контактирующие с наружными поверхностями боковых стенок в области их выходных кромок и предотвращающие их деформацию под действием давления газового потока (см. патент РФ №2374477, кл. F02 1/12, опубл. в 2009 г.).
Недостаток известного устройства состоит в том, что удерживание боковых стенок сопла происходит только в их указанной области. При перемещении роликов по краю створки возможны значительные деформации в ее центральной части.
Задачей изобретения является предотвращение деформаций всей плоскости боковой стенки сопла под действием давления газового потока.
Указанная задача решается тем, что в известном плоском сопле, содержащем две неподвижные боковые стенки, прикрепленные к корпусу, и установленные между ними верхнюю и нижнюю подвижные створки, снабженные управляющими гидроцилиндрами, согласно изобретению тяга гидроцилиндра выполнена из двух шарнирно соединенных звеньев, противоположные концы которых шарнирно соединены соответственно с корпусом и створкой, причем звено тяги, соединенное со створкой, размещено под углом α=10-45° к боковой стенке, последняя снабжена кронштейном, а на тяге выполнены ролики, установленные с возможностью поворота вокруг ее оси и контактирующие с кронштейном.
Такое выполнение устройства позволяет частично или полностью уравновесить газовые силы, действующие на внутреннюю поверхность боковой стенки сопла, путем создания силы, действующей на наружную поверхность боковой стенки сопла, возникающей за счет перелома оси тяги управляющего гидроцилиндра и таким образом предотвратить деформацию боковой стенки по всей ее плоскости.
На фиг.1 показан общий вид сопла; на фиг.2 - вид сверху на сопло (без верхней створки).
Плоское сопло ТРД содержит неподвижные боковые стенки 1, прикрепленные к корпусу 2, и установленные между ними верхнюю и нижнюю подвижные створки 3 и 4, снабженные управляющими гидроцилиндрами 5. Тяга гидроцилиндра выполнена из 2-х звеньев 6 и 7, концы которых соединены шарниром 8. Противоположный конец тяги 6 соединен с корпусом 2, а тяги 7 - с нижней створкой 4. Тяга 7 размещена под углом α=10-45° относительно боковой стенки 1. Последняя снабжена кронштейном 9. На тяге 7 установлена втулка 10 с роликами 11, контактирующими с кронштейном 9.
Во время работы двигателя створка 4 под давлением газов стремится к повороту вокруг оси 12. Гидроцилиндры 5 через тяги 6 и 7 удерживают створку, воздействуя на ролики 11, которые перемещаются по поверхности кронштейнов 9. Таким образом, усилия гидроцилиндров 5 передаются на боковые стенки 1, компенсируя действующие на них силы от газового потока и предотвращая их деформацию. Величина угла α выбирается в зависимости от величины газовых сил.
Осуществление изобретения позволит предотвратить деформацию боковых стенок сопла по всей их поверхности и таким образом увеличить ресурс работы стенок и сопла в целом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Плоское сопло турбореактивного двигателя | 2017 |
|
RU2656170C1 |
ПЛОСКОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2011 |
|
RU2462609C1 |
ПЛОСКОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2374477C1 |
Плоское сопло турбореактивного двигателя | 2017 |
|
RU2685168C1 |
РЕАКТИВНОЕ СОПЛО С УПРАВЛЯЕМЫМ ВЕКТОРОМ ТЯГИ ДЛЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2010 |
|
RU2455513C1 |
ПЛОСКОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2010 |
|
RU2445486C1 |
Плоское сопло турбореактивного двигателя | 2018 |
|
RU2729560C2 |
РЕГУЛИРУЕМОЕ СВЕРХЗВУКОВОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2017 |
|
RU2647266C1 |
РЕГУЛИРУЕМОЕ СВЕРХЗВУКОВОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2561804C1 |
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя | 2021 |
|
RU2765669C1 |
Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Плоское сопло турбореактивного двигателя содержит две неподвижные боковые стенки, прикрепленные к корпусу, и установленные между ними верхнюю и нижнюю подвижные створки, снабженные управляющими гидроцилиндрами. Тяга гидроцилиндра выполнена из двух шарнирно соединенных звеньев, противоположные концы которых шарнирно соединены соответственно с корпусом и створкой. Звено тяги, соединенное со створкой, размещено под углом α=10-45° к боковой стенке. Боковая стенка снабжена кронштейном. На тяге выполнены ролики, установленные с возможностью поворота вокруг ее оси и контактирующие с кронштейном. Изобретение позволяет предотвратить деформацию боковых стенок сопла по всей их поверхности и увеличить ресурс работы стенок и сопла в целом. 2 ил.
Плоское сопло турбореактивного двигателя, содержащее две неподвижные боковые стенки, прикрепленные к корпусу, и установленные между ними верхнюю и нижнюю подвижные створки, снабженные управляющими гидроцилиндрами, отличающееся тем, что тяга гидроцилиндра выполнена из двух шарнирно соединенных звеньев, противоположные концы которых соединены соответственно с корпусом и створкой, причем звено тяги, соединенное со створкой, размещено под углом α=10-45° к боковой стенке, последняя снабжена кронштейном, а на тяге выполнены ролики, контактирующие с кронштейном.
ПЛОСКОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2374477C1 |
US 3973731 A, 10.08.1976 | |||
ПЛОСКОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2383760C1 |
Устройство для уравновешивания шахтных опрокидных скипов и клетей по авторскому свидетельству № 54387 | 1939 |
|
SU60143A2 |
Выносная катушка кабеле искателя | 1954 |
|
SU104484A1 |
US 6067793 A, 30.05.2000. |
Авторы
Даты
2012-03-20—Публикация
2010-12-02—Подача