Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано при проектировании космических аппаратов различного назначения.
Космическая техника ставит перед собой задачу наиболее рационального и максимально плотного пространственного размещения агрегатов и систем в объеме, ограниченном корпусом космического аппарата (КА). Наиболее трудные технические проблемы на этом пути возникают при проектировании КА для существующих ракет-носителей с уже заданными объемно-массовыми характеристиками к выводимым полезным нагрузкам. Эти проблемы особенно актуальны для конверсионных баллистических ракет морского базирования.
Как известно, состав КА по агрегатам зависит от конструкции, назначения и класса, но для современных аппаратов в общем случае можно выделить следующие основные конструктивно-технологические составные элементы:
1) корпуса отсеков и солнечные батареи; 2) целевую аппаратуру; 3) двигательные установки; 4) бортовую аппаратуру и приборы управления; 5) бортовую кабельную сеть и другие коммуникации; 6) обеспечивающие системы; 7) крепеж и замковые устройства; 8) расходуемые материалы.
Основным несущим и компонующим элементом в конструкции КА является корпус, который можно рассматривать как обобщенную корпусную сборочную единицу, характеризующуюся одинаковым составом типовых деталей и узлов и одинаковыми методами изготовления независимо от того, к какому конкретно элементу или агрегату они принадлежат(Камалов В.С. "Производство космических аппаратов" М.: Машиностроение, 1982, стр.96).
Известен космический аппарат (патент РФ № 2164881 с приоритетом от 15.12.1999 г.), содержащий отсек с целевой аппаратурой, герметичный приборный отсек, агрегатный отсек с комплексной двигательной установкой, бортовой комплекс управления с бортовой вычислительной машиной, систему терморегулирования с гидравлическими контурами и приборами для отбора, подвода и сброса тепла, в том числе выполненными в виде термоплат со штатными и технологическими гидравлическими каналами, систему электропитания, состоящую из солнечных батарей, никель-водородных аккумуляторных батарей (АБ) и комплекса автоматики и стабилизации напряжения (КАС), АБ и термоплаты образуют моноблоки, а моноблоки установлены на конструкции агрегатного отсека.
Также известен космический аппарат (патент РФ №2235047 с приоритетом от 22.07.2002 г.), в котором корпуса никель-водородных АБ являются силовыми трубчатыми элементами несущей ферменно-каркасной конструкции.
Указанное техническое решение, как наиболее близкий аналог, может быть принято в качестве прототипа.
Недостатком прототипа является необходимость выделения объема внутри корпуса КА специально для размещения автоматики КАС и наличие достаточно протяженных линий связи между аппаратурой КАС и АБ.
Настоящее изобретение решает задачи:
- наиболее рационального и максимально плотного пространственного размещения агрегатов и систем КА в объеме, ограниченном его корпусом;
- сокращения количества и протяженности линий связи между КАС и АБ.
Указанные задачи решаются путем размещения внутри корпусов АБ аппаратуры КАС или ее части, которая обеспечивает функционирование АБ в составе системы электроснабжения, например:
- заряд и разряд аккумуляторов;
- контроль напряжения, давления и температуры аккумуляторов;
- стабилизацию напряжения АБ;
- расчет коэффициентов усиления и нулевого смещения каналов измерения для исключения погрешности измерения;
- корректировку результатов измерений параметров АБ по паспортным данным датчиков давления для устранения влияния нелинейности их характеристик;
- оценку текущей емкости АБ по значениям параметров давления и температуры АБ;
- расчет разрядной емкости АБ методом интегрирования токов заряда и разряда;
- формирование команд управления зарядным и разрядным устройствами АБ;
- управление «лечебным» циклом заряда АБ для выравнивания степени заряженности аккумуляторов;
- тестирование АБ;
- обмен информацией микропроцессора управления АБ с бортовым комплексом управления КА по мультиплексному каналу.
Возможность размещения аппаратуры КАС внутри корпусов АБ определяется тем, что:
- аккумулятор на основе никель-водородной электрохимической системы конструктивно представляет собой герметичный высокопрочный баллон, внутри которого расположен никель-водородный электродный блок (аккумулятор), причем для облегчения отвода и доступа газа (водорода), который выделяется при заряде и расходуется при разряде, применяется не свободный жидкий, а матричный электролит. Электролит находится в порах асбестовой или другой пористой матрицы-электролитоносителя, а также в порах электродов. Так как общий объем жидкости ограничен, то часть пор в матрице и в электродах не заполнена жидкостью. Благодаря этому исключено вытекание жидкого электролита из пористых тел и не возникает опасности образования жидкостных соединений между соседними элементами батареи (Багоцкий В.С., Скундин А.М. Химические источники тока. - М.: Энергоиздат, 1981, стр.259);
- в баллоне с газом можно разместить не только отдельный, но и несколько последовательно соединенных аккумуляторов (Багоцкий В.С., Скундин А.М. Химические источники тока. - М.: Энергоиздат, 1981, стр.259).
Сущность изобретения поясняется чертежом, где изображен фрагмент предлагаемого КА. КА содержит ферменно-каркасную несущую конструкцию, корпусные панели, агрегаты и системы, в том числе СЭС (на чертеже не указаны).
Корпуса АБ представляют собой герметичные высокопрочные баллоны 1, в которых размещаются не только никель-водородные электродные блоки 2, но и аппаратура КАС (или ее часть) 3.
Размещение аппаратуры КАС (или ее части) внутри корпусов никель-водородных АБ выгодно отличает предлагаемый КА от прототипа тем, что:
- уменьшается объем внутри корпуса КА, специально выделяемый для размещения КАС. В результате повышается плотность компоновки агрегатов и систем внутри корпуса КА и, как следствие, уменьшаются габариты и масса КА без изменения его функциональных возможностей;
- внутри корпуса КА сокращается протяженность и количество линий связи между КАС и АБ и, как следствие, уменьшается масса бортовой кабельной сети КА и повышается помехозащищенность его бортовой аппаратуры.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ | 2002 |
|
RU2235047C2 |
СПОСОБ НАЗЕМНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА | 2017 |
|
RU2661187C1 |
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ | 1999 |
|
RU2164881C1 |
СПОСОБ НАЗЕМНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА | 2017 |
|
RU2671600C1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА | 2019 |
|
RU2723302C1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА | 2013 |
|
RU2543487C2 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В СОСТАВЕ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА НЕГЕРМЕТИЧНОГО ИСПОЛНЕНИЯ С РАДИАЦИОННЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ И КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2007 |
|
RU2371361C2 |
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ | 1999 |
|
RU2156211C1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИТИЙ-ИОННОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В СОСТАВЕ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА НЕГЕРМЕТИЧНОГО ИСПОЛНЕНИЯ | 2016 |
|
RU2625173C1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА | 2017 |
|
RU2661340C1 |
Изобретение относится к конструкциям космической техники и может быть использовано при проектировании космических аппаратов различного назначения. Согласно изобретению космический аппарат содержит ферменно-каркасную силовую конструкцию, корпусные панели, целевую аппаратуру и обеспечивающие системы. В состав данных систем входит система электроснабжения, состоящая из солнечных и никель-водородных аккумуляторных батарей, а также комплекса автоматики и стабилизации напряжения. При этом аппаратура указанного комплекса или ее часть размещена внутри корпусов никель-водородных аккумуляторных батарей. Техническим результатом изобретения является увеличение плотности компоновки агрегатов и систем внутри корпуса космического аппарата, уменьшение длины линий связи между аккумуляторными батареями и аппаратурой указанного комплекса, а также повышение защищенности бортовой аппаратуры от электромагнитных помех. 1 ил.
Космический аппарат, содержащий ферменно-каркасную силовую конструкцию, корпусные панели, целевую аппаратуру, бортовой комплекс управления, двигательную установку, систему терморегулирования, систему электроснабжения, состоящую из солнечных батарей, никель-водородных аккумуляторных батарей, аппаратуры комплекса автоматики и стабилизации напряжения, отличающийся тем, что аппаратура комплекса автоматики и стабилизации напряжения или ее часть размещена внутри корпусов никель-водородных аккумуляторных батарей.
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ | 2002 |
|
RU2235047C2 |
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ | 1999 |
|
RU2164881C1 |
СПОСОБ ВЫВОДА НА КОСМИЧЕСКУЮ ОРБИТУ ПОЛЕЗНОГО ГРУЗА | 1996 |
|
RU2130878C1 |
RU 96119111 A, 10.12.1998 | |||
СОЛНЕЧНАЯ БАТАРЕЯ | 1999 |
|
RU2156522C1 |
US 3326497 A, 20.06.1967. |
Авторы
Даты
2009-12-27—Публикация
2008-07-30—Подача