СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2010 года по МПК F02C9/00 

Описание патента на изобретение RU2379535C2

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД).

Известен способ контроля топливной системы ГТД, заключающийся в том, что после каждого полета и перед каждым вылетом контролируют отсутствие подтекания топлива и масла (И.В.Кеба. Летная эксплуатация вертолетных ГТД. М.: Транспорт, 1976 г., стр.20).

Недостатком известного способа является его низкая эффективность с точки зрения обнаружения зарождающихся дефектов в топливной системе ГТД.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является способ контроля топливной системы ГТД, заключающийся в том, что измеряют давление топлива в коллекторе камеры сгорания (КС) ГТД, сравнивают его с наперед заданной величиной и, если давление ниже этой величины, формируют сигнал «Неисправность топливной системы» (И.В.Кеба. Диагностика авиационных ГТД. М.: Транспорт, 1980 г., стр.32).

Недостатком этого способа является следующее.

Контроль осуществляется на основных режимах работы ГТД. При наличии фактического дефекта в топливной системе, например негерметичности топливопровода, это может привести к пожару двигателя.

Это, в свою очередь, приводит к снижению надежности работы ГТД и, как следствие, снижению безопасности летательного аппарата (ЛА).

Целью изобретения является повышение качества контроля топливной системы ГТД и, как следствие, повышение надежности ГТД и безопасности ЛА.

Поставленная цель достигается тем, что в способе контроля топливной системы ГТД, заключающемся в том, что измеряют давление топлива в коллекторе камеры сгорания ГТД, дополнительно на режиме запуска или ложного запуска двигателя измеряют частоту вращения ротора двигателя, фактический расход топлива в КС и давление воздуха на входе в компрессор ГТД, по частоте вращения ротора двигателя и фактическому расходу топлива в КС определяют момент включения в работу топливного коллектора, сравнивают давление топлива в коллекторе и давление воздуха на входе в двигатель, если разница не укладывается в наперед заданный диапазон, формируют сигнал «Неисправность топливной системы» и прекращают запуск двигателя.

На чертеже представлена схема устройства, реализующая заявляемый способ.

Устройство содержит последовательно соединенные блок 1 датчиков (БД), сумматор 2, первый блок 3 нелинейности (БН), нормально разомкнутый ключ 4, запоминающее устройство (ЗУ) 5, табло 6 «Неисправность топливной системы», управляемый вход ЗУ 5 подключен к кнопке 7 «Начальная установка», второй 8 и третий 9 БН, входы которых подключены к БД 1, а выходы - через логический элемент «И» 10 - к управляемому входу нормально разомкнутого ключа 4, выход ЗУ 5 подключен к устройству 11 останова (УО) двигателя.

Устройство работает следующим образом.

Контроль проводится на режиме запуска двигателя до момента розжига камеры сгорания. После включения стартера и начала раскрутки ротора двигателя анализируются получаемые из БД 1 частота вращения ротора двигателя (в БН 9) и расход топлива, подаваемый в топливный коллектор КС (в БН 8). При нахождении частоты вращения ротора в диапазоне начала подачи топлива в КС (например, для ГТД ТВ7-117, входящего в силовую установку самолета Ил-114, этот диапазон составляет от 10 до 30%) на выходе БН 9 формируется сигнал, подаваемый на вход в элемент «И» 10. При значении измеренного расхода топлива, равного расходу розжига КС (для ГТД ТВ7-117 диапазон расхода топлива на розжиге в зависимости от условий на входе в двигатель составляет от 50 до 60 кг/ч) на выходе БН 8 формируется сигнал, также подаваемый на вход в элемент «И» 10. На выходе элемента «И» 10 формируется сигнал, который замыкает нормально разомкнутый ключ 4. Одновременно с этим в сумматоре 2 вычисляется разность между полученными из БД 1 значениями давления топлива в коллекторе КС и давлением воздуха на входе в двигатель. Полученная разница анализируется в БН 3: если ее величина не попадает в контрольный диапазон КС (для ГТД ТВ7-117 он составляет от 1,4 до 3,4 кг/см2), на выходе БН 3 формируется сигнал, который через ключ 4 и ЗУ 5 подается на табло «Неисправность топливной системы» и на УО 11. После выключения двигателя по сигналу от кнопки 7 содержимое ЗУ 5 обнуляется.

Таким образом, обеспечивается повышение качества контроля топливной системы и, как следствие, повышение надежности ГТД и безопасности ЛА.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. И.В.Кеба. «Летная эксплуатация вертолетных ГТД», М.: Транспорт, 1976 г.

2. И.В.Кеба. «Диагностика авиационных ГТД», М.: Транспорт, 1980 г.

Похожие патенты RU2379535C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2387854C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2386836C2
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2006
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладкин Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
  • Шарифуллин Юрий Гиздуллович
RU2329386C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2435973C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПУСКОМ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2491437C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2009
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2422658C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2009
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2427721C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Титов Юрий Константинович
RU2472957C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ 2009
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2425996C1
СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2317431C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 379 535 C2

Реферат патента 2010 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что на режиме запуска или ложного запуска двигателя измеряют частоту вращения ротора двигателя, фактический расход топлива в КС и давление воздуха на входе в компрессор ГТД, по частоте вращения ротора двигателя и фактическому расходу топлива в КС определяют момент включения в работу топливного коллектора, сравнивают давление топлива в коллекторе и давление воздуха на входе в двигатель, если разница не укладывается в наперед заданный диапазон, формируют сигнал «Неисправность топливной системы» и прекращают запуск двигателя. Технический результат изобретения - повышение качества контроля топливной системы и, как следствие, повышение надежности ГТД и безопасности ЛА. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 379 535 C2

Способ контроля топливной системы ГТД, заключающийся в том, что измеряют давление топлива в коллекторе камеры сгорания ГТД, отличающийся тем, что дополнительно на режиме запуска или ложного запуска двигателя измеряют частоту вращения ротора двигателя, фактический расход топлива в КС и давление воздуха на входе в компрессор ГТД, по частоте вращения ротора двигателя и фактическому расходу топлива в КС определяют момент включения в работу топливного коллектора, сравнивают давление топлива в коллекторе и давление воздуха на входе в двигатель, если разница не укладывается в наперед заданный диапазон, формируют сигнал «Неисправность топливной системы» и прекращают запуск двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2379535C2

БОРТОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ АВИАДВИГАТЕЛЯ С ОГРАНИЧЕНИЕМ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ, ТОПЛИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ И ДАВЛЕНИЯ 2003
  • Фурмаков Е.Ф.
  • Петров О.Ф.
  • Маслов Ю.В.
  • Степанян Н.М.
  • Шляпников В.П.
RU2252328C2
БОРТОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ АВИАДВИГАТЕЛЯ С ОГРАНИЧЕНИЕМ ДАВЛЕНИЯ, ТОПЛИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ И ТЯГИ 2003
  • Фурмаков Е.Ф.
  • Петров О.Ф.
  • Маслов Ю.В.
  • Степанян Н.М.
RU2249714C2
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОВИНТОВОГО ДВИГАТЕЛЯ 1990
  • Куликов Г.Г.
  • Степанов В.В.
  • Арьков В.Ю.
RU2023897C1
US 6568166 B2, 27.06.2002
ПО Г-СО ЮЗ НА Я 0
SU306064A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗОТОПНО-ОБОГАЩЕННОГО ОКСИДА ТЕЛЛУРА (IV) 2004
  • Калашников Анатолий Леонидович
  • Ушаков Олег Семенович
  • Матюха Владимир Александрович
RU2272783C1

RU 2 379 535 C2

Авторы

Дудкин Юрий Петрович

Гладких Виктор Александрович

Фомин Геннадий Викторович

Даты

2010-01-20Публикация

2008-01-28Подача