СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2010 года по МПК G01M15/14 

Описание патента на изобретение RU2380670C2

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов двигателя и его элементов при работе (испытаниях) и может найти применение в авиадвигателестроении и энергомашиностроении.

Известен способ диагностики технического состояния элементов двигателя, заключающийся в измерении и преобразовании сигналов, определяемых вибрацией двигателя, в спектр гармонических составляющих. В предлагаемом способе измеряют сигналы, снимаемые с электромеханического агрегата двигателя, кинематически связанного с валом двигателя, а полученный спектр гармонических составляющих сравнивают с эталонным спектром для выявления наличия и изменения дефектов двигателя и агрегатов. (Патент РФ 2287142, G01M 15/04)

Недостатком такого способа является существенное расширение частотного диапазона контролируемой вибрации для обнаружения гармонического ряда кратных гармоник (субгармоник и супергармоник) оборотной частоты для постановки технического диагноза о состоянии машины или механизма, что требует дополнительных аппаратных средств и специального измерения вибраций.

Также известен способ диагностики технического состояния элементов двигателя, при котором измеряют и регистрируют вибрацию двигателя и его элементов и частоту вращения роторов в виде амплитудно-частотного спектра гармонических составляющих, выделяют в этом спектре частоту первой роторной гармоники. По превышению допустимого уровня этой составляющей судят о наличии дефектов и принадлежность к определенным элементам двигателя. (ГОСТ 26382-84. Двигатели газотурбинные гражданской авиации. Допустимые уровни вибрации и общие требования к контролю вибрации, стр.1, 2)

Этот способ не требует изменения частотного диапазона. Используется только тот диапазон частот вибрации, который установлен для контроля и защиты агрегата и применение специального измерения вибраций и дополнительных аппаратных средств не требуется. То есть дефект определяется при узкочастотном анализе вибраций. Однако недостатком этого способа, использующего в качестве критерия допустимые уровни вибрации двигателя, является то, что зафиксированный уровень вибрации может не превышать допустимый, при этом имеют место случаи взаимного касания валов роторов, выявляемые при переборке и дефектации двигателя. В этом способе не обращают внимание на составляющие спектра, позволяющие диагностировать взаимное касание валов многовальных ГТД при работе, поэтому данный дефект можно обнаружить лишь при переборке и дефектации деталей двигателя.

Техническим результатом, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение, является выявление дефекта - касание валов многовального ГТД в процессе работы (испытаний) без переборки двигателя.

Данный технический результат достигается тем, что в способе диагностики технического состояния элементов двигателя измеряют и регистрируют вибрацию двигателя и его элементов и частоту вращения роторов в виде амплитудно-частотного спектра гармонических составляющих, выделяют в этом спектре частоту первой роторной гармоники и определяют наличие дефектов и принадлежность к определенным элементам.

Новым в предлагаем способе является то что, наличие дефекта определяют по появлению «расщепления» спектральных составляющих на частотах первых роторных гармоник, при этом делают вывод о наличии касания валов.

На прилагаемых чертежах изображены спектрограммы вибраций изделия:

фиг.1 - спектр при нормальной работе;

фиг.2 - «расщепление» спектральных составляющих при касании роторов вблизи роторной частоты ротора низкого давления.

Способ диагностики технического состояния элементов двигателя осуществляется следующим образом.

В процессе проведения испытаний ведется непрерывная регистрация и визуальный контроль уровня вибрации двигателя и его элементов и частоты вращения роторов по приборам с проведением спектрального анализа вибраций. Выделяют в этом спектре частоту первой роторной гармоники. В случае выявления в процессе проведения анализа спектра, «расщепления» спектральных составляющих вблизи роторной частоты ротора низкого давления, т.е. появление многочисленных (два и более) модулированных составляющих, классифицируется дефект - касание роторов. При обнаружении признака касания валов двигатель направляется на разборку и дефектацию.

Такой способ диагностики технического состояния двигателей позволяет выявить дефект - касание валов многовального ГТД в процессе работы (испытаний) без переборки двигателя.

Похожие патенты RU2380670C2

название год авторы номер документа
Способ диагностики технического состояния газотурбинного двигателя 2023
  • Посадов Владимир Валентинович
  • Посадова Ольга Львовна
RU2812379C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Фирсов Андрей Владимирович
  • Посадов Владимир Валентинович
RU2510493C1
Способ вибродиагностики технического состояния газотурбинных двигателей на ресурсосберегающих режимах с применением теории инвариантов 2020
  • Шигапов Ильяс Ильгизович
  • Попов Николай Николаевич
  • Казаринов Александр Николаевич
  • Сенной Николай Николаевич
  • Соколов Антон Григорьевич
  • Голубев Константин Геннадьевич
RU2754476C1
Способ вибродиагностики технического состояния газотурбинных двигателей на ресурсосберегающих режимах с применением теории инвариантов 2020
  • Шигапов Ильяс Ильгизович
  • Попов Николай Николаевич
  • Казаринов Александр Николаевич
  • Сенной Николай Николаевич
  • Соколов Антон Григорьевич
  • Голубев Константин Геннадьевич
RU2754479C1
Способ вибрационной диагностики подшипниковых опор в составе газотурбинных двигателей по изменению размаха амплитуды роторных частот 2015
  • Герман Георгий Константинович
  • Зубко Алексей Игоревич
  • Зубко Игорь Олегович
RU2614908C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ, УЗЛОВ И ПРИВОДНЫХ АГРЕГАТОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Ушаков Андрей Павлович
  • Тварадзе Сергей Викторович
  • Антонов Константин Викторович
  • Зотов Вадим Владимирович
  • Байков Александр Евгеньевич
RU2379645C2
СПОСОБ ВИБРОДИАГНОСТИКИ ДЕФЕКТА СМАЗКИ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ 2011
  • Фирсов Андрей Владимирович
  • Посадов Владимир Валентинович
RU2460053C1
СИСТЕМА СБОРА ДАННЫХ, КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АГРЕГАТОВ ПРИВОДА ВИНТОВ ВЕРТОЛЕТА И ЭЛЕКТРОННЫЙ БЛОК 2012
  • Голованов Виктор Васильевич
  • Земсков Андрей Александрович
  • Василенко Владимир Григорьевич
RU2519583C2
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2019
  • Скляр Андрей Владимирович
  • Семенов Александр Павлович
RU2711647C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2017
  • Посадов Владимир Валентинович
  • Посадова Ольга Львовна
  • Азимов Рустам Асифович
  • Ильина Яна Юрьевна
RU2664748C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 380 670 C2

Реферат патента 2010 года СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов двигателя и его элементов при работе и испытаниях и может найти применение в авиадвигателестроении и энергомашиностроении. Техническим результатом, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение, является выявление дефекта - касание валов многовального ГТД в процессе работы (испытаний) без переборки двигателя. Данный технический результат достигается тем, что в способе диагностики технического состояния элементов двигателя измеряют и регистрируют вибрацию двигателя и его элементов и частоту вращения роторов в виде амплитудно-частотного спектра гармонических составляющих, выделяют в этом спектре частоту первой роторной гармоники и определяют наличие дефектов и принадлежность к определенным элементам. Наличие дефекта определяют по появлению «расщепления» спектральных составляющих на частотах первых роторных гармоник, при этом делают вывод о наличии касания валов. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 380 670 C2

Способ диагностики технического состояния элементов двигателя, при котором измеряют и регистрируют вибрацию двигателя и его элементов и частоту вращения роторов в виде амплитудно-частотного спектра гармонических составляющих, выделяют в этом спектре частоту первой роторной гармоники и определяют наличие дефектов и принадлежность к определенным элементам, отличающийся тем, что наличие дефекта определяют по появлению «расщепления» гармонических составляющих спектра на частотах первых роторных гармоник, при этом делают вывод о наличии касания валов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2380670C2

Устройство для измерения амплитуды переменной электродвижущей силы 1929
  • Шембель Б.К.
SU26382A1
Двигатели газотурбинные гражданской авиации
Допустимые уровни вибрации и общие требования к контролю вибрации
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ 2005
  • Зобенко Андрей Александрович
  • Хабузов Василий Арсеньевич
  • Худяков Владимир Федорович
RU2287142C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВИАЦИОННЫХ ГТД 1996
  • Виноградов Ю.В.
  • Виноградов В.Ю.
RU2118810C1
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЯ РОТОРА ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ДВИГАТЕЛЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2003
  • Компера Патрик
  • Эвен Филипп
RU2320969C2
Способ контроля технического состояния многороторной турбомашины 1980
  • Дорошко Сергей Михайлович
  • Чемохуд Евгений Васильевич
SU930036A1
US 7020595 B1, 28.03.2006
DE 60219111 T2, 13.12.2007.

RU 2 380 670 C2

Авторы

Фирсов Андрей Владимирович

Портер Александр Маркович

Водолагин Алексей Львович

Посадов Владимир Валентинович

Комаров Борис Иванович

Даты

2010-01-27Публикация

2008-04-07Подача