ТУРБОБЛОК ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА Российский патент 2010 года по МПК F02C7/36 

Описание патента на изобретение RU2383754C1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании газоперекачивающих агрегатов (ГПА) с газотурбинным приводом.

Турбоблок является базовой сборочной единицей ГПА, вокруг которой компонуются остальные узлы (блоки) и конструктивные элементы.

Известна конструкция турбоблока ГПА, которая включает в себя приводной двигатель с подмоторной рамой и нагнетатель, установленные на общей раме на опорных поверхностях. Крутящий момент от вала свободной турбины приводного двигателя ротору нагнетателя передается с помощью тансмиссии, состоящей из муфт свободной турбины и нагнетателя и промежуточного вала (см. книгу А.И.Апанасенко и др. Монтаж, испытания и эксплуатация газоперекачивающих агрегатов в блочно-контейнерном исполнении. - Л.: Недра, 1991, с.19-23).

Конструктивно-компоновочная схема указанного турбоблока стала классической, однако ее углубленный анализ выявил ряд существенных недостатков, связанных с наличием в ней трансмиссии. К ним следует отнести:

- Увеличение габаритов (длины) турбоблока и, соответственно, габаритов монтажной площадки;

- Потребность проведения балансировки элементов трансмиссии, являющейся технологически сложной и трудоемкой операцией;

- Необходимость автономного маслообеспечения подшипников свободной турбины и нагнетателя;

- Относительно высокая стоимость трансмиссии, обусловленная применением высокопрочных сталей и технологией изготовления, требующей высокоточного оборудования.

Очевидно, что указанные недостатки снижают технические и эксплуатационные характеристики турбоблока, а с учетом изготовления и монтажа трансмиссии заметно повышают стоимость реализации разработки.

Технической задачей настоящего изобретения является устранение указанных недостатков.

Технический результат достигается тем, что в турбоблоке газоперекачивающего агрегата, содержащем приводной двигатель с подмоторной рамой, установленные на общей раме на опорных поверхностях, вал нагнетателя непосредственно и жестко соединен с валом свободной турбины приводного двигателя, при этом в месте опорного подшипника для вала свободной турбины двигателя установлен единый опорный подшипник для валов свободной турбины двигателя и нагнетателя, выхлопная улитка свободной турбины двигателя жестко скреплена с корпусом нагнетателя, а корпус единого подшипника снабжен теплозащитным кожухом.

Все отличительные признаки изобретения являются существенными:

- Непосредственное соединение валов нагнетателя и свободной турбины позволяет исключить из конструкции турбоблока трансмиссию;

- Жесткое соединение валов нагнетателя и свободной турбины позволяет существенно упростить балансировку валов и обеспечить высокую надежность работы кинематической цепи;

- Установка единого опорного подшипника для валов свободной турбины и нагнетателя позволяет сократить число опорных подшипников на валопроводе и применить одну маслосистему для свободной турбины и нагнетателя;

- Соединение выхлопной улитки свободной турбины с корпусом нагнетателя позволяет исключить необходимость использования дополнительного оборудования для ее крепления;

- Применение теплозащитного кожуха для единого подшипника позволяет исключить нагрев подшипника от расположенной рядом с ним выхлопной улитки свободной турбины.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлен продольный разрез конструкции турбоблока, где указаны: 1 - нагнетатель, 2 - свободная турбина приводного двигателя, 3 - вал нагнетателя, 4 - вал свободной турбины, 5 - выхлопная улитка свободной турбины, 6 - корпус нагнетателя, 7 - единый подшипник для валов свободной турбины и нагнетателя, 8 - теплозащитный кожух единого подшипника, 9 - узел соединения валов свободной турбины и нагнетателя, выполненный в виде зубчатой муфты.

При работе турбоблока крутящий момент от вала свободной турбины 4 через зубчатую муфту передается на вал нагнетателя 3. Тепловые потоки от стенки выхлопной улитки принимает на себя теплозащитный кожух 8, обеспечивая расчетный режим работы единого подшипника 7.

Изобретение позволяет свободную турбину и нагнетатель объединить в одну сборочную единицу, что дает возможность в заводских условиях провести макетирование сборки, центрирование валов, транспортировать единым блоком и без дополнительных операций устанавливать в агрегат.

В целом использование данного технического решения позволит повысить надежность системы, кардинально улучшить технические и эксплуатационные характеристики турбоблока, снизить стоимость его производства.

Похожие патенты RU2383754C1

название год авторы номер документа
ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИЙ АГРЕГАТ 2009
  • Пыхтеев Виктор Григорьевич
  • Федоренко Николай Дмитриевич
  • Оболенский Олег Константинович
  • Ткачуков Лев Владимирович
  • Сказыткин Константин Анатольевич
RU2403416C1
ТУРБОБЛОК ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА 1997
  • Лядов В.Е.
  • Мягких Ю.П.
  • Кислицын Г.Ф.
  • Будусов В.Г.
  • Сученков Д.Д.
RU2122143C1
ТУРБОБЛОК ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА 1999
  • Лядов В.Е.
  • Мягких Ю.П.
  • Кислицын Г.Ф.
  • Будусов В.Г.
RU2170855C1
ТУРБОБЛОК 2013
  • Лядов Владимир Евгеньевич
  • Ильин Виталий Борисович
  • Рыженков Владимир Иванович
  • Гимаев Роберт Фаязович
RU2518919C1
Газоперекачивающий агрегат (ГПА), газоход тракта выхлопа ГПА и входной узел газохода тракта выхлопа ГПА 2018
  • Арефьев Михаил Романович
  • Гиззатуллин Феликс Федратович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Лобов Дмитрий Анатольевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Рубин Лев Исакович
  • Шишкова Ольга Владимировна
RU2675969C1
Газоперекачивающий агрегат (ГПА), способ охлаждения газотурбинного двигателя (ГТД) ГПА и система охлаждения ГТД ГПА, работающая этим способом, направляющий аппарат системы охлаждения ГТД ГПА 2018
  • Арефьев Михаил Романович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Лобов Дмитрий Анатольевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Рубин Лев Исакович
  • Сабиров Айрат Байзавиевич
  • Семивеличенко Евгений Александрович
RU2675729C1
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОМПРЕССОРНОЙ СТАНЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Важенин Ю.И.
  • Иванов И.А.
  • Матросов В.И.
  • Михаленко С.В.
  • Тимербулатов Г.Н.
RU2170369C1
СПОСОБ СБОРКИ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА 1999
  • Пьянков И.И.
  • Иванов А.К.
  • Власов А.М.
  • Шатров В.Б.
RU2159871C1
Газотурбинный газоперекачивающий агрегат (варианты) 2018
  • Белоусов Юрий Васильевич
RU2689509C1
Газоперекачивающий агрегат (ГПА), газотурбинная установка (ГТУ), входное устройство ГТУ ГПА (варианты), опорный комплекс входного устройства ГТУ ГПА 2018
  • Куприк Виктор Викторович
  • Лобов Дмитрий Анатольевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Рубин Лев Исакович
  • Сабиров Айрат Байзавиевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Субботина Вера Сергеевна
RU2678793C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 383 754 C1

Реферат патента 2010 года ТУРБОБЛОК ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании газоперекачивающих агрегатов с газотурбинным приводом. Турбоблок газоперекачивающего агрегата содержит приводной двигатель с подмоторной рамой и нагнетатель, установленные на общей раме на опорных поверхностях. Вал нагнетателя непосредственно и жестко соединен с валом свободной турбины приводного двигателя. В месте размещения опорного подшипника для вала свободной турбины двигателя установлен единый опорный подшипник для валов свободной турбины двигателя и нагнетателя. Выхлопная улитка свободной турбины двигателя жестко скреплена с корпусом нагнетателя. Корпус единого подшипника снабжен теплозащитным кожухом. Изобретение позволяет повысить надежность турбоблока, улучшить его технические и эксплуатационные характеристики, а также снизить стоимость производства. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 383 754 C1

Турбоблок газоперекачивающего агрегата, содержащий приводной двигатель с подмоторной рамой и нагнетатель, установленные на общей раме на опорных поверхностях, отличающийся тем, что вал нагнетателя непосредственно и жестко соединен с валом свободной турбины приводного двигателя, при этом в месте размещения опорного подшипника для вала свободной турбины двигателя установлен единый опорный подшипник для валов свободной турбины двигателя и нагнетателя, выхлопная улитка свободной турбины двигателя жестко скреплена с корпусом нагнетателя, а корпус единого подшипника снабжен теплозащитным кожухом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2383754C1

US 4057371 А, 08.11.1977
US 4003199 А, 18.01.1977
US 3216712 А, 09.11.1965
ЕР 0975862 В1, 08.01.2003
ВАЛОПРОВОД ГАЗОТУРБИННОЙ ЭНЕРГОУСТАНОВКИ 2002
  • Нусберг Р.Ю.
  • Баранов Г.В.
  • Горячев В.В.
  • Страшелюк В.А.
  • Хорошилов В.Н.
  • Чистотин В.П.
  • Эзрохи А.Б.
RU2209988C1
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ ТРАНСПОРТИРУЕМАЯ МОДУЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2001
  • Нусберг Р.Ю.
  • Скибин В.А.
  • Иванов Ю.А.
  • Паюла В.В.
  • Страшелюк В.А.
  • Хорошилов В.Н.
RU2189477C1

RU 2 383 754 C1

Авторы

Соколовский Михаил Иванович

Варин Валентин Васильевич

Макаревич Юрий Леонидович

Зарицкий Владимир Игнатьевич

Даты

2010-03-10Публикация

2008-09-11Подача