ТУРБОБЛОК ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА Российский патент 2001 года по МПК F04D25/02 

Описание патента на изобретение RU2170855C1

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции турбоблока газоперекачивающего агрегата (ГПА) с газотурбинным приводом.

Турбоблок является базовой сборочной единицей ГПА. Известна конструкция турбоблока, которая включает в себя раму, контейнер, приводной двигатель, кожух двигателя, трансмиссию, кожух трансмиссии и нагнетатель (А.И. Апанасенко и др. Монтаж, испытания и эксплуатация газоперекачивающих агрегатов в блочно-контейнерном исполнении. Л.: Недра, 1991, с. 325, 326).

В данной конструкции контейнер турбоблока разделен герметичной перегородкой на два изолированных друг от друга, различных по степени пожаровзрывоопасности, помещения (отсека). Недостатком такой компоновки турбоблока является наличие двух стенок (стенки кожуха двигателя и герметичной перегородки) между двигателем и нагнетателем.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа и лишенным указанного недостатка, является конструкция турбоблока газоперекачивающего агрегата ГПА-12 "Урал" разработки ОАО НПО "Искра" (заявка 97107746/00 (007813), в которой по сравнению с аналогом, стенка кожуха двигателя, обращенная к нагнетателю, скреплена по периметру через уплотнительный элемент с герметичной перегородкой, имеющей проем по периметру стыка с кожухом двигателя. Однако в данной конструкции сложно обеспечить герметичность указанного стыка вследствие значительных отклонений стыкуемых элементов от номинального положения. Так, например, двутавровая балка N 60, используемая для изготовления рамы, имеет прогиб до 2% от длины, что составляет 24 мм при длине рамы 12000 мм. Неперпендикулярность герметичной перегородки и стенки кожуха двигателя к их плоскостям крепления к раме достигает 5 мм. При таких параметрах максимальное раскрытие стыка между стенкой кожуха и герметичной перегородкой составляет 34 мм, что существенно осложняет обеспечение его герметичности. Для обеспечения герметичности данного стыка с целью выполнения требований по безопасности работы ГПА требуется значительно ужесточить требования к допустимым отклонениям формы составных частей турбоблока и производить контрольную сборку турбоблока с целью определения фактических зазоров в стыке для расчета размеров индивидуально изготавливаемого уплотнения. Также недостатком прототипа является однозначно определяемая его компоновкой последовательность монтажа турбоблока, а именно: сначала должен быть установлен относительно рамы кожух двигателя, а затем уже контейнер турбоблока, что значительно удлиняет цикл сборки ГПА и контрольной сборки турбоблока.

Технической задачей изобретения является устранение указанных недостатков прототипа.

Технический результат достигается тем, что в предлагаемой конструкции турбоблока, содержащей раму, приводной двигатель, трансмиссию, кожух трансмиссии, нагнетатель, кожух двигателя и контейнер, разделенный на два отсека герметичной перегородкой, соединенной с кожухом двигателя по периметру выполненного в ней проема, проем в герметичной перегородке в направлении рамы выполнен сквозным и в него телескопически установлен каркас, который по периметру скреплен в осевом направлении через уплотнительный элемент со стенкой кожуха двигателя, обращенной к нагнетателю, а в радиальном направлении скреплен через уплотнительный элемент с герметичной перегородкой и рамой.

Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 представлен продольный разрез предлагаемой конструкции турбоблока, на фиг. 2 - поперечный разрез, а на фиг. 3 - вид на герметичную перегородку и стенку кожуха двигателя со стороны нагнетателя.

Турбоблок газоперекачивающего агрегата включает в себя приводной двигатель 1, нагнетатель 2, контейнер 3, установленные на раму 4. Двигатель 1 соединен с нагнетателем 2 трансмиссией 5, закрытой кожухом 6. Проем в герметичной перегородке 8 в направлении рамы 4 выполнен сквозным и в него телескопически установлен каркас 7, который через уплотнительный элемент 9 скреплен в осевом направлении со стенкой 10 кожуха двигателя 11, а в радиальном направлении скреплен с герметичной перегородкой 8 и рамой 4 через уплонительный элемент 12.

Данная конструкция турбоблока позволяет упростить обеспечение герметичности стыка стенки кожуха двигателя и перегородки за счет введения каркаса, который герметично стыкуется как со стенкой кожуха двигателя, так и с герметичной перегородкой контейнера и рамой, при этом телескопическое соединение каркаса с перегородкой и рамой компенсирует взаимные перекосы перегородки и стенки кожуха двигателя. Кроме того, данный каркас в первую очередь устанавливается на раме и служит базой для параллельного монтажа кожуха двигателя и контейнера турбоблока независимо друг от друга.

Данное техническое решение реализовано в конструкции турбоблока на газоперекачивающем агрегате ГПА-16 "Урал" изготовления ОАО НПО "Искра" и, как показывает эксплуатация, оно обеспечивает достижение поставленных задач.

Использование данного технического решения увеличивает надежность турбоблока (снижение вероятности создания взрывоопасной ситуации) и уменьшает время на сборку турбоблока (гибкость порядка монтажа элементов турбоблока).

Похожие патенты RU2170855C1

название год авторы номер документа
ТУРБОБЛОК ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА 1997
  • Лядов В.Е.
  • Мягких Ю.П.
  • Кислицын Г.Ф.
  • Будусов В.Г.
  • Сученков Д.Д.
RU2122143C1
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ БЛОЧНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА 1997
  • Субботин С.В.
  • Кривилев А.К.
RU2123623C1
ТУРБОБЛОК ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА 2008
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Варин Валентин Васильевич
  • Макаревич Юрий Леонидович
  • Зарицкий Владимир Игнатьевич
RU2383754C1
ТУРБОБЛОК 2013
  • Лядов Владимир Евгеньевич
  • Ильин Виталий Борисович
  • Рыженков Владимир Иванович
  • Гимаев Роберт Фаязович
RU2518919C1
РАМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Мальцев С.В.
  • Лепихин Ю.В.
  • Ильин В.Б.
  • Саков Ю.Л.
  • Фирсов Е.Л.
RU2226247C2
ЭНЕРГОБЛОК ГАЗОТУРБИННОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ 1999
  • Лисин А.И.
  • Истомин И.М.
  • Токранов А.В.
RU2166656C2
ТУРБОБЛОК ГАЗОТУРБИННОГО АГРЕГАТА 1998
  • Зинкин И.А.
  • Чепкасов Шарип
  • Мельничук В.Г.
  • Шишкин В.К.
RU2139433C1
СПОСОБ СБОРКИ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА 1999
  • Пьянков И.И.
  • Иванов А.К.
  • Власов А.М.
  • Шатров В.Б.
RU2159871C1
СПОСОБ СБОРКИ БЛОКОВ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА 2002
  • Пьянков И.И.
  • Афонин С.К.
  • Бутолина А.В.
RU2213274C1
ВОЗДУХОЗАБОРНАЯ СИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ, РАСПОЛОЖЕННОЙ В УКРЫТИИ 2013
  • Ермошин Алексей Николаевич
  • Лавров Сергей Анатольевич
RU2522151C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 170 855 C1

Реферат патента 2001 года ТУРБОБЛОК ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА

Турбоблок предназначен для газоперекачивающего агрегата (ГПА) с газотурбинным приводом. Турбоблок газоперекачивающего агрегата, содержащий раму, приводной двигатель, трансмиссию, кожух трансмиссии, нагнетатель, кожух двигателя и контейнер, разделенный на два отсека герметичной перегородкой, соединенной с кожухом двигателя по периметру выполненного в ней проема. Проем в герметичной перегородке в направлении рамы выполнен сквозным и в него телескопически установлен каркас, который по периметру скреплен в осевом направлении через уплотнительный элемент со стенкой кожуха двигателя, а в радиальном направлении скреплен через уплотнительный элемент герметичной перегородкой и рамой. Такое выполнение турбоблока позволит увеличить его надежность путем снижения вероятности создания взрывоопасной ситуации и уменьшить время на сборку турбоблока. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 170 855 C1

Турбоблок газоперекачивающего агрегата, содержащий раму, приводной двигатель, трансмиссию, кожух трансмиссии, нагнетатель, кожух двигателя и контейнер, разделенный на два отсека герметичной перегородкой, соединенной с кожухом двигателя по периметру выполненного в ней проема, отличающийся тем, что проем в герметичной перегородке в направлении рамы выполнен сквозным и в него телескопически установлен каркас, который по периметру скреплен в осевом направлении через уплотнительный элемент со стенкой кожуха двигателя, а в радиальном направлении скреплен через уплотнительный элемент с герметичной перегородкой и рамой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2170855C1

ТУРБОБЛОК ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА 1997
  • Лядов В.Е.
  • Мягких Ю.П.
  • Кислицын Г.Ф.
  • Будусов В.Г.
  • Сученков Д.Д.
RU2122143C1
АПАНАСЕНКО А.И
и др
Монтаж, испытания и эксплуатация газоперекачивающих агрегатов в блочно-контейнером исполнении
- Л.: Недра, 1991, с.325 - 326
SU 916783 A, 30.03.1982
Комбинированная газопаротурбинная установка газоперекачивающей станции 1985
  • Строковский Лев Ионович
  • Соколов Константин Константинович
  • Оболенский Олег Константинович
SU1317174A1
СПОСОБ СУШКИ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 2002
  • Коломейцев Георгий Семёнович
  • Рипка В.Н.
  • Макаренко Олег Леонидович
RU2204095C1
US 3532444 A, 06.10.1970
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КАТАЛИЗАТОРА РИФОРМИНГА БЕНЗИНОВЫХ ФРАКЦИЙ 1992
  • Шакун А.Н.
  • Федорова М.Л.
  • Ильичева Л.Ф.
  • Байбурский В.Л.
  • Канакова О.А.
  • Зубков А.М.
  • Громова М.В.
RU2048911C1

RU 2 170 855 C1

Авторы

Лядов В.Е.

Мягких Ю.П.

Кислицын Г.Ф.

Будусов В.Г.

Даты

2001-07-20Публикация

1999-12-07Подача