ТУРБОБЛОК ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА Российский патент 1998 года по МПК F04D25/00 F02C7/24 

Описание патента на изобретение RU2122143C1

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции турбоблока газоперекачивающего агрегата (ГПА) с газотурбинным приводом.

Турбоблок является базовой сборочной единицей ГПА. Известна конструкция турбоблока, которая включает в себя раму, контейнер, двигатель, трансмиссию, кожух трансмиссии и нагнетатель (А.И.Апанасенко и др. "Монтаж, испытания и эксплуатация газоперекачивающих агрегатов в блочно-контейнерном исполнении". Ленинград, "Недра", 1991 г., с. 19, 23).

В данной конструкции контейнер турбоблока разделен герметичной перегородкой на два изолированных друг от друга, различных по степени пожаровзрывоопасности, помещения (отсека). При этом в перегородке выполнен герметизируемый проем для прохождения вала трансмиссии, закрываемой кожухом.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является конструкция турбоблока газоперекачивающего агрегата "ГПУ-16" разработки Сумского машиностроительного научно-производственного объединения имени М.В.Фрунзе (А.И.Апанасенко и др. "Монтаж, испытания и эксплуатация газоперекачивающих агрегатов". Ленинград, "Недра", 19891 г., с. 325, 326).

Данная конструкция турбоблока дополнительно к признакам аналога содержит кожух двигателя, который позволяет организовать обдув двигателя и снизить отдачу тепла и шума от двигателя в окружающую среду. В результате в данной конструкции появилась дополнительная стенка (задняя стенка кожуха двигателя), находящаяся рядом с герметичной перегородкой, при этом в задней стенке кожуха тоже выполнен проем для прохождения вала трансмиссии, связывающей двигатель и нагнетатель, и организован еще один герметизируемый стык. Для доступа к стыку кожуха трансмиссии с кожухом двигателя между задней стенкой кожуха двигателя и герметичной перегородкой выполнен эксплуатационный зазор, что привело к удлинению трансмиссии и, с целью уменьшения ее биения, появлению промежуточной опоры. В связи с этим данная конструкция имеет следующие недостатки: затруднен доступ к элементам стыка трансмиссии и кожуха трансмиссии со стороны двигателя при разборке (сборке) и работах в процессе эксплуатации; сложность конструкции кожуха трансмиссии (наличие дополнительных элементов кожуха трансмиссии между задней стенкой двигателя и герметичной перегородкой и дополнительного стыка кожуха трансмиссии с задней стенкой кожуха двигателя); сложность конструкции трансмиссии (наличие двух частей трансмиссии и промежуточной опоры).

Целью изобретения является устранение недостатков, выявленных в прототипе.

Указанная цель достигается тем, что в предлагаемой конструкции турбоблока стенка кожуха двигателя, обращенная к нагнетателю, скреплена по периметру через уплотнительный элемент с герметичной перегородкой, а в последней выполнен проем по периметру стыка с кожухом двигателя, при этом указанная стенка кожуха двигателя выполнена огнестойкой.

Сущность изобретения поясняется чертежом. Продольный разрез предлагаемой конструкции турбоблока представлен на фиг. 1, а на фиг. 2 - вид на стенку кожуха двигателя со стороны нагнетателя.

Турбоблок газоперекачивающего агрегата включает в себя приводной двигатель 1 и нагнетатель 2, установленные на раму 3 в контейнере 4. Двигатель 1 закрыт кожухом 5, задняя стенка 6 которого скреплена по периметру через уплотнительный элемент 7 с герметичной перегородкой 8, делящей контейнер 4 на два изолированных помещения с различной степенью пожаровзрывоопасности. Двигатель 1 соединен с нагнетателем 2 трансмиссией 9, закрытой кожухом 10. В стенке кожуха двигателя 6 выполнен проем для прохождения вала трансмиссии 9.

В данной конструкции турбоблока, при разборке (сборке) трансмиссии и ее кожуха во время проведения регламентных работ или в аварийной ситуации (замена или ремонт двигателя, замена уплотнений, подшипников или проточной части нагнетателя, проверка радиального и осевого биения трансмиссии, замена или ремонт трансмиссии или ее элементов и т.д.) освобожден доступ к элементам их крепления со стороны двигателя (из кожуха двигателя) и требуется разборка меньшего числа элементов. Упрощена конструкция кожуха трансмиссии (состоит из меньшего числа элементов), трансмиссии (уменьшается ее длина и, вследствие этого, отпадает необходимость промежуточной опоры, уменьшается величина ее биения). Задняя стенка кожуха двигателя, соединенная по контуру через уплотнительный элемент с перегородкой, выполнена огнестойкой с целью предотвращения возгорания и взрыва среды в отсеке нагнетателя в случае пожара в отсеке двигателя.

Данное техническое решение реализовано в конструкции турбоблока на газоперекачивающем агрегате ГПА-12 "Урал" изготовления АО НПО "Искра" и, как показывает эксплуатация, оно работоспособно и приносит положительный эффект.

Использование данного технического решения облегчает сборку (разборку) и обслуживание трансмиссии и ее кожуха в процессе эксплуатации (освобожден доступ к элементам крепления трансмиссии со стороны двигателя из кожуха двигателя), упрощает конструкцию кожуха трансмиссии (состоит из меньшего числа элементов), трансмиссии (уменьшается ее длина и вследствие этого отпадает необходимость промежуточной опоры, уменьшается величина ее биения).

Похожие патенты RU2122143C1

название год авторы номер документа
ТУРБОБЛОК ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА 1999
  • Лядов В.Е.
  • Мягких Ю.П.
  • Кислицын Г.Ф.
  • Будусов В.Г.
RU2170855C1
ТУРБОБЛОК ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА 2008
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Варин Валентин Васильевич
  • Макаревич Юрий Леонидович
  • Зарицкий Владимир Игнатьевич
RU2383754C1
ТУРБОБЛОК 2013
  • Лядов Владимир Евгеньевич
  • Ильин Виталий Борисович
  • Рыженков Владимир Иванович
  • Гимаев Роберт Фаязович
RU2518919C1
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ БЛОЧНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА 1997
  • Субботин С.В.
  • Кривилев А.К.
RU2123623C1
СПОСОБ СБОРКИ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА 1999
  • Пьянков И.И.
  • Иванов А.К.
  • Власов А.М.
  • Шатров В.Б.
RU2159871C1
ЭНЕРГОБЛОК ГАЗОТУРБИННОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ 1999
  • Лисин А.И.
  • Истомин И.М.
  • Токранов А.В.
RU2166656C2
СПОСОБ СБОРКИ БЛОКОВ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА 2002
  • Пьянков И.И.
  • Афонин С.К.
  • Бутолина А.В.
RU2213274C1
РАМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Мальцев С.В.
  • Лепихин Ю.В.
  • Ильин В.Б.
  • Саков Ю.Л.
  • Фирсов Е.Л.
RU2226247C2
ТУРБОБЛОК ГАЗОТУРБИННОГО АГРЕГАТА 1998
  • Зинкин И.А.
  • Чепкасов Шарип
  • Мельничук В.Г.
  • Шишкин В.К.
RU2139433C1
РАМА ТУРБОБЛОКА 2003
  • Бердинских Н.М.
  • Митин Е.М.
  • Саков Ю.Л.
RU2251032C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 122 143 C1

Реферат патента 1998 года ТУРБОБЛОК ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА

Турбоблок газоперекачивающего агрегата предназначен для нагнетания газа и может быть использован с газотурбинным приводом. Контейнер турбины разделен герметичной перегородкой на два отсека, в одном из которых размещен приводной двигатель, а в другом - нагнетатель, рама, кожух двигателя, трансмиссия, кожух трансмиссии. Стенка кожуха двигателя, обращенная к нагнетателю, выполнена огнестойкой и скреплена по периметру через уплотнительный элемент с герметичной перегородкой, в которой выполнен проем по периметру стыка с кожухом двигателя. Сборка (разборка) и обслуживание трансмиссии и ее кожуха в процессе эксплуатации облегчена (освобожден доступ к элементам крепления трансмиссии со стороны двигателя из кожуха двигателя). Упрощена конструкция кожуха трансмиссии, он состоит из меньшего числа элементов. Уменьшена длина трансмиссии и вследствие этого отпадает необходимость промежуточной опоры, уменьшается величина ее биения. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 122 143 C1

Турбоблок газоперекачивающего агрегата, содержащий контейнер, разделенный герметичной перегородкой на два отсека, приводной двигатель, нагнетатель, раму, кожух двигателя, трансмиссию, кожух трансмиссии, отличающийся тем, что в нем стенка кожуха двигателя, обращенная к нагнетателю, выполнена огнестойкой и скреплена через уплотнительный элемент с герметичной перегородкой, в которой выполнен проем по периметру стыка с кожухом двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2122143C1

Апанасенко А.И
и др
Монтаж, испытания и эксплуатация газоперекачивающих агрегатов в блочно-контейнерном исполнении
- Л.: Недра, 1991, с.325, 326, 19,23
ЭЛЕКТРОПРИВОДНОИ НАСОС 0
  • Л. С. Аринушкин, Р. Б. Абрамович, В. Е. Константинов Э. Я. Линденгольц
SU253588A1
Центробежный моноблочный электронасос 1980
  • Прокофьев Юрий Васильевич
  • Дугин Владислав Александрович
SU972164A1
СПОСОБ СУШКИ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 2002
  • Коломейцев Георгий Семёнович
  • Рипка В.Н.
  • Макаренко Олег Леонидович
RU2204095C1
US 3532444 A, 06.10.70
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КАТАЛИЗАТОРА РИФОРМИНГА БЕНЗИНОВЫХ ФРАКЦИЙ 1992
  • Шакун А.Н.
  • Федорова М.Л.
  • Ильичева Л.Ф.
  • Байбурский В.Л.
  • Канакова О.А.
  • Зубков А.М.
  • Громова М.В.
RU2048911C1

RU 2 122 143 C1

Авторы

Лядов В.Е.

Мягких Ю.П.

Кислицын Г.Ф.

Будусов В.Г.

Сученков Д.Д.

Даты

1998-11-20Публикация

1997-05-06Подача