УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЛИНЫ И УГЛА КОНТАКТА ШИНЫ Российский патент 2010 года по МПК G01M17/02 

Описание патента на изобретение RU2384830C2

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при исследованиях кинематических параметров шин на плоской твердой опорной поверхности.

Известен стенд для определения угла схождения управляемых колес транспортного средства, содержащий основание с опорной площадкой для колеса, контактную рейку, вмонтированную в опорную площадку с возможностью вертикального и продольного перемещения в пазу. Конструктивное исполнение стенда обеспечивает эксплуатационные режимы проезда управляемого колеса, но не позволяет измерять кинематический угол контакта шины и радиус качения с требуемой точностью [SU 1693429 A1, 5 G01M 17/06, 23.11.1991].

Известен способ определения контурной площади контакта протектора шины трактора. Во время определения контурной площади трактор устанавливают на площадке, у которой значение неровностей не превышают 1 мм, причем положение колес соответствует прямолинейному движению. Отпечаток контурной площади ведущего колеса получают при многократном его опускании (до полного заполнения отпечатка) домкратом и отсутствии смещения трактора в горизонтальной плоскости в опущенном положении. При этом после каждого опускания колесо проворачивают на угол, соответствующий ширине выступа протектора, с предварительным нанесением красящего вещества на выступы протектора и обеспечивают четкость отпечатка без подтеков [ГОСТ 7051-81 «Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний», с.19].

При использовании этого способа невозможно получить требуемую точность и достоверность результатов из-за размытости контура отпечатка. Известен также близкий по техническому решению к предлагаемому изобретению стенд для измерения площади контакта пневматической шины с дорогой, содержащий опорную плиту с параллельными, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга прорезями, чувствительные элементы, размещенные в прорезях с возможностью контактирования с пневматической шиной, датчики импульсов, подвижная часть которых кинематически соединена с чувствительными элементами, систему обработки сигналов датчиков импульсов и счетчик импульсов, подключенный к выходам системы обработки сигналов упомянутых датчиков [SU 1124195 A1, 3 G01M 17/02, 15.11.1984].

Данная конструкция стенда является сложной, что влияет на результат измерений.

Задача изобретения - повышение точности и достоверности получаемых результатов испытаний и снижение энергоемкости их получения.

Решение поставленной задачи достигается путем вживления в грунтозацеп тонкого игольчатого, с заостренным концом, токопроводящего стержня.

На фиг.1 изображено устройство, общий вид, на фиг.2 - контурная площадь, на фиг.3 - токопроводящий стержень, вживленный в грунтозацеп, на фиг.4 - разрез А-А на фиг.1.

Устройство содержит несущую ось, на которой установлен с возможностью вращения ведомый барабан, к торцовым поверхностям которого жестко прикреплены испытываемые колеса 1, опирающиеся на токопроводящую пластину 2, установленную на опорной плите, в наружную крайнюю точку средней части грунтозацепа одного из колес 1 вживлен тонкий игольчатый, с заостренным концом, токопроводящий стержень 3 с возможностью контактирования с опорной токопроводящей пластиной 2, соединенный последовательно с индикаторной лампочкой 4 и источником питания 5, который, в свою очередь, соединен с опорной токопроводящей пластиной 2. В центре оси вращения испытываемого колеса 1 установлен датчик-угломер 6.

Устройство работает следующим образом. С помощью тягово-приводного механизма колеса 1 с установленным в центре оси вращения датчиком-угломером 6 приводят во вращательное и поступательное движение по опорной токопроводящей пластине 2. В процессе движения колес 1 по опорной токопроводящей пластине 2 тонкий игольчатый, с заостренным концом, токопроводящий стержень 3, вживленный в грунтозацеп испытываемого колеса 1, в момент касания с опорной токопроводящей пластиной 2 замыкает электрическую цепь, включая индикаторную лампочку 4, в момент загорания которой фиксируют первое показание датчика-угломера 6; в момент выключения индикаторной лампочки 4, при размыкании электрической цепи, фиксируют второе показание датчика-угломера 6.

По разности второго и первого показаний датчика-угломера 6 определяют угол контакта шины αк.

Длину контакта шины с опорной поверхностью определяют по формуле

lк=2rст·tg(αк/2),

где lк - длина контакта шины с опорной поверхностью;

rст - расстояние между центром оси колеса и опорной поверхностью.

С использованием значений lк и αк можно определить кинематический радиус качения колеса по формуле

rк=lкк.

Положительный эффект выражается в повышении точности и достоверности получения кинематических параметров шины - длины и угла контакта шины с опорной поверхностью и радиуса качения колеса, а также в снижении трудоемкости.

Пример расчета данных, полученных опытным путем: для колеса 15,5 R 38 со статическим радиусом rст=0,456 м и при давлении в шине Pw=0,08 МПА кинематический угол контакта шины составляет αк=14°15'=0,2486 рад, а длина контакта шины с опорной поверхностью равна

lк=2·0,456·tg(0,2486/2)=0,114 м.

Зная lк и αк, можно определить кинематический радиус качения колеса

rк=0,114/0,2486=0,458 м.

Радиус качения, полученный экспериментальным путем при длине пройденного пути LNоб=20,19 м за Nоб=7 оборотов колеса,

rк=LNоб/(2π·Nоб),

rк=20,19/(2·3,14·7)=0,459 м.

Погрешность данных, полученных теоретическим и экспериментальным путем, составляет Δrк=0,22%.

Похожие патенты RU2384830C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТЯГОВО-СПЕЦНЫХ СВОЙСТВ ПОЛНОПРИВОДНЫХ КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ 2003
  • Коцарь Ю.А.
  • Маркин В.Ф.
  • Головащенко Г.А.
  • Плужников С.В.
  • Силкин А.Г.
RU2264924C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СОПРОТИВЛЕНИЯ КАЧЕНИЮ КОЛЕСА С ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ШИНОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Рыков Сергей Петрович
  • Тарасюк Валерий Николаевич
RU2327968C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ СЕЛЬХОЗМАШИНЫ 1989
  • Гаджимурадов Исин Мевлютович
RU2023359C1
ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕЕ ОРУДИЕ ДЛЯ БЕЗОТВАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ 2005
  • Матяшин Юрий Иванович
  • Матяшин Александр Владимирович
  • Салахов Ильсур Муллахматович
  • Матяшин Николай Юрьевич
  • Наумов Леонид Григорьевич
RU2321195C2
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС РЕДУКТОРОВ 1992
  • Игнатишев Руслан Михайлович[By]
RU2072059C1
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ САМОРАЗОГРЕВА РЕЗИНЫ ОБОДА ОПОРНЫХ КАТКОВ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН 2005
  • Алешичева Лариса Ивановна
  • Ветров Вячеслав Васильевич
  • Слепцов Сергей Владимирович
  • Стреляев Сергей Иванович
RU2299412C1
ШИНА ВЕДУЩЕГО КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Погосбеков Мамикон Ишханович
RU2104881C1
Способ снижения потерь в ведущей оси со спаренными колесами полноприводных машин 2015
  • Коцарь Юрий Алексеевич
  • Васильчиков Валентин Владимирович
  • Ниткин Алексей Анатольевич
  • Леонов Сергей Викторович
  • Мавзовин Владимир Святославович
RU2610730C2
Устройство для определения площади отпечатка шины 1987
  • Агафонов Валерий Иванович
  • Белковский Валерий Недович
  • Власов Михаил Алексеевич
  • Пясецкий Виктор Васильевич
  • Русанов Владимир Анатольевич
  • Седов Михаил Васильевич
SU1462143A1
СИСТЕМА ОВАЛЬНЫХ КОЛЕС ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ С ОБЩЕЙ ОСЬЮ ВРАЩЕНИЯ 2011
  • Фролов Михаил Петрович
RU2452630C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 384 830 C2

Реферат патента 2010 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЛИНЫ И УГЛА КОНТАКТА ШИНЫ

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при исследованиях кинематических параметров шин на плоской твердой опорной поверхности. Устройство содержит датчик-угломер, установленный в центре оси вращения испытываемого колеса, в наружную крайнюю точку средней части грунтозацепа которого вживлен токопроводящий стержень с возможностью контактирования с опорной токопроводящей пластиной, по опорной поверхности которой колесо приводится во вращательное и поступательное движение посредством тягово-приводного механизма. Токопроводящий стержень соединен последовательно с индикаторной лампочкой и источником питания, который, в свою очередь, соединен с опорной токопроводящей пластиной. Технический результат - повышение точности и достоверности получаемых результатов испытаний и снижение энергоемкости их получения. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 384 830 C2

Устройство для определения длины и угла контакта шины, содержащее датчик-угломер, установленный в центре оси вращения испытываемого колеса, в наружную крайнюю точку средней части грунтозацепа которого вживлен токопроводящий стержень, с возможностью контактирования с опорной токопроводящей пластиной, по опорной поверхности которой колесо приводится во вращательное и поступательное движение посредством тягово-приводного механизма, при этом токопроводящий стержень соединен последовательно с индикаторной лампочкой и источником питания, который в свою очередь соединен с опорной токопроводящей пластиной.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2384830C2

Устройство для измерения площади контакта пневматической шины с дорогой 1983
  • Лагонский Леонид Леонидович
  • Иванов Владимир Васильевич
  • Черняев Николай Николаевич
  • Пискунов Генрих Семенович
  • Платковский Евгений Александрович
SU1124195A1
Устройство для диагностирования технического состояния пневматических шин транспортного средства 1980
  • Лагонский Леонид Леонидович
  • Иванов Владимир Васильевич
  • Черняев Николай Николаевич
  • Беланов Александр Павлович
  • Платковский Евгений Александрович
  • Мельничук Борис Данилович
SU957041A1
Устройство для диагностирования внутреннего давления в пневматических шинах транспортных средств 1972
  • Бараниский Михаил Григорьевич
  • Рабинович Михаил Иосифович
  • Мачинский Юрий Арсеньевич
  • Вашев Станислав Григорьевич
SU469623A1
JP 2004359203 A, 24.12.2004.

RU 2 384 830 C2

Авторы

Романченко Михаил Иванович

Верещагин Василий Викторович

Даты

2010-03-20Публикация

2008-04-08Подача