Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при исследованиях кинематических параметров шин на плоской твердой опорной поверхности.
Известен стенд для определения угла схождения управляемых колес транспортного средства, содержащий основание с опорной площадкой для колеса, контактную рейку, вмонтированную в опорную площадку с возможностью вертикального и продольного перемещения в пазу. Конструктивное исполнение стенда обеспечивает эксплуатационные режимы проезда управляемого колеса, но не позволяет измерять кинематический угол контакта шины и радиус качения с требуемой точностью [SU 1693429 A1, 5 G01M 17/06, 23.11.1991].
Известен способ определения контурной площади контакта протектора шины трактора. Во время определения контурной площади трактор устанавливают на площадке, у которой значение неровностей не превышают 1 мм, причем положение колес соответствует прямолинейному движению. Отпечаток контурной площади ведущего колеса получают при многократном его опускании (до полного заполнения отпечатка) домкратом и отсутствии смещения трактора в горизонтальной плоскости в опущенном положении. При этом после каждого опускания колесо проворачивают на угол, соответствующий ширине выступа протектора, с предварительным нанесением красящего вещества на выступы протектора и обеспечивают четкость отпечатка без подтеков [ГОСТ 7051-81 «Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний», с.19].
При использовании этого способа невозможно получить требуемую точность и достоверность результатов из-за размытости контура отпечатка. Известен также близкий по техническому решению к предлагаемому изобретению стенд для измерения площади контакта пневматической шины с дорогой, содержащий опорную плиту с параллельными, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга прорезями, чувствительные элементы, размещенные в прорезях с возможностью контактирования с пневматической шиной, датчики импульсов, подвижная часть которых кинематически соединена с чувствительными элементами, систему обработки сигналов датчиков импульсов и счетчик импульсов, подключенный к выходам системы обработки сигналов упомянутых датчиков [SU 1124195 A1, 3 G01M 17/02, 15.11.1984].
Данная конструкция стенда является сложной, что влияет на результат измерений.
Задача изобретения - повышение точности и достоверности получаемых результатов испытаний и снижение энергоемкости их получения.
Решение поставленной задачи достигается путем вживления в грунтозацеп тонкого игольчатого, с заостренным концом, токопроводящего стержня.
На фиг.1 изображено устройство, общий вид, на фиг.2 - контурная площадь, на фиг.3 - токопроводящий стержень, вживленный в грунтозацеп, на фиг.4 - разрез А-А на фиг.1.
Устройство содержит несущую ось, на которой установлен с возможностью вращения ведомый барабан, к торцовым поверхностям которого жестко прикреплены испытываемые колеса 1, опирающиеся на токопроводящую пластину 2, установленную на опорной плите, в наружную крайнюю точку средней части грунтозацепа одного из колес 1 вживлен тонкий игольчатый, с заостренным концом, токопроводящий стержень 3 с возможностью контактирования с опорной токопроводящей пластиной 2, соединенный последовательно с индикаторной лампочкой 4 и источником питания 5, который, в свою очередь, соединен с опорной токопроводящей пластиной 2. В центре оси вращения испытываемого колеса 1 установлен датчик-угломер 6.
Устройство работает следующим образом. С помощью тягово-приводного механизма колеса 1 с установленным в центре оси вращения датчиком-угломером 6 приводят во вращательное и поступательное движение по опорной токопроводящей пластине 2. В процессе движения колес 1 по опорной токопроводящей пластине 2 тонкий игольчатый, с заостренным концом, токопроводящий стержень 3, вживленный в грунтозацеп испытываемого колеса 1, в момент касания с опорной токопроводящей пластиной 2 замыкает электрическую цепь, включая индикаторную лампочку 4, в момент загорания которой фиксируют первое показание датчика-угломера 6; в момент выключения индикаторной лампочки 4, при размыкании электрической цепи, фиксируют второе показание датчика-угломера 6.
По разности второго и первого показаний датчика-угломера 6 определяют угол контакта шины αк.
Длину контакта шины с опорной поверхностью определяют по формуле
lк=2rст·tg(αк/2),
где lк - длина контакта шины с опорной поверхностью;
rст - расстояние между центром оси колеса и опорной поверхностью.
С использованием значений lк и αк можно определить кинематический радиус качения колеса по формуле
rк=lк/αк.
Положительный эффект выражается в повышении точности и достоверности получения кинематических параметров шины - длины и угла контакта шины с опорной поверхностью и радиуса качения колеса, а также в снижении трудоемкости.
Пример расчета данных, полученных опытным путем: для колеса 15,5 R 38 со статическим радиусом rст=0,456 м и при давлении в шине Pw=0,08 МПА кинематический угол контакта шины составляет αк=14°15'=0,2486 рад, а длина контакта шины с опорной поверхностью равна
lк=2·0,456·tg(0,2486/2)=0,114 м.
Зная lк и αк, можно определить кинематический радиус качения колеса
rк=0,114/0,2486=0,458 м.
Радиус качения, полученный экспериментальным путем при длине пройденного пути LNоб=20,19 м за Nоб=7 оборотов колеса,
rк=LNоб/(2π·Nоб),
rк=20,19/(2·3,14·7)=0,459 м.
Погрешность данных, полученных теоретическим и экспериментальным путем, составляет Δrк=0,22%.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТЯГОВО-СПЕЦНЫХ СВОЙСТВ ПОЛНОПРИВОДНЫХ КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ | 2003 |
|
RU2264924C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СОПРОТИВЛЕНИЯ КАЧЕНИЮ КОЛЕСА С ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ШИНОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2327968C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ СЕЛЬХОЗМАШИНЫ | 1989 |
|
RU2023359C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС РЕДУКТОРОВ | 1992 |
|
RU2072059C1 |
ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕЕ ОРУДИЕ ДЛЯ БЕЗОТВАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ | 2005 |
|
RU2321195C2 |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ САМОРАЗОГРЕВА РЕЗИНЫ ОБОДА ОПОРНЫХ КАТКОВ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН | 2005 |
|
RU2299412C1 |
Способ снижения потерь в ведущей оси со спаренными колесами полноприводных машин | 2015 |
|
RU2610730C2 |
ШИНА ВЕДУЩЕГО КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2104881C1 |
Устройство для определения площади отпечатка шины | 1987 |
|
SU1462143A1 |
СИСТЕМА ОВАЛЬНЫХ КОЛЕС ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ С ОБЩЕЙ ОСЬЮ ВРАЩЕНИЯ | 2011 |
|
RU2452630C1 |
Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при исследованиях кинематических параметров шин на плоской твердой опорной поверхности. Устройство содержит датчик-угломер, установленный в центре оси вращения испытываемого колеса, в наружную крайнюю точку средней части грунтозацепа которого вживлен токопроводящий стержень с возможностью контактирования с опорной токопроводящей пластиной, по опорной поверхности которой колесо приводится во вращательное и поступательное движение посредством тягово-приводного механизма. Токопроводящий стержень соединен последовательно с индикаторной лампочкой и источником питания, который, в свою очередь, соединен с опорной токопроводящей пластиной. Технический результат - повышение точности и достоверности получаемых результатов испытаний и снижение энергоемкости их получения. 4 ил.
Устройство для определения длины и угла контакта шины, содержащее датчик-угломер, установленный в центре оси вращения испытываемого колеса, в наружную крайнюю точку средней части грунтозацепа которого вживлен токопроводящий стержень, с возможностью контактирования с опорной токопроводящей пластиной, по опорной поверхности которой колесо приводится во вращательное и поступательное движение посредством тягово-приводного механизма, при этом токопроводящий стержень соединен последовательно с индикаторной лампочкой и источником питания, который в свою очередь соединен с опорной токопроводящей пластиной.
Устройство для измерения площади контакта пневматической шины с дорогой | 1983 |
|
SU1124195A1 |
Устройство для диагностирования технического состояния пневматических шин транспортного средства | 1980 |
|
SU957041A1 |
Устройство для диагностирования внутреннего давления в пневматических шинах транспортных средств | 1972 |
|
SU469623A1 |
JP 2004359203 A, 24.12.2004. |
Авторы
Даты
2010-03-20—Публикация
2008-04-08—Подача