ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПРОГРЕВА И СУШКИ ЛОКОМОТИВНЫХ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ Российский патент 2010 года по МПК B60L1/04 

Описание патента на изобретение RU2386550C2

Изобретение относится к системам прогрева и сушки узлов транспортных средств с электрическими приводами и конкретно для прогрева и сушки тепловозных и электровозных тяговых электродвигателей (ТЭД) в холодное время года. Такое необходимое мероприятие поясняется тем, что при постановке локомотивов в теплое ремонтное помещение с относительно «холодными» ТЭД возникают условия образования «точки росы» и, как следствие, происходит значительное увлажнение изоляции узлов ТЭД, приводящее к снижению ее сопротивления ниже допустимой нормы.

С целью недопущения образования «точки росы» требуется перед постановкой локомотивов в теплое ремонтное помещение прогревать электродвигатели до температуры +10÷15°C, а с целью сушки увлажненной изоляции требуется прогревать электродвигатели до температуры 90÷100°C.

Из числа известных способов прогрева и сушки тяговых электродвигателей наиболее эффективным является способ, при котором тепловыделение обеспечивается в процессе токовой нагрузки ТЭД. Такой способ нагрузки используется при электродинамическом торможении электродвигателями локомотива, переключенными в генераторный режим с нагрузкой посредством тормозных резисторов [1]. Однако такой способ для прогрева и сушки возможен только при наличии кинетической энергии поезда.

Для прогрева и сушки тяговых электродвигателей двухсекционных локомотивов при их автономном состоянии вполне приемлем электродинамический способ при котором, в отличие от электродинамического способа торможения, на одной секции (ведомой) все электродвигатели переключают в генераторный режим с нагрузкой через короткозамкнутую силовую цепь, а на другой (ведущей) секции обеспечивают функционирование электродвигателей в штатном тяговом режиме с током их нагрузки не более допустимого значения. При этом условие самовозбуждения ТЭД, переключенных в генераторный режим, обеспечивается путем реверсирования полярности обмоток последовательного возбуждения. Для повышения эффективности прогрева и сушки дополнительно предусматривается исключение функционирования штатной системы охлаждения ТЭД на обеих секциях локомотива. Такое условие достигается на электровозах за счет отключения электродвигателей вентиляторов, а на тепловозах - за счет зачехления всасывающих патрубков систем охлаждения.

В качестве примера в упрощенном варианте на фиг.1 и 2 приведены варианты электродинамического прогрева и сушки двухсекционного локомотива при движении его в разных направлениях.

По чертежам видно, что электродвигатель 1 ведущей секции «А» (см. фиг.1) после включения контакторов К и П запитывается от источника энергии 3 и, тем самым, сохраняется штатный тяговый режим секции «А». На ведомой секции «Б» для обеспечения условия самовозбуждения ТЭД предварительно производится реверсирование обмоток возбуждения, а также выводные клеммы потенциалов (+) и (-) электродвигателя 2 замыкаются накоротко посредством перемычки 5. Тем самым, после включения контактора П, электродвигатель 2 переходит в генераторный режим работы с нагрузкой через силовую короткозамкнутую цепь.

При изменении направления движения локомотива (см. фиг.2) по штатной схеме реверсирования изменяется направление вращения электродвигателя 1 ведущей секции «А» и одновременно меняется полярность обмоток последовательного возбуждения электродвигателя 2 ведомой секции «Б». За счет изменения полярности обмоток электродвигателя 2 обеспечивается, как уже отмечалось, условие самовозбуждения при работе его в генераторном режиме. Таким образом независимо от направления движения сохраняется условие самовозбуждения электродвигателя 2 ведомой секции локомотива.

В процессе прогрева или сушки увлажненных узлов ТЭД необходимо на ведущей секции контролировать и поддерживать ток нагрузки Iн не более допустимого значения [Iд]. При этом ток нагрузки ТЭД ведомой секции будет меньше ведущей на величину потерь локомотивов с электрической передачей, то есть

Iв=Iн·ηэп,

где Iв - ток нагрузки ТЭД ведомой секции;

IН - ток нагрузки ТЭД ведущей секции;

ηэп - КПД локомотивов с электрической передачей (ηэп=0,84-0,86).

В общем, эффективность электродинамического способа прогрева и сушки ТЭД достигается за счет его универсальности, исключения каких-либо затрат на оборудование, а также за счет исключения функционирования штатной системы охлаждения ТЭД в процессе их прогрева или сушки.

Литература

1. Тихменев Б.Н., Трахман Л.М. Подвижной состав электрифицированных железных дорог. Теория работы электрооборудования. Электрические схемы и аппараты. Учебник для вузов ж.-д. трансп. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1980 - с.147-149.

Похожие патенты RU2386550C2

название год авторы номер документа
Электрический привод локомотива 1971
  • Головатый А.Т.
  • Финкельштейн Л.Я.
  • Шамраев Н.Л.
  • Кашкарев В.С.
SU393138A1
Преобразователь тяговый локомотива 2019
  • Багров Анатолий Евгеньевич
  • Мансуров Владимир Александрович
  • Булатов Вадим Львович
  • Рахимов Дамир Альмирович
  • Губанов Денис Яковлевич
  • Ковалев Юрий Николаевич
  • Сафин Евгений Адифович
  • Бабкина Тамара Николаевна
RU2732816C1
СПОСОБ СУШКИ ИЗОЛЯЦИИ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОВОЗА 2017
  • Неустроев Павел Петрович
  • Шатравин Константин Михайлович
  • Ушаков Вячеслав Анатольевич
RU2661333C1
СПОСОБ РАБОТЫ ДВУХСЕКЦИОННОГО ТЕПЛОВОЗА С ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ И ДВУХСЕКЦИОННЫЙ ТЕПЛОВОЗ С ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ 2010
  • Носырев Дмитрий Яковлевич
  • Плетнев Александр Игоревич
RU2438896C1
СПОСОБ РАБОТЫ ДВУХСЕКЦИОННОГО ТЕПЛОВОЗА С ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ И ДВУХСЕКЦИОННЫЙ ТЕПЛОВОЗ С ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ 2010
  • Носырев Дмитрий Яковлевич
  • Плетнев Александр Игоревич
RU2459732C2
СИСТЕМА ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ТЯЖЕЛЫХ ПУТЕВЫХ МАШИН НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ХОДУ 1996
  • Иванов С.Д.
  • Маркин В.М.
RU2099209C1
Система управления тяговыми электродвигателями тепловоза с поосным регулированием силы тяги и учетом эффективности охлаждения электродвигателей 2022
  • Логинова Елена Юрьевна
  • Пудовиков Олег Евгеньевич
  • Гардеенков Александр Михайлович
  • Корнеев Дмитрий Александрович
RU2789235C1
Устройство для управления тяговым электроприводом 1979
  • Бедняк Геннадий Иванович
  • Буряк Анатолий Николаевич
  • Левенец Вениамин Павлович
  • Чернявский Владимир Наумович
SU874406A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ЭЛЕКТРООТОПЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ПОЕЗДА 1990
  • Глебов И.В.
  • Корнев А.Н.
  • Иванов А.Ю.
  • Маркин Ю.В.
  • Андреев А.Г.
RU2019446C1
Высоковольтная аппаратная камера магистрального тепловоза 2023
  • Кривошеев Василий Сергеевич
  • Шестов Владимир Юрьевич
RU2797704C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 386 550 C2

Реферат патента 2010 года ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПРОГРЕВА И СУШКИ ЛОКОМОТИВНЫХ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Изобретение относится к системам прогрева и сушки узлов транспортных средств с электрическими приводами и конкретно для прогрева и сушки тепловозных и электровозных электродвигателей (ТЭД) в холодное время года. Для осуществления предложенного способа в автономном состоянии двухсекционного локомотива на одной из секций (ведомой) все электродвигатели переключают в генераторный режим с нагрузкой через короткозамкнутую силовую цепь, а на другой (ведущей) секции обеспечивают функционирование электродвигателей в штатном тяговом режиме с током их нагрузки не более допустимого значения. При этом, условие самовозбуждения ТЭД, переведенных в генераторный режим, обеспечивают путем реверсирования полярности обмоток последовательного возбуждения. Предусмотрено также исключение функционирования штатной системы охлаждения ТЭД на тепловозах путем зашторивания всасывающих патрубков, а на электровозах - путем отключения вентиляторных электродвигателей. Технический результат заявленного изобретения заключается в снижении затрат на оборудование и сокращении простоев локомотивов на ремонтах, связанных с сушкой узлов ТЭД. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 386 550 C2

Электродинамический способ прогрева и сушки локомотивных тяговых электродвигателей (ТЭД) постоянного тока последовательного возбуждения путем переключения их в генераторный режим с нагрузкой через тормозные резисторы, отличающийся тем, что в автономном состоянии на одной из секций (ведомой) двухсекционного локомотива все электродвигатели переключают в генераторный режим с нагрузкой через короткозамкнутую силовую цепь, а на другой (ведущей) секции обеспечивают функционирование электродвигателей в штатном тяговом режиме с током их нагрузки не более допустимого значения, и при этом условие самовозбуждения ТЭД, переведенных в генераторный режим, обеспечивают путем реверсирования полярности обмоток последовательного возбуждения, а также в процессе прогрева исключают функционирование штатной системы охлаждения тяговых электродвигателей на обеих секциях локомотива.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2386550C2

Способ сушки изоляции обмоток якоря коллекторной электрической машины 1985
  • Березинец Николай Иванович
  • Суровиков Алексей Андреевич
  • Бахвалов Юрий Алексеевич
  • Маханьков Леонид Васильевич
  • Рыбалко Борис Емельянович
  • Тоцкий Сергей Иванович
SU1319176A1
Способ сушки изоляции обмоток электрических двигателей 1987
  • Крюков Леонид Петрович
SU1534652A1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОВОЗА 1990
  • Волков Виктор Константинович
RU2014710C1
Привод к независимым рейкам секций топливного насоса 1959
  • Гизатулин Р.К.
  • Ильин А.И.
  • Минаев С.Н.
SU130292A1

RU 2 386 550 C2

Авторы

Авилов Валерий Дмитриевич

Данковцев Вячеслав Тихонович

Мельк Владимир Оскарович

Даты

2010-04-20Публикация

2008-07-08Подача