СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ НА КОНТАКТИРУЮЩИХ ПОВЕРХНОСТЯХ ПЛУНЖЕРНЫХ ПАР ТОПЛИВНЫХ НАСОСОВ Российский патент 2010 года по МПК C09D127/12 C23C22/02 C10M107/38 

Описание патента на изобретение RU2391369C1

Изобретение относится к способам получения антифрикционных покрытий на контактирующих поверхностях плунжерных пар топливных насосов высокого давления (ТНВД) и может быть использовано в дизельных двигателях автомобильной и сельскохозяйственной техники.

Известен способ получения антиадгезионного покрытия на формообразующей металлической оснастке зарядов ракетного двигателя из смесового твердого топлива путем нанесения на очищенную и обезжиренную поверхность оснастки методом распыления, окунания или кистевым эпилама «Эфрен-1», представляющего собой раствор перфторполиэфирокислоты 6МФК-180 в смеси 1,2-дифтортетрахлорэтана и 1,2,2-трифтортрихлорэтана при их массовом соотношении 4:1. Покрытие наносят в 2-5 слоев с выдержкой между слоями в течение 5-15 мин при температуре 15-35°С (RU 2228345 C1, кл. C09D 127/12, 2004).

Наиболее близким аналогом предложенного технического решения является способ получения антифрикционного покрытия на контактирующих поверхностях узлов трения путем обработки поверхности обезжиривающим агентом, сушки при 20-200°С, нанесения антифрикционного состава, представляющего собой 0,1-10,0%-ный раствор азотсодержащих производных перфторполиоксаалкилен-карбоновых и/или -сульфокислот в органическом растворителе, и термообработки покрытия при 20-200°С в течение 0,5-1,5 ч (RU 2139902 С1, кл. C09D 127/12, 20.10.1999). В качестве органического растворителя используют трифторхлорэтилен, перфтордекалин, полифторалканы и их смеси со спиртами.

Недостатками известных способов является то, что используемые в них антифрикционные составы не растворимы в дизельном топливе и не образуют с ним устойчивых эмульсий, поэтому процесс получения антифрикционных покрытий на контактирующих поверхностях плунжерных пар ТНВД через рабочую среду (дизельное топливо) невозможен. Для антифрикционной обработки плунжерных пар ТНВД указанными составами их необходимо разобрать и обработать каждую деталь в отдельности, что значительно усложняет технологию получения антифрикционных покрытий.

Техническим результатом изобретения являются разработка способа получения антифрикционных покрытий на контактирующих поверхностях плунжерных пар ТНВД через рабочую среду (дизельное топливо) без их демонтажа, а также повышение давления нагнетания (впрыскивания) топлива и уменьшение его расхода.

Данный результат достигается тем, что в способе получения антифрикционного покрытия на контактирующих поверхностях путем нанесения антифрикционного состава, содержащего фторорганическое соединение, в состав дополнительно вводят диспергатор - неионогенное поверхностно-активное вещество, а в качестве фторорганического соединения используют перфторполиэфирокислоту с молекулярной массой 1400-5600 при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Перфторполиэфирокислота 65-75 Диспергатор 25-35,

и нанесение состава осуществляют через рабочую среду - дизельное топливо в течение 1-3 ч при расходе состава 1-7% от массы топлива.

Отличительной особенностью предложенного способа является использование в антифрикционном составе перфторполиэфирокислоты с молекулярной массой 1400-5600 и диспергатора - неионогенного поверхностно-активного вещества в заявленном соотношении компонентов, что позволяет получить устойчивые коллоидные растворы с дизельным топливом. Это дает возможность наносить антифрикционные покрытия на контактирующие поверхности плунжерных пар ТНВД через рабочую среду - дизельное топливо без их демонтажа.

Введение перфторкислоты менее 65 мас.% и диспергатора менее 25 мас.%, а также использование антифрикционного состава в количестве менее 1% от массы топлива не позволяет получить антифрикционные покрытия с высокими триботехническими свойствами, что не дает возможности существенно повысить давление нагнетания топлива и уменьшить его расход. Введение перфторкислоты более 75 мас.%, диспергатора более 35-мас.%, а также использование состава более 7% от массы топлива нецелесообразно, так как дальнейшего повышения достигнутых параметров не происходит. Продолжительность обработки плунжеров антифрикционным составом 1-3 ч установлена экспериментальным путем и является оптимальной.

К перфторполиэфирокислотам с молекулярной массой 1400-5600 относятся кислоты 6МФК-180, 6МФК-240 и другие. Перфторполиэфирокислоты получают из перфторполиэфироацилфторидов в присутствии катализатора ALF по реакции:

Rf CF2 СОF+Н2O→RfCF2COOH+HF

Перфторкислоты с мол. массой 1400-5600 представляют собой бесцветные или светло-коричневые вязкие жидкости с температурой кипения 180-240°С и кинематической вязкостью 400-1500 мм/с2 (Промышленные фторорганические продукты: Справ. изд. /В.Н.Максимов, В.Г.Барабанов, И.Л.Серушкин и др. - Изд. 2-е, пер. и доп. - СПб.: Химия, 1996. - С.431-432).

В качестве диспергатора используют неионогенные ПАВ: неонолы (оксиэтилированные моноалкилфенолы на основе триммеров пропилена) марок АФ 9-4, АФ 9-6, АФ 9-10, АФ 9-12; синтамид-5к (смесь полиоксиэтилированных жирных кислот кокосового масла фракции C717); ОП-4, ОП-10 (полиэтиленгликолевые эфиры алкилфенолов); проксанолы (блоксополимеры этилен- и пропиленоксидов); проксамины (блоксополимеры этилен- и пропиленоксидов, полученные в присутствии этилендиамина) и др.

Для приготовления антифрикционного состава перфторполиэфирокислоту с молекулярной массой 1400-5600 смешивают с диспергатором - неионогенным ПАВ при заявленном соотношении компонентов в течение 15-20 мин.

Способ осуществляется следующим образом.

Приготовленный состав тщательно перемешивают в течение 30-40 мин с дизельным топливом (ГОСТ 305-82) при расходе состава 1-7% от массы топлива и заливают в топливный бак автомобиля или сельскохозяйственной техники. Обработку плунжерных пар ТНВД производят в течение 1-3 ч (в зависимости от объема дизельного двигателя) на холостом ходу.

Результатом нанесения антифрикционного покрытия на поверхности контакта плунжерных пар являются увеличение давления нагнетания (впрыскивания) топлива в цилиндрах плунжеров, повышение мощности и работоспособности дизельных двигателей, а также уменьшение расхода топлива.

Пример.1. Испытания проводились на дизельном двигателе TD-23 1987 года выпуска. Объем двигателя - 2300 см3, пробег - 87 000 км. В дизельное топливо в количестве 1% от массы топлива был введен следующий состав: перфторкислота 6МФК-180 - 75 мас.%, неонол АФ 9-4 - 25 мас.%. После тщательного перемешивания полученную смесь заливали в топливный бак и производили обработку плунжерных пар на холостом ходу в течение 1 ч.

Измерение давления нагнетания топлива в цилиндрах плунжерных пар до нанесения антифрикционного покрытия и после нанесения производилось на стенде ДД-10-01, предназначенном для диагностики и регулировки топливной аппаратуры дизелей.

Результаты испытаний представлены в табл.1.

Анализ полученных данных показывает, что давление нагнетания в цилиндрах после обработки плунжерных пар антифрикционным составом возросло в среднем на 8,6%, расход топлива снизился на 5,2%.

Пример 2. Испытания проводились на дизельном двигателе 2 L 1985 года выпуска. Объем двигателя - 2446 см3, пробег - 210 000 км.

Обработка плунжерных пар проводилась, как в примере 1, следующим составом: перфторкислота 6МФК-180 - 70 мас.%, ОП-10 - 30 мас.%. Расход состава - 4% от массы топлива. Время обработки плунжерных пар - 2 ч.

Результаты испытаний представлены в табл.1.

Давление нагнетания в цилиндрах после обработки возросло в среднем на 9,5%, расход топлива снизился на 5,5%.

Пример 3. Испытания проводились на дизельном двигателе 1 HZ 1996 года выпуска. Объем двигателя - 4200 см3, пробег - 85 000 км.

Обработка плунжерных пар проводилась, как в примере 1, следующим составом: перфторкислота 6МФК-240 - 65 мас.%, синтамид-5 к - 35 мас.%. Расход состава - 7% от массы топлива. Время обработки - 3 ч.

Результаты испытаний представлены в табл.2.

Анализ полученных данных показывает, что давление нагнетания в цилиндрах возросло в среднем на 6,3%, расход топлива снизился на 5,0%.

Пример 4. Испытания проводились на дизельном двигателе TD-23 1988 года выпуска. Объем двигателя - 2300 см3, пробег - 196 000 км.

Обработка плунжерных пар проводилась, как в примере 1, следующим составом: перфторкислота 6МФК-180 - 80 мас.%, неонол АФ 9-10 - 20 мас.%. Расход состава - 0,5% от массы топлива. Время обработки - 0,5 ч.

Результаты испытаний представлены в табл.1.

Давление нагнетания в цилиндрах после обработки плунжерных пар возросло в среднем на 2,9%, расход топлива снизился на 0,9%.

Пример 5. Испытания проводились на дизельном двигателе 1 HZ 1996 года выпуска. Объем двигателя - 4200 см3, пробег - 85 000 км.

Обработка плунжерных пар проводилась, как в примере 1, следующим составом: перфторкислота 6МФК-240 - 60 мас.%, синтамид-5 к - 40 мас.%. Расход состава - 7,5% от массы топлива. Время обработки - 3,5 ч.

Результаты испытаний представлены в табл.2.

Анализ полученных данных показывает, что давление нагнетания в цилиндрах возросло в среднем на 5,9%, расход топлива снизился на 4,0%.

Контроль наличия покрытия на поверхностях плунжерных пар проводился по изменению краевого угла смачивания (θ) капли масла, а стойкость покрытия определялась по изменению угла θ (Δθ) в зависимости от количества промывок (ГОСТ 7934.2-74. Масла часовые. Метод определения краевого угла смачивания).

Допустимой величиной изменения краевого угла смачивания считается уменьшение его величины от первоначальной не более чем на 20% (Сумм Б.Д., Горюнов Ю.В. Физико-химические основы смачивания и растекания. М.: Химия, 1976).

Результаты испытаний представлены в табл.3.

Ресурсные испытания плунжерных пар проводились в режиме эксплуатации дизельных двигателей. После испытаний производились измерения давления нагнетания (впрыскивания) топлива в цилиндрах плунжерных пар при различных пробегах. В табл.4 представлены данные, подтверждающие наличие защитной пленки на контактных поверхностях плунжерных пар после эксплуатации.

Использование предложенного способа позволит получать износостойкие антифрикционные покрытия на контактирующих поверхностях плунжерных пар ТНВД без их демонтажа, повысить мощность и работоспособность дизельных двигателей, уменьшить расход топлива.

Таблица 1 - Давление нагнетания (впрыскивания) топлива в цилиндрах плунжерных пар дизельных двигателей TD-23 и 2 L до и после обработки предложенным способом Условия испытаний Давление нагнетания в цилиндрах, кг/см2 Номер цилиндра 1 2 3 4 До обработки: - по примеру 1 28,4 28,0 29,3 29,8 - по примеру 2 25,7 25,2 26,0 32,0 - по примеру 4 27,3 28,5 27,8 29,0 После обработки: - по примеру 1 31,3 31,5 30,0 31,9 - по примеру 2 27,2 28,5 28,9 34,5 - по примеру 4 28,2 29,0 29,6 29,2

Таблица 2 - Давление нагнетания (впрыскивания) топлива в цилиндрах плунжерных пар дизельного двигателя 1 HZ до и после обработки предложенным способом Давление нагнетания в цилиндрах, кг/см2 Условия Номер цилиндра испытаний 1 2 3 4 5 6 До обработки: - по примеру 3 36,5 36,8 36,0 32,6 37,0 36,0 - по примеру 5 36,0 36,0 35,0 31,0 36,5 34,0 После обработки: - по примеру 3 38,7 38,4 37,5 35,2 39,0 39,6 - по примеру 5 38,2 37,4 36,8 34,0 38,2 36,8

Таблица 3 - Давление нагнетания (впрыскивания) топлива в цилиндрах плунжерных пар после обработки предложенным способом и после эксплуатации
примера
Условия испытания Давление нагнетания в цилиндрах, кг/см2
Номер цилиндра 1 2 3 4 5 6 1 После обработки 31,3 31,5 30,0 31,9 После пробега 200 км 31,4 31,0 30,0 31,2 2 После обработки 27,2 28,5 28,9 34,5 После пробега 400 км 27,2 28,3 28,8 33,9 3 После обработки 38,7 38,4 37,5 35,2 39,0 39,6 После пробега 300 км 38,6 38,5 37,3 35,0 38,2 39,1 4 После обработки 28,2 29,0 29,6 29,2 После пробега 200 км 26,3 27,8 27,9 27,5 5 После обработки 38,2 37,4 36,8 34,0 38,2 36,8 После пробега 300 км 38,0 37,2 36,0 33,8 38,0 36,6

Таблица 4 - Изменение краевого угла смачивания θ в зависимости от числа промывок № примера Значение краевого угла смачивания θ, град Уменьшение угла θ (Δθ) после 5 промывок, % До обработки После обработки Число промывок 1 2 3 4 5 1 6,0 75 76 74 75 74 74 1,3 2 6,5 70 71 70 69 69 68 2,9 3 7,0 80 80 79 79 79 78 2,5 4 5,5 65 64 63 63 62 61 6,1 5 6,5 75 75 76 74 74 73 2,7 прототип 6,0 69 68 68 67 67 65 5,8

Похожие патенты RU2391369C1

название год авторы номер документа
АНТИФРИКЦИОННАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ПЛУНЖЕРНЫХ ПАР ТОПЛИВНЫХ НАСОСОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2009
  • Гайдар Сергей Михайлович
  • Чумаков Александр Григорьевич
RU2400533C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИАДГЕЗИОННОГО ПОКРЫТИЯ ВО ВПУСКНОЙ СИСТЕМЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Гайдар Сергей Михайлович
RU2408636C1
АНТИФРИКЦИОННАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2007
  • Гайдар Сергей Михайлович
  • Гладких Николай Иванович
RU2359981C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛИМЕРНОГО АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ 2008
  • Гайдар Сергей Михайлович
  • Чумаков Александр Григорьевич
  • Конова Марина Марковна
RU2401287C2
СМАЗОЧНОЕ ПОКРЫТИЕ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2007
  • Гайдар Сергей Михайлович
RU2321619C1
СМАЗОЧНЫЙ СОСТАВ И СПОСОБ ЕГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ 2011
  • Зозуля Владимир Леонидович
  • Зозуля Сергей Леонидович
  • Александров Сергей Николаевич
RU2499816C2
ЭЛЕКТРОЛИТ ДЛЯ СВИНЦОВЫХ КИСЛОТНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ 2015
  • Строганов Владимир Иванович
  • Карелина Мария Юрьевна
  • Гайдар Сергей Михайлович
RU2582652C1
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПОКРЫТИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2013
  • Антипов Виктор Николаевич
  • Кручинина Ирина Юрьевна
  • Проскурина Ольга Ивановна
  • Шилова Ольга Алексеевна
RU2537855C2
АНТИФРИКЦИОННАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ 2007
  • Гайдар Сергей Михайлович
  • Чистяков Василий Вячеславович
  • Шарипов Марс Самигуллаевич
RU2321620C1
Способ предохранения рабочей поверхности двигателя внутреннего сгорания от отложений 1987
  • Рыбалов Василий Амвросиевич
  • Хомич Анатолий Захарович
  • Жалкин Сергей Григорьевич
  • Теслик Андрей Георгиевич
  • Беленький Александр Давыдович
  • Серебрякова Валентина Ильинична
  • Еситашвили Василий Александрович
  • Гавриленков Анатолий Иванович
  • Голованов Юрий Михайлович
SU1542651A1

Реферат патента 2010 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ НА КОНТАКТИРУЮЩИХ ПОВЕРХНОСТЯХ ПЛУНЖЕРНЫХ ПАР ТОПЛИВНЫХ НАСОСОВ

Изобретение относится к способам получения антифрикционных покрытий на контактирующих поверхностях плунжерных пар топливных насосов высокого давления (ТНВД) и может быть использовано в дизельных двигателях автомобильной и сельскохозяйственной техники. Антифрикционное покрытие получают из состава, содержащего перфторполиэфирокислоту и неионогенное поверхностно-активное вещество при определенных соотношениях между. Наносят антифрикционный состав через рабочую среду - дизельное топливо в течение 1-3 ч при расходе состава 1-7% от массы топлива. Способ позволяет получать износостойкие антифрикционные покрытия на контактирующих поверхностях плунжерных пар ТНВД без их демонтажа, повысить мощность и работоспособность дизельных двигателей, уменьшить расход топлива. 4 табл.

Формула изобретения RU 2 391 369 C1

Способ получения антифрикционного покрытия на контактирующих поверхностях преимущественно плунжерных пар топливных насосов высокого давления путем нанесения антифрикционного состава, содержащего фторорганическое соединение, отличающийся тем, что в состав дополнительно вводят диспергатор - неионогенное поверхностно-активное вещество, а в качестве фторорганического соединения используют перфторполиэфирокислоту с молекулярной массой 1400-5600 при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Перфторполиэфирокислота 65-75 Диспергатор 25-35,


и нанесение состава осуществляют через рабочую среду - дизельное топливо в течение 1-3 ч при расходе состава 1-7% от массы топлива.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2391369C1

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛИМЕРНОГО АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ 1999
  • Гуринович Э.Г.(Ru)
  • Дворников В.Л.(Ru)
  • Копыльцов А.А.(Ru)
  • Кочетков Н.В.(Ru)
  • Куканов Олег Михайлович
  • Лисин Ю.В.(Ru)
  • Матлашов И.А.(Ru)
  • Рябинин А.Н.(Ru)
  • Рябинин Н.А.(Ru)
  • Тигашов М.А.(Ru)
  • Пейганович А.И.(Ru)
RU2139902C1
СОСТАВ ДЛЯ ПРОТИВОИЗНОСНЫХ ПОКРЫТИЙ 1992
  • Губанов В.А.
  • Тройчанская П.Е.
  • Шаталов В.В.
  • Скачедуб А.А.
  • Орехов В.Т.
  • Соколов С.В.
RU2044763C1
ЗАЩИТНОЕ ПОКРЫТИЕ 1992
  • Губанов В.А.
  • Сердюк В.В.
  • Тройчанская П.Е.
  • Ашкинази Л.А.
RU2106377C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИАДГЕЗИОННОГО ПОКРЫТИЯ НА ФОРМООБРАЗУЮЩЕЙ ОСНАСТКЕ ЗАРЯДОВ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ИЗ СМЕСЕВОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2002
  • Колосов Г.Г.
  • Агапова Т.В.
  • Зюзя Н.Н.
  • Гурова Т.А.
  • Шкель А.И.
  • Микова Н.Д.
  • Кранидов А.М.
  • Медведев Ю.Е.
RU2228345C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛИМЕРНОГО АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ 2005
  • Агошков Олег Григорьевич
  • Андреев Григорий Иванович
  • Белов Альберт Васильевич
  • Куракин Сергей Вячеславович
  • Магонов Валерий Иванович
  • Путиев Константин Александрович
RU2280051C1
СОСТАВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ И ХИМСТОЙКИХ ПОКРЫТИЙ МЕТОДОМ ЭЛЕКТРООСАЖДЕНИЯ НА КАТОДЕ 2002
  • Квасников М.Ю.
  • Крылова И.А.
  • Цейтлин Г.М.
  • Глуз А.А.
  • Уткина И.Ф.
  • Копсергенова Л.Г.
  • Касьянова В.А.
RU2222563C1
JP 7090151 А, 04.04.1995
0
  • Г. В. Гусева, С. С. Качкин, Г. С. Красиков, К. Г. Куманин,
  • А. Н. Кумари, Ю. В. Неповинский Б. А. Чунин Йдтеятйо
SU165649A1
JP 2003261618 A, 19.09.2003
US 2006194703 А1, 31.08.2006.

RU 2 391 369 C1

Авторы

Гайдар Сергей Михайлович

Пучин Евгений Александрович

Корнеев Анатолий Викторович

Даты

2010-06-10Публикация

2009-04-16Подача