СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2010 года по МПК F02C9/00 

Описание патента на изобретение RU2392468C2

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД).

Известен способ управления расходом топлива на запуске ГТД, заключающийся в том, что подают в камеру сгорания (КС) двигателя постоянный расход топлива - расход розжига, определяемый для каждого типа двигателей расчетно-экспериментальным путем (Черкасов Б.А. «Автоматика и регулирование ВРД». М.: «Машиностроение», 1965 г., с.324-328).

Недостатком известного способа является его низкая эффективность с точки зрения обеспечения требуемых запасов газодинамической устойчивости (ГДУ) компрессора и, как следствие, невозможность использования для управления современными ГТД, а именно турбореактивными двигателями с высокой степенью двухконтурности (ТРДД), такими, например, как двигатели семейства ПС-90А.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является способ управления расходом топлива на запуске ГТД, заключающийся в том, что измеряют температуру и давление воздуха на входе в двигатель, вычисляют по известным для каждого типа двигателя первый, в зависимости от температуры воздуха, и второй, в зависимости от давления воздуха, корректирующие коэффициенты, умножают наперед заданную константу, определяемую для каждого типа двигателей расчетно-экспериментальным путем, на первый и второй корректирующие коэффициенты и вычисляют заданный расход топлива на розжиге КС, измеряют фактический расход топлива в коллектор КС и изменяют его до тех пор, пока он не станет равным заданному (Шляхтенко С.М. «Теория ВРД». М.: «Машиностроение», 1975 г., с.460-464).

Недостатком этого способа является следующее.

При отказе измерителя фактического расхода топлива возможно неконтролируемое увеличение расхода топлива в КС. Это приводит к неконтролируемому росту температуры газов перед турбиной и ее перегреву. В эксплуатации зафиксированы такие случаи с двигателем ТВ3-117ВМА-СБМ1, входящим в состав силовой установки самолета Ан-140. Как следствие, в этих случаях происходило частичное разрушение турбины компрессора. Это снижает надежность работы двигателя и безопасность летательного аппарата (ЛА).

Целью изобретения является повышение качества работы системы автоматического управления (САУ) ГТД и, как следствие, повышение надежности ГТД и безопасности ЛА.

Поставленная цель достигается, в способе управления расходом топлива на запуске газотурбинного двигателя, заключающемся в том, что измеряют температуру и давление воздуха на входе в двигатель, вычисляют по известным для каждого типа двигателя первый, в зависимости от температуры воздуха, и второй, в зависимости от давления воздуха, корректирующие коэффициенты, умножают наперед заданную константу, определяемую для каждого типа двигателей расчетно-экспериментальным путем, на первый и второй корректирующие коэффициенты и вычисляют заданный расход топлива на розжиге КС, измеряют фактический расход топлива в коллектор КС и изменяют его до тех пор, пока он не станет равным заданном, дополнительно в зависимости от расхода топлива, поступающего в коллектор, формируют расчетное значение давления топлива в коллекторе КС, сравнивают расчетное значение давления топлива в коллекторе с измеренным, если измеренное выше расчетного на наперед заданную величину, определяемую экспериментально для каждого типа двигателя, формируют сигнал на прекращение подачи топлива в КС и завершение запуска двигателя.

На чертеже представлена схема устройства, реализующая заявляемый способ.

Устройство содержит последовательно соединенные блок 1 датчиков, задатчик 2 режимов работы двигателя, первый сумматор 3, электрогидропреобразователь 4, дозатор 5 топлива, клапан 6 отсечки топлива, второй вход сумматора 3 подключен к блоку 1, управляемый вход клапана 6 подключен к задатчику 2.

Устройство работает следующим образом.

В блоке 1 измеряют температуру (Твх.) и давление (Рвх.) воздуха на входе в двигатель и передают их в задатчик 2.

Задатчик 2 представляет собой счетно-решающее устройство программируемого типа.

По измеренным с помощью блока 1 давлению и температуре воздуха на входе в двигатель в задатчике 2 вычисляют по известным для каждого типа двигателя зависимостям первый, в зависимости от температуры воздуха, и второй, в зависимости от давления воздуха, корректирующие коэффициенты:

где

Ктвх., Крвх. - корректирующие коэффициенты (для двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1, например: Ктвх. в зависимости от температуры на воздуха на входе в двигатель изменяется от 0,9 до 1,05, Крвх. в зависимости от давления воздуха на входе в двигатель изменяется от 0.3 до 1,1).

Далее умножают наперед заданную константу, определяемую для каждого типа двигателей расчетно-экепериментальным путем, на первый и второй корректирующие коэффициенты и вычисляют заданный расход топлива на розжиге КС

где

Gт зад. - заданный расход топлива,

А - константа, определяемая типом двигателя (для двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1, например, А = 35 кг/час),

Ктвх., Крвх. - корректирующие коэффициенты.

Величина заданного расхода топлива в сумматоре 3 сравнивается с фактическим расходом, измеренным с помощью блока 1. По величине рассогласования, поступающей в электрогидропреобразователь 4, формируется управляющее воздействие на дозатор 5, с помощью которого изменяется расход топлива в КС до тех пор, пока он не станет равным заданному.

Дополнительно задатчик 2 формирует расчетное значение давления топлива в коллекторе КС

где

Рт расч. - расчетное значение давления топлива в коллекторе КС,

Gт изм. - заданный расход топлива.

Для двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1 эта зависимость имеет вид

Расчетное значение давления топлива в коллекторе сравнивается с измеренным с помощью блока 1.

При отказе датчика расхода топлива, приводящего к занижению фактического расхода топлива и, как следствие, неконтролируемому увеличению расхода топлива в КС управляющей цепью электрогидропреобразователь 4 - дозатор 5. При этом измеренное давление топлива будет увеличиваться, а расчетное - уменьшаться. При превышении измеренного давления над расчетным на наперед заданную величину, определяемую экспериментально для каждого типа двигателя (для двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1 эта величина равна 4 кг/ см кв.), задатчик 2 формирует сигнал на клапан 6 и прекращает подачу топлива в КС, завершая запуск двигателя.

Т.о., обеспечивается повышение качества работы системы автоматического управления (САУ) ГТД и, как следствие, повышение надежности ГТД и безопасности ЛА.

Похожие патенты RU2392468C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2386836C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
  • Титов Юрий Константинович
RU2474712C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
  • Титов Юрий Константинович
RU2468229C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2435973C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Титов Юрий Константинович
RU2472957C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2439350C2
Способ управления механизацией компрессора газотурбинного двигателя 2017
  • Попов Виктор Васильевич
  • Кононыхин Александр Владимирович
  • Юфарев Вадим Александрович
  • Онацкий Сергей Викторович
RU2639923C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2012
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
RU2497000C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПУСКОМ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2491437C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПУСКОМ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Титов Юрий Константинович
RU2480601C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 392 468 C2

Реферат патента 2010 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно, в зависимости от расхода топлива, поступающего в коллектор, формируют расчетное значение давления топлива в коллекторе КС, сравнивают расчетное значение давления топлива в коллекторе с измеренным, если измеренное выше расчетного на наперед заданную величину, определяемую экспериментально для каждого типа двигателя, формируют сигнал на прекращение подачи топлива в КС и завершение запуска двигателя. Технический результат изобретения - повышение качества работы САУ и, как следствие, повышение надежности ГТД и безопасности ЛА за счет соблюдения баланса между расходом воздуха через компрессор двигателя и расходом топлива в КС. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 392 468 C2

Способ управления расходом топлива на запуске ГТД, заключающийся в том, что измеряют температуру и давление воздуха на входе в двигатель, вычисляют по известным для каждого типа двигателя первый, в зависимости от температуры воздуха, и второй, в зависимости от давления воздуха, корректирующие коэффициенты, умножают наперед заданную константу, определяемую для каждого типа двигателей расчетно-экспериментальным путем, на первый и второй корректирующие коэффициенты и вычисляют заданный расход топлива на розжиге КС, измеряют фактический расход топлива в коллектор КС и изменяют его до тех пор, пока он не станет равным заданному, отличающийся тем, что дополнительно в зависимости от расхода топлива, поступающего в коллектор, формируют расчетное значение давления топлива в коллекторе КС, сравнивают расчетное значение давления топлива в коллекторе с измеренным, если измеренное выше расчетного на наперед заданную величину, определяемую экспериментально для каждого типа двигателя, формируют сигнал на прекращение подачи топлива в КС и завершение запуска двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2392468C2

ШЛЯХТЕНКО С.М
Теория ВРД
- М.: Машиностроение, 1975, с.460-464
ЧЕРКАСОВ Б.А
Автоматика и регулирование ВРД
- М.: Машиностроение, 1965, с.324-328
СПОСОБ ДОЗИРОВАНИЯ ТОПЛИВА НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Гольцов Николай Германович
  • Ипполитов Валерий Георгиевич
  • Тихонов Сергей Иванович
  • Коротаев Игорь Анатольевич
RU2316663C1
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА ПРИ ПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1997
  • Тараненко В.И.
  • Лобанов И.Г.
  • Ножкин И.А.
RU2133359C1
SU 176660799 A1, 30.01.1994
СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2317431C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗОТОПНО-ОБОГАЩЕННОГО ОКСИДА ТЕЛЛУРА (IV) 2004
  • Калашников Анатолий Леонидович
  • Ушаков Олег Семенович
  • Матюха Владимир Александрович
RU2272783C1
US 4719750 А, 19.01.1988.

RU 2 392 468 C2

Авторы

Дудкин Юрий Петрович

Гладких Виктор Александрович

Фомин Геннадий Викторович

Остапенко Сергей Владимирович

Шарифуллин Юрий Гиздуллович

Титов Юрий Константинович

Даты

2010-06-20Публикация

2008-04-29Подача