СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО МОНИТОРИНГА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Российский патент 2010 года по МПК F17D5/00 

Описание патента на изобретение RU2392536C1

Группа изобретений относится к трубопроводному транспорту и может быть использована для диагностики технического состояния магистральных трубопроводов.

Известен способ дистанционного мониторинга технического состояния магистрального трубопровода (ТС МТ), заключающийся в облете контролируемой трассы МТ летательным аппаратом (ЛА) и контроль ТС МТ путем радиолокации последнего /Патент РФ №2260742, Кл. F17D 5/02, 2004/.

Недостатком известного способа является возможность потери информации о ТС МТ в период между облетами ЛА МТ.

Известен способ дистанционного мониторинга ТС МТ, заключающийся в облете контролируемой трассы МТ ЛА, например вертолетом, при использовании на нем радиоприемопередающего оборудования и вычислительного комплекса для считывания информации о ТС МТ, а также навигационного оборудования /Патент РФ №2040783, Кл. G01М 3/00, 1995/.

Данный способ принят за прототип.

В прототипе обзор трассы МТ осуществляют метровым локатором. Одновременно сканируют МТ съюстированными тепловизионным и телевизионным датчиками. Затем осуществляют совместную цифровую обработку сигналов датчиков.

Известна система для дистанционного мониторинга ТС МТ, реализуемая в системе контроля перехода МТ с устройством катодной зашиты через авто- или железные дороги /Патент РФ №2264578, Кл. F17D 5/02, F16L 7/00, 58, 2005/.

Данная система может применяться во множестве пунктов, поэтому, учитывая большие расстояния между пунктами контроля, считывание информации в известной системе может осуществляться с ЛА. То есть известная система может быть принята за прототип.

Система для дистанционного мониторинга ТС МТ содержит стационарный интеллектуальный контрольно-измерительный пункт (ИКИП), включающий в себя датчики параметров, влияющих на ТС МТ, центральный процессор (ЦП), радиомодем с приемопередающей антенной, аккумуляторную батарею (АКБ), соединенную с фотоэлектрическим модулем (ФМ), мультиплексор и аналого-цифровой преобразователь (АЦП), при этом выходы датчиков параметров, влияющих на ТС МТ, подключены через последовательно соединенные мультиплексор и АЦП к ЦП, причем выходы ЦП также соединены с управляемыми входами мультиплексора и радиомодема.

Недостатком способа дистанционного мониторинга ТС МТ и системы для его реализации является потеря информации о ТС МТ в период между облетами контролируемой трассы МТ ЛА.

Техническим результатом, получаемым от внедрения группы изобретений, является устранение недостатка прототипов, т.е. устранение возможности потери информации о ТС МТ.

Данный технический результат достигается за счет того, что в известном способе, заключающемся в облете контролируемой трассы МТ летательным аппаратом, например, вертолетом, при использовании на нем радиоприемопередающего оборудования и вычислительного комплекса для считывания информации о ТС МТ, а также навигационного оборудования для определения пространственных координат контролируемых участков трассы МТ, информацию о ТС МТ предварительно измеряют с помощью стационарных интеллектуальных контрольно измерительных пунктов, снабженных радиомодемами, энергонезависимыми оперативно-запоминающими устройствами (ОЗУ) и датчиками параметров, влияющих на ТС МТ, расположенных вдоль МТ с заданным шагом, затем запоминают полученную ИКИП информацию в энергонезависимых ОЗУ, а облет контролируемой трассы ТМ проводят с периодичностью, определяемой объемом памяти ОЗУ, при этом считывание информации с помощью радиоприемопередающего оборудования ЛА начинается с ближайшего к ЛА ИКИП по направлению, противоположному направлению полета ЛА.

Данный технический результат достигается также за счет того, что в известной системе для дистанционного мониторинга ТС МТ, содержащей стационарный ИКИП, включающий в себя датчики параметров, влияющих на ТС МТ, центральный процессор, радиомодем с приемопередающей антенной, аккумуляторную батарею (АКБ), соединенную с фотоэлектрическим модулем (ФМ), мультиплексор и АЦП, при этом выходы датчиков параметров, влияющих на ТС МТ, подключены через последовательно соединенные мультиплексор и АЦП к ЦП, причем выходы процессора также соединены с управляемыми входами мультиплексора и радиомодемом, дополнительно содержит n аналогичных ИКИП, расположенных вдоль МТ, при этом каждый ИКИП дополнительно содержит ОЗУ, соединенные с процессором двухсторонней связью, а управляемый вход радиомодема соединен с выходом процессора также двухсторонней связью, причем все элементы ИКИП расположены под землей в защитном корпусе, а ФМ и приемопередающая антенна закреплены на верхнем конце вертикальной стойки, заглубленной нижним концом в землю, при этом светочувствительная плоскость ФМ установлена под углом 5-10° горизонту, а высота вертикальной стойки задается более 1,5, м.

ИКИП расположены вдоль МТ с равномерным шагом. Вертикальная стойка выполнена из металлического уголка.

Изобретения поясняются чертежами.

На фиг.1 представлена схема системы для реализации способа; на фиг.2 - блок схема ИКИП; на фиг.3 - конструктивная схема приемопередающей радиоантенны.

Система для дистанционного мониторинга ТС МТ содержит стационарные ИКИП 11, 12… (фиг.1), каждый из которых включает в себя датчики 21, 22… параметров, влияющих на ТС МТ, мультиплексор 3, АЦП 4, ЦП 5, ОЗУ 6, радиомодем 7 с приемопередающей антенной 8, АКБ 9 и ФМ 10 (фиг.2).

Связи между электронными блоками в ИКИП 1 представлены на фиг.2. Датчики 2 подключены выходами через последовательно соединенные мультиплексор 3, АЦП 4 и ЦП 5 к ОЗУ 6. Выход ЦП 5 соединен также с управляющим входом мультиплексора 3, а ЦП 5 соединен с радиомодемом 7 двухсторонней связью. Такой же связью ЦП 5 соединен с ОЗУ 6.

Все ИКИП расположены с заданным пространственным шагом вдоль МТ под землей в защитном корпусе (не показан), а ФМ 10 и приемопередающая антенна 8 закреплены в каждом ИКИП на верхнем конце вертикальной стойки 11 (фиг.3), заглубленной нижним концом в землю 12.

Стойка 11 может быть выполнена из уголка.

Зеркальная плоскость ФМ 10 наклонена к горизонту под углом 5-10°, а высота наземной части стойки выбирается более 1,5 м.

Угол наклона светочувствительной зеркальной плоскости ФМ 10 к горизонту задается из условия обеспечения стока воды с ее поверхности, а высота стойки 11 - из условия обеспечения отсутствия зеркального отображения от ФМ 10 на высоте человеческого роста для сбережения антенны от вандалов.

ИКИП 1 располагают вдоль МТ 13 (фиг.1) с равномерным шагом, величина которого задается конкретными техническими условиями.

ЛА 14 (фиг.1), который не входит в состав системы, оснащается вычислительным комплексом 15, построенным, например, на базе IBM-совместимого компьютера в промышленном исполнении. Вычислительный комплекс ЛА 14 питается от импульсного блока 16 питания от бортовой сети. Радиомодем 17 ЛА 14 с приемопередающей антенной 18 соединен с блоком питания 16 и вычислительным комплексом 15.

В качестве датчиков 2 параметров, влияющих на ТС МТ, применяются известные датчики скорости коррозии, датчики акустической эмиссии, датчики утечки, датчики температуры и давления транспортируемой среды, датчики сопротивления изоляции МТ, тензометры и другие.

Способ дистанционного мониторинга ТС МТ реализуется в системе аналогичного назначения следующим образом.

ЛА 14 с установленным на его борту вычислительным комплексом 15 осуществляет пролет вдоль МТ 13 и последовательный опрос всех ИКИП 1 со считыванием содержимого ОЗУ 6, представляющего собой отсчеты параметров всех видов датчиков 2 за весь период времени, прошедший с момента времени считывания.

В каждый момент времени опрашивается только один ИКИП 1 системы, поэтому в состав вычислительного комплекса 15 ЛА 14 включена навигационная аппаратура потребителей, осуществляющая определение текущих координат ЛА 14 и определение адреса ближайшего к ЛА 14 ИКИП 1 по направлению, противоположному направлению полета ЛА 14, для первоочередного опроса. В противном случае, информация с данного ИКИП 1 может быть утеряна.

После пролета ЛА 14 вдоль контролируемого участка МТ 13 система начинает работать в режиме накопления (записи) информации о ТС МТ. Датчики 2 выдают через мультиплексор 3, АЦП 4 и ЦП 5 информацию о ТС МТ на ОЗУ 6, где она в оцифрованном виде запоминается до следующего облета ЛА 14 контролируемого участка МТ 13.

Подземный вариант исполнения ИКИП, а также вандалоустойчивый вариант исполнения наземных его частей (антенны) позволяют обеспечить длительное хранение информации между очередными облетами ЛА контролируемого участка МТ.

С другой стороны, наклон поверхности ФМ к горизонту обеспечивает сток воды и устойчивую работу последнего, для регулярной подзарядки АКБ.

Похожие патенты RU2392536C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ МОНИТОРИНГА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГЛУБОКОВОДНОГО МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Власов Сергей Викторович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Салюков Вячеслав Васильевич
  • Сеченов Владимир Сергеевич
  • Степаненко Александр Иванович
  • Хороших Андрей Валентинович
RU2392537C1
СИСТЕМА ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ КОЛОНКА ДЛЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ 2009
  • Власов Сергей Викторович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Ланчаков Григорий Александрович
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Сеченов Владимир Сергеевич
  • Степаненко Александр Иванович
RU2393378C1
АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС МОНИТОРИНГА КОРРОЗИОННОЙ ЗАЩИТЫ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ 2013
  • Захаров Дмитрий Борисович
  • Зенкин Илья Андреевич
  • Передерий Вячеслав Иванович
  • Семенюга Вячеслав Владимирович
  • Яковлев Вадим Анатольевич
RU2580610C2
СПОСОБ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2011
  • Пужайло Александр Федорович
  • Савченков Сергей Викторович
  • Реунов Алексей Валентинович
  • Карнавский Евгений Львович
  • Цыс Виктор Михайлович
  • Свердлик Юрий Михайлович
  • Баранов Василий Григорьевич
  • Милов Владимир Ростиславович
RU2451874C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА ПОСТУПЛЕНИЯ ТЕКУЧЕЙ СРЕДЫ В УЧАСТОК ТРУБОПРОВОДА 2010
  • Сутовский Михаил Павлович
RU2477818C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДВОДНОГО МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА 2009
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Викторович
  • Дудов Александр Николаевич
  • Егурцов Сергей Алексеевич
  • Митрохин Михаил Юрьевич
  • Пиксайкин Роман Владимирович
  • Степаненко Александр Иванович
RU2433334C2
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПЕРЕХОДА ТРУБОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПОД АВТО- И ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ 2004
  • Власов С.В.
  • Грунин А.М.
  • Губанок И.И.
  • Дудов А.Н.
  • Егурцов С.А.
  • Митрохин М.Ю.
  • Пиксайкин Р.В.
  • Салюков В.В.
  • Сеченов В.С.
  • Степаненко А.И.
  • Харионовский В.В.
RU2264578C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА УТЕЧКИ ЖИДКОСТИ ИЛИ ГАЗА ИЗ ТРУБОПРОВОДА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГРУНТЕ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2010
  • Алексеев Сергей Петрович
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Леньков Валерий Павлович
  • Новиков Алексей Иванович
  • Руденко Евгений Иванович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Шалагин Николай Николаевич
RU2439519C1
СПОСОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА 2009
  • Рогалёв Виктор Антонович
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Рогалева Любовь Викторовна
RU2413250C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА УТЕЧКИ ЖИДКОСТИ ИЛИ ГАЗА ИЗ ТРУБОПРОВОДА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГРУНТЕ 2002
  • Рогалев В.А.
  • Дикарев В.И.
  • Денисов Г.А.
  • Кикичев Н.Г.
RU2231037C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 392 536 C1

Реферат патента 2010 года СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО МОНИТОРИНГА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Группа изобретений относится к трубопроводному транспорту и может быть использована для диагностики технического состояния магистральных трубопроводов. Сущность технического решения в части способа заключается в том, что вдоль магистральных трубопроводов с заданным пространственным шагом устанавливают интеллектуальные контрольно-измерительные комплексы (ИКИП), оснащенные датчиками параметров, влияющих на технического состояния магистральных трубопроводов, оперативно запоминающим устройством (ОЗУ) и радиомодемом. Летательный аппарат (ЛА), оснащенный вычислительным комплексом, навигационным оборудованием и радиомодемом, пролетает вдоль магистрального трубопровода и считывает информацию, хранящуюся в ОЗУ ИКИП. Сущность технического решения в части устройства заключается в оригинальном исполнении ИКИП и его антенны. Последняя выполняется в вандалоустойчивом варианте, для чего система дополнительно содержит n аналогичных интеллектуальных контрольно-измерительных пунктов, расположенных вдоль магистрального трубопровода, при этом каждый интеллектуальный контрольно-измерительный пункт дополнительно содержит оперативно-запоминающее устройство, соединенное с центральным процессором двухсторонней связью, а управляемый вход радиомодема соединен с выходом центрального процессора также двухсторонней связью, причем все элементы интеллектуальных контрольно-измерительных пунктов расположены под землей в защитном корпусе, а фотомодуль и приемопередающая антенна закреплены на верхнем конце вертикальной стойки, заглубленной нижним концом в землю, при этом светочувствительная плоскость фотомодуля установлена под углом 5-10° к горизонту, а высота вертикальной стойки задается более 1,5 м. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 392 536 C1

1. Способ дистанционного мониторинга технического состояния магистрального трубопровода, заключающийся в облете контролируемой трассы магистрального трубопровода летательным аппаратом, например, вертолетом, при использовании на нем радиоприемопередающего оборудования и вычислительного комплекса для считывания информации о техническом состоянии магистрального трубопровода, а также навигационного оборудования, отличающийся тем, что информацию о техническом состоянии магистрального трубопровода предварительно измеряют с помощью стационарных интеллектуальных контрольно-измерительных пунктов, снабженных радиомодемами, энергонезависимыми оперативно-запоминающими устройствами и датчиками параметров, влияющих на техническое состояние магистрального трубопровода, расположенных вдоль трубопровода с заданным шагом, затем запоминают полученную интеллектуальными контрольно-измерительными пунктами информацию в энергонезависимых оперативно-запоминающих устройствах, а облет контролируемой трассы магистрального трубопровода проводят с периодичностью, определяемой объемом памяти оперативно-запоминающего устройства.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что считывание информации с помощью радиоприемопередающего оборудования летательного аппарата начинается с ближайшего к летательному аппарату интеллектуального контрольно-измерительного пункта по направлению, противоположному направлению полета летательного аппарата.

3. Система для дистанционного мониторинга технического состояния магистрального трубопровода, содержащая стационарный интеллектуальный контрольно-измерительный пункт, включающий в себя датчики параметров, влияющих на техническое состояние магистрального трубопровода, центральный процессор, радиомодем с приемопередающей антенной, аккумуляторную батарею, соединенную с фотоэлектрическим модулем, мультиплексор и аналого-цифровой преобразователь, при этом выходы датчиков параметров, влияющих на техническое состояние магистрального трубопровода, подключены через последовательно соединенные мультиплексор и аналого-цифровой преобразователь к центральному процессору, причем выходы центрального процессора также соединены с управляемыми входами мультиплексора и радиомодема, отличающаяся тем, что дополнительно содержит n аналогичных интеллектуальных контрольно-измерительных пунктов, расположенных вдоль магистрального трубопровода, при этом каждый интеллектуальный контрольно-измерительный пункт дополнительно содержит оперативно-запоминающее устройство, соединенное с центральным процессором двухсторонней связью, а управляемый вход радиомодема соединен с выходом центрального процессора также двухсторонней связью, причем все элементы интеллектуальных контрольно-измерительных пунктов расположены под землей в защитном корпусе, а фотомодуль и приемопередающая антенна закреплены на верхнем конце вертикальной стойки, заглубленной нижним концом в землю, при этом светочувствительная плоскость фотомодуля установлена под углом 5-10° к горизонту, а высота вертикальной стойки задается более 1,5 м.

4. Система по п.2, отличающаяся тем, что интеллектуальные контрольно-измерительные пункты расположены вдоль магистрального трубопровода с равномерным шагом.

5. Система по п.2, отличающаяся тем, что вертикальная стойка выполнена из металлического уголка.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2392536C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА УТЕЧКИ ЖИДКОСТИ ИЛИ ГАЗА ИЗ ТРУБОПРОВОДА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГРУНТЕ 1991
  • Банкгальтер Р.И.
  • Белкин Н.М.
  • Николаев Л.Е.
  • Себряков Г.Г.
RU2040783C1
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ТРУБОПРОВОДА В ЗОНЕ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ 2004
  • Захаров А.И.
  • Хренов Н.Н.
RU2260742C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПЕРЕХОДА ТРУБОПРОВОДА С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПОД АВТО- И ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ 2004
  • Власов С.В.
  • Грунин А.М.
  • Губанок И.И.
  • Дудов А.Н.
  • Егурцов С.А.
  • Митрохин М.Ю.
  • Пиксайкин Р.В.
  • Салюков В.В.
  • Сеченов В.С.
  • Степаненко А.И.
  • Харионовский В.В.
RU2264578C1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 2000
  • Цыплаков В.В.
  • Берестов Л.М.
  • Серов Л.В.
  • Кондратов А.А.
  • Леут А.П.
  • Дедеш В.Т.
  • Трофимов Н.С.
  • Калинин Ю.И.
  • Жихарев В.Н.
  • Чудный Ю.М.
  • Сазонов Н.И.
  • Дворников В.Н.
  • Белый В.Д.
  • Утицкий В.Д.
RU2200900C2
Пробоотборник для жидкостей 1930
  • Волосевич А.Л.
SU40045A1

RU 2 392 536 C1

Авторы

Власов Сергей Викторович

Демьянов Алексей Евгеньевич

Дудов Александр Николаевич

Егурцов Сергей Алексеевич

Мелкумян Самвел Эдуардович

Митрохин Михаил Юрьевич

Пиксайкин Роман Владимирович

Салюков Вячеслав Васильевич

Сеченов Владимир Сергеевич

Степаненко Александр Иванович

Даты

2010-06-20Публикация

2008-12-22Подача