ДЕМПФЕР КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ МАЛОЙ ЖЕСТКОСТИ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ МОМЕНТА ТРЕНИЯ Российский патент 2010 года по МПК F16F15/123 F16D3/14 F16D3/66 F16D7/02 

Описание патента на изобретение RU2399812C1

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и касается демпферов крутильных колебаний для тяжелых автомобилей и тягачей, двигатели которых при пуске не отсоединяются от согласующего редуктора гидротрансформатора.

Известен упругофрикционный демпфер крутильных колебаний (Автомобиль МАЗ-537. - М.: Воениздат, 1971, рис.88, с.174), содержащий наружную обойму с фрикционными накладками, взаимодействующими с подпружиненными фрикционными колодками, внутреннюю обойму с вырезами, в которых тангенциально установлены пружины, обеспечивающие упругость демпфера.

Известен также демпфер крутильных колебаний (Юрковский И.М. и Толпыгин В.А. Автомобиль КАМАЗ. Устройство, техническое обслуживание, эксплуатация. - М.: ДОСААФ, 1975, рис.78, стр.150), содержащий упругий элемент, снижающий колебания передаваемого момента, и элемент трения, гасящий колебания при резонансах.

Недостатком указанных демпферов является их высокая окружная жесткость и, как результат, большие динамические нагрузки на деталях трансмиссии, приводящие к износу (питингу) зубьев шестерен агрегатов трансмиссии. Относительный угол поворота деталей до соприкосновения витков передающих крутящий момент тангенциально установленных пружин в существующих демпферах составляет 2…5°. Получить большой угол пружины не позволяют.

Для снижения жесткости демпфера предлагается устанавливать в нем центральную винтовую пружину, выполненную из прутка прямоугольного или круглого сечения. Угол закрутки такой пружины в десятки раз превышает угол относительного поворота деталей демпфера с тангенциально расположенными пружинами, что позволит соответственно уменьшить амплитуды колебания передаваемого момента. Для гашения колебаний в демпфере установлен многодисковый фрикцион.

На фиг.1 и 2 изображен предлагаемый демпфер крутильных колебаний, который состоит из корпуса 1, центральной винтовой пружины 2, ступицы наружной 3, ступицы внутренней 4, гайки 5, дисков 6 и 7, фрикционных шайб 8 многодискового фрикциона, пластин 9, болтов 10 и 11.

Центральная винтовая пружина 2 крепится с одной стороны к корпусу 1, с другой - к фланцу внутренней ступицы 3. Один конец пружины при закручивании болтов 10 пластиной 9 плотно прижимается в пазу корпуса 1. Другой конец таким же образом удерживается в пазу ступицы 3. Наружная и внутренняя ступицы соединены шлицами. Болтами 11 демпфер крепится к фланцу установленного на входном валу редуктора трансмиссии.

Центральная винтовая пружина устанавливается так, чтобы при передаче крутящего момента двигателя пружина закручивалась.

Служащий для гашения крутильных колебаний многодисковый фрикцион состоит из дисков 6 с наружными шлицами и дисков 7 с внутренними шлицами, а также фрикционных шайб 8, установленных между ними. Диски с наружными шлицами соединяются с шлицами на корпусе 1, диски с внутренними шлицами соединены с шлицами на внутренней ступице 4. При сборке демпфера диски с внутренними и наружными шлицами чередуются, и между ними устанавливаются фрикционные шайбы 8.

При закручивании гайки 5 пакет дисков сжимается той же пружиной, которая передает крутящий момент двигателя. Таким образом, одна пружина служит и для передачи крутящего момента двигателя и для создания момента трения. Гайкой 9 момент трения фрикциона может регулироваться без разборки демпфера. Собранный демпфер балансируется и болтами 11 крепится к фланцу на валу трансмиссии.

Демпфер работает следующим образом.

Крутящий момент двигателя через торсион подводится к внутренней ступице 4, а далее, к наружной ступице 3 демпфера. С наружной ступицей соединена пружина 2, которая передает крутящий момент на корпус 1, соединенный с фланцем на валу трансмиссии. Нагруженная крутящим моментом двигателя центральная винтовая пружина 2 закручивается, сжатые ею диски 6 и 7, а также фрикционные шайбы 8 поворачиваются относительно друг друга, создавая момент трения, который гасит крутильные колебания трансмиссии при резонансах.

Похожие патенты RU2399812C1

название год авторы номер документа
ДЕМПФЕР ХОЛОСТОГО ХОДА ВЕДОМОГО ДИСКА СЦЕПЛЕНИЯ 2002
  • Лейес В.А.
  • Бурылин К.К.
RU2234009C2
ДЕМПФЕР ХОЛОСТОГО ХОДА ВЕДОМОГО ДИСКА СЦЕПЛЕНИЯ 1995
  • Озеров С.В.
  • Гладкий М.С.
RU2097616C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ В ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1993
  • Мишандин Р.Е.
  • Дорофеев Д.Г.
RU2105909C1
Гаситель крутильных колебаний 2022
  • Чирков Александр Петрович
RU2793989C1
Привод рабочего органа землеройной машины 1983
  • Чукичев Алексей Николаевич
  • Варава Владимир Иванович
  • Добрынин Юрий Андреевич
  • Куличенко Виктор Васильевич
SU1129300A1
Инерционный стенд для испытания фрикционных тормозов 1981
  • Юденко Вячеслав Яковлевич
  • Козырев Сергей Петрович
  • Стреблеченко Геннадий Иванович
  • Егоркин Вячеслав Алексеевич
SU1083087A1
ДИСК СЦЕПЛЕНИЯ С ФРИКЦИОННОЙ ШАЙБОЙ 2018
  • Андраде, Луиз
  • Алмейда, Майкл
RU2774325C2
Демпфер холостого хода сцепления 1986
  • Лукин Павел Петрович
  • Соломатин Николай Сергеевич
SU1350395A1
СПОСОБ ЗАВИСИМОЙ ОТ ОБОРОТОВ ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА И КОНСТРУКЦИЯ МАХОВИКА С ДВУМЯ МАССАМИ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Андреев Александр Анатольевич
RU2496038C1
Демпфер крутильных колебаний 1988
  • Семенов Владимир Митрофанович
  • Соломатин Николай Сергеевич
  • Петунин Владимир Петрович
  • Минаев Александр Александрович
SU1548554A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 399 812 C1

Реферат патента 2010 года ДЕМПФЕР КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ МАЛОЙ ЖЕСТКОСТИ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ МОМЕНТА ТРЕНИЯ

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Демпфер состоит из корпуса, наружной и внутренней ступиц, центральной винтовой пружины и многодискового фрикциона. Центральная винтовая пружина крепится одним концом к корпусу, а другим - к фланцу внутренней ступицы. Фрикцион состоит из дисков с наружными шлицами и дисков с внутренними шлицами, между которыми установлены фрикционные шайбы. Центральная винтовая пружина служит одновременно для передачи крутящего момента двигателя и сжатия дисков фрикциона. Достигается уменьшение амплитуды колебаний передаваемого момента. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 399 812 C1

Демпфер крутильных колебании малой жесткости с возможностью регулирования момента трения, состоящий из корпуса, наружной и внутренней ступиц, центральной винтовой пружины, которая крепится одним концом к корпусу, другим - к фланцу внутренней ступицы, а для гашения колебаний установлен многодисковый фрикцион, состоящий из дисков с наружными шлицами и дисков с внутренними шлицами, между которыми установлены фрикционные шайбы, отличающийся тем, что центральная винтовая пружина служит одновременно для передачи крутящего момента двигателя и сжатия дисков фрикциона.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2399812C1

Юрковский И.М
и др
АВТОМОБИЛЬ КАМАЗ
УСТРОЙСТВО, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ
- М.: ДОСААФ, 1975, фиг.78, с.150
Упругая муфта 1981
  • Жарницкий Давид Израилевич
  • Колчицкий Сергей Николаевич
  • Попов Владимир Алексеевич
  • Анисифоров Владимир Павлович
  • Бедняков Владимир Петрович
  • Васильева Ирина Степановна
SU1048192A1
СРЕДСТВО ПОГЛОЩЕНИЯ ВИБРАЦИИ 2011
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Стареева Мария Олеговна
RU2450183C1
Дивертор 1978
  • Стуров Владимир Андреевич
  • Рогачев Алексей Фруминович
SU726298A1

RU 2 399 812 C1

Авторы

Тверсков Борис Михайлович

Даты

2010-09-20Публикация

2009-05-20Подача