УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ В ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1998 года по МПК F16D3/14 F16D13/68 F16F13/02 

Описание патента на изобретение RU2105909C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для гашения крутильных колебаний в трансмиссии транспортного средства при работе двигателя на холостом ходу.

Известно устройство для гашения крутильных колебаний в трансмиссии при движении транспортного средства, состоящее из ступицы и ведомого диска, связанных между собой цилиндрическими пружинами высокой жесткости и пакетом фрикционных колец, трущихся о ступицу и поджимаемых конической пружиной, сжатой между пакетом фрикционных колец и ведомым диском [1]
Недостатком такого устройства является малая чувствительность к колебаниям угловой скорости маховика двигателя при работе на холостом ходу, что приводит к стуку в сопряжениях узлов трансмиссии, оказывая, тем самым, вредное воздействие на водителя и пассажиров.

Известно устройство для гашения крутильных колебаний в трансмиссии при работе двигателя на холостом ходу, содержащее ведомый диск, ступицу и фланец. Ступица связана с фланцем пружинами кручения малой жесткости и шлицами с зазором по боковым поверхностям, причем длина пружины подобрана таким образом, что при отсутствии крутящего момента пружина выставляет ступицу и фланец с заранее заданным зазором двух сторон шлицев. Ступица связана также с ведомым диском пакетом фрикционных колец, трущихся о ступицу и поджимаемых конической пружиной малой жесткости. Фланец связан с ведомым диском цилиндрическими пружинами высокой жесткости, а также пакетом фрикционных колец, трущихся о фланец и поджимаемых конической пружиной высокой жесткости [2]
Недостатком такого устройства является невысокая точность центрирования шлицев между ступицей и фланцем, обусловленная точностью изготовления пружин кручения, приводящая к изменению демпфирующих характеристик устройства.

Задачей изобретения является повышение надежности работы устройства за счет повышения стабильности его характеристик.

Указанная задача достигается тем, что устройство для гашения крутильных колебаний в трансмиссии транспортного средства содержит ступицу, связанную с фланцем шлицами с зазором по боковым поверхностям и, по крайней мере, одной пружиной кручения, имеющей на концах изогнутые усики, причем усики на концах, по крайней мере, одной пружины кручения установлены с контактом со смежными боковыми поверхностями противолежащих пазов, выполненных в ступице и фланце.

Изобретение поясняется чертежом.

Устройство для гашения крутильных колебаний в трансмиссии транспортного содержит ступицу 1, связанную с фланцем 2 шлицами 3 и 4 с зазорами по боковым поверхностям (А и Б) и одной или несколькими пружинами кручения 5, имеющими на концах изогнутые усики 6. Усики на концах, по крайней мере, одной пружины кручения установлены с контактом со смежными боковыми поверхностями противолежащих пазов 7 и 8, выполненных в ступице и фланец. Между ступицей и пластинами ведомого диска 9 установлены фрикционные кольца 10, поджатие которых осуществляется пружиной 11. Фланец 2 связан с ведомым диском 9 посредством цилиндрических пружин 12 и пакетом фрикционных колец 13, поджатие которого осуществляется пружиной 14. Ведомый диск 9 связан с маховиком 15. Ступица 1 связана с первичным валом коробки передач 16.

Работа устройства осуществляется следующим образом. При работе двигателя на холостом ходу (при включенном сцеплении и выключенной коробке передач) крутильные колебания от маховика двигателя 15 передаются на ведомый диск 9. За счет цилиндрических пружин 12, жесткость которых, как правило, больше жесткости пружин 5, жесткости и момента трения в пакете фрикционных колец 13, поджимаемых пружиной 14, колебания передаются на фланец 2. Из-за большого момента трения, создаваемого пакетом фрикционных колец 13, поджимаемого пружиной 14, и из-за большой жесткости цилиндрических пружин 12 фланец 2 колеблется синхронно с ведомым диском 9. За счет пружин кручения малой жесткости 5 и момента трения во фрикционных кольцах 10, создаваемого пружиной 11, колебания стремятся пройти на ступицу 1, а через нее и на первичный вал коробки передач 16. Однако момент инерции первичного вала 16 препятствует его крутильным колебаниям, что заставляет ступицу 1 вращаться не синхронно с ведомым диском 9 и фланцем 2, в результате чего между пакетом фрикционных колец 10 и ступицей 1 возникает момент трения скольжения, а между ступицей 1 и фланцем 2 возникает знакопеременный момент скручивания пружин кручения 5, которые связаны со ступицей и фланцем с помощью имеющихся у них усиков 6. Появляющиеся моменты трения скольжения и скручивания позволяют гасить крутильные колебания, передаваемые с ведомого диска на первичный вал коробки передач. При передаче крутящего момента от фланца к ступице происходит закручивание пружин кручения 5, противолежащими боковыми поверхностями пазов 7 и 8 имеющихся на ступице и на фланце (независимо от знака этого момента), а при отсутствии (или очень малой величине) такого момента каждый из усиков 6 имеет контакт со смежными боковыми поверхностями пазов 7 и 8 на ступице и фланце, за счет чего происходит центрирование узла и устанавливаются заранее заданные зазоры А и Б с обеих сторон шлицев независимо от точности изготовления и степени износа пружин кручения 5. При возникновении больших моментов сопротивления на первичном валу 16 происходит преодоление момента трения скольжения и момента скручивания, фланец 2 проворачивается на ступице 1 до соприкосновения шлица 3 со шлицем 4, после чего гашение крутильных колебаний осуществляют цилиндрические пружины большой жесткости 12 и пакет фрикционных пластин 13, поджимаемый пружиной большой жесткости 14.

Применение устройства позволяет повысить надежность работы демпфера за счет повышения стабильности его характеристик.

Похожие патенты RU2105909C1

название год авторы номер документа
ДЕМПФЕР ХОЛОСТОГО ХОДА ВЕДОМОГО ДИСКА СЦЕПЛЕНИЯ 1995
  • Озеров С.В.
  • Гладкий М.С.
RU2097616C1
ДЕМПФЕР ХОЛОСТОГО ХОДА ВЕДОМОГО ДИСКА СЦЕПЛЕНИЯ 2002
  • Лейес В.А.
  • Бурылин К.К.
RU2234009C2
ДЕМПФЕР КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ МАЛОЙ ЖЕСТКОСТИ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ МОМЕНТА ТРЕНИЯ 2009
  • Тверсков Борис Михайлович
RU2399812C1
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1994
  • Коробка К.А.
RU2111132C1
Демпфер крутильных колебаний 1988
  • Семенов Владимир Митрофанович
  • Соломатин Николай Сергеевич
  • Петунин Владимир Петрович
  • Минаев Александр Александрович
SU1548554A1
КОМБИНИРОВАННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ СИЛОВОГО ПРИВОДА 2000
  • Дрозденко В.Ф.
  • Некрасов С.И.
  • Бородин В.Н.
  • Михно А.А.
  • Суралев В.А.
RU2162176C1
УЗЕЛ ДВОЙНОГО СЦЕПЛЕНИЯ ТРАНСМИССИИ 2019
  • Мохов Павел Игоревич
  • Лихачёв Дмитрий Сергеевич
  • Калимуллин Эмиль Рамилевич
  • Абасов Эльнур Исмаилович
RU2714622C1
Инерционный стенд для испытания фрикционных тормозов 1981
  • Юденко Вячеслав Яковлевич
  • Козырев Сергей Петрович
  • Стреблеченко Геннадий Иванович
  • Егоркин Вячеслав Алексеевич
SU1083087A1
Гаситель крутильных колебаний 1972
  • Андрис Альфред Валентинович
  • Дрыгалов Виктор Петрович
  • Прокопов Василий Никитич
  • Рудаков Борис Иванович
  • Косов Владимир Петрович
SU439651A1
Гаситель крутильных колебаний 2022
  • Чирков Александр Петрович
RU2793989C1

Реферат патента 1998 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ В ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Использование: в трансмиссиях транспортных средств для гашения крутильных колебаний при работе двигателя на холостом ходу. Сущность: устройство для гашения крутильных колебаний содержит ступицу, связанную с фланцем шлицами, расположенными с зазором одни относительно других по боковым поверхностям. В противолежащих пазах ступицы и фланца размещены изогнутые усики на концах, по меньшей мере, одной пружины кручения. Усики установлены с контактом со смежными боковыми поверхностями противолежащих пазов. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 105 909 C1

Устройство для гашения крутильных колебаний в трансмиссии транспортного средства, содержащую ступицу, связанную с фланцем шлицами, расположенными с зазором одни относительно других по боковым поверхностям, и по меньшей мере одну пружину кручения, имеющую на концах изогнутые усики, размещенные в выемках ступицы и фланца, отличающееся тем, что выемки ступицы и фланца выполнены в виде противолежащих пазов, а усики на концах по меньшей мере одной пружины кручения установлены с контактом со смежными боковыми поверхностями противолежащих пазов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2105909C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЖНОГО КРОВОТОКА 1998
  • Елькин В.Д.
  • Дацковский Я.С.
RU2204936C2
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
СОСТАВ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ САХАРНОГО ПЕЧЕНЬЯ 1997
  • Каленник И.Я.
  • Казушник А.И.
  • Хажиева М.Г.
  • Величко Т.В.
RU2141206C1

RU 2 105 909 C1

Авторы

Мишандин Р.Е.

Дорофеев Д.Г.

Даты

1998-02-27Публикация

1993-03-31Подача