Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для гашения крутильных колебаний в трансмиссии транспортного средства при работе двигателя на холостом ходу.
Известно устройство для гашения крутильных колебаний в трансмиссии при движении транспортного средства, состоящее из ступицы и ведомого диска, связанных между собой цилиндрическими пружинами высокой жесткости и пакетом фрикционных колец, трущихся о ступицу и поджимаемых конической пружиной, сжатой между пакетом фрикционных колец и ведомым диском [1]
Недостатком такого устройства является малая чувствительность к колебаниям угловой скорости маховика двигателя при работе на холостом ходу, что приводит к стуку в сопряжениях узлов трансмиссии, оказывая, тем самым, вредное воздействие на водителя и пассажиров.
Известно устройство для гашения крутильных колебаний в трансмиссии при работе двигателя на холостом ходу, содержащее ведомый диск, ступицу и фланец. Ступица связана с фланцем пружинами кручения малой жесткости и шлицами с зазором по боковым поверхностям, причем длина пружины подобрана таким образом, что при отсутствии крутящего момента пружина выставляет ступицу и фланец с заранее заданным зазором двух сторон шлицев. Ступица связана также с ведомым диском пакетом фрикционных колец, трущихся о ступицу и поджимаемых конической пружиной малой жесткости. Фланец связан с ведомым диском цилиндрическими пружинами высокой жесткости, а также пакетом фрикционных колец, трущихся о фланец и поджимаемых конической пружиной высокой жесткости [2]
Недостатком такого устройства является невысокая точность центрирования шлицев между ступицей и фланцем, обусловленная точностью изготовления пружин кручения, приводящая к изменению демпфирующих характеристик устройства.
Задачей изобретения является повышение надежности работы устройства за счет повышения стабильности его характеристик.
Указанная задача достигается тем, что устройство для гашения крутильных колебаний в трансмиссии транспортного средства содержит ступицу, связанную с фланцем шлицами с зазором по боковым поверхностям и, по крайней мере, одной пружиной кручения, имеющей на концах изогнутые усики, причем усики на концах, по крайней мере, одной пружины кручения установлены с контактом со смежными боковыми поверхностями противолежащих пазов, выполненных в ступице и фланце.
Изобретение поясняется чертежом.
Устройство для гашения крутильных колебаний в трансмиссии транспортного содержит ступицу 1, связанную с фланцем 2 шлицами 3 и 4 с зазорами по боковым поверхностям (А и Б) и одной или несколькими пружинами кручения 5, имеющими на концах изогнутые усики 6. Усики на концах, по крайней мере, одной пружины кручения установлены с контактом со смежными боковыми поверхностями противолежащих пазов 7 и 8, выполненных в ступице и фланец. Между ступицей и пластинами ведомого диска 9 установлены фрикционные кольца 10, поджатие которых осуществляется пружиной 11. Фланец 2 связан с ведомым диском 9 посредством цилиндрических пружин 12 и пакетом фрикционных колец 13, поджатие которого осуществляется пружиной 14. Ведомый диск 9 связан с маховиком 15. Ступица 1 связана с первичным валом коробки передач 16.
Работа устройства осуществляется следующим образом. При работе двигателя на холостом ходу (при включенном сцеплении и выключенной коробке передач) крутильные колебания от маховика двигателя 15 передаются на ведомый диск 9. За счет цилиндрических пружин 12, жесткость которых, как правило, больше жесткости пружин 5, жесткости и момента трения в пакете фрикционных колец 13, поджимаемых пружиной 14, колебания передаются на фланец 2. Из-за большого момента трения, создаваемого пакетом фрикционных колец 13, поджимаемого пружиной 14, и из-за большой жесткости цилиндрических пружин 12 фланец 2 колеблется синхронно с ведомым диском 9. За счет пружин кручения малой жесткости 5 и момента трения во фрикционных кольцах 10, создаваемого пружиной 11, колебания стремятся пройти на ступицу 1, а через нее и на первичный вал коробки передач 16. Однако момент инерции первичного вала 16 препятствует его крутильным колебаниям, что заставляет ступицу 1 вращаться не синхронно с ведомым диском 9 и фланцем 2, в результате чего между пакетом фрикционных колец 10 и ступицей 1 возникает момент трения скольжения, а между ступицей 1 и фланцем 2 возникает знакопеременный момент скручивания пружин кручения 5, которые связаны со ступицей и фланцем с помощью имеющихся у них усиков 6. Появляющиеся моменты трения скольжения и скручивания позволяют гасить крутильные колебания, передаваемые с ведомого диска на первичный вал коробки передач. При передаче крутящего момента от фланца к ступице происходит закручивание пружин кручения 5, противолежащими боковыми поверхностями пазов 7 и 8 имеющихся на ступице и на фланце (независимо от знака этого момента), а при отсутствии (или очень малой величине) такого момента каждый из усиков 6 имеет контакт со смежными боковыми поверхностями пазов 7 и 8 на ступице и фланце, за счет чего происходит центрирование узла и устанавливаются заранее заданные зазоры А и Б с обеих сторон шлицев независимо от точности изготовления и степени износа пружин кручения 5. При возникновении больших моментов сопротивления на первичном валу 16 происходит преодоление момента трения скольжения и момента скручивания, фланец 2 проворачивается на ступице 1 до соприкосновения шлица 3 со шлицем 4, после чего гашение крутильных колебаний осуществляют цилиндрические пружины большой жесткости 12 и пакет фрикционных пластин 13, поджимаемый пружиной большой жесткости 14.
Применение устройства позволяет повысить надежность работы демпфера за счет повышения стабильности его характеристик.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДЕМПФЕР ХОЛОСТОГО ХОДА ВЕДОМОГО ДИСКА СЦЕПЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2097616C1 |
ДЕМПФЕР ХОЛОСТОГО ХОДА ВЕДОМОГО ДИСКА СЦЕПЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2234009C2 |
ДЕМПФЕР КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ МАЛОЙ ЖЕСТКОСТИ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ МОМЕНТА ТРЕНИЯ | 2009 |
|
RU2399812C1 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1994 |
|
RU2111132C1 |
Демпфер крутильных колебаний | 1988 |
|
SU1548554A1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ СИЛОВОГО ПРИВОДА | 2000 |
|
RU2162176C1 |
УЗЕЛ ДВОЙНОГО СЦЕПЛЕНИЯ ТРАНСМИССИИ | 2019 |
|
RU2714622C1 |
Инерционный стенд для испытания фрикционных тормозов | 1981 |
|
SU1083087A1 |
Гаситель крутильных колебаний | 1972 |
|
SU439651A1 |
Гаситель крутильных колебаний | 2022 |
|
RU2793989C1 |
Использование: в трансмиссиях транспортных средств для гашения крутильных колебаний при работе двигателя на холостом ходу. Сущность: устройство для гашения крутильных колебаний содержит ступицу, связанную с фланцем шлицами, расположенными с зазором одни относительно других по боковым поверхностям. В противолежащих пазах ступицы и фланца размещены изогнутые усики на концах, по меньшей мере, одной пружины кручения. Усики установлены с контактом со смежными боковыми поверхностями противолежащих пазов. 1 ил.
Устройство для гашения крутильных колебаний в трансмиссии транспортного средства, содержащую ступицу, связанную с фланцем шлицами, расположенными с зазором одни относительно других по боковым поверхностям, и по меньшей мере одну пружину кручения, имеющую на концах изогнутые усики, размещенные в выемках ступицы и фланца, отличающееся тем, что выемки ступицы и фланца выполнены в виде противолежащих пазов, а усики на концах по меньшей мере одной пружины кручения установлены с контактом со смежными боковыми поверхностями противолежащих пазов.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЖНОГО КРОВОТОКА | 1998 |
|
RU2204936C2 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
СОСТАВ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ САХАРНОГО ПЕЧЕНЬЯ | 1997 |
|
RU2141206C1 |
Авторы
Даты
1998-02-27—Публикация
1993-03-31—Подача