Изобретение относится к области боевых бронированных машин с тонкобронным корпусом.
Известен самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс 2С6М «Тунгуска» 2К11 (Г.Л.Холявский. Энциклопедия бронетехники гусеничных боевых машин 1919-2000 гг. «Харвест», 2001 г., стр.299-302), содержащий пушечное и ракетное вооружение, радиолокационные и оптические средства управления огнем с использованием общих систем РЛС обнаружения и РЛС сопровождения. Самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс 2С6М имеет тонкобронный корпус, гусеничный движитель с шириной трака 480 мм и шестью опорными катками, гидроамортизаторы телескопического типа, силовой привод, содержащий гидромеханическую трансмиссию, дизельный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 670 л.с. Грузоподъемность шасси не превышает 35 тонн.
Недостатками самоходной пусковой установки являются:
- малая грузоподъемность;
- отсутствие вала отбора мощности в коробке передач не позволяет разнообразить компоновочные решения и сужает возможность применения дополнительного оборудования.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению по совокупности существенных признаков является зенитно-ракетный комплекс «БУК - M1-2» (1. Журнал «Военный парад», 1994 г., март-апрель, стр.110-113. 2. «Ракетно-артиллерийское вооружение сухопутных войск» Энциклопедия XXI век. Оружие и технологии. Под общей редакцией Министерства Обороны РФ Сергея Иванова, издательский дом «Оружие и технологии», Москва, 2001 г., том 2, стр.448-451), включающий самоходную огневую установку, станцию обнаружения целей, пускозаряжающую установку и командную машину.
Самоходная огневая установка включает тонкобронный корпус, разделенный на три отделения:
- отделение управления движением с органами управления движением, контрольно-измерительными приборами, а также приборами и блоками основного вооружения, приборами наблюдения и тремя сиденьями для механика-водителя, командира и оператора в передней части отделения и шкафами блоков аппаратуры основного вооружения и одним сиденьем для оператора в задней части отсека;
- среднее отделение с оборудованием основного вооружения;
- герметизированный отсек моторно-трансмиссионного отделения, расположенный в кормовой части шасси, содержащий маршевый двигатель мощностью 760 л.с., гидромеханическую трансмиссию, включающую ГОМП (гидрообъемный механизм поворота), два бортовых редуктора с гусеничными движителями, систему охлаждения эжекционного типа, редуктор привода резервных генераторов. При этом маршевый двигатель расположен параллельно продольной оси шасси. Кроме того, на правом подкрылке кормовой части корпуса самоходной огневой установки установлен газотурбинный двигатель с генераторами для выработки электроэнергии 220 В и частотой 400 Гц.
Ходовая часть самоходной огневой установки представляет собой гусеничный движитель с шириной трака 480 мм с шестью опорными катками, с телескопическими амортизаторами жидкостного охлаждения, снабженными механизмом выключения подрессоривания, и механизмом натяжения гусеницы, ограничителями хода катков для двух передних и одного заднего. Управление гидроамортизаторами и механизмом натяжения осуществляется от ручного гидравлического насоса.
Недостатками данной конструкции является:
- малая грузоподъемность;
- входящие в состав комплекса узлы и агрегаты не позволяют использовать унифицированные узлы с отечественного среднего танка, что ограничивает создание машин нового назначения и ведет к увеличению номенклатуры запчастей военной техники;
- наличие системы охлаждения ведет к усложнению конструкции амортизаторов;
- существующая конструкция рулевой колонки усложняет управление остановочными тормозами;
- наличие вентилей в системе управления механизмами натяжения и выключения подрессоривания ведет к увеличению объема ручных работ;
- расположение маршевого двигателя параллельно продольной оси шасси и наличие топливных баков ведет к необоснованному увеличению длины моторно-трансмиссионного отделения.
Задачей данного изобретения является создание ряда гусеничных машин военного и инженерного назначения на базе универсального гусеничного шасси на единой платформе с использованием унифицированных узлов и агрегатов отечественного среднего танка Т-90 с полной массой от 28 до 50 тонн и разработка единых органов управления движением, упрощение обучения механиков-водителей военно-гусеничных машин.
Решение поставленной задачи достигается тем, что универсальное гусеничное шасси на единой платформе содержит тонкобронный корпус с тремя отделениями, а именно отделением управления движением с органами управления движением, контрольно-измерительными приборами, а также приборами и блоками основного вооружения, приборами наблюдения и тремя сиденьями в передней части отделения для механика-водителя, командира и оператора, шкафами блоков аппаратуры основного вооружения и одним сиденьем для оператора в задней части отделения, средним отделением с оборудованием основного вооружения, герметизированным моторно-трансмиссионным отделением, расположенным в кормовой части шасси, содержащим маршевый двигатель, механическую трансмиссию, два бортовых редуктора к гусеничным движителям, систему охлаждения, редуктор привода резервных генераторов, газотурбинный двигатель с тяговыми генераторами, и ходовую часть, включающую гусеничный движитель с опорными катками, лопастными гидроамортизаторами, механизм выключения подрессоривания и механизм натяжения гусеницы. В корпусе между средним отделением и моторно-трансмиссионным отделением образовано дополнительное промежуточное отделение на ширину всего шасси с редуктором для резервных генераторов и внутренними топливными баками, маршевый двигатель внутреннего сгорания расположен перпендикулярно продольной оси шасси, его быстроходный выходной вал кинематически соединен с входным редуктором, имеющим дополнительный вал отбора мощности, проходящий через поперечную моторную перегородку в промежуточное отделение для подсоединения резервных генераторов; в качестве основных узлов и агрегатов моторно-трансмиссионного отделения и ходовой части установлены узлы отечественного среднего танка, например Т-90, а топливная система составлена из внутренних и наружных баков по схеме последовательной выработки топлива.
В качестве амортизаторов для балансиров первого, второго и последнего опорных катков установлены, как вариант исполнения, телескопические гидроамортизаторы без жидкостной системы охлаждения.
В ходовой части на приводной вал натяжного механизма гусеничного движителя, как вариант исполнения, установлен накладной силовой привод, например ручной гидропривод или электромеханический привод с питанием от бортовой электросети, а для выключения подвески корпуса шасси в кинематическую цепь от балансира к торсиону первого и шестого опорных катков установлены элементы дискового тормоза с пневмоприводом.
Газотурбинный двигатель с тяговыми генераторами установлен либо в продольном отсеке на правом гусеничном подкрылке в корме корпуса шасси, либо в отсеке дополнительного промежуточного отделения.
В отделении управления поперечные валики тяг переключения передач правой и левой коробок кинематически связаны с рулевой колонкой.
На фиг.1 изображен общий вид универсального гусеничного шасси на единой платформе, вид сбоку.
На фиг.2 - общий вид универсального гусеничного шасси на единой платформе в плане.
На фиг.3 - общий вид самоходной гаубицы на базе универсального гусеничного шасси на единой платформе, аксонометрическая проекция.
На фиг.4 - общий вид транспортно-загружающей машины на базе универсального гусеничного шасси на единой платформе, аксонометрическая проекция.
На фиг.5 - общий вид радиолокационной станции корректировки стрельбы на базе универсального гусеничного шасси на единой платформе, аксонометрическая проекция.
На фиг.6 - общий вид машины управления на базе универсального гусеничного шасси на единой платформе, аксонометрическая проекция.
На фиг.7 - общий вид самоходной огневой установки на базе универсального гусеничного шасси на единой платформе, аксонометрическая проекция.
На фиг.8 - общий вид пускозаряжающей установки на базе универсального гусеничного шасси на единой платформе, аксонометрическая проекция.
На фиг.9 - общий вид радиолокационной станции обнаружения и сопровождения на базе универсального гусеничного шасси на единой платформе, аксонометрическая проекция.
На фиг.10 - общий вид командного пункта управления на базе универсального гусеничного шасси на единой платформе, аксонометрическая проекция.
На фиг.11 - общий вид гусеничного минного заградителя на базе универсального гусеничного шасси на единой платформе, аксонометрическая проекция.
Универсальное гусеничное шасси на единой платформе 1 (фиг.1, 2) включает тонкобронный корпус 2, содержащий отделение управления движением 3, среднее отделение 4 и моторно-трансмиссионное отделение 5. В передней части 6 отделения управления движением 3 расположены органы управления, включая рулевую колонку 7, педаль тормоза 8, педаль подачи топлива 9, избиратель переключения передач 10, валики поперечных тяг (левый и правый) рычажной системы 11, кинематически связанные с левой 12 и правой 13 коробками передач, расположенными в моторно-трансмиссионном отделение 5. Кроме этого в отделении управления движением 3 расположены контрольно-измерительные приборы (не показано), а также приборы и блоки 14 основного вооружения, приборы наблюдения 15 и три сидения для механика-водителя 16, командира 17 и оператора 18. Шкафы блоков аппаратуры 19 основного вооружения и одно сидение для оператора 20 расположены в задней части 21 отделения 3. В среднем отделении 4 расположено оборудование 22 основного вооружения. В герметизированном моторно-трансмиссионном отделении 5 расположен маршевый двигатель внутреннего сгорания 23 и механическая трансмиссия 24, включающая входной редуктор 25, имеющий дополнительный вал отбора мощности 26, проходящий через поперечную моторную перегородку 27 во вновь оборудованное дополнительное промежуточное отделение 28 для кинематической связи с редуктором 29 резервных генераторов 30. Ось 31 маршевого двигателя 23 расположена перпендикулярно продольной оси 32 корпуса 2 гусеничного шасси 1. Система охлаждения маршевого двигателя 23 - вентиляторная, выполнена за счет установки центробежного вентилятора 33, кинематически связанного с входным редуктором 25, который соединен с быстроходным валом маршевого двигателя 23. В механическую трансмиссию 24 кроме коробок переключения передач 12, 13 включены бортовые редукторы 34, 35, кинематически связанные с коробками передач и с ходовой частью 36, 37, включающей гусеничный движитель 38, 39 с шестью опорными катками 40, ведущими колесами 41, 42, направляющими колеса 43, 44 с натяжными механизмами 45, 46. Подвеска 47 выполнена независимой, торсионной. Кроме этого на первом, втором и последнем балансирах опорных катков 40 установлены амортизаторы 48, а также по пять поддерживающих роликов 49 на каждом гусеничном движителе и ограничитель хода опорных катков в виде жесткого кронштейна (отбойник) 50, установленного на корпусе 2. В качестве основных узлов и агрегатов моторно-трансмиссионного отделения и ходовой части установлены узлы отечественного среднего танка, например Т-90. При этом топливная система 51 составлена из внутренних баков 52, 53, 54 и наружных баков 55, 56, 57 по схеме последовательной выработки топлива. В корме корпуса 2 на правом гусеничном подкрылке в отсеке 58 установлен газотурбинный двигатель 59 с тяговыми генераторами 60 для выработки электроэнергии 220 В и частотой 400 Гц для основного вооружения.
В дополнение к этому, как вариант исполнения:
- в ходовой части 36, 37 в качестве амортизаторов балансиров первого, второго и шестого опорных катков 40 установлены телескопические гидроамортизаторы без жидкостной системы охлаждения;
- на приводной вал натяжного механизма 45, 46 установлен накладной силовой привод 61, 62, например ручной гидропривод или электромеханический с питанием от бортовой электросети;
- в отделении управления движением 3 в качестве избирателя переключения передач установлен автомат переключения и штурвальная рулевая колонка с кинематической связью с поперечными валиками рычажной системы 11;
- для выключения подвески корпуса 2 шасси 1 в кинематической цепи от балансира к торсиону первого и последнего опорных катков 40 установлены элементы дискового тормоза с пневмоприводом 63, 64;
- газотурбинный двигатель 59 с тяговыми генераторами 60 установлен в дополнительно оборудованном промежуточном отделении 28;
- в ходовую часть 36, 37 для понижения высоты при транспортировке в снаряженном состоянии установлен съемный механизм с силовым приводом, например ручным (не показано);
- для исключения закольцовывания воздушного потока из вентилятора 33 во входную часть 65 установлен дифлектор 66;
- наружные баки 55, 56, 57 установлены с возможностью перемещения за счет элементов крепления 67 на период обслуживания, а также при монтаже узлов и аппаратуры основного вооружения.
На базе универсального гусеничного шасси на единой платформе с унифицированными узлами моторно-трансмиссионного отделения и ходовой части отечественного среднего танка Т-90 могут быть созданы машины для различных родов войск:
военные машины для ракетных войск и артиллерии:
- самоходная гаубица, фиг.3;
- транспортно-загрузочная машина, фиг.4;
- радиолокационная станция корректировки стрельбы, фиг.5;
- машина управления, фиг.6;
военные машины для войск ПВО:
- самоходная огневая установка, фиг.7;
- пускозаряжающая установка, фиг.8;
- радиолокационная станция обнаружения и сопровождения, фиг.9
- командный пункт управления, фиг.10;
машины для инженерных войск:
- гусеничный минный заградитель, фиг.11.
Пример работы универсального гусеничного шасси на единой платформе в составе комплекса ПВО:
- командный пункт комплекса принимает с КП зенитно-ракетной бригады и со станции обнаружения цели информацию о воздушной обстановке;
- КП обрабатывает информацию и выдает целеуказание на самоходную огневую установку (СОУ);
- СОУ осуществляет поиск целей, их опознание и захват на автосопровождение;
- при входе целей в зону поражения с СОУ производится пуск зенитно-управляемых ракет.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ШАССИ НА ЕДИНОЙ ПЛАТФОРМЕ С КОЛЕСНЫМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ | 2014 |
|
RU2560941C1 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ГУСЕНИЧНОЕ ШАССИ | 2013 |
|
RU2541590C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ ГУСЕНИЧНОЕ ШАССИ | 2008 |
|
RU2403528C2 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2016 |
|
RU2641951C1 |
БРОНИРОВАННАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ДОРОЖНАЯ МАШИНА | 2010 |
|
RU2440547C1 |
КОТЛОВАННАЯ МАШИНА | 2011 |
|
RU2485253C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ ГУСЕНИЧНОЕ ШАССИ | 2009 |
|
RU2433930C2 |
ШАССИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2279371C2 |
БОЕВАЯ МАШИНА ДЕСАНТА | 2001 |
|
RU2223460C2 |
ОБЪЕКТ БРОНЕТЕХНИКИ НА КОЛЕСНОМ ШАССИ | 2007 |
|
RU2355992C1 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Универсальное гусеничное шасси на единой платформе содержит тонкобронный корпус с тремя отделениями. Отделение управления движением содержит органы управления движением, контрольно-измерительные приборы, приборы и блоки основного вооружения, приборы наблюдения и три сиденья в передней части отделения для механика-водителя, командира и оператора, шкафы блоков аппаратуры основного вооружения и одно сиденье для оператора в задней части отделения. Среднее отделение с оборудованием основного вооружения. Герметизированное моторно-трансмиссионное отделение, расположенное в кормовой части шасси. Моторно-трансмиссионное отделение содержит маршевый двигатель с быстроходным выходным валом, механическую трансмиссию, два бортовых редуктора, систему охлаждения, редуктор привода резервных генераторов, газотурбинный двигатель с тяговыми генераторами. Ходовая часть включает гусеничный движитель, гидроамортизаторы, механизм выключения подрессоривания и механизм натяжения гусеницы. В корпусе между средним отделением и моторно-трансмиссионным отделением образовано дополнительное промежуточное отделение на ширину всего шасси с редуктором для резервных генераторов и внутренними топливными баками. Маршевый двигатель внутреннего сгорания расположен перпендикулярно продольной оси шасси. Быстроходный выходной вал кинематически соединен с входным редуктором, имеющим дополнительный вал отбора мощности, проходящий через поперечную моторную перегородку в промежуточное отделение для подсоединения резервных генераторов. Топливная система составлена из внутренних и наружных баков по схеме последовательной выработки топлива. Достигается унификация гусеничного шасси на единой платформе. 5 з.п. ф-лы, 11 ил.
1. Универсальное гусеничное шасси на единой платформе, содержащее тонкобронный корпус с тремя отделениями, а именно, отделением управления движением с органами управления движением, контрольно-измерительными приборами, а также приборами и блоками основного вооружения, приборами наблюдения и тремя сиденьями в передней части отделения для механика-водителя, командира и оператора, шкафами блоков аппаратуры основного вооружения и одним сиденьем для оператора в задней части отделения; средним отделением с оборудованием основного вооружения; герметизированным моторно-трансмиссионным отделением, расположенным в кормовой части шасси, содержащим маршевый двигатель с быстроходным выходным валом, механическую трансмиссию, два бортовых редуктора к гусеничным движителям, систему охлаждения, редуктор привода резервных генераторов, газотурбинный двигатель с тяговыми генераторами, и ходовую часть, включающую гусеничный движитель с опорными катками, гидроамортизаторами, механизм выключения подрессоривания и механизм натяжения гусеницы, отличающееся тем, что в корпусе между средним отделением и моторно-трансмиссионным отделением образовано дополнительное промежуточное отделение на ширину всего шасси с редуктором для резервных генераторов и внутренними топливными баками, маршевый двигатель внутреннего сгорания расположен перпендикулярно продольной оси шасси, причем сам быстроходный выходной вал кинематически соединен с входным редуктором, имеющим дополнительный вал отбора мощности, проходящий через поперечную моторную перегородку в промежуточное отделение для подсоединения резервных генераторов, а топливная система составлена из внутренних и наружных баков по схеме последовательной выработки топлива.
2. Универсальное гусеничное шасси на единой платформе по п.1, отличающееся тем, что в качестве амортизаторов для балансиров первого, второго и последнего опорных катков установлены телескопические гидроамортизаторы без жидкостной системы охлаждения.
3. Универсальное гусеничное шасси на единой платформе по п.1, отличающееся тем, что в ходовой части на приводной вал натяжного механизма гусеничного движителя, как вариант исполнения, установлен накладной силовой привод, например ручной гидропривод или электромеханический привод с питанием от бортовой электросети.
4. Универсальное гусеничное шасси на единой платформе по п.1, отличающееся тем, что в ходовой части для выключения подвески корпуса шасси в кинематическую цепь от балансира к торсиону первого и последнего опорных катков установлены элементы дискового тормоза с пневмоприводом.
5. Универсальное гусеничное шасси на единой платформе по п.1, отличающееся тем, что газотурбинный двигатель с тяговыми генераторами установлен либо в продольном отсеке на правом гусеничном подкрылке в корме корпуса шасси, либо в отсеке дополнительного промежуточного отделения.
6. Универсальное гусеничное шасси на единой платформе по п.1, отличающееся тем, что в отделении управления поперечные валики тяг переключения передач правой и левой коробок кинематически связаны с рулевой колонкой.
Турбина внутреннего горения | 1928 |
|
SU10669A1 |
ШАССИ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2237228C2 |
Электродинамический возбудитель колебаний | 1979 |
|
SU874211A1 |
DE 10005527 A1, 09.08.2001. |
Авторы
Даты
2011-11-20—Публикация
2009-07-09—Подача