ТЯГОВАЯ ТЕЛЕЖКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА Российский патент 2010 года по МПК B61H7/08 B61F3/00 

Описание патента на изобретение RU2406632C1

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и может быть использовано как на железнодорожном транспорте и на трамвайных вагонах, так и на игрушечной железной дороге или подвижном составе для них.

Известны тяговые тележки электропоездов и трамвайных вагонов, которые снабжены рельсовым электромагнитным тормозом [1]. Указанный тормоз содержит тормозную колодку с электромагнитной катушкой, которая при подаче на нее напряжения создает силу притяжения к рельсам, что и обеспечивает прижатие к ним колодки и торможение тележки.

Наиболее близкой к заявляемому изобретению по совокупности существенных признаков является тяговая тележка трамвайного вагона модели 71-402 производства ФГУП «Уралтрансмаш» [2]. Указанная тележка имеет раму с двумя продольными балками, в каждой закреплено по два ведущих колеса, вращаемых приводным электродвигателем. Рельсовый электромагнитный тормоз, установленный на каждой продольной балке при помощи двух вертикально расположенных тяг и пружин, включает тормозную колодку с электромагнитной катушкой. В нерабочем положении тормозная колодка удерживается двумя пружинами с зазором примерно 10 мм от уровня головки рельс. При подаче напряжения на катушку возникает сила электромагнитного притяжения, которая сжимает пружины, и тормозная колодка прижимается к рельсам, что и обеспечивает торможение тележки и всего вагона.

Недостатком прототипа является недостаточная удельная сила тяги, т.к. она ограничивается силой тяжести вагона, действующей на тележку, и величиной коэффициента сцепления колес с рельсами, и при достаточно большом крутящем моменте привода на ведущих колесах происходит их буксование.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является увеличение удельной силы тяги тележки, что позволит поезду или трамвайному вагону разгоняться с большим ускорением, преодолевать более крутые уклоны, двигаться без буксования по обледенелым и заснеженным рельсам.

Сущность изобретения заключается в следующем. На каждой продольной балке тележки дополнительно устанавливаются два подвижных упора, которые перемещаются своими приводами относительно продольной балки, с возможностью ограничивать вертикальное перемещение колодки рельсового тормоза для обеспечения гарантированного зазора между поверхностью колодки и рельсами. При необходимости увеличить удельную силу тяги тележки подвижные упоры из исходного (нерабочего) положения своими приводами перемещаются в рабочее положение, ограничивающее вертикальное движение вниз тормозной колодки. После этого подается напряжение на катушку тормозной колодки, возникает сила электромагнитного притяжения, тормозная колодка опускается вниз до соприкосновения с подвижными упорами, при этом обеспечивается зазор между поверхностью колодки и рельсами. Таким образом, сила электромагнитного притяжения через подвижные упоры передается на продольную балку и далее на колеса. При этом увеличивается суммарная (т.е. с учетом силы тяжести вагона) сила давления колес тележки на рельсы, что позволяет при достаточном крутящем моменте, действующем со стороны привода на колеса, пропорционально увеличить удельную силу тяги тележки.

При необходимости торможения тележки подвижные упоры своими приводами перемещаются относительно продольной балки в исходное положение, в котором они не препятствуют опусканию вниз тормозной колодки до прижатия ее к рельсам.

Новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между ними, позволяет, в частности, за счет:

установленных на продольных балках тяговой тележки подвижных упоров обеспечивать гарантированный зазор между тормозными колодками и рельсами при подаче напряжения на катушку;

взаимодействия тормозных колодок с подвижными упорами и продольными балками позволяет обеспечить передачу силы электромагнитного притяжения на продольные балки и на колеса тяговой тележки.

Изобретение поясняется чертежом, где показан вид сбоку тяговой тележки. Рама тяговой тележки включает две продольные балки 1, на каждой из которых закреплено по два ведущих колеса 2. Тормозная колодка 3 электромагнитного тормоза, содержащая катушку, при помощи двух тяг 4 и двух пружин 5 установлена на продольной балке 1, на которой также размещены два подвижных упора 6 с приводами для их перемещения. Рычаг 7 соединяет тормозную колодку 3 с продольной балкой 1 и служит для передачи тормозного усилия, возникающего в случае прижатия тормозной колодки 3 к поверхности рельса 8, на продольную балку 1 и всю тележку.

Функционирование предлагаемой тяговой тележки происходит следующим образом. В процессе движения тележки тормозная колодка 3 через тяги 4 опирается на пружины 5 и удерживается ими с зазором порядка 10 мм от поверхности рельс 8, подвижные упоры 6 находятся в исходном (нерабочем) положении. При необходимости увеличения удельной силы тяги тележки подвижные упоры 6 своими приводами перемещаются по продольной балке 1 в рабочее положение (как показано на чертеже), в котором они ограничивают опускание вниз тормозной колодки 3 и тем самым обеспечивают гарантированный зазор между ней и рельсом 8. После этого на катушку тормозной колодки 3 подается напряжение, возникает сила электромагнитного притяжения между колодкой 3 и рельсом 8, которая передается через тяги 4 на подвижные упоры 6 и далее на продольную балку 1 и колеса 2, что в итоге позволяет увеличить удельную силу тяги тележки.

При необходимости торможения тележки подвижные упоры 6 своими приводами перемещаются относительно продольной балки 1 в исходное положение, в котором они не препятствуют опусканию вниз тормозной колодки 3 до прижатия ее к рельсу 8. После этого подается напряжение на катушку тормозной колодки 3, сила электромагнитного притяжения сжимает пружины 5 и прижимает колодку 3 к рельсу 8, при этом рычаг 7 передает тормозное усилие на продольную балку 1 и колеса 2.

Источники информации

1. Электротехнический справочник. В 3 т.Т.3: В 2 кн. Кн.2. Использование электрической энергии/ Под общ. ред. профессоров МЭИ: И.Н.Орлова (гл. ред.) и др. - 7-е изд., испр. и доп.- М.: Энергоатомиздат, 1988. - 616 с.

2. Вагон трамвайный четырехосный пассажирский модели 71-402 «Спектр». Руководство по эксплуатации, часть 1, 71-402.00.00.000 РЭ, 2001 г.

Похожие патенты RU2406632C1

название год авторы номер документа
ТЕЛЕЖКА ПРИВОДНАЯ ПОВОРОТНАЯ ДЛЯ ТРАМВАЯ С ПОНИЖЕННЫМ УРОВНЕМ ПОЛА 2022
  • Семизоров Дмитрий Юрьевич
  • Макаров Андрей Владимирович
  • Миронов Роман Анатольевич
  • Евсюнин Василий Петрович
  • Мотовилов Александр Николаевич
  • Неволин Георгий Сергеевич
  • Шафиков Наиль Мидхатович
RU2803361C1
МОТОРНАЯ ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Колесин Алексей Юрьевич
  • Аверьянов Владимир Валентинович
  • Гомзин Александр Алексеевич
  • Качалин Игорь Алексеевич
RU2558420C1
РЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ТИПА ТРАМВАЙНОГО ВАГОНА С ПОНИЖЕННЫМ УРОВНЕМ ПОЛА, МОТОРНОГО ВАГОНА ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ИЛИ ЛОКОМОТИВА НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГЕ И ТРАМВАЙНЫЙ ВАГОН 2005
RU2294293C1
РЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2005
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Зайцев Андрей Анатольевич
  • Фортунова Наталия Александровна
  • Шалеев Евгений Юрьевич
RU2293675C1
ТЕЛЕЖКА СКОРОСТНОГО ГРУЗОВОГО ВАГОНА В.В. БОДРОВА 2015
  • Бодров Владимир Викторович
RU2602006C2
ПОДАВИТЕЛЬ ВИЛЯНИЯ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА - АНТИВИЛ В.В. БОДРОВА 2015
  • Бодров Владимир Викторович
RU2590756C2
РЕЛЬСОВЫЙ ТОРМОЗ С ПОСТОЯННЫМИ МАГНИТАМИ 2000
  • Глаголев Б.С.
  • Махова Е.А.
  • Подольский А.В.
RU2185984C2
Рельсовый электромагнитный тормоз трамвайного вагона 1983
  • Куперштох Геннадий Моисеевич
  • Месяц Александр Борисович
SU1139662A1
ЗАЖИМНОЙ ТОРМОЗ В.В. БОДРОВА 2015
  • Бодров Владимир Викторович
RU2600407C2
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2005
RU2294297C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 406 632 C1

Реферат патента 2010 года ТЯГОВАЯ ТЕЛЕЖКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и может быть использовано как на железнодорожном транспорте и на трамвайных вагонах, так и на игрушечной железной дороге или подвижном составе для них. Тяговая тележка включает раму с двумя продольными балками, на каждой из которых закреплены по два ведущих колеса с приводом. При помощи двух тяг и двух пружин на тяговую тележку установлена колодка электромагнитного тормоза с катушкой. На каждой продольной балке установлены два подвижных упора с приводами. Подвижные упоры взаимодействуют с тягами и обеспечивают при подаче напряжения на катушку в одном своем положении зазор между колодкой и рельсом, а в другом положении - прижатие колодки к рельсу. Технический результат направлен на увеличение удельной силы тяги тележки. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 406 632 C1

Тяговая тележка электрического подвижного состава, включающая раму с двумя продольными балками, на каждой из которых закреплены по два ведущих колеса с приводом, и при помощи двух тяг и двух пружин установлена колодка электромагнитного тормоза с катушкой, отличающаяся тем, что на каждой продольной балке установлены два подвижных упора с приводами, взаимодействующие с тягами и обеспечивающие при подаче напряжения на катушку в одном своем положении зазор между колодкой и рельсом, а в другом положении - прижатие колодки к рельсу.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2406632C1

ОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЗА, ДЕЙСТВУЮЩЕГО ТОКАМИ ФУКО, И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, СОДЕРЖАЩАЯ ТАКОЕ УСТРОЙСТВО 1994
  • Жан-Даниель Наст
RU2114750C1
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2005
RU2294297C1
Способ определения прочностных свойств грунтов 1975
  • Черкашин Павел Васильевич
  • Пшеничников Константин Георгиевич
  • Швец Виктор Борисович
  • Лушников Владимир Вениаминович
  • Поротников Анатолий Никандрович
SU649784A1
WO 2005100123 А1, 27.10.2005.

RU 2 406 632 C1

Авторы

Дерягин Александр Михайлович

Тарасов Петр Иванович

Бахтурин Юрий Алексеевич

Журавлев Артем Геннадьевич

Исаков Михаил Викторович

Даты

2010-12-20Публикация

2009-04-16Подача