Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в любых отраслях техники для перекачки жидкостей, не содержащих абразивных включений, в том числе для перекачки криогенных жидкостей. Предпочтительно насос использовать в турбонасосных агрегатах жидкостных ракетных двигателей, в том числе на криогенных компонентах.
Известен шнекоцентробежный насос по патенту РФ на изобретение №2094660, содержащий разъемный корпус, центробежные рабочие колеса (крыльчатки), шнек, вал и опорные узлы в виде подшипников скольжения и качения. Насос имеет плохие кавитационные свойства.
Наиболее близким к изобретению является шнекоцентробежный насос, содержащий корпусы, центробежное рабочее колесо со ступицей, установленное на валу, который установлен в подшипнике, защищенном уплотнением, и шнек (патент РФ №2106534, МПК 6 F04D 13/04, опубл. 10.03.1998). Шнек улучшает кавитационные свойства насоса, т.к. он обладает лучшими кавитационными свойствами, чем центробежная крыльчатка. Шнек обеспечивает повышение кавитационных свойств насоса, но он механически связан с рабочим колесом насоса и имеет с ним одинаковую угловую скорость вращения. Это не позволяет эксплуатировать насос на очень больших оборотах, например 40…100 тыс. об/мин, поэтому такие насосы в настоящее время не применяются.
Задачами создания изобретения являются улучшение кавитационных свойств насоса и обеспечение разгрузки осевых сил внутреннего и промежуточного валов.
Технические результаты достигаются за счет того, что в шнекоцентробежном насосе, содержащем корпусы, центробежное рабочее колесо со ступицей, установленное на валу, который установлен в подшипнике, защищенном уплотнением, и шнек, согласно изобретению внутри ступицы установлены на радиальном и упорном промежуточных подшипниках промежуточный вал, а внутри него на радиальном и упорном внутренних подшипниках - внутренний вал, на конце внутреннего вала со стороны входа в насос установлен первый шнек, на противоположном конце внутреннего вала закреплено рабочее колесо первой гидротурбины, которое установлено внутри вала, на промежуточном валу со стороны входа между первым шнеком и центробежным рабочим колесом установлен второй шнек, на другом конце промежуточного вала - рабочее колесо второй гидротурбины, в ступице выполнены сквозные отверстия, соединяющие полость центробежного рабочего колеса с полостью в ступице, на заднем торце центробежного рабочего колеса выполнено заднее уплотнение, под которым выполнена разгрузочная полость, вал выполнен пустотелым, содержащим переднюю, среднюю и заднюю полости, между средней и задней полостями установлена первая гидротурбина, между средней и передней полостями - вторая гидротурбина, причем внутренний упорный подшипник установлен внутри соплового аппарата второй гидротурбины, в валу между подшипником и уплотнением выполнены радиальные отверстия, выходящие в заднюю полость. Шнеки могут быть выполнены с возможностью вращения в противоположные стороны.
Сущность изобретения поясняется фиг.1 и 2, где:
- на фиг.1 приведен чертеж центробежного насоса,
- на фиг.2 сечение А-А на фиг.1.
Центробежный насос (фиг.1) содержит вал 1, который выполнен пустотелым. На валу 1 установлено центробежное колесо 2 со ступицей 3. Вал 1 установлен на подшипнике 4 в корпусе 5. Промежуточный вал 6 проходит внутри ступицы 3 и установлен внутри нее на радиальном и упорном внутренних подшипниках 7 и 8 соответственно. Внутри промежуточного вала 6 установлен внутренний вал 9, который установлен внутри промежуточного вала 7 на радиальном и упорном внутренних подшипниках 10 и 11 соответственно. С одной стороны (со стороны входа в центробежное рабочее колесо 2) на внутреннем валу 9 установлен первый шнек 12. На противоположном конце внутреннего вала 8 закреплено рабочее колесо 13 первой гидротурбины 14, рядом с которым внутри вала 1 установлен сопловой аппарат первой гидротурбины 15. На промежуточном валу 6 на переднем конце (со стороны входа в насос) установлен второй шнек 16, а на противоположном конце закреплено рабочее колесо 17 второй гидротурбины 18, рядом с которой установлен сопловой аппарат 19 второй гидротурбины 18. Вторая гидротурбина 18 установлена внутри передней полости 20, выполненной в ступице 3. Внутри вала 1 и возможно частично внутри ступицы 3 выполнена передняя полость 20. К корпусу 5 подстыкованы входной корпус 21, имеющий полость 22, и выходной корпус 23, имеющий полость 24. Между корпусом 5 и центробежным рабочим колесом 2 выполнено переднее уплотнение 25. Со стороны заднего торца центробежного колеса 2 на ее ступице 3 выполнены заднее уплотнение 26 и разгрузочная полость 27. В ступице 3 центробежного колеса 2 выполнены отверстия 28, выходящие в переднюю полость 20. Внутри вала 1 выполнено три полости: передняя 20, средняя 29 и задняя 30. Между задней полостью 30 и средней полостью 29 установлена первая гидротурбина 14, а между средней полостью 29 и передней полостью 20 установлена вторая гидротурбина 18. При этом внутренний упорный подшипник установлен внутри соплового аппарата 19 второй гидротурбины 18. Такая компоновка позволит разгрузить осевые силы промежуточного вала 6 и внутреннего вала 9 и обеспечить смазку всех подшипников.
На первом шнеке 10 может быть выполнен бандаж 31 с уплотнениями 32. Входной корпус 21 в этом случае необходимо изготовить цилиндрическим, это уменьшит перетекание перекачиваемого продукта из-за разности давлений на входе и выходе первого шнека 10. Второй шнек 15 следует выполнить без бандажа, чтобы уменьшить загромождение тракта на входе в центробежное рабочее колесо 2, но внутри центробежного рабочего колеса 2 необходимо предусмотреть цилиндрический пояс 33. Между шнеками 12 и 16 выполнена полость 34. Подшипник 4 установлен в заднем корпусе 35 и уплотнен уплотнением 36. В валу 1 выполнены радиальные отверстия 37, выходящие с одной стороны в полость 38 между подшипником 4 и уплотнением 36, а с другой - в заднюю полость 30.
При включении привода (не показан) раскручивается вал 1 с центробежным рабочим колесом 2. Внутри центробежного рабочего колеса 2 и на выходе из него, т.е. в полости 34, повышается давление перекачиваемого продукта, и его часть (5%…7%) через заднее уплотнение 26 поступает в разгрузочную полость 27 и далее через подшипник 4 - в полость 38, потом через радиальные отверстия 37 в заднюю полость 30, потом через сопловой аппарат 15 первой гидротурбины 14, рабочее колесо 13 первой гидротурбины 14 в среднюю полость 29, далее - на сопловой аппарат 19 второй гидротурбины 18, в переднюю полость 20, отверстия 28 - в полость центробежного рабочего колеса 2. Внутренний вал 9 с первым шнеком 12 раскручивается, раскручивается промежуточный вал 6 со вторым шнеком 16. Шнеки 12 и 16 значительно повышают давление на входе в центробежное рабочее колесо 2, тем самым предотвращая кавитацию на ее входе. Из-за пониженных оборотов самих шнеков 12 и 16 кавитация на их входных кромках также исключается. Первый шнек 12 повышает давление между шнеками 12 и 16, создавая благоприятные условия с точки зрения предотвращения кавитации на входе во второй шнек 16. Перепуск подогретого перекачиваемого продукта на входах в шнеки 12 и 16 и на входе в центробежное рабочее колесо 2 отсутствует. С учетом того, что первый шнек 12 вращается в 3…5 раз медленнее, чем центробежное рабочее колесо 2, на его входе кавитация исключена. Второй шнек 16 вращается еще медленнее, в 2…3 раза медленнее, чем центробежное рабочее колесо 2, что также благоприятно сказывается на кавитационных качествах насоса в целом. Утечки перекачиваемого продукта, которые прошли через заднее уплотнение 26, используются для смазки всех подшипников и для привода двух гидротурбин 14 и 18, т.е. специально отбор перекачиваемого продукта для привода шнеков не применяется. Это благоприятно сказывается на экономичности насоса. Кроме того, все утечки возвращаются через специальные отверстия 28 внутрь центробежного рабочее колеса 2, за его входом, и эти утечки, несмотря на относительно высокую температуру не вызывают ухудшение кавитационных свойств насоса в целом, так как вводятся в область относительно высокого давления. Кроме того, объемный КПД насоса в этом случае реально достигает 100%, что позволяет в целом достичь максимально возможного КПД насоса. Применение изобретения позволило:
1. Значительно улучшить кавитационные свойства насоса за счет применения двух шнеков, уменьшения скоростей вращения шнеков, разной скорости вращения шнеков, которая обеспечивается двумя гидротурбинами.
2. Обеспечить разгрузку осевых сил внутреннего и промежуточного валов.
3. Спроектировать насос очень большой мощности за счет повышения частоты вращения центробежного рабочего колеса насоса до предельно допустимых по прочности.
4. Предотвратить срыв потока перекачиваемого компонента в насосе вследствие кавитации на его входе.
5. Создать насос с минимальным весом и габаритами при большом напоре и производительности.
6. Полностью использовать утечки перекачиваемого продукта для смазки всех подшипников и привода двух гидротурбин и полностью предотвратить утечки перекачиваемого продукта в дренаж, повысив его объемный КПД реально до 100%, исключив даже минимальные утечки перекачиваемого продукта.
7. Увеличить КПД насоса за счет предотвращения утечек продукта в дренаж и их использования для привода гидротурбины. В предложенной конструкции насоса утечки перекачиваемого продукта после смазки двух подшипников приводят в действие гидротурбину и далее возвращаются в насос во внутреннюю полость центробежного рабочего колеса в область среднего давления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2009 |
|
RU2416038C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2009 |
|
RU2410569C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2009 |
|
RU2414626C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2010 |
|
RU2445514C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2010 |
|
RU2445515C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2009 |
|
RU2412377C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2009 |
|
RU2409765C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2009 |
|
RU2384742C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2009 |
|
RU2412376C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2009 |
|
RU2388939C1 |
Изобретение относится к насосостроению. Насос содержит корпусы 5, 21, 23, 35, центробежное рабочее колесо 2 со ступицей 3, установленное на валу 1, и шнек 12. Вал 1 установлен в подшипнике 4, защищенном уплотнением 36. Внутри ступицы 3 установлены на подшипниках 7, 8 промежуточный вал 6, внутри него на подшипниках 10, 11 - внутренний вал 9. На конце вала 9 со стороны входа установлен шнек 12. На противоположном конце вала 9 закреплено рабочее колесо 13 гидротурбины 14, которое установлено внутри вала 1. На валу 6 со стороны входа между шнеком 12 и колесом 2 установлен шнек 16, на другом конце - рабочее колесо 17 гидротурбины 18. В ступице 3 выполнены отверстия 28, соединяющие полость колеса 2 с полостью 20. На заднем торце колеса 2 выполнено уплотнение 26, под которым выполнена разгрузочная полость 27. Вал 1 выполнен пустотелым, содержащим переднюю, среднюю и заднюю полости 20, 29, 30. Между полостями 29 и 30 установлена первая гидротурбина 14, между полостями 29 и 20 - вторая гидротурбина 18. Упорный подшипник 11 установлен внутри соплового аппарата 19 гидротурбины 18. В валу 1 между подшипником 4 и уплотнением 36 выполнены отверстия 37, выходящие в полость 30. Изобретение направлено на улучшение кавитационных свойств насоса и обеспечение разгрузки осевых сил внутреннего и промежуточного валов. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Шнекоцентробежный насос, содержащий корпуса, центробежное рабочее колесо со ступицей, установленное на валу, который установлен в подшипнике, защищенном уплотнением, и шнек, отличающийся тем, что внутри ступицы установлены на радиальном и упорном промежуточных подшипниках промежуточный вал, а внутри него на радиальном и упорном внутренних подшипниках - внутренний вал, на конце внутреннего вала со стороны входа в насос установлен первый шнек, на противоположном конце внутреннего вала закреплено рабочее колесо первой гидротурбины, которое установлено внутри вала, на промежуточном валу со стороны входа между первым шнеком и центробежным рабочим колесом установлен второй шнек, на другом конце промежуточного вала - рабочее колесо второй гидротурбины, в ступице выполнены сквозные отверстия, соединяющие полость центробежного рабочего колеса с полостью в ступице, на заднем торце центробежного рабочего колеса выполнено заднее уплотнение, под которым выполнена разгрузочная полость, вал выполнен пустотелым, содержащим переднюю, среднюю и заднюю полости, между средней и задней полостями установлена первая гидротурбина, между средней и передней полостями - вторая гидротурбина, причем внутренний упорный подшипник установлен внутри соплового аппарата второй гидротурбины, в валу между подшипником и уплотнением выполнены радиальные отверстия, выходящие в заднюю полость.
2. Центробежный насос по п.1, отличающийся тем, что шнеки выполнены с возможностью вращения в противоположные стороны.
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2007 |
|
RU2357102C1 |
БУСТЕРНЫЙ ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ | 1996 |
|
RU2106534C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 0 |
|
SU317823A1 |
СПОСОБ ИЗОЛЯЦИИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ВОДОПРИТОКА В СКВАЖИНЫ | 2007 |
|
RU2349731C2 |
Релейный усилитель | 1981 |
|
SU1001113A1 |
Авторы
Даты
2011-01-20—Публикация
2009-10-07—Подача