Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в любых отраслях техники для перекачки жидкостей, не содержащих абразивных включений, в том числе для перекачки криогенных жидкостей. Предпочтительно насос использовать в турбонасосных агрегатах жидкостных ракетных двигателей, в том числе на криогенных компонентах.
Известен шнекоцентробежный насос по патенту РФ на изобретение №2094660, содержащий разъемный корпус, центробежные рабочие колеса (крыльчатки), шнек, вал и опорные узлы в виде подшипников скольжения и качения. Насос имеет плохие кавитационные свойства.
Наиболее близким к изобретению является шнекоцентробежный насос по патенту РФ №2106534, МПК 6 F04D 13/04, опубл. 10.03.1998. Известный шнекоцентробежный насос содержит корпуса, центробежное рабочее колесо со ступицей, установленное на валу, который установлен на подшипнике, защищенном уплотнением, и шнек. Шнек улучшает кавитационные свойства насоса, т.к. он обладает лучшими кавитационными свойствами, чем центробежное колесо. Шнек обеспечивает повышение кавитационных свойств насоса, но он механически связан с рабочим колесом насоса и имеет с ним одинаковую угловую скорость вращения. Это не позволяет эксплуатировать насос на очень больших оборотах, например 40…100 тыс. об/мин, поэтому такие насосы в настоящее время не применяются.
Задача изобретения - улучшение кавитационных свойств насоса.
Технический результат достигается за счет того, что в шнекоцентробежном насосе, содержащем корпуса, центробежное рабочее колесо со ступицей, установленное на валу, который установлен на подшипнике, защищенном уплотнением, и шнек, согласно изобретению внутри ступицы установлены промежуточный и внутренний валы, на конце внутреннего вала со стороны входа в насос установлен первый шнек, который закреплен на этом валу передней конической гайкой, на конце промежуточного вала со стороны входа в насос установлен второй шнек, на противоположном конце промежуточного вала закреплено рабочее колесо гидротурбины, внутри ступицы установлен редуктор, соединяющий внутренний и промежуточный валы, в ступице выполнены сквозные отверстия, соединяющие полость центробежного рабочего колеса с полостью в ступице, на заднем торце центробежного рабочего колеса выполнено заднее уплотнение, под которым выполнена разгрузочная полость, вал выполнен пустотелым, содержащим среднюю и заднюю полости, между которыми установлен промежуточный подшипник, в валу между подшипником и уплотнением выполнены радиальные отверстия, выходящие в заднюю полость. Шнеки могут быть выполнены с возможностью вращения в противоположные стороны.
Сущность изобретения поясняется фиг.1 и 2, где:
- на фиг.1 приведен чертеж центробежного насоса;
- на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1.
Центробежный насос (фиг.1) содержит вал 1, который выполнен пустотелым. На валу 1 установлено центробежное колесо 2 со ступицей 3. Вал 1 установлен на подшипнике 4 в корпусе 5. Промежуточный вал 6 проходит внутри ступицы 3 и установлен внутри нее, по меньшей мере, на одном промежуточном подшипнике 7. Внутри промежуточного вала 6 установлен внутренний вал 8, который установлен внутри вала 7 на подшипниках 9. С одной стороны (со стороны входа в центробежное колесо 2) на внутреннем валу 8 установлен первый шнек 10, который закреплен на этом валу при помощи передней конической гайки 11. На конце промежуточного вала 6 со стороны входа в насос установлен второй шнек 15. На противоположном конце промежуточного вала 6 закреплены рабочее колесо 12 гидротурбины 13 и ведомая шестерня 16 редуктора 17. Внутри ступицы 3 в выполненной в ней передней полости 18 установлен редуктор 17, соединяющий внутренний и промежуточный валы 8, 6. Рядом с рабочим колесом 12 гидротурбины 13 внутри вала 1 установлен сопловой аппарат 14 гидротурбины 13. В качестве подшипников 7 и 9 могут быть применены подшипники скольжения, магнитные подшипники или игольчатые подшипники. Для восприятия осевых нагрузок на валы 6 и 8 служат контактные кольца 19, установленные на их торцах, и промежуточный подшипник 20, установленный внутри вала 1.
К корпусу 5 подстыкованы входной корпус 21, имеющий полость 22, и выходной корпус 23, имеющий полость 24. Между корпусом 5 и центробежным рабочим колесом 2 выполнено переднее уплотнение 25. Со стороны заднего торца центробежного колеса 2 на ее ступице 3 выполнены заднее уплотнение 26 и разгрузочная полость 27. В ступице 3 центробежного колеса 2 выполнены отверстия 28, выходящие в переднюю полость 18. Внутри вала 1 выполнены три полости: передняя 18, средняя 29 и задняя 30. Полости 18 и 29 разделены гидротурбиной 14, а между полостями 29 и 30 установлен промежуточный подшипник 20. Средняя полость 29 выполнена цилиндрической, т.е. с цилиндрической стенкой, на которой закреплен сопловой аппарат 14 гидротурбины 13.
На первом шнеке 10 может быть выполнен бандаж 31 с уплотнениями 32. Входной корпус 21 в этом случае необходимо изготовить цилиндрическим, это уменьшит перетекание перекачиваемого продукта из-за разности давлений на входе и выходе первого шнека 10. Второй шнек 15 следует выполнить без бандажа, чтобы уменьшить загромождение тракта на входе в центробежное рабочее колесо 2, но внутри центробежного рабочего колеса 2 необходимо предусмотреть цилиндрический пояс 33. Между шнеками 10 и 15 выполнена полость 34. Подшипник 1 установлен в заднем корпусе 35 и уплотнен уплотнением 36. В валу 1 выполнены радиальные отверстия 37, выходящие с одной стороны в полость 38 между подшипником 4 и уплотнением 36, а с другой - в заднюю полость 30.
При включении привода (не показан) раскручивается вал 1 с центробежным рабочим колесом 2. Внутри центробежного рабочего колеса 2 и на выходе из него, т.е. в полости 24 повышается давление перекачиваемого продукта и его часть (5%…7%) через заднее уплотнение 26 поступает в разгрузочную полость 27 и далее через подшипник 4 - в полость 38, потом через промежуточный подшипник 20 - в среднюю полость 29, потом через сопловой аппарат 14 гидротурбины 13, рабочее колесо 12 гидротурбины 13, переднюю полость 18, отверстия 28 - в полость центробежного рабочего колеса 2. Внутренний вал 8 с первым шнеком 10 раскручивается через редуктор 17 от промежуточного вала 6 со вторым шнеком 15 и колесом 12 гидротурбины 13. Шнеки 10 и 15 значительно повышают давление на входе в крыльчатку 2, тем самым предотвращая кавитацию на ее входе. Из-за пониженных оборотов самих шнеков 10 и 15 кавитация на их входных кромках также исключается. Первый шнек 10 повышает давление между шнеками 10 и 12, создавая благоприятные условия с точки зрения предотвращения кавитации на входе во второй шнек 15. Перепуск подогретого перекачиваемого продукта на входах в шнеки 10 и 15 и на вход в центробежное рабочее колесо 2 отсутствует. С учетом того, что первый шнек 10 вращается в 3…5 раз медленнее, чем центробежное рабочее колесо 2, на его входе кавитация исключена. Второй шнек 15 вращается еще в 2…3 раза медленнее, что также благоприятно сказывается на кавитационных качествах насоса в целом. Утечки перекачиваемого продукта, которые прошли через заднее уплотнение 26, используются для смазки подшипника 4, промежуточного подшипника 20 и для привода гидротурбины 13, т.е. специально отбор перекачиваемого продукта для привода шнеков не применяется. Это благоприятно сказывается на экономичности насоса. Кроме того, все утечки возвращаются через специальные отверстия внутрь центробежного рабочее колеса 2, после ее входа, и эти утечки, несмотря на относительно высокую температуру, не вызывают ухудшение кавитационных свойств насоса в целом, так как вводятся в область относительно высокого давления. Кроме того, объемный КПД насоса в этом случае реально достигает 100%, что позволяет в целом достичь максимально возможного КПД насоса.
Применение изобретения позволяет:
1. Значительно улучшить кавитационные свойства насоса за счет применения двух шнеков, уменьшения скоростей вращения шнеков, разной скорости вращения шнеков, применения редуктора, снижающего скорость вращения для привода первого шнека, и применения консольной схемы насоса.
2. Спроектировать насос очень большой мощности за счет повышения частоты вращения центробежного рабочего колеса насоса до предельно допустимых по прочности.
3. Предотвратить срыв потока перекачиваемого компонента в насосе вследствие кавитации на его входе.
4. Создать насос с минимальным весом и габаритами при большом напоре и производительности.
5. Полностью использовать утечки перекачиваемого продукта для смазки двух подшипников и привода гидротурбины и смазки редуктора и полностью предотвратить утечки перекачиваемого продукта в дренаж, повысив его объемный КПД реально до 100%, исключив даже минимальные утечки перекачиваемого продукта.
6. Увеличить КПД насоса за счет предотвращения утечек продукта в дренаж и их использования для привода гидротурбины. В предложенной конструкции насоса утечки перекачиваемого продукта после смазки двух подшипников приводят в действие гидротурбину и далее возвращаются в насос во внутреннюю полость центробежного рабочего колеса в область среднего давления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2009 |
|
RU2409765C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2009 |
|
RU2410568C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2009 |
|
RU2412377C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2009 |
|
RU2416038C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2009 |
|
RU2409766C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2009 |
|
RU2384742C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2009 |
|
RU2388939C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2009 |
|
RU2410569C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2009 |
|
RU2414626C1 |
ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2009 |
|
RU2386859C1 |
Изобретение относится к насосостроению. Шнекоцентробежный насос содержит корпуса 5, 21, 23, 35, центробежное рабочее колесо 2 со ступицей 3, установленное на валу 1, который установлен на подшипнике 4, защищенном уплотнением 36, и шнек 10. Внутри ступицы 3 установлены промежуточный и внутренний валы 6, 8. На конце вала 8 со стороны входа в насос установлен первый шнек 10, который закреплен на валу 8 передней конической гайкой 11. На конце вала 6 со стороны входа в насос установлен второй шнек 15, на противоположном конце вала 6 закреплено рабочее колесо 12 гидротурбины 13. Внутри ступицы 3 установлен редуктор 17, соединяющий валы 6, 8. В ступице 3 выполнены сквозные отверстия 28, соединяющие полость колеса 2 с полостью в ступице 3. На заднем торце колеса 2 выполнено заднее уплотнение 26, под которым выполнена разгрузочная полость 27. Вал 1 выполнен пустотелым, содержащим среднюю и заднюю полости 29, 30, между которыми установлен промежуточный подшипник 20. В валу 1 между подшипником 4 и уплотнением 36 выполнены радиальные отверстия 37, выходящие в заднюю полость 30. Шнеки 10, 15 могут быть выполнены с возможностью вращения в противоположные стороны. Изобретение направлено на улучшение кавитационных свойств насоса. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Шнекоцентробежный насос, содержащий корпуса, центробежное рабочее колесо со ступицей, установленное на валу, который установлен на подшипнике, защищенном уплотнением, и шнек, отличающийся тем, что внутри ступицы установлены промежуточный и внутренний валы, на конце внутреннего вала со стороны входа в насос установлен первый шнек, который закреплен на этом валу передней конической гайкой, на конце промежуточного вала со стороны входа в насос установлен второй шнек, на противоположном конце промежуточного вала закреплено рабочее колесо гидротурбины, внутри ступицы установлен редуктор, соединяющий внутренний и промежуточный валы, в ступице выполнены сквозные отверстия, соединяющие полость центробежного рабочего колеса с полостью в ступице, на заднем торце центробежного рабочего колеса выполнено заднее уплотнение, под которым выполнена разгрузочная полость, вал выполнен пустотелым, содержащим среднюю и заднюю полости, между которыми установлен промежуточный подшипник, в валу между подшипником и уплотнением выполнены радиальные отверстия, выходящие в заднюю полость.
2. Центробежный насос по п.1, отличающийся тем, что шнеки выполнены с возможностью вращения в противоположные стороны.
БУСТЕРНЫЙ ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ | 1996 |
|
RU2106534C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 0 |
|
SU317823A1 |
Двухроторный лопастный насос | 1985 |
|
SU1254200A1 |
СПОСОБ ИЗОЛЯЦИИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ВОДОПРИТОКА В СКВАЖИНЫ | 2007 |
|
RU2349731C2 |
Релейный усилитель | 1981 |
|
SU1001113A1 |
Авторы
Даты
2011-02-20—Публикация
2009-09-29—Подача