ШАРИКОВЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ДВУХРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ Российский патент 2011 года по МПК F16C19/08 F16C23/08 F16C33/58 F16C33/60 

Описание патента на изобретение RU2410581C1

Изобретения относятся к области машиностроения, в частности к подшипникам качения.

Известен радиальный шариковый двухрядный подшипник, содержащий наружное кольцо с горообразными поверхностями дорожек качения, внутреннее кольцо с горообразными поверхностями дорожек качения, сферические тела качения в виде шариков, сепаратор для разделения тел качения (ГОСТ 3395-89. Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения. - М.: Изд-во стандартов, 1989. - С.9, тип. 960000).

Основным недостатком этого подшипника является незначительный допустимый угол взаимного перекоса колец подшипника в пределах нескольких минут.

Наиболее близким к предлагаемым изобретениям по технической сущности и достигаемому результату (прототипом) является шариковый сферический двухрядный подшипник качения, содержащий наружное кольцо со сферической поверхностью дорожки качения, внутреннее кольцо с горообразными дорожками качения, тела качения в виде шариков, сепаратор для разделения тел качения (ГОСТ 3395-89. Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения. - М.: Изд-во стандартов, 1989. - Стр.10, тип. 1000).

Основным недостатком вышеописанного шарикового сферического двухрядного подшипника качения является ограниченный угол взаимного перекоса колец подшипника, поскольку перекос колец ограничен выходом шариков за габариты наружного кольца подшипника из-за нарушения нормальной работы подшипника и его поломки.

Технической задачей, на решение которой направлено предложенное изобретение, является увеличение допустимого угла взаимного перекоса колец при сохранении нормальной работы подшипника в целом.

Поставленная задача решается тем, что в шариковом сферическом двухрядном подшипнике качения, содержащем наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, тела качения в виде шариков, сепаратор для разделения тел качения, согласно изобретению дорожки качения наружного кольца выполнены с горообразными поверхностями, дорожка качения внутреннего кольца выполнена сферической, а шарики имеют профиль, сопряженный с горообразными поверхностями дорожек качения наружного кольца.

Поставленная задача решается тем, что в шариковом сферическом двухрядном подшипнике качения, содержащем наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, тела качения в виде шариков, сепаратор для разделения тел качения, согласно изобретению дорожки качения наружного кольца, являющегося разрезным по оси симметрии, выполнены с горообразными поверхностями, дорожка качения внутреннего кольца выполнена сферической, а шарики имеют профиль, сопряженный с горообразными поверхностями дорожек качения наружного кольца.

Выполнение шарикового сферического двухрядного подшипника согласно изобретениям позволяет увеличить допустимый угол взаимного перекоса колец, поскольку расстояние между точками контакта сферических тел качения на наружном кольце больше расстояния между точками контакта этих тел качения на внутреннем кольце подшипника. Выполнение наружного кольца разрезным по оси симметрии, то есть из наружных полуколец, позволяет существенно увеличить допустимый угол взаимного перекоса колец при сохранении нормальной работы подшипника и корректировать зазоры в подшипнике по мере его износа в процессе эксплуатации за счет взаимного смещения наружных полуколец подшипника.

При этом у шарикового сферического двухрядного подшипника качения, выбранного в качестве прототипа, при перекосе колец шарики смещаются относительно наружного кольца подшипника, а у заявляемого изобретения - относительно внутреннего. При одинаковой ширине подшипника-прототипа и заявляемого у последнего возможен больший перекос колец подшипника без выхода шариков за пределы дорожек качения колец.

Предложенные изобретения поясняются чертежами, где на фиг.1 изображен вариант исполнения шарикового сферического двухрядного подшипника качения при выполнении наружного кольца сплошным, осевой разрез; на фиг.2 - вариант шарикового сферического двухрядного подшипника качения при выполнении наружного кольца разрезным по оси симметрии, осевой разрез.

Шариковый сферический двухрядный подшипник качения по первому варианту исполнения содержит сплошное наружное кольцо 1 с горообразными поверхностями дорожек качения, внутреннее кольцо 2 со сферической дорожкой качения, тела качения в виде шариков 3, сепаратор для разделения шариков (на чертеже не показан). Профиль шариков 3 сопряжен с поверхностями дорожек качения наружного кольца 1.

Шариковый сферический двухрядный подшипник качения по второму варианту исполнения содержит наружное кольцо 1 с горообразными поверхностями дорожек качения, являющееся разрезным по оси симметрии, внутреннее кольцо 2 со сферической дорожкой качения, тела качения в виде шариков 3, сепаратор для разделения шариков (на чертеже не показан). Профиль шариков 3 сопряжен с поверхностями дорожек качения наружного кольца 1.

Шариковый сферический двухрядный подшипник качения по первому и второму вариантам исполнения работает следующим образом. Шариковый сферический двухрядный подшипник качения обеспечивает восприятие нагрузок и передачу вращения в составе машины, узла, устройства. При вращении одного из колец подшипника 1 или 2 шарики 3 также увлекаются во вращение, обеспечивая необходимое взаиморасположение наружного кольца 1 и внутреннего кольца 2 подшипника. Взаимный перекос колец подшипника достигается скольжением шариков 3 по сферической дорожке качения внутреннего кольца 2.

Во время эксплуатации перекос колец 1 и 2 осуществляется за счет перемещения шариков 3 по сферической дорожке качения внутреннего кольца 2 подшипника. При одинаковой ширине колец со сферической поверхностью дорожки качения наружного кольца у подшипника, выбранного в качестве прототипа (ГОСТ 3395-89. Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения. - М.: Изд-во стандартов, 1989. - С.10, тип. 1000), и внутреннего кольца 2 по предложенному изобретению за счет меньшей ширины точек контакта шариков у кольца 2 по предложенному изобретению возможен больший перекос колец подшипника без нарушения его нормальной работы.

Использование предложенных подшипников позволяет по сравнению с применением подшипника, выбранного в качестве прототипа, увеличить допустимый угол перекоса колец подшипника.

Похожие патенты RU2410581C1

название год авторы номер документа
Шариковый сферический двухрядный подшипник качения 2015
  • Галышкин Николай Васильевич
RU2620273C1
ДВУХРЯДНЫЙ ШАРИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2011
  • Галышкин Николай Васильевич
  • Баранов Андрей Владимирович
RU2488721C1
СФЕРИЧЕСКИЙ ДВУХРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2011
  • Галышкин Николай Васильевич
  • Гвоздев Алексей Михайлович
RU2475654C1
ШАРИКОВЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ОДНОРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2009
  • Галышкин Николай Васильевич
  • Баранов Андрей Владимирович
RU2405983C1
ШАРИКОВЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ОДНОРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2009
  • Галышкин Николай Васильевич
RU2405984C1
СФЕРИЧЕСКИЙ ДВУХРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2013
  • Галышкин Николай Васильевич
RU2540047C1
ДВУХРЯДНЫЙ ШАРИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2011
  • Галышкин Николай Васильевич
RU2479763C1
СФЕРИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Галышкин Николай Васильевич
  • Галышкин Дмитрий Николаевич
RU2484320C2
СФЕРИЧЕСКИЙ ДВУХРЯДНЫЙ ШАРИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2013
  • Галышкин Николай Васильевич
RU2540691C1
СФЕРИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2011
  • Галышкин Николай Васильевич
  • Галышкин Дмитрий Николаевич
RU2486381C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 410 581 C1

Реферат патента 2011 года ШАРИКОВЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ДВУХРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. Шариковый сферический двухрядный подшипник качения содержит наружное (1) и внутреннее (2) кольца с дорожками качения, тела качения в виде шариков (3), сепаратор для разделения тел качения. При этом дорожки качения наружного кольца (1), являющегося разрезным по оси симметрии, выполнены с горообразными поверхностями, дорожка качения внутреннего кольца (2) выполнена сферической, а шарики (3) имеют профиль, сопряженный с горообразными поверхностями дорожек качения наружного кольца (1). Технический результат: увеличение допустимого угла взаимного перекоса колец при сохранении нормальной работы подшипника в целом. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 410 581 C1

Шариковый сферический двухрядный подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, тела качения в виде шариков, сепаратор для разделения тел качения, отличающийся тем, что дорожки качения наружного кольца, являющегося разрезным по оси симметрии, выполнены с торообразными поверхностями, дорожка качения внутреннего кольца выполнена сферической, а шарики имеют профиль, сопряженный с торообразными поверхностями дорожек качения наружного кольца.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2410581C1

GB 191312073 A, 23.10.1913
JP 200232039 A, 08.11.2002
Сферический шарикоподшипник 1989
  • Усов Владимир Викторович
  • Железняк Юрий Федорович
  • Серегин Александр Анатольевич
  • Попов Валериан Михайлович
  • Ванжа Андрей Федорович
SU1661499A1
УСТРОЙСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ ВЕДОМОГО ЗВЕНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА 0
SU174917A1
0
  • Иностранец Мишель Орэн
  • Иностранна Фирма Глаэнзер Списер Франци
SU299073A1
Черменский О.Н., Федотов Н.Н
Подшипники качения: Справочник- каталог
- М.: Машиностроение, 2003, с.19-20.

RU 2 410 581 C1

Авторы

Галышкин Николай Васильевич

Даты

2011-01-27Публикация

2009-08-10Подача