Предлагаемое изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к разработкам перспективных схем тягового электропривода.
Из теории электропривода [1] известен ряд прогрессивности реализуемых схем взаимодействия электрических двигателей с потребителями энергии - исполнительными механизмами: от группового электропривода к индивидуальному однодвигательному; от индивидуального однодвигательного к индивидуальному многодвигательному.
В практике отечественного производства железнодорожных подвижных транспортных средств реализована схема индивидуального однодвигательного электропривода: один двигатель обслуживает одну колесную пару.
Значительные мощности (800-900 кВт), реализуемые при обеспечении движения, диктуют необходимость применения дополнительных технических средств для создания условий нормальной работы тяговых двигателей, прежде всего средств охлаждения (для сравнения: двигатели электропоездов вдвое меньшей мощности в этих средствах не нуждаются).
Существенным конструктивным недостатком известных схем являются стесненные габариты [2] тягового привода, обусловленные, в том числе, конструкцией механической передачи вращательного движения от вала двигателя к оси колесной пары в виде ступени зубчатых колес с внешним зацеплением. При этом ремонтнопригодность передачи соответствует самому низкому технологическому уровню: при достижении определенной степени износа зуба шестерни она подлежит замене на шестерню первой категории. Повышение требований к увеличению веса состава вызывает рост нагрузки на зуб, приводит к интенсификации отказов передачи.
Для решения задачи повышения эксплуатационных качеств тягового привода железнодорожного подвижного транспортного средства привлекаются известные технические решения [3, 4], предлагающие альтернативную схему механической передачи. В предлагаемом изобретении эта задача решается тем, что механическая передача вращательного движения от вала двигателя к оси колесной пары выполнена в виде параллельных ступеней торцевой зубчатой передачи с внутренним зацеплением при общем ведомом зубчатом колесе, содержащей количество шестерен, равное числу ступеней передачи, с возможностью создания параллельных потоков мощности тяговых двигателей, оси роторов которых расположены на дуге окружности, концентричной оси колесной пары; при этом количество тяговых двигателей равно числу ступеней передачи, а суммарная их мощность соответствует мощности, потребной для осуществления движения транспортного средства с заданными параметрами.
Предлагаемая компоновочная схема может быть выполнена в двух вариантах: с опорно-осевым и опорно-рамным подвешиванием пакета тяговых двигателей. Выбор схемы для практической реализации определяется требованиями, предъявляемыми к назначению транспортного средства. При этом в случае применения схемы с опорно-осевым подвешиванием опасность разрушения двигателя и оси колесной пары значительно уменьшена по сравнению с известными промышленными аналогами [2] за счет уравновешивания в передаточных ступенях и без того малых (обусловленных особенностями конструкции передачи), радиальных составляющих усилий давления в паре зуб шестерни - зуб колеса. В случае применения схемы с опорно-рамным подвешиванием используется способность конструкции передачи допускать радиальные перемещения шестерни относительно колеса в процессе работы. Для пакета тяговых двигателей в этом случае применяются известные [5] приемы синхронизации в механических колебательных системах путем включения в конструкцию пакета тяговых двигателей механизма синхронизации перемещений двигателей в радиальном направлении относительно оси колесной пары. Значения кинематических характеристик перемещений определяются жесткостью системы подвешивания.
На фиг.1 представлена схема с опорно-осевым, на фиг.2 - с опорно-рамным подвешиванием пакета тяговых двигателей. Обозначения на схемах: 1 - ось колесной пары; 2 - ступица пакета тяговых двигателей; 3 - тяговый двигатель; 4 - шестерня зубчатого зацепления; 5 - зубчатое колесо; 6 - подшипники скольжения; 7 - опорная рама тележки; 8 - букса; 9 - механизм синхронизации перемещений тяговых двигателей в радиальном направлении относительно оси колесной пары.
Технический результат реализации предлагаемой компоновочной схемы заключается в:
- решении проблемы стесненных габаритов электропривода;
- повышении уровня технологичности при изготовлении и обслуживании элементов механизма тягового привода;
- повышении надежности работы системы тяги при параллельной работе электродвигателей;
- расширении возможностей использования асинхронных электродвигателей.
Информационные источники
1. Ключев В.И. Теория электропривода. / Энергоиздат. - М., 1985. С 6-7.
2. Бирюков И.В., Савоськин А.Н., Бурчак Г.П. и др. Механическая часть тягового подвижного состава. / «Транспорт». - М., 1992. С. 282-296.
3. Торцевая зубчатая передача с внутренним зацеплением. / Патент РФ №2354870. Бюл. №13. 2009.
4. Шестерня для торцевой зубчатой передачи с внутренним зацеплением. / Патент РФ №77374. Бюл. №29. 2008.
5. Левитский Н.И. Колебания в механизмах. / «Наука». Главная редакция физико-математической литературы. - М., 1988. С. 183-188.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОРЦЕВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА С ВНУТРЕННИМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ | 2007 |
|
RU2354870C1 |
ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2009 |
|
RU2423259C1 |
ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2438897C1 |
Привод локомотива с опорно-рамным подвешиванием тягового электродвигателя | 1982 |
|
SU1066862A1 |
ТРЕХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2432277C1 |
ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЛОКОМОТИВА | 2003 |
|
RU2251504C1 |
Тяговый привод локомотива | 1978 |
|
SU789303A1 |
МОТОРНАЯ ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2558420C1 |
Трансмиссия автотранспортного средства | 2018 |
|
RU2692166C1 |
МАЯТНИКОВАЯ ПОДВЕСКА НА ПОДВИЖНОЙ ОПОРЕ | 1995 |
|
RU2106270C1 |
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Предлагается компоновочная схема тягового привода железнодорожного подвижного транспортного средства, в которой применена торцевая зубчатая передача с внутренним зацеплением. Передача выполнена с внутренним зацеплением с общим ведомым зубчатым колесом и с количеством ведомых шестерен, равным числу ступеней передачи, с возможностью создания параллельных потоков мощности тяговых двигателей. Изобретение позволяет повысить надежность работы тягового привода. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Компоновочная схема тягового привода железнодорожного подвижного транспортного средства, содержащая механизм передачи вращательного движения от вала двигателя к оси колесной пары в виде ступени зубчатых колес, отличающаяся тем, что механическая передача выполнена в виде параллельных ступеней торцевой зубчатой передачи с внутренним зацеплением при общем ведомом зубчатом колесе, содержащей количество шестерен, равное числу ступеней передачи, с возможностью создания параллельных потоков мощности тяговых двигателей, оси роторов которых расположены на дуге окружности, концентричной оси колесной пары; при этом количество тяговых двигателей равно числу ступеней передачи, а суммарная их мощность соответствует мощности, потребной для осуществления движения транспортного средства с заданными параметрами.
2. Компоновочная схема по п.1, в которой реализовано опорно-осевое крепление пакета тяговых двигателей, ступица которого закреплена на оси колесной пары с помощью подшипников скольжения.
3. Компоновочная схема по п.1, в которой реализовано опорно-рамное крепление пакета тяговых двигателей с механизмом синхронизации перемещений тяговых двигателей в радиальном направлении относительно оси колесной пары.
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2106265C1 |
СИСТЕМА ПЕРЕДАЧИ С РАЗДЕЛЕНИЕМ ПОТОКА МОЩНОСТИ С ЧЕТЫРЬМЯ ОТВОДАМИ | 2004 |
|
RU2334142C2 |
Зубчатая передача с торцовыми зубьями | 1973 |
|
SU506714A1 |
US 20040244522 A1, 09.12.2004 | |||
ПРОИЗВОДНЫЕ β АМИНО α ГИДРОКСИКАРБОНОВЫХ КИСЛОТ ИЛИ ИХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИ ПРИЕМЛЕМЫХ СОЛЕЙ ИЛИ ЭФИРОВ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1992 |
|
RU2120447C1 |
Авторы
Даты
2011-02-20—Публикация
2009-06-24—Подача