Тяговый привод локомотива Советский патент 1980 года по МПК B61C9/46 

Описание патента на изобретение SU789303A1

(54) ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЛОКОМОТИВА

Похожие патенты SU789303A1

название год авторы номер документа
Тяговый привод локомотива 1978
  • Циклаури Альберт Георгиевич
  • Вардоиани Вячеслав Юрьевич
  • Гудушаури Роланд Павлович
  • Зумбадзе Василий Николаевич
  • Купрашвили Гиви Георгиевич
  • Телиашвили Жужуна Петровна
SU793844A1
Тяговый привод локомотива 1975
  • Беляев Анатолий Ильич
  • Ершова Наталья Алексеевна
  • Нестеров Эдуард Иванович
SU765067A1
ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЛОКОМОТИВА 2002
  • Максименко И.В.
  • Беляев А.И.
  • Горбунов А.Г.
RU2206468C1
Тяговый привод локомотива 1976
  • Беляев Анатолий Ильич
  • Полина Лидия Алексеевна
  • Ершова Наталья Алексеевна
SU556982A1
ПЛАНЕТАРНЫЙ ЦИКЛОИДАЛЬНЫЙ РЕДУКТОР С ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ СТУПЕНЬЮ 2012
  • Становской Виктор Владимирович
  • Казакявичюс Сергей Матвеевич
  • Ремнева Татьяна Андреевна
  • Кузнецов Владимир Михайлович
  • Захаркин Николай Владимирович
RU2506477C1
ЭКСЦЕНТРИКОВАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА ВНУТРЕННЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ 2005
  • Становской Виктор Владимирович
  • Казакявичюс Сергей Матвеевич
  • Ремнева Татьяна Андреевна
RU2313016C2
СООСНЫЙ РЕДУКТОР 2013
  • Денисов Юрий Геннадьевич
  • Сызранцев Владимир Николаевич
  • Вибе Вячеслав Петрович
RU2529943C1
ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ 2013
  • Становской Виктор Владимирович
  • Казакявичюс Сергей Матвеевич
  • Кузнецов Владимир Михайлович
  • Сковородин Александр Владимирович
  • Ремнева Татьяна Андреевна
  • Захаркин Николай Владимирович
RU2539438C1
ЭКСЦЕНТРИКОВЫЙ ЦИКЛОИДАЛЬНЫЙ РЕДУКТОР С ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ СТУПЕНЬЮ 2007
  • Становской Виктор Владимирович
  • Казакявичюс Сергей Матвеевич
  • Ремнева Татьяна Андреевна
  • Кузнецов Владимир Михайлович
RU2338103C1
Двухступенчатый циклоидальный редуктор 2020
  • Смирнов Олег Алексеевич
RU2733447C1

Иллюстрации к изобретению SU 789 303 A1

Реферат патента 1980 года Тяговый привод локомотива

Формула изобретения SU 789 303 A1

1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть применено в промышленных и карьерных электровозах и тепловозах, преимуодественно тихоходных требующих большого передаточного отношения зубчатой передачи.

Известен тяговый привод локомотива, преимуш,ественно тихоходного, содержащий блок тягового двигателя с элементами привода, опирающийся одной стороной на раму тележки, а другой - на ось колесной пары. Вал основного двигателя громоздкой двухступенчатой зубчатой передачей связан с движущим колесом колесной пары. Для получения более низких скоростей движения на том же блоке установлен вспомогательный двигатель небольщой мощности с многоступенчатой передачей на движущее колесо колпары 1.

Известен также тяговый привод тихоходного локомотива, содержащий опирающийся на ось колесной пары электродвигатель, вал которого двухступенчатой зубчатой передачей связан с колесом колесной пары 2. Ведомая шестерня первой ступени передачи закреплена на промежуточном полом валу, вращающемся в моторно-осевых подшипниках и подщипниках на оси колесной пары. Вторая ступень зубчатой передачи планетарная и состоит из ведущей шестерни на полом валу, промежуточных шестерен-сателлитов и ведомого зубчатого колеса с внутренним зацеплением, закрепленном торцовой частью на колесе колпары. Передаточное число второй ступени такой передачи определяется отношением

10 числа зубьев ведомого колеса к числу зубьев ведущей щестерни.

Однако значение отнощения для данного типа привода не может достигать значителъ15 ных величин, например, увеличить общее передаточное отношение механизма в десятки раз. При этом применение полого вала уменьшает предел по максимуму передаточного числа первой ступени передачи.

Цель изобретения - расширение функ20циональных возможностей путем увеличения передаточного числа тяговой зубчатой передачи и улучшение компактности устройства.

Поставленная цель достигается тем, что ведомое колесо первой ступени тяговой передачи посажено соосно через подшипниковый узел на ось колесной пары, а вторая ступень передачи состоит из соосного с колесной парой неподвижного зубчатого венца, находящегося во внутреннем зацеплении с эксцентрично установленными относительно оси колесной пары зубчатым колесом-сателлитом, сочлененным с ведомым колесом первой ступени и движущим колесом колесной пары. При односкоростной передаче сателлит второй ступени может быть установлен на подщипниках эксцентрично колесной паре на цапфе ведомого зубчатого колеса первой ступени. Для получения двухскоростной передачи с большим перепадом скоростей между ведомым колесом первой ступени и эксцентриком сателлита может быть установлена переключающая муфта. Неподвижный зубчатый венец может быть закреплен на корпусе редуктора. Сателлит второй ступени может быть сочленен с движущим колесом колесной пары при помощи компенсационной щарнирно-рычажной муфты.

На фиг. 1 изображен односкоростной тяговый привод; на фиг. 2 - тяговый привод с двухскоростной передачей.

Тяговый двигатель 1 имеет опорно-осевую подвеску и опирается на ось 2 колесной пары моторно-осевыми подщипниками 3. На конце вала тягового двигателя насажена щестерня 4, находящаяся в зацеплении с зубчатым колесом 5, насаженным посредством подшипников 6 на ось 2. Вторая ступень передачи состоит из устанавливаемого на корпусе редуктора 7, зубчатого венца 8 с внутренними зубьями и, насаженного на эксцентричную ступицу, колеса 5 через подшипники 9, зубчатого колеса 10, связанного с движущим колесом 11 колесной пары при помощи компенсационной муфты 12 (например, шарнирно-рычажной).

При работе тягового привода односкоростного исполнения вращающий момент от вала двигателя 1 через шестерню 4, зубчатое колесо 5, сопряженное с зубчатой парой 8, 10, и далее через компенсационную муфту 12 передается на колесо 11 колесной пары.

Для получения двухскоростной передачи предусмотрена установка переключающей муфты 13 между зубчатым колесом 5, осью 2 и эксцентриком 14, посаженным на ось 2 на подщипниках 15.

В качестве переключающей муфты 13 может быть использована комбинированная муфта, передвижная часть которой скользит по шлицам оси 2 и с одной стороны имеет сцепные кулачки, а с другой - машинный зуб.

При работе крайнее левое положение муфты 13 соответствует одноступенчатой

высокоскоротной передаче, и тяговый момент от зубчатого колеса 5 передается непосредственно оси 2 колесной пары.

Крайнее правое положение муфты 13 образует двухступенчатую передачу. В этом случае момент с колеса 5 передается через эксцентрик 14 сателлиту 10, и через компенсационную муфту 12 - на колесо 11 колесной пары.

Передаточное число второй ступени определяется по формуле

2 i i

гдeZ1 - число зубьев неподвижного зубчатого венца 8,

Zj-число зубьев зубчатого колеса-сателлита 10.

Диапазон возможных величин передаточного числа гораздо шире, а максимальная величина его намного выше, чем у прототипа, и может достичь нескольких десятков.

Например, при реально возможных числах зубьев Zi 105 и 2 100 передаточное отношение второй ступени i 20.

Формула изобретения

1. Тяговый привод локомотива, преимущественно тихоходного, содержащий электродвигатель с опорно-осевым подвешиванием, вал которого двухступенчатой зубчатой передачей связан с движущим колесом колесной пары, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем увеличения передаточного числа и повышения компактности, ведомое колесо первой ступени посажено соосно через подщипниковый узел на ось колесной пары, а вторая ступень передачи состоит из сооского с колесной парой неподвижного зубчатого венца, находящегося во внутреннем зацеплении с эксцентрично установленным, относительно оси колесной пары зубчатым колесом-сателлитом, сочлененным с ведомым колесом первой ступени и движущим колеСОМ колесной пары.2.Привод по п. 1, отличаюш,ийся тем, что, при односкоростной передаче сателлит второй ступени установлен на подшипниках эксцентрично колесной паре на цапфе ведомого зубчатого колеса первой ступени.3.Привод по п. 1, отличающийся тем, что между ведомым колесом первой ступени и эксцентриком сателлита установлена переключающая муфта.4.Привод по п. 1. отличающийся тем, что неподвижный зубчатый венец закреплен

на корпусе редуктора.

5.Привод по п. 1, отличающийся тем, что сателлит сочленен с движущим колесом колесной пары при помощи компенсационной шарнирно-рычажной муфты.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

789303

1Желобов А. Ф. Промышленные электровозы. М., «ВНИИЭМ, 1966, с. 35.

2Авторское свидетельство СССР № 220295, кл. В 61 С 10/60, 1969.

SU 789 303 A1

Авторы

Циклаури Альберт Георгиевич

Нанеташвили Гурам Акакиевич

Вардоиани Вячеслав Юрьевич

Гудушаури Роланд Павлович

Зумбадзе Василий Николаевич

Даты

1980-12-23Публикация

1978-10-09Подача