Изобретение относится к газотурбинным двигателям, а именно к корпусам компрессоров и устройствам для введения инструментов в газотурбинный тракт для осмотра и зачистки рабочих лопаток компрессора.
Известна конструкция смотровых лючков на корпусе компрессора газотурбинного двигателя, которая предусматривает наличие уступов в проточной части по периметру отверстий под лючки в корпусе, что приводит к снижению к.п.д. и устойчивости двигателя (Авиационный двухконтурный турбореактивный двигатель Д-30 второй серии. Техническое описание. «Машиностроение», Москва, 1973, с.20).
Наиболее близкой к заявляемой является конструкция смотрового лючка корпуса газотурбинного двигателя, в которой пружина удерживает заглушку от осевых перемещений (Авторское свидетельство №1394826, F04D 29/00, F01D 25/24, 1986 г.).
При высоких температурах эксплуатации пружина ослабевает и герметичность лючка снижается. Кроме того, в известной конструкции имеется несколько сопрягаемых поверхностей деталей лючка, собранных с зазором, что приводит к дополнительным утечкам воздуха из газотурбинного тракта через лючок и снижению параметров двигателя.
Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в устранении утечек воздуха из газовоздушного тракта ГТД и минимизации перетекания воздуха из полости обдува компрессора в наружный контур двигателя или атмосферу за счет уплотнения соединений сопрягаемых поверхностей деталей лючка.
Сущность заключается в том, что смотровой лючок компрессора газотурбинного двигателя, включающий корпус лючка и заглушку, согласно формуле изобретения содержит корпус обдува, закрепленный снаружи корпуса компрессора, дополнительную направляющую втулку, имеющую резьбовые соединения с заглушкой и корпусом лючка, и снабжен уплотнительным устройством, включающим крышку и шайбу, зацентрированную по наружной поверхности направляющей втулки и выполненную с возможностью скольжения вдоль наружной поверхности корпуса обдува компрессора.
Включение в конструкцию дополнительной направляющей втулки, имеющей резьбовое соединение с заглушкой и корпусом лючка, позволяет обеспечить герметичность лючка.
Уплотнительное устройство заявляемой конструкции позволяет свести к минимуму перетекание воздуха из полости обдува компрессора в наружный контур двигателя или атмосферу. Это обеспечивается уплотнением соединений сопрягаемых поверхностей деталей лючка.
На фиг.1 представлен компрессор газотурбинного двигателя с закрепленным на корпусе смотровым лючком. На фиг.2 показано сечение А-А на фиг.1.
На корпусе 1 компрессора закреплен корпус лючка 2, в котором размещена направляющая втулка 3, которая имеет резьбовое соединение с заглушкой 4. Уплотнительное устройство состоит из крышки 5 и шайбы 6. Устройство закреплено на наружной обечайке 7 корпуса обдува 8. Шайба 6 установлена на направляющей втулке 3 с минимальным зазором и имеет возможность перемещения относительно крышки 5 и наружной обечайки 7 корпуса обдува 8.
При работе газотурбинного двигателя на различных режимах возникает разница в нагреве корпуса компрессора 1 и корпуса обдува 8, что приводит к разным линейным расширениям этих корпусов. Шайба 6, зацентрированная на наружной поверхности направляющей втулки 3, перемещается относительно обечайки корпуса обдува 8, обеспечивая наименьшие утечки воздуха из компрессора.
Вследствие того что давление в полости обдува 9 выше давления в наружном контуре, шайба 6 прижимается к крышке 5, тем самым обеспечивая минимальное перетекание воздуха из полости обдува 9 в наружный контур (не показан) или в атмосферу.
Изобретение относится к газотурбинным двигателям, а именно к корпусам компрессоров и устройствам для введения инструментов в газотурбинный тракт для осмотра и зачистки рабочих лопаток компрессора. На корпусе (1) компрессора закреплен корпус лючка (2), в котором размещена направляющая втулка (3), которая имеет резьбовое соединение с заглушкой (4). Уплотнительное устройство состоит из крышки и шайбы. Устройство закреплено на наружной обечайке (7) корпуса обдува (8). Шайба установлена на направляющей втулке (3) с минимальным зазором и имеет возможность перемещения относительно крышки (5) и наружной обечайки (7) корпуса обдува (8). При работе газотурбинного двигателя на различных режимах возникает разница в нагреве корпуса (1) компрессора и корпуса обдува (8), что приводит к разным линейным расширениям этих корпусов. Шайба, зацентрированная на наружной поверхности направляющей втулки (3), перемещается относительно обечайки корпуса обдува (8), обеспечивая наименьшие утечки воздуха из компрессора. Вследствие того, что давление в полости обдува (9) выше давления в наружном контуре, шайба прижимается к крышке, тем самым обеспечивая минимальное перетекание воздуха из полости обдува (9) в наружный контур или в атмосферу. 2 ил.
Смотровой лючок компрессора газотурбинного двигателя, включающий корпус лючка и заглушку, отличающийся тем, что содержит корпус обдува, закрепленный снаружи корпуса компрессора, дополнительную направляющую втулку, имеющую резьбовые соединения с заглушкой и корпусом лючка, и снабжен уплотнительным устройством, включающим крышку и шайбу, зацентрированную по наружной поверхности направляющей втулки и выполненную с возможностью скольжения вдоль наружной поверхности корпуса обдува компрессора.
СМОТРОВОЙ ЛЮЧОК КОРПУСА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1986 |
|
SU1394826A1 |
US 5431534 А, 11.07.1995 | |||
Приспособление для сбрасывания бревен и т.п. предметов с транспортирующих их устройств | 1932 |
|
SU31816A1 |
Лючок | 1974 |
|
SU530999A1 |
СЛОИСТОЕ ВСПУЧИВАЮЩЕЕСЯ ОГНЕЗАЩИТНОЕ ПОКРЫТИЕ | 1994 |
|
RU2103295C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАГЛУШЕНИЯ СМОТРОВОГО ОТВЕРСТИЯ | 1981 |
|
SU986125A1 |
US 6468033 В1, 22.10.2002. |
Авторы
Даты
2011-03-10—Публикация
2009-08-17—Подача