РЕЛЬСОВАЯ СМАЗКА Российский патент 2015 года по МПК C10M169/00 C10M125/00 C10M101/00 C10M115/02 B61K3/00 C10N30/06 

Описание патента на изобретение RU2537388C1

Изобретение относится к области технологий лубрикации, используемых для системы «колесо-рельс» железнодорожного транспорта, с целью снижения износа головки рельса и гребней бандажей колесных пар.

Известна рельсовая смазка, включающая в себя наличие смазочного материала (патент RU №2119940, МПК С10М 169/04, опубл. 10.10.1998) для тяжелонагруженных пар трения, предназначенная, в частности, к применению в качестве рельсовой смазки, состоящая из твердого наполнителя 5-95 мас.% и смазочной основы 5-95 мас.%, содержащая в качестве наполнителя обработанную в энергонапряженной мельнице смесь, мас.%: синтетическое моющее средство 3-10; металлосодержащее соединение и/или порошок металла из группы: медь, алюминий, цинк, свинец, молибден или их смеси 2-5; скрытокристаллический графит или тальк 45-75; чешуйчатый графит или тальк 10-50; при этом рельсовая смазка содержит, мас.%: твердый наполнитель 10-20, битум 5-15, атактический полипропилен или смола канифольная 5-10; бензин - до 100.

Применение данной рельсовой смазки при нанесении в кривых участках пути не позволяет достичь приемлемых показателей по снижению износа взаимодействующих поверхностей, а наличие бензина в рассматриваемой смазочной композиции предопределяет ее высокую пожароопасность.

Известна рельсовая смазка (патент RU №2271382, МПК С10М 169/02, опубл. 10.03.2006), содержащая минеральное масло или смесь минеральных масел, мазут, солидол, графит и/или дисульфид молибдена при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Мазут 20-65 Солидол 3-20 Графит и/или дисульфид молибдена 1-10 Минеральное масло или смесь минеральных масел до 100

Смазка наносится в кривых участках пути.

Данная рельсовая смазка по сравнению с технологией, использующей известную смазку на маслонесодержащей (бензиновой) основе, значительно более эффективна и хорошо себя зарекомендовала, в частности, при использовании на железнодорожном транспорте для снижения износа рельсовых путей и гребней колес подвижного состава. Тем не менее, при промышленном применении она не обеспечивает необходимых показателей износостойкости взаимодействующих поверхностей пары трения «колесо-рельс».

Известна рельсовая смазка, включающая в себя наличие смазочного материала (патент RU №2415176, МПК С10М 103/06, опубл. 27.03.2011), содержащего порошковую композицию серпентин Mg6[Si4O10](OH)8 с вкрапленным магнетитом Fe3O4 при соотношении, мас.%: серпентин 65-75, вкрапленный магнетит 20-30, примеси не более 5. Также порошковая композиция содержит серпентин с вкрапленным магнетитом, магнезит MgCO3 и магнезиально-железистый силикат (MgFe)7[Si4O10](OH)8 при соотношении, мас.%: серпентин 65-75, магнетит 10-25, магнезит 5-15, магнезиально-железистый силикат 2-7. Серпентин содержится преимущественно в фазе лизардита IT, размер вкраплений магнетита - не более 50-300 нм. Смазочная композиция содержит 0,5-80 мас.% порошковых композиций в связующем. Технология лубрикации включает размещение между трущимися поверхностями порошковых композиций в связующем при нанесении смазки в кривых участках пути.

Неопределенность состава связующего, являющегося базовой основой смазки, сложность изготовления порошковой композиции делает данную технологию лубрикации малоэффективной.

Известна также рельсовая смазка, включающая в себя наличие смазочного материала (патент RU №2333119, МПК В61К 3/00, С10М 169/00, С10М 101/02, С10М 125/00, опубл. 10.09.2008), содержащая мазут, канифоль и минеральное масло или смесь минеральных масел при следующем содержании компонентов, мас.%:

Мазут 5-50 Канифоль 10-40 Минеральное масло или смесь минеральных масел до 100

Смазка наносится в кривых участках пути.

Данная рельсовая смазка по сравнению с известными, применяемыми для пары трения «колесо-рельс», более эффективна и хорошо зарекомендовала себя на железнодорожном транспорте (принята за прототип), но и она при промышленном применении не обеспечивает достаточной износостойкости взаимодействующих поверхностей трения.

Как установлено, общими недостатками известных рельсовых смазок является отсутствие в составах смазок приработочных присадок, которые снижают шероховатость поверхностей сопряжения пары трения «колесо-рельс».

Техническим результатом предлагаемого изобретения является снижение износа пары трения «колесо-рельс».

Снижение износа достигается путем:

- применения смазки, включающей в свой состав минеральное масло, или смесь минеральных масел, мазут, канифоль, и приработочную мелкодисперсную присадку асбест хризотиловый, дисперсностью - массовая на сетке №0063,%, не более 0,5 при следующем содержании компонентов, мас.%:

Мазут 5-50 Канифоль 5-40 Асбест хризотиловый 0,01 -0,02 Минеральное масло или смесь минеральных масел до 100

Сравнительную оценку работоспособности известной и предлагаемой рельсовых смазок осуществляли двумя методами:

- определение эффективности работоспособности смазок с приработочной присадкой асбест хризотиловый и без нее на машине трения ЧМТ-1 по ГОСТ 9490-75 (замер диаметра пятна износа в узле трения, составленного из четырех подшипниковых шариков ⌀ 12,7 мм, закрепленных в обойме под вертикальной нагрузкой);

- определение долговечности смазок с присадкой асбест хризотиловый и без присадки проведено в июле 2012 года на участке ст. Карымская - ст. Забайкальск Забайкальской железной дороги. Протяженность участка дороги Карымская - Забайкальск - 365 км. Смазки наносили на боковую грань рельса в кривых участках пути на высоту 12 мм от поверхности катания с расходом 250 мл/км. Смазывали кривые участки пути радиусом до 2000 м вагоном-рельсосмазывателем один раз в сутки. Средний вес состава 5390 т.

Данные по исследованию смазывающих свойств смазочных композитов на ЧМТ-1 и результаты долговечности, измеренные количеством пропущенных осей до коэффициента трения 0,2, представлены в таблицах 1, 2, 3 и 4.

Таблица 1 Состав и характеристики образцов смазки Наименование компонентов Период использования Лето Весна - осень Зима Содержание компонентов в образцах смазки, мас.% Мазут 40 50 20 10 30 5 Канифоль 40 30 15 15 10 5 Асбест хризотиловый 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,01 Масло минеральное ТСП-15К 19,98 19,98 64,98 74,98 59,98 29,99 Масло минеральное ГК - - - - - 60 Характеристика образцов смазки Диаметр пятна износа, мм 0,42 0,41 0,39 0,4 0,4 0,38

Таблица 2 Состав и характеристики образцов известной смазки (прототип) Наименование Период использования компонентов Лето Весна - осень Зима Содержание компонентов в образцах смазки, мас.% Мазут 40 50 20 10 30 5 Канифоль 40 30 15 15 10 10 Масло минеральное ТСП-15К 20 20 65 75 60 25 Масло минеральное ГК - - - - - 60 Характеристика образцов смазки Диаметр пятна износа, мм 0,48 0,46 0,44 0,45 0,46 0,43

Таблица 3 Состав и характеристика образцов смазки, проверенных на участке ст. Карымская - ст. Забайкальск Забайкальской железной дороги Период использования Наименование компонентов с 01 по 15 июля с 02 по 15 сентября с 05 по 15 января Содержание компонентов в образцах смазки, мас.% Мазут 40 20 5 Канифоль 40 15 5 Асбест хризотиловый 0,02 0,02 0,01 Масло минеральное ТСП-15К 19,98 64,98 29,99 Масло минеральное ГК - - 60 Характеристика образцов смазки Среднее количество пропущенных осей до коэффициента трения 0,2 5012 4866 4796

Таблица 4 Состав и характеристика образцов известной смазки (прототип), проверенных на участке ст. Карымская ст. Забайкальск Забайкальской железной дороги Период использования Наименование компонентов с 01 по 15 июля с 02 по 15 сентября с 05 по 15 января Содержание компонентов в образцах смазки, мас.% Мазут 40 20 5 Канифоль 40 15 10 Масло минеральное ТСП-15К 20 62 25 Масло минеральное ГК - - 60 Характеристика образцов смазки Среднее количество пропущенных осей до коэффициента трения 0,2 4076 4018 3978

Из представленных табличных данных следует, что предлагаемая рельсовая смазка для пары трения «колесо-рельс» значительно превосходит по характеристикам известные смазочные материалы. Так смазывающие свойства смазочных композиций, анализируемые на ЧМТ-1 по диаметру пятна износа, у предлагаемой смазки при всех вариациях содержаний компонентов зафиксированы в пределах 0,38-0,42 мм, в то время как у известной смазки данный показатель составляет 0,43-0,48 мм.

Долговечность смазочного слоя, определяемая количеством пропущенных осей на участке ст. Карымская - ст. Забайкальск Забайкальской железной дороги, у предлагаемой рельсовой смазки составила летом 5012 осей, осенью 4866 осей, зимой 4796 осей против летом 4076 осей, осенью 4018 осей, зимой 3978 осей у известной рельсовой смазки.

Таким образом, предлагаемая рельсовая смазка по сравнению с известной позволяет значительно увеличить долговечность смазочного слоя.

Технический результат снижения износа в паре «колесо-рельс» достигается за счет снижения шероховатостей деталей сопряжения, что позволяет сохранять работоспособным смазочный слой минимальной толщины, тем самым увеличивая ресурс смазочного материала.

Похожие патенты RU2537388C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ И ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2013
  • Баженов Михаил Иванович
  • Кавинин Игорь Алексеевич
  • Неживляк Андрей Евгеньевич
  • Бачурин Сергей Николаевич
  • Бугаев Алексей Иванович
  • Герасимов Андрей Алексеевич
RU2547125C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ И ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ЛОКОМОТИВОВ 2007
  • Баженов Михаил Иванович
  • Шелудченко Владимир Георгиевич
  • Кавинин Игорь Алексеевич
RU2333119C1
РЕЛЬСОВАЯ СМАЗКА 2004
  • Головин Валерий Фёдорович
  • Баженов Михаил Иванович
  • Литвиненко Валерий Григорьевич
  • Шелудченко Владимир Георгиевич
RU2271382C1
СПОСОБ СМАЗКИ СИСТЕМЫ "КОЛЕСО - РЕЛЬС" 2004
  • Баженов Михаил Иванович
  • Шелудченко Владимир Георгиевич
  • Широглазов Владимир Викторович
  • Кавинин Игорь Алексеевич
RU2278893C2
МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ 2015
  • Неверов Александр Сергеевич
  • Приходько Иван Васильевич
  • Макеев Вячеслав Валерьевич
  • Приходько Алла Петровна
RU2599005C2
РЕЛЬСОВАЯ СМАЗКА 2001
  • Головин В.Ф.
  • Баженов М.И.
  • Литвиненко В.Г.
  • Шелудченко В.Г.
  • Шаравара Н.А.
  • Бугаев А.И.
RU2204586C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ НА КОНТАКТИРУЮЩИХ ТРУЩИХСЯ ПОВЕРХНОСТЯХ ИЗ УЛЬТРАДИСПЕРСНОЙ КОМПОЗИЦИИ И СОСТАВ УЛЬТРАДИСПЕРСНОЙ КОМПОЗИЦИИ 2009
  • Германов Петр Алексеевич
  • Германов Евгений Петрович
  • Стребков Дмитрий Семенович
  • Щекочихин Юрий Михайлович
  • Росс Марина Юрьевна
RU2421547C1
АНТИФРИКЦИОННАЯ СУСПЕНЗИЯ 2009
  • Гороховский Александр Владиленович
  • Палагин Анатолий Иванович
  • Сафонов Валентин Владимирович
  • Азаров Александр Сергеевич
RU2412980C1
НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АНТИФРИКЦИОННАЯ ПОРОШКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ВАРИАНТЫ), НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И СПОСОБ НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СМАЗКИ 2009
  • Давыдов Николай Александрович
  • Зуев Валерий Владимирович
  • Рейбанд Юрий Яковлевич
RU2415176C2
РЕЛЬСОВОЕ ПОКРЫТИЕ 2001
  • Головин В.Ф.
  • Литвиненко В.Г.
  • Баженов М.И.
  • Шелудченко В.Г.
  • Шаравара Н.А.
  • Редькин В.И.
  • Прохоров И.С.
  • Егиазарян А.В.
RU2200184C2

Реферат патента 2015 года РЕЛЬСОВАЯ СМАЗКА

Настоящее изобретение относится к рельсовой смазке, содержащей мазут, канифоль, минеральное масло или смесь минеральных масел, при этом дополнительно включен асбест хризотиловый и соотношение входящих в рельсовую смазку компонентов поддерживают следующим, мас.%: мазут 5-50; канифоль 5-40; асбест хризотиловый 0,01-0,02; минеральное масло или смесь минеральных масел до 100. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности защиты пары трения «колесо-рельс» железнодорожного транспорта от износа. 1 з.п. ф-лы, 4 табл.

Формула изобретения RU 2 537 388 C1

1. Рельсовая смазка, содержащая мазут, канифоль, минеральное масло или смесь минеральных масел, отличается тем, что дополнительно включен асбест хризотиловый и соотношение входящих в рельсовую смазку компонентов поддерживают следующим, мас.%:
Мазут 5-50 Канифоль 5-40 Асбест хризотиловый 0,01-0,02 Минеральное масло или смесь минеральных масел до 100

2. Рельсовая смазка по п.1 отличается тем, что асбест хризотиловый имеет дисперсность - массовая доля остатка на сетке №0063, %, не более 0,5.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2537388C1

СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ И ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ЛОКОМОТИВОВ 2007
  • Баженов Михаил Иванович
  • Шелудченко Владимир Георгиевич
  • Кавинин Игорь Алексеевич
RU2333119C1
Устройство для индукционной пайки 1983
  • Курдин Юрий Алексеевич
  • Шапошников Олег Арсентьевич
SU1199505A1
JP 52016503 A, 07.02.1977
US 5939367 A1, 17.08.1999
МОДИФИКАТОР ДЛЯ ПОНИЖЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ 2010
  • Голяткин Александр Юрьевич
  • Котенков Александр Алексеевич
  • Логинов Юрий Владимирович
RU2434055C2
ТРИБОТЕХНИЧЕСКИЙ СОСТАВ 2001
  • Конов М.А.
  • Хренов А.Ю.
  • Казарезов В.В.
RU2188227C1

RU 2 537 388 C1

Авторы

Баженов Михаил Иванович

Кавинин Игорь Алексеевич

Неживляк Андрей Евгеньевич

Бачурин Сергей Николаевич

Бугаев Алексей Иванович

Герасимов Андрей Алексеевич

Даты

2015-01-10Публикация

2013-09-24Подача