СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВУХВАЛЬНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2011 года по МПК F02C9/48 

Описание патента на изобретение RU2418184C1

Изобретение относится к системам управления топливоподачей совместно с управлением другим параметром турбореактивного двигателя, а именно совместно с управлением реактивным соплом.

Известен способ регулирования двухвального турбореактивного двигателя, включающий определение на стенде диапазона частот вращения роторов с запасами устойчивости компрессоров ниже допустимых пределов и изменение во время эксплуатации двигателя площади критического сечения реактивного сопла (Fкр) и/или степени расширения газа на турбинах (πт*) до достижения требуемых запасов устойчивости компрессоров (см. Ю.Н.Нечаев. Теория авиационных двигателей. Изд. ВВИА им.Жуковского, 1990 г., стр.451, 3-й абзац сверху).

Недостатком указанного решения является то, что изменение площади критического сечения реактивного сопла и/или степени расширения газа на турбинах приводит к изменению и, как правило, к ухудшению основных характеристик - снижению тяги и повышению температуры газа перед турбиной во всем рабочем диапазоне.

Задача изобретения - обеспечить максимальную эффективность двигателя за счет локального изменения Fкр и πт* только на период работы двигателя в диапазоне частот вращения роторов с запасами устойчивости ниже допустимых пределов.

Указанная задача достигается тем, что в способе регулирования двухвального турбореактивного двигателя, включающем определение на стенде диапазона частот вращения роторов с запасами устойчивости компрессоров ниже допустимых пределов и изменение площади критического сечения реактивного сопла и/или степени расширения газа на турбинах до достижения требуемых запасов устойчивости компрессоров, в двигателе при нахождении режима работы в указанном выше диапазоне частот вращения роторов при положении рычага управления двигателем ниже упора, соответствующего максимальному режиму, увеличивают площадь критического сечения реактивного сопла, а при положении рычага управления двигателем на упорах, соответствующих максимальному и форсажному режимам, увеличивают перепад давления на турбинах до достижения требуемых запасов устойчивости соответствующих компрессоров.

Новым здесь является то, что в двигателе при нахождении режима работы в указанном выше диапазоне частот вращения роторов при положении рычага управления двигателем ниже упора, соответствующего максимальному режиму, увеличивают площадь критического сечения реактивного сопла, а при положении рычага управления двигателем на упорах, соответствующих максимальному и форсажному режимам, увеличивают перепад давления на турбинах до достижения требуемых запасов устойчивости соответствующих компрессоров.

Увеличение площади критического сечения реактивного сопла при положении рычага управления двигателем ниже упора, соответствующего максимальному режиму, позволяет повысить на крейсерских режимах полета самолета запасы устойчивости компрессоров до требуемого уровня.

А увеличение перепада давлений на турбинах до достижения требуемых запасов устойчивости компрессоров при положении рычага управления двигателем на упорах, соответствующих максимальному и форсажному режимам, позволяет увеличивать запасы устойчивости компрессоров уже на скоростных дозвуковых и сверхзвуковых режимах полета самолета.

Способ реализуют следующим образом:

На стенде определяют диапазон частот вращения роторов высокого и низкого давлений с запасами устойчивости компрессоров ниже допустимых пределов для компрессоров высокого и низкого давлений и формируют по этим испытаниям управляющие сигналы для системы управления двигателем.

Во время эксплуатации при нахождении режима работы двигателя в диапазоне частот вращения роторов с запасами устойчивости компрессоров ниже допустимых пределов и при положении рычага управления двигателем ниже упора, соответствующего максимальному режиму, система управления двигателем выдает сигнал, по которому исполнительные механизмы реактивного сопла увеличивают площадь критического сечения сопла до достижения требуемых запасов устойчивости компрессоров.

При нахождении режима работы двигателя в диапазоне частот вращения роторов с запасами устойчивости компрессоров ниже допустимых пределов и при положении рычага управления двигателем на упорах, соответствующих максимальному и форсажному режимам, система управления двигателем изменяет перепад давления на турбинах по определенному закону до достижения требуемых запасов устойчивости компрессоров.

Таким образом, способ обеспечивает высокие характеристики двигателя в рабочем диапазоне частот вращения роторов за исключением локальных довольно узких диапазонов работы двигателя, где главным является обеспечение требуемых по условиям безопасности полетов запасов устойчивости компрессоров.

Похожие патенты RU2418184C1

название год авторы номер документа
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2451278C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2459099C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ). СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ). СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ. СПОСОБ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ. СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ. СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Киселев Андрей Леонидович
  • Селиванов Николай Павлович
RU2487334C1
СПОСОБ ДОВОДКИ ОПЫТНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Иванов Игорь Николаевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Шабаев Юрий Геннадьевич
RU2544412C1
СПОСОБ ДОВОДКИ ОПЫТНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Иванов Игорь Николаевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Шабаев Юрий Геннадьевич
RU2551249C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Береснева Татьяна Александровна
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2555939C2
СПОСОБ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВЫПОЛНЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Фёдоров Сергей Андреевич
RU2544410C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Береснева Татьяна Александровна
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2555928C2
СПОСОБ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВЫПОЛНЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Фёдоров Сергей Андреевич
RU2544407C1
СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ОТРЕМОНТИРОВАННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ПАРТИИ, ПОПОЛНЯЕМОЙ ГРУППЫ ТУРБОРЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ОТРЕМОНТИРОВАННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ (ВАРИАНТЫ) 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Вадим Николаевич
  • Селезнев Александр Сергеевич
  • Шабаев Юрий Геннадиевич
RU2555944C2

Реферат патента 2011 года СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВУХВАЛЬНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Способ регулирования двухвального турбореактивного двигателя относится к системам управления топливоподачей совместно с управлением другим параметром турбореактивного двигателя, а именно совместно с управлением реактивным соплом, и позволяет обеспечить максимальную эффективность двигателя за счет локального изменения Fкр и πт* только на период работы двигателя в диапазоне частот вращения роторов с запасами устойчивости ниже допустимых пределов. На стенде определяют диапазон частот вращения роторов высокого и низкого давлений с запасами устойчивости компрессоров ниже допустимых пределов и формируют по этим испытаниям сигналы для системы управления двигателем. Во время эксплуатации при нахождении режима работы двигателя в диапазоне частот вращения роторов с запасами устойчивости компрессоров ниже допустимых пределов и при положении рычага управления двигателем ниже упора, соответствующего максимальному режиму, система управления двигателем выдает сигнал, по которому исполнительные механизмы увеличивают площадь критического сечения реактивного сопла до достижения требуемых запасов устойчивости компрессоров, а при положении рычага управления двигателем на упорах, соответствующих максимальному и форсажному режимам, система управления двигателем увеличивает перепад давления на турбинах до достижения требуемых запасов устойчивости компрессоров.

Формула изобретения RU 2 418 184 C1

Способ регулирования двухвального турбореактивного двигателя, включающий определение на стенде диапазона частот вращения роторов с запасами устойчивости компрессоров ниже допустимых пределов и изменение во время эксплуатации двигателя площади критического сечения реактивного сопла и/или степени расширения газа на турбинах до достижения требуемых запасов устойчивости компрессоров, отличающийся тем, что при нахождении режима работы двигателя в диапазоне частот вращения роторов с запасами устойчивости компрессоров ниже допустимых пределов, при положении рычага управления двигателем ниже упора, соответствующего максимальному режиму, увеличивают площадь критического сечения реактивного сопла, а при положении рычага управления двигателем на упорах, соответствующих максимальному и форсажному режимам, увеличивают перепад давления на турбинах до достижения требуемых запасов устойчивости компрессоров.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2418184C1

НЕЧАЕВ Ю.Н
Теория авиационных двигателей
ВВИА им
Жуковского, 1990, с.451
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ДИНАМИЧЕСКИХ РЕЖИМАХ РАЗГОНА И ДРОССЕЛИРОВАНИЯ 2006
  • Савенков Юрий Семенович
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Тимкин Юрий Иванович
  • Трубников Юрий Абрамович
RU2337250C2
СПОСОБ ЗАПУСКА АВИАЦИОННОГО ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ТРДД) С БОЛЬШОЙ СТЕПЕНЬЮ ДВУХКОНТУРНОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Семерняк Л.И.
  • Скибин В.А.
  • Иноземцев А.А.
RU2221157C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕПУСКОМ ВОЗДУХА В КОМПРЕССОРЕ ДВУХВАЛЬНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Князева Н.Р.
  • Савенков Ю.С.
  • Саженков А.Н.
  • Трубников Ю.А.
RU2214535C2
САМОТЕСТИРУЮЩАЯСЯ КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СИСТЕМ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРЕВЫШЕНИЯ СКОРОСТИ И ОТСЕЧКИ ПРИ ОСТАНОВЕ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2000
  • Брокар Жан-Мари
  • Гарассино Ален Пьер
  • Ле Беф Кристиан Дени
  • Пайа Ален Патрик
  • Вариза Ален Мишель
RU2237819C2
US 5212943 А, 25.05.1993
СПОСОБ ОЦЕНКИ СЦЕПЛЕНИЯ ЗАПОЛНИТЕЛЯ С РАСТВОРНОЙ ЧАСТЬЮ БЕТОНА 1997
  • Меренцова Г.С.
  • Сучкова Л.И.
RU2121986C1

RU 2 418 184 C1

Авторы

Кирюхин Владимир Валентинович

Куприк Виктор Викторович

Марчуков Евгений Ювенальевич

Даты

2011-05-10Публикация

2009-12-15Подача