СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЕЗОПАСНЫХ СКОРОСТЕЙ ДВИЖЕНИЯ СКОРОСТНОГО СУДНА НА МЕЛКОВОДЬЕ Российский патент 2011 года по МПК B63B9/02 B63B9/08 G01M10/00 

Описание патента на изобретение RU2421368C2

Настоящее изобретение относится к судостроению, а более конкретно к безопасной эксплуатации скоростных, в основном, глиссирующих судов на мелководье. Знание диапазона безопасных скоростей движения скоростных глиссирующих судов на мелководье особенно важно при их эксплуатации в мелководных районах морей, а также при совершении десантными кораблями посадочно-высадочных операций в прибрежных районах морей, озер и водоемов.

Влияние мелководья на гидродинамические характеристики глиссирующих и водоизмещающих судов исследовано и описано в литературе, но только по отношению к сопротивлению движения, влияющему на скоростные характеристики судов.

Так, например, это изложено в параграфах:

- §2.7.1 "Влияние мелководья на сопротивление…" в книге под редакцией В.Г.Павленко "Ходкость и управляемость судов", изд. "Транспорт", Москва, 1991 г.;

- §40 "Дополнительное сопротивление при движении судна по ограниченному фарватеру". М.Я.Алферъев. "Ходкость и управляемость судов. Сопротивление воды движению судов", изд. "Транспорт", Москва, 1967 г.

Однако при движении на мелководье близость дна приводит к изменению углов ходового дифферента и осадки судна. Причем диапазоны и величины их изменения находятся в функциональной зависимости от скорости движения. Эти явления приводят к изменению отстояния нижней точки судна (а это могут быть винты, рули, водозаборники водометов и т.п.) от дна водоема, и, как следствие, касание его этими частями судна, что может привести к их поломке, а в некоторых случаях к невозможности продолжения движения. Влияние мелководья на ориентацию судна относительно дна водоема является сложной функцией от водоизмещения и обводов днищевой части корпуса, положения центра тяжести по длине судна и скорости движения. Аналитическое решение этой проблемы из-за сложностей математического выражения происходящих процессов при движении скоростных судов на мелководье дает результаты, уровень точности которых не позволяет использовать их при выполнении практических задач. Что касается экспериментального метода решения, то нам он неизвестен.

Поэтому с целью определения влияния на параметры движения модели мелководья необходимо воспроизвести этот процесс с учетом технических возможностей опытового бассейна и его контрольно-измерительной аппаратуры, используя динамически-подобную буксируемую модель, моментно-инерционные и силовые характеристики которой моделируют исследуемое скоростное судно, и провести испытания в опытовом бассейне в условиях спокойной поверхности воды.

Для этого используется маломасштабная буксируемая модель (1) (см. фиг.1, 2, 8, 9) скоростного судна, которая раскрепляется на пилоне (2) буксировочной тележки (3) опытового бассейна таким образом, что имеет возможность свободного перемещения по высоте и дифференту, величины которых фиксируются расположенными на модели и пилоне реостатными датчиками вертикальных (4) и угловых перемещений (5).

В чаше (6) опытового бассейна с помощью горизонтального щита-экрана (7), устанавливаемого на вертикальных опорах (8), имитируется, более чем на 50% длины бассейна, мелководье.

Предлагаемая схема установки горизонтального щита-экрана и его регулировка представлены на фиг.3, где

9 - дно чаши опытового бассейна;

10 - уровень воды;

7 - горизонтальный щит-экран;

8 - вертикальные опоры, регулирующие положение экрана относительно уровня воды.

Предлагаемый способ экспериментальной оценки влияния на параметры движения модели мелководья реализуется следующим образом.

Буксируемая модель скоростного глиссирующего судна с заданными параметрами по водоизмещению и положению центра масс разгоняется буксировочной тележкой на глубокой воде до заданной скорости. С этими параметрами модель выходит на мелководный участок, глубина которого устанавливается и фиксируется горизонтальным щитом-экраном с помощью регулирующих вертикальных стоек. При этом из-за влияния мелководья меняется положение модели (центр тяжести) по высоте и дифференту относительно этих же параметров на глубокой воде.

По изменению положения модели по высоте и дифференту с помощью схемы расположения крайних нижних точек корпуса (фиг.4) и графиков изменения осадок на транце (фиг.5) и в носу (фиг.6) строится результирующий график зависимости крайней нижней точки корпуса при движении на мелководье (фиг.7). Такие опыты проводятся при разных водоизмещениях, положениях центра масс и глубинах в эксплуатационном диапазоне скоростей движения.

Затем при известных глубинах в районе эксплуатации судов или при высадке десанта в прибрежных зонах с учетом допустимых глубин при движении на мелководье определяются диапазоны безопасных скоростей, позволяющие избежать соприкосновение корпуса судна и отдельных его элементов с дном водоемов, а также вводить скоростные ограничения в инструкции по управлению судами.

При движении модели с глубокой воды на мелководье измеряется изменение осадки и угла дифферента, что позволяет экспериментально-расчетным способом определять характер изменения положения нижней точки корпуса модели на скорости и при известных допустимых для судна глубинах движения на мелководье оценивать зоны безопасных скоростей движения, являющихся одним из основных элементов инструкции по управлению судами в прибрежных районах на урезах воды и на мелководье.

Похожие патенты RU2421368C2

название год авторы номер документа
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 2011
  • Аносов Виктор Николаевич
  • Дьякова Татьяна Александровна
  • Зайцев Олег Александрович
  • Рождественский Сергей Олегович
RU2488510C2
СКОРОСТНОЕ ГЛИССИРУЮЩЕЕ СУДНО 2008
  • Платонов Сергей Вячеславович
  • Привалов Эдуард Иванович
  • Айзен Семен Наумович
  • Лосев Юрий Викторович
  • Калинин Сергей Алексеевич
  • Суслов Михаил Андреевич
  • Калюжный Владимир Георгиевич
  • Мавлюдов Марат Абдарахманович
  • Денисов Виктор Иванович
  • Перельман Борис Семенович
RU2387569C2
ОПЫТОВЫЙ БАССЕЙН ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛЕЙ СУДОВ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ВО ЛЬДАХ 2007
  • Дмитриев Дмитрий Сталевич
  • Сазонов Кирилл Евгеньевич
  • Кильдеев Равиль Исмаилович
RU2352493C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИЖЕНИЯ СУДОВ 2000
  • Перельман Б.С.
  • Привалов Э.И.
  • Василевский И.М.
  • Кирилловых В.Н.
  • Айзен С.Н.
  • Нарицын Б.М.
RU2225314C2
Способ проведения буксировочных испытаний моделей судов на мелководье 1983
  • Павленко Владимир Георгиевич
  • Кузьменко Юрий Николаевич
  • Коротков Сергей Николаевич
  • Сироткин Евгений Михайлович
SU1115960A1
СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ КАВЕРНЕ С ВОДОМЕТНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ 2008
  • Платонов Сергей Вячеславович
  • Айзен Семен Наумович
  • Перельман Борис Семенович
  • Мавлюдов Марат Абдарахманович
  • Калинин Сергей Алексеевич
  • Лосев Юрий Викторович
  • Яшина Ирина Федоровна
RU2381131C1
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО 2015
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2603709C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛИ НАДВОДНОГО СУДНА 2008
  • Москаленко Анатолий Данилович
  • Субботин Захар Михайлович
  • Субботин Владислав Анатольевич
  • Москаленко Михаил Анатольевич
RU2381473C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ В ОПЫТОВОМ БАССЕЙНЕ МОДЕЛЕЙ БЫСТРОХОДНЫХ СУДОВ С ВОЗДУШНОЙ КАВЕРНОЙ 2013
  • Сверчков Андрей Владимирович
RU2535384C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ МАСШТАБНЫХ МОДЕЛЕЙ НАДВОДНЫХ СУДОВ НА ОТКРЫТОМ ВОДОЕМЕ 2015
  • Алешин Михаил Владимирович
  • Гаврилов Владимир Григорьевич
  • Ельцын Павел Владимирович
  • Шмидт Дмитрий Александрович
RU2579239C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 421 368 C2

Реферат патента 2011 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЕЗОПАСНЫХ СКОРОСТЕЙ ДВИЖЕНИЯ СКОРОСТНОГО СУДНА НА МЕЛКОВОДЬЕ

Настоящее изобретение относится к судостроению и относится к технологии обеспечения безопасной эксплуатации на мелководье скоростных, в основном, глиссирующих судов. Способ определения безопасного диапазона эксплуатационных скоростей глиссирующего скоростного судна при движении на мелководье заключается в экспериментальной отработке в опытовом бассейне гидродинамических характеристик динамически-подобной маломасштабной буксируемой модели судна на искусственно созданной с помощью подводного экрана малой глубине с замером параметров движения модели. При движении модели с глубокой воды на мелководье измеряют изменение осадки и угла дифферента. Это позволяет экспериментально-расчетным способом определять характер изменения положения нижней точки корпуса модели на скорости и при известных допустимых для судна глубинах движения на мелководье оценивать зоны безопасных скоростей движения, являющихся одним из основных элементов инструкции по управлению судами в прибрежных районах на урезах воды и на мелководье. Изобретение позволяет определять безопасные скорости движения модели судна с глубокой воды на мелководье. 9 ил.

Формула изобретения RU 2 421 368 C2

Способ определения безопасного диапазона эксплуатационных скоростей глиссирующего скоростного судна при движении на мелководье, заключающийся в экспериментальной отработке в опытовом бассейне гидродинамических характеристик динамически-подобной маломасштабной буксируемой модели судна на искусственно созданной с помощью подводного экрана малой глубине с замером параметров движения модели, отличающийся тем, что при движении модели с глубокой воды на мелководье измеряется изменение осадки и угла дифферента, что позволяет экспериментально-расчетным способом определять характер изменения положения нижней точки корпуса модели на скорости и при известных допустимых для судна глубинах движения на мелководье оценивать зоны безопасных скоростей движения, являющихся одним из основных элементов инструкции по управлению судами в прибрежных районах на урезах воды и на мелководье.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2421368C2

JP 2000205996 А, 28.07.2008
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА 1998
  • Александров В.Л.
  • Матлах А.П.
  • Нечаев Ю.И.
  • Поляков В.И.
  • Ростовцев Д.М.
RU2147540C1
JP 61066842 A, 05.04.1986
Адаптивная система управления электромеханическим устройством торможения колеса 2016
  • Путов Виктор Владимирович
  • Путов Антон Викторович
  • Стоцкая Анастасия Дмитриевна
RU2643305C1

RU 2 421 368 C2

Авторы

Платонов Сергей Вячеславович

Айзен Семен Наумович

Прокаев Александр Алексеевич

Костров Юрий Иванович

Калинин Сергей Алексеевич

Перельман Борис Семенович

Панкратов Владимир Анатольевич

Рябов Анатолий Савельевич

Краева Елена Петровна

Сироткина Ольга Анатольевна

Даты

2011-06-20Публикация

2009-02-09Подача