СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА Российский патент 2000 года по МПК B63B39/04 B63B9/08 

Описание патента на изобретение RU2147540C1

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля мореходных качеств судна в условиях эксплуатации, и может быть использовано при создании экспертных систем обеспечения безопасности мореплавания.

Известен способ контроля мореходности [1], основанный на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метанцентрической высоты, при вычислении которой дополнительно измеряют осадки носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении, а также угловые перемещения относительно поперечной и вертикальной осей и линейные и угловые ускорения относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей.

Изобретение направлено на повышение достоверности оценки безопасности эксплуатации судна в условиях мелководья за счет контроля устойчивости и неблагоприятных явлений, возникающих при движении судна на ограниченном фарватере.

Технический результат достигается тем, что дополнительно измеряют глубину воды под килем на миделе судна, устанавливают фактор, характеризующий наличие мелководья, и в зависимости от этого фактора определяют фактическую метанцентрическую высоту и скоростной режим, обеспечивающий безопасность эксплуатации судна.

На чертеже представлена структурно-функциональная схема устройства, реализующего предлагаемый способ.

Способ контроля мореходности судна осуществляют следующим образом.

Измеряют курсовой угол волны, скорость судна, кажущийся период волны, осадки носом кормой, угловые перемещения относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей, линейные и угловые ускорения всех видов колебательного движения судна на волнении как динамической системы с шестью степенями свободы и одновременно производят регистрацию глубины H воды под килем на миделе судна.

По данным измерений устанавливают водоизмещение, метацентрическую высоту и соответствующую аппликату ЦТ, производят оценку остойчивости и других мореходных качеств судна, для чего вычисляют спектральную плотность и параметры морского волнения, дисперсии перемещений, скоростей и среднюю частоту колебаний волнового профиля относительно корпуса судна, дисперсию и среднюю частоту колебаний минимального погружения оси гребного винта, дисперсию рыскания, дисперсии проекций вектора ускорений при колебательном движении судна на волнении, а также фактор характеризующий наличие влияния мелководья, где TН - средняя осадка, замеренная в условиях мелководья по способу [1]; - средняя длина волны, м; - средний период волны, с; h3% - 5,28 - высота волны 3%-ной, обеспеченности; Dζ - дисперсия волновых ординат, определенная по способу [1].

На основании этих данных производят оценку:
1. Фактической метацентрической высоты
hн= h(Cн/C)2,
где h - величина метацентрической высоты на глубокой воде, вычисленная по способу [1]; Cн/C - относительное значение инерционного коэффициента на глубокой воде и мелководье, определенное по формуле:

F(HW/TH)=0,013[3,5-(HW/TH)]+0,0076 [3,5-(HW/TH)]2,
2. Характерных явлений, возникающих при движении судна на ограниченном фарватере:
- увеличения средней осадки
Tн> T при FrН > 0,3;
- наличия ходового дифферента
ψн> ψ при FrН > 0,6;
- возможности удара днища судна о ложе фарватера
Hw< 1,3Tн,
где - число фруда по глубине; VН - скорость судна на мелководье, замеренная по способу [1], м/с; G - ускорение силы тяжести, м/с2; T, ψ - значения средней осадки и дифферента на глубокой воде, замеренные по способу [1]; ψн - величина дифферента на мелководье.

Описанные процедуры обработки данных измерений выполняются с помощью спецпроцессоров и быстродействующей персональной ЭВМ и реализуется в экспертной системе, позволяющей осуществлять оценку мореходных качеств судна и принимать обоснованные решения по устранению неблагоприятных явлений при движении судна на ограниченном фарватере и обеспечению безопасности эксплуатации.

Устройство (см. чертеж) содержит датчики курсового угла 1 и скорости судна 2, значения которых вводят в ЭВМ с помощью дисплея 22, датчики осадок носом 3 и кормой 4, датчики угловых перемещений при колебательном движении судна относительно продольной 5, поперечной 6 и вертикальной 7 осей, датчики ускорений 8-13 всех видов качки судна на волнении, датчик глубины воды под килем на миделе судна 14, сигналы от которых через блок коммутации и предварительной обработки информации 15 поступают для дальнейшей обработки в специализированные процессоры: процессор-классификатор 16, позволяющий анализировать измеряемые сигналы с целью установления их статистических характеристик, проверки свойства стационарности, идентификации их распределений и оценки спектральных плотностей, процессор-редактор 17, осуществляющий редактирование выбросов и масштабирование измеряемых сигналов, и метрологический процессор 18, выполняющий периодическую самопроверку, самокалибровку и коррекцию измерений. Управление базой данных 20 и базой знаний 21 экспертной системы осуществляет интеллектуальный процессор быстродействующей ЭВМ 19, обеспечивающий также интерфейс с пользователем через цветной графический дисплей 22, вывод результатов на печать 23 и взаимодействие между специализированными процессорами 16 и 17.

Литература
1. Патент Российской Федерации N 2040429, МПК B 63 B 39/04, опублик. 27.07.95.

Похожие патенты RU2147540C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ И СКОРОСТИ СУДНА 2004
  • Александров В.Л.
  • Матлах А.П.
  • Нечаев Ю.И.
  • Поляков В.И.
RU2259301C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СКОРОСТИ СУДНА ПРИ ОБРАСТАНИИ КОРПУСА 1996
  • Александров Владимир Леонидович
  • Матлах Александр Петрович
  • Нечаев Юрий Иванович
  • Поляков Виктор Исаакович
  • Ростовцев Дмитрий Михайлович
RU2111885C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА НА РАЗРУШАЮЩЕМСЯ ВОЛНЕНИИ 2011
  • Бухановский Александр Валерьевич
  • Иванов Сергей Владимирович
  • Нечаев Юрий Иванович
RU2455190C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА 1991
  • Нечаев Ю.И.
RU2040429C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА 1991
  • Нечаев Юрий Иванович
RU2016812C1
МОРСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР 2003
  • Матлах А.П.
  • Нечаев Ю.И.
  • Поляков В.И.
RU2251157C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Коравиковский Юрий Павлович
  • Жуков Юрий Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Румянцев Юрий Владимирович
  • Адамов Николай Олегович
  • Чернявец Антон Владимирович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
RU2467914C1
Способ контроля процесса эвакуации экипажа и пассажиров при возникновении морских катастроф 2017
  • Нечаев Юрий Иванович
  • Балахонцева Марина Андреевна
  • Бухановский Александр Валерьевич
  • Иванов Сергей Владимирович
RU2658232C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ И СКОРОСТИ СУДНА 1992
  • Нечаев Юрий Иванович[Ua]
  • Васильева Элеонора Юрьевна[Ru]
RU2057678C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Чернявец Антон Владимирович
  • Алексеев Юрий Николаевич
  • Дружевский Сергей Анатольевич
  • Нестеров Николай Аркадьевич
  • Жуков Юрий Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Федоров Александр Анатольевич
RU2272739C1

Реферат патента 2000 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА

Изобретение относится к судостроению и касается создания технологии контроля мореходных качеств судна в условиях его эксплуатации. Это изобретение может быть применено при создании экспертных систем обеспечения безопасности мореплавания. Способ контроля основан на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты. При ее вычислении дополнительно измеряют осадки носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении. Также измеряют угловые перемещения относительно поперечной и вертикальной осей, линейные и угловые ускорения относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей. Дополнительно измеряют глубину воды под килем на миделе судна. Устанавливают фактор, характеризующий наличие мелководья. В зависимости от этого фактора определяют фактическую метацентрическую высоту и скоростной режим, обеспечивающий безопасность эксплуатации судна. Технический результат от реализации изобретения состоит в повышении достоверности оценки безопасности эксплуатации судна в условиях мелководья путем контроля остойчивости и неблагоприятных явлений, возникающих при движении судна на ограниченном фарватере. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 147 540 C1

Способ контроля мореходности судна, основанный на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты, при вычислении которой дополнительно измеряют осадки носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении, а также угловые перемещения относительно поперечной и вертикальной осей, линейные и угловые ускорения относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей, отличающийся тем, что дополнительно измеряют глубину воды под килем на миделе судна, устанавливают фактор, характеризующий наличие мелководья, и в зависимости от этого фактора определяют фактическую метацентрическую высоту и скоростной режим, обеспечивающий безопасность эксплуатации судна.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2147540C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА 1991
  • Нечаев Ю.И.
RU2040429C1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ определения поперечной остойчивости судна во время плавания 1971
  • Семенов Лев Анатольевич
SU451569A1

RU 2 147 540 C1

Авторы

Александров В.Л.

Матлах А.П.

Нечаев Ю.И.

Поляков В.И.

Ростовцев Д.М.

Даты

2000-04-20Публикация

1998-06-26Подача