Изобретение относится к области медицины, а именно к ортопедии, к лечебной физкультуре, и может быть использовано при сочетанных деформациях таза и позвоночника 1-2 степени при диспластически-дистрофическом синдроме у детей.
Известно применение иппотерапии при детском церебральном параличе [1, 2] в сочетании с гипердинамическим синдромом и логоневрозом [3]. Известна методика Сюзанны фон Дитце [4], которая, исходя из анатомических условий, имеющих решающее значение для посадки всадника, наглядно описывает возможности всадника лучше чувствовать, познавать и контролировать свои собственные индивидуальные физические данные. Способ предлагается для здоровых людей.
Однако вышеизложенные способы не могут быть использованы при лечении сочетанной деформации таза и позвоночника у детей, так как не оказывают воздействия на асимметрию таза, которая является патогенетически значимой в развитии сколиотической деформации позвоночника при диспластически-дистрофическом синдроме.
Исходя из существующего уровня способов лечения сочетанных деформаций таза и позвоночника у детей с проявлениями диспластически-дистрофического синдрома, была поставлена задача: повысить эффективность лечения за счет одновременной коррекции мышц тазового пояса и спины, восстановления симметричного функционирования всех мышечных групп, устранения имеющихся у ребенка отрицательных двигательных навыков и формирования нормального прямохождения.
Поставленную задачу решают следующим образом.
Лечение сочетанной деформации таза и позвоночника при дистрофически-диспластическом синдроме у детей включает использование иппотерапии в сочетании с комплексом упражнений лечебной физкультуры для коррекции определенной группы патологически измененных мышц в следующей последовательности: асимметричное положение мышц таза коррегируют фиксацией стоп в стременах на разном уровне, при этом более низкое расположение стремени на стороне более высоко расположенной половины таза, асимметричное положение мышц спины корригируют асимметричным положением рук с поводом за поручни иппотерапевтического гурта, удерживая всадника в сагиттальной плоскости; для укрепления ягодичных мышц, в исходном положении сидя на лошади, ребенку предлагают поочередно отводить прямые ноги назад, опираясь руками на туловище лошади, затем, не меняя исходного положения, ребенок поочередно поднимает согнутые колени вверх, после этого, лежа на спине, на крупе лошади поочередно приводит каждое колено к животу; для укрепления мышц, напрягающих широкую фасцию бедра, ребенку предлагают, в исходном положении лежа на спине, на крупе лошади, на счет 1-2 разводить прямые ноги в стороны одновременно, на счет 3-4 зафиксировать это положение, на счет 5-6 вернуться в исходное положение, для укрепления приводящих мышц бедра ребенку предлагают, в исходном положении сидя на лошади, на счет 1-2 прямыми ногами сжимать туловище лошади, на 3-4 - расслабить, для воздействия на мышцы спины ребенку рекомендуют, в исходном положении сидя на лошади, скрестить руки за спиной «в замок», максимально наклониться вперед и самостоятельно возвратиться в исходное положение, затем ребенок, наклонив туловище вперед, тянется к уху лошади на стороне, противоположной приподнятой половине таза, для укрепления мышц боковой и передней поверхности туловища ребенку предлагают, в исходном положении сидя на лошади, опустить руки на пояс и выполнять повороты туловища в стороны, после этого, не меняя исходного положения, ребенок заводит руки «в замок» за голову и поочередно каждым локтем тянется к противоположному колену. Темп выполнения упражнений средний, количество повторов для каждого упражнения до 10 раз, курс лечения 10 процедур 3 раза в неделю.
Поясняем существенные отличительные признаки предлагаемого способа.
Основы оздоровительного воздействия верховой езды заключаются в естественных движениях лошади, позволяющих всаднику организовать и систематизировать свои движения. Перестав быть транспортным средством, лошадь укрепила репутацию своеобразного «лечебного снаряда» [5]. При посадке на лошадь формируется определенная схема фиксации тела. В удержании тела в вертикальном положении значительную роль играет система координации и активность мышц таза и спины. Правильное положение таза обеспечивает оптимальное положение позвоночника. Таз контролирует движение ног и передает их в координированном виде позвоночнику, а также регулирует тончайшие движения в тазобедренных суставах, в поясничном отделе позвоночника, что позволяет сохранять равновесие.
В современной научной литературе доминирует мнение о вторичности асимметрии таза на фоне укорочения одной из нижних конечностей, формирующей и усиливающей сколиотическую деформацию [6, 7, 8]. Сочетанные нарушения пространственной ориентации позвоночника на фоне изначального формирования многоплоскостной структуральной асимметрии таза были отмечены некоторыми авторами [9, 10, 11]. Таким образом, для позвоночника, с системными изменениями пластинок роста, как высотной конструкции, опирающейся на деформированный фундамент, создаются предпосылки для пространственного отклонения. Исходя из вышеизложенного, патогенетически обоснован подход к одновременному исправлению деформации не только позвоночника, но и тазового пояса.
Прямая посадка обеспечивает устойчивое и стабильное расположение верхней части корпуса над тазом. Корпус ребенка представляет подвижную систему, которая находит свое равновесие над тазом настолько незаметно, что выглядит так, словно остался неподвижным. Поддерживать прямую осанку в повседневной жизни многим детям удается с трудом, а при езде на лошади в качестве позитивных импульсов выступают мотивация и возникающие в результате движения лошади раздражающие импульсы, и прямая посадка получается произвольно и естественно. Динамическая нагрузка при выполнении упражнений распространяется на таз и позвоночник, исключая нагрузку на нижние конечности, которые в расслабленном состоянии свисают вниз. Это возможно только при верховой езде.
Спина лошади предлагает всаднику определенную симметрию. Трехмерное движение спины лошади, идущей шагом (во фронтальной, сагиттальной, горизонтальной плоскостях), соответствует движению человека при ходьбе, что формирует нормальные сенсомоторные стереотипы с возникновением ощущения нормального прямохождения. Двигаясь вместе с лошадью, ребенок находит равновесие и побуждает к работе как здоровые, так и проблемные мышцы. Симметричность нагрузок по всем осям предусматривает необходимость симметричного функционирования всех мышечных групп, обеспечивающих посадку ребенка. Постоянная необходимость приспосабливаться к новой ситуации помогает лучше тренировать бессознательно протекающие реакции и рефлексы, восстанавливающие равновесие.
Лечебная верховая езда развивает ориентацию и ощущения своего тела в пространстве. Верховая езда влияет на оба полушария головного мозга, так как происходит трехмерное движение лошади и всадника с постоянным пересечением средней линии тела.
Лечебная верховая езда помогает погасить имеющиеся у ребенка отрицательные двигательные дефекты и почувствовать новые, неведомые до лечения, «навязанные» лошадью мышечные ощущения. Воздействие низкочастотных колебательных движений движущегося животного на систему вестибулярного анализатора усиливает приток импульсов по его проводящим путям, стимулирует глубинные структуры головного мозга. Активация высших отделов двигательного анализатора влечет за собой изменение функционального состояния нейромоторного аппарата, при котором становится возможным воздействие на патологические двигательные стереотипы. Во время лечения ребенку ставится определенная цель. Сравнение реальных действий и полученных результатов происходит в форме самоконтроля. Такой взаимозависимый процесс построен на обратной биологической связи. Из подкорковых структур информация проецируется на ассоциативную кору, которая автоматически регулирует процесс синхронизации базальными отделами лобных долей, которые в свою очередь обеспечивает саморегуляцию, планирование и самоконтроль над произвольными движениями.
Тепловой эффект от спины лошади, температура тела которой 37.5-38.5°С, нормализует кровообращение спинного и головного мозга. Спокойно идущая лошадь разогревает и массирует мышцами спины находящиеся с ней в контакте мышцы всадника. Лечебным фактором является и биополе животного, адекватное его большой силе и массе.
Асимметричное положение мышц спины корригируют асимметричным положением рук с поводом на поручнях иппотерапевтического гурта, удерживая всадника в сагиттальной плоскости и уменьшая отклонения общего центра девиации, улучшая тем самым балансирование туловища в пространстве.
Стабилизацию общего центра тяжести в сагиттальной плоскости на первых этапах лечения доказывает и стабилометрическое исследование [2]. Фиксация ног в стременах способствует коррекции ротационных установок ног. Положение внутренней ротации достигается установкой «носок стопы повернут внутрь», положение наружной ротации - «носок стопы повернут наружу».
Для укрепления ягодичных мышц, в исходном положении сидя на лошади, ребенку предлагают поочередно отводить прямые ноги назад, опираясь руками на туловище лошади, затем, не меняя исходного положения, ребенок поочередно поднимает согнутые колени вверх, после этого, лежа на спине, на крупе лошади поочередно приводит каждое колено к животу. Укрепление ягодичных мышц способствует коррекции асимметрии таза.
Для укрепления мышц, напрягающих широкую фасцию бедра, ребенку предлагают, в исходном положении лежа на спине, на крупе лошади, на счет 1-2 разводить прямые ноги в стороны одновременно, на счет 3-4 зафиксировать это положение, на счет 5-6 вернуться в исходное положение. Укрепление мышц, напрягающих широкую фасцию бедра фиксирует тазовый пояс во время ходьбы.
Для укрепления приводящих мышц бедра ребенку предлагают, в исходном положении сидя на лошади, на счет 1-2 прямыми ногами сжимать туловище лошади, на 3-4 - расслабить. Укрепление приводящих мышц бедра обеспечивает срединное положение ног при прямохождении.
Для воздействия на мышцы спины ребенку рекомендуют, в исходном положении сидя на лошади, скрестить руки за спиной «в замок», максимально наклониться вперед и самостоятельно возвратиться в исходное положение, затем ребенок, наклонив туловище вперед, тянется к уху лошади на стороне, противоположной приподнятой половине таза. Выполнение наклона туловища способствует растяжению спазмированной пояснично-подвздошной мышцы.
Для укрепления мышц боковой и передней поверхности туловища ребенку предлагают, в исходном положении сидя на лошади, опустить руки на пояс и выполнять повороты туловища в стороны, после этого, не меняя исходного положения, ребенок заводит руки «в замок» за голову и поочередно каждым локтем тянется к противоположному колену. Данное упражнение позволяет сохранять баланс туловища при его наклонах вперед и в стороны.
Темп выполнения упражнений средний, количество повторов для каждого упражнения до 10 раз, курс лечения 10 процедур 3 раза в неделю является оптимальным для лечения сочетанной деформации таза и позвоночника у детей.
Проведенные патентные исследования по подклассам A61F 5|00 и анализ научно-медицинской информации, отражающей существующий уровень разработок для коррекции сочетанных деформаций таза и позвоночника при диспластически-дистрофическом синдроме, не выявили технологий, идентичных предложенной. Таким образом, предлагаемый способ коррекции асимметрии таза и позвоночника является новым.
Взаимосвязь и взаимодействие существенных приемов предлагаемого способа обеспечивает достижение нового технологического, медицинского результата в решении поставленной задачи, а именно: повысить эффективность лечения за счет одновременной коррекции мышц тазового пояса и спины, развить мышечно-суставное чувство и мышечно-сенсорную координацию, перестроить неправильную двигательную ориентацию и сформировать новые двигательные навыки. Таким образом, предложенное решение имеет изобретательский уровень.
Предлагаемый способ лечения сочетанных деформаций таза и позвоночника у детей при диспластически-дистрофическом синдроме является применимым в области практического здравоохранения, так как может быть использован неоднократно.
Сущность предлагаемого способа лечения поясняется иллюстрациями, где
Фиг.1, а, б - рентгенограмма тазового пояса пациента И. (а - до лечения, б - после лечения через 9 месяцев);
Фиг.2, а, б - рентгенограмма позвоночника пациента И. (а - до лечения, б - после лечения через 9 месяцев);
Фиг.3 - Динамика показателей ЭМГ до и после лечения:
а - ягодичных мышц, б - мышцы, напрягающей широкую фасцию бедра,
в - приводящей мышцы бедра, г - мышцы спины.
Таблица 1. Динамика электромиографических показателей исследуемых мышц пациента И. до и после лечения.
Таблица 2. Динамика стабилометрических показателей в 1 и 2 группе до и после лечения.
Таблица 3. Изменение скорости статокинезограммы до и после лечения;
Таблица 4. Изменение площади статокинезограммы до и после лечения.
Сущность предлагаемого «Способа лечения сочетанных деформаций таза и позвоночника у детей» заключается в следующем.
До начала занятий и после курса лечения проводят электромиографическое исследование следующих мышц: ягодичных, спины, приводящей мышцы бедра и мышцы, напрягающей широкую фасцию бедра.
В подготовительный период занятий лечебной верховой ездой ребенка знакомят с конюшней, со строением лошади, ее различными породами, аллюрами, кормлением, уходом за ней. Ребенка сажают на лошадь с помоста при страховке персонала, поддерживая. В дальнейшем страховка ребенка осуществляется инструктором с одной стороны. Посадка ребенка на спину лошади осуществляется без седла с использованием иппотерапевтического гурта. Коновод следит за движениями лошади, инструктор «ведет» пациента, поддерживает его во время разнообразных упражнений на спине лошади. В течение 1-2 минут ребенку предлагают спокойную езду без выполнения упражнений лечебной физкультуры.
В основном периоде ребенку предлагают активные, динамические упражнения лечебной физкультуры для мышц тазового пояса, туловища и конечностей в исходном положении, сидя лицом по направлению движения лошади и лежа на спине, на крупе. Занятия с использованием лошади начинаются с самых простых упражнений лечебной физкультуры для мелких мышечных групп (мышц лица, шеи, кистей, стоп) с постепенным увеличением нагрузки. Темп выполнения упражнений средний (1-2 движения в секунду). Количество повторов для каждого упражнения - до 10 раз.
Асимметричное положение мышц таза корригируют фиксацией стоп в стременах, укрепленных на иппотерапевтическом гурте на разном уровне, при этом более низкое расположение стремени на стороне более высоко расположенной половины таза.
Асимметричное положение рук с поводом на поручнях иппотерапевтического гурта корригирует асимметричное положение мышц спины и позволяет удерживать всадника в сагиттальной плоскости.
Укрепление ягодичных мышц для коррекции асимметрии таза осуществляют в исходном положении, сидя на лошади. Ребенку предлагают поочередно отводить прямые ноги назад, опираясь руками на туловище лошади, затем, не меняя исходного положения, ребенок поочередно поднимает согнутые колени вверх, после этого, лежа на спине, на крупе лошади поочередно приводит каждое колено к собственному животу.
Укрепление мышц, напрягающих широкую фасцию бедра, позволяет фиксировать таз во время ходьбы. Ребенку предлагают, в исходном положении лежа на спине, на крупе лошади, на счет 1-2 разводить прямые ноги в стороны одновременно, на счет 3-4 зафиксировать это положение, на счет 5-6 вернуться в исходное положение.
Укрепление приводящих мышц бедер для придания срединного положения ног при прямохождении выполняют в исходном положении, сидя на лошади. На счет 1-2 ребенку предлагают прямыми ногами сжимать туловище лошади, на 3-4 - расслабить.
Укрепление мышц спины обеспечивает растяжение спазмированной пояснично-подвздошной мышцы и обеспечивает стабильность позвоночника при прямохождении. Ребенку рекомендуют, в исходном положении сидя на лошади, скрестить руки за спиной «в замок», максимально наклониться вперед и самостоятельно возвратиться в исходное положение. Затем ребенок, наклонив туловище вперед, тянется к уху лошади, на стороне противоположной приподнятой половине таза.
Укрепление мышц боковой и передней поверхности туловища обеспечивает сохранения баланса туловища при наклонах, ротации и сгибании позвоночника. Ребенку предлагают, в исходном положении сидя на лошади, опустить руки на пояс и выполнять повороты туловища в стороны, после этого, не меняя исходного положения, ребенок заводит руки «в замок» за голову и поочередно каждым локтем тянется к противоположному колену.
Темп выполнения упражнений средний (1- 2 движения в секунду), количество повторов для каждого упражнения - до 10 раз, курс лечения 10 процедур 3 раза в неделю. В заключительном периоде ребенку предлагают упражнения лечебной физкультуры на расслабление. После спешивания ребенок адаптируется в исходном положении стоя в течение 1-2 минут. Курс лечения повторяют через полгода.
Предлагаемый «Способ лечения сочетанной деформации таза и позвоночника у детей» поясняется клиническим примером:
Больной И., 10 лет. Диагноз: Диспластически-дистрофический синдром: S-образный грудопоясничный кифосколиоз I степени, асимметрия таза 1 степени, аваскулярный некроз головок бедер I степени, двухстороннее поперечное плоскостопие I степени.
На R-граммах (до лечения): правосторонняя дуга искривления позвоночника (Th2-L1) - 9 градусов (по Cobb), левосторонняя дуга (L1-L4) - 6 градусов (см. приложение к описанию фиг.2, а). Асимметрия таза (79-80 градусов) - 1 градус (I степень), шеечно - диафизарный угол (137-141 градус) (см. приложение к описанию, фиг.1, а).
До лечения проведено электромиографическое исследование (ЭМГ) ягодичных мышц, мышц, напрягающих широкую фасцию бедра, приводящих мышц бедра и мышц спины (см приложение к описанию, таблица №1).
По данным ЭМГ отмечено следующее: нарушение координации работы ягодичных мышц с изменением коэффициента асимметрии до 1.3, величина биоэлектрической активности при максимальном произвольном сокращении ягодичных мышц (сила мышц) составила, мкВ: слева 303, справа 242.
Средняя величина биоэлектрической активности при 50% сокращении от максимального (утомляемость мышц) за 30 секунд составила, мкВ: слева 407, справа 691.
Отношение высоких частот к медленным ЭМГ (миодистрофические изменения в мышцах) составило: слева 1.01, справа 1.04; отношение средней амплитуды к средней частоте ЭМГ (функция двигательных клеток спинного мозга) составила: слева 72.73, справа 84.6.
Нарушение координации работы мышц, напрягающих широкую фасцию бедра с изменением коэффициента асимметрии до 1.4, величина биоэлектрической активности при максимальном произвольном сокращении мышц, напрягающих широкую фасцию бедра (сила мышц) составила, мкВ: слева 435, справа 609; средняя величина биоэлектрической активности при 50% сокращении от максимального (утомляемость мышц) за 30 секунд составила, мкВ: слева 521, справа 1011; отношение высоких частот к медленным ЭМГ (миодистрофические изменения в мышцах) составило: слева и справа 1.09; отношение средней амплитуды к средней частоте ЭМГ (функция двигательных клеток спинного мозга) составила: слева 85.9, справа 91.7.
Нарушение координации работы приводящих мышц бедра с изменением коэффициента асимметрии до 1.3, величина биоэлектрической активности при максимальном произвольном сокращении приводящих мышц (сила мышц) составила, мкВ: слева 317, справа 243; средняя величина биоэлектрической активности при 50% сокращении от максимального (утомляемость мышц) за 30 секунд составила, мкВ: слева 734, справа 657; отношение высоких частот к медленным ЭМГ (миодистрофические изменения в мышцах) составило: слева 1.3, справа 1.2; отношение средней амплитуды к средней частоте ЭМГ (функция двигательных клеток спинного мозга) составило: слева 113.71, справа 106.29.
По данным ЭМГ отмечено нарушение координации работы мышц спины с изменением коэффициента асимметрии до 1.2 (норма 1), величина биоэлектрической активности при максимальном произвольном сокращении мышц спины (сила мышц) составила, мкВ: слева 438, справа 365 (норма 680 -725); средняя величина биоэлектрической активности при 50% сокращении от максимального (утомляемость мышц) за 30 секунд составила, мкВ: слева 1002, справа 805 (норма 1370-1450); отношение высоких частот к медленным ЭМГ (миодистрофические изменения в мышцах) составило: слева 1.2, справа 1.01 (норма 2.1-2.4); отношение средней амплитуды к средней частоте ЭМГ (функция двигательных клеток спинного мозга) составило: слева 58.64, справа 61.47 (норма 28-32).
Занятия лечебной верховой ездой начинали с того, что знакомили ребенка с конюшней, строением лошади, ее кормлением, уходом за ней. Затем ребенка сажали на лошадь с помоста при страховке персонала, поддерживая. В дальнейшем страховка ребенка осуществлялась инструктором с одной стороны. Посадку ребенка на спину лошади осуществляли без седла с использованием иппотерапевтического гурта. Коновод следит за движениями лошади, инструктор «ведет» пациента, поддерживает его во время разнообразных упражнений лечебной физкультуры, выполняемых на спине лошади. В течение 1-2 минут ребенку предлагали спокойную езду без выполнения упражнений лечебной физкультуры.
В основном периоде ребенку предлагали активные, динамические упражнения лечебной физкультуры для мышц тазового пояса, туловища и конечностей в исходном положении, сидя лицом по направлению движения лошади и лежа на спине, на крупе. Занятия начинали с самых простых упражнений лечебной физкультуры для мелких мышечных групп (мышц лица, шеи, кистей, стоп) с постепенным увеличением нагрузки.
По предлагаемой технологии пациент выполнял упражнения лечебной физкультуры на укрепление патологически измененных мышц тазового пояса и спины.
Вначале выполнял упражнения для укрепления ягодичных мышц. При этом ребенок поочередно отводил прямые ноги назад, опираясь руками на туловище лошади. Затем, не меняя исходного положения, также поочередно поднимал согнутые колени вверх, после этого, лежа на спине на крупе лошади, поочередно приводил каждое колено к собственному животу.
По предлагаемой технологии пациент выполняет упражнения на укрепление мышц, напрягающих широкую фасцию бедра. В исходном положении лежа на спине, на крупе лошади на счет 1-2 разводит прямые ноги в стороны одновременно, на счет 3-4 фиксирует это положение, на счет 5-6 возвращается в исходное положение.
Затем пациент выполнял упражнения на укрепление приводящих мышц бедер. На счет 1-2 ребенку предлагают прямыми ногами сжимать туловище лошади, на счет 3-4 - расслабить.
Для укрепления мышц спины ребенку рекомендуют, в исходном положении сидя на лошади, скрестить руки за спиной «в замок», максимально наклониться вперед и самостоятельно возвратиться в исходное положение. Затем ребенок, наклонив туловище вперед, тянется к уху лошади на стороне, противоположной приподнятой половине таза.
Достигнутый лечебный эффект после проведенного лечения по данным ЭМГ(см. приложение к описанию, Таблица №1).
Коэффициент асимметрии ягодичных мышц составил 1.03, величина биоэлектрической активности при максимальном произвольном сокращении ягодичных мышц (сила мышц) составила, мкВ: слева 349, справа 360; средняя величина биоэлектрической активности при 50% сокращении от максимального (утомляемость мышц) за 30 секунд составила, мкВ: слева 659, справа 742; отношение высоких частот к медленным ЭМГ (миодистрофические изменения в мышцах) составила: слева 1.3, справа 1.4; отношение средней амплитуды к средней частоте ЭМГ (функция двигательных клеток спинного мозга) составила: слева 33.6, справа 37.42.
По данным ЭМГ восстановлена координация работы мышц, напрягающих широкую фасцию бедра (1), величина биоэлектрической активности при максимальном произвольном сокращении мышц (сила мышц) составила, мкВ: слева 769, справа 775; средняя величина биоэлектрической активности при 50% сокращении от максимального (утомляемость мышц) за 30 секунд составила, мкВ: слева 650, справа 1126; отношение высоких частот к медленным ЭМГ (миодистрофические изменения в мышцах) составила: слева 1.9, справа 1.7; отношение средней амплитуды к средней частоте ЭМГ (функция двигательных клеток спинного мозга) составила: слева 65.9, справа 71.3.
Коэффициент асимметрии приводящих мышц бедра составил 1.08, величина биоэлектрической активности при максимальном произвольном сокращении приводящих мышц (сила мышц) составила, мкВ: слева 551, справа 510; средняя величина биоэлектрической активности при 50% сокращении от максимального (утомляемость мышц) за 30 секунд составила, мкВ: слева 815, справа 953; отношение высоких частот к медленным ЭМГ (миодистрофические изменения в мышцах) составила: слева 1.5, справа 1.4; отношение средней амплитуды к средней частоте ЭМГ (функция двигательных клеток спинного мозга) составила: слева 70.6, справа 89.5.
Координация работы мышц спины восстановлена (1), величина биоэлектрической активности при максимальном произвольном сокращении мышц спины (сила мышц) составила, мкВ: слева 532, справа 530; средняя величина биоэлектрической активности при 50% сокращении от максимального (утомляемость мышц) за 30 секунд составила, мкВ: слева 1296, справа 1066; отношение высоких частот к медленным ЭМГ (миодистрофические изменения в мышцах) составила: слева 1.4, справа 1.3; отношение средней амплитуды к средней частоте ЭМГ (функция двигательных клеток спинного мозга) составила: слева 32.5, справа 41.13.
Таким образом, в результате проведенного лечения в ягодичных мышцах восстановлена координация работы мышц с восстановлением коэффициента асимметрии с 1.3 до 1.03, сила мышц увеличилась слева в 1.2 раза, справа - в 1.5 раза, уменьшилась утомляемость ягодичных мышц слева в 1.6 раза, справа - в 1.07 раза, миодистрофические изменения в ягодичных мышцах уменьшились слева и справа - в 1.3 раза, функция двигательных нервных клеток спинного мозга улучшилась слева в 2.2 раза, справа - в 2.3 раза. В мышцах напрягателях широкой фасции бедра уменьшен коэффициент асимметрии с 1.4 до 1, сила мышц увеличилась слева в 1.8 раз, справа - в 1.3 раза, уменьшилась утомляемость мышц слева в 1.2 раза, справа - в 1.1 раза, миодистрофические изменения в мышцах уменьшились слева в 1.7 раз и справа - в 1.6 раз, функция двигательных нервных клеток спинного мозга улучшилась слева и справа в 1.3 раза. В приводящих мышцах бедра уменьшился коэффициент асимметрии работы мышц с 1.3 до 1.08, сила мышц увеличилась слева в 1.7 раз, справа - в 2 раза, уменьшилась утомляемость приводящих мышц бедра слева в 1.1 раза, справа - в 1.5 раза, миодистрофические изменения в приводящих мышцах бедра уменьшились слева и справа - в 1.2 раза, функция двигательных нервных клеток спинного мозга улучшилась слева в 1.6 раза, справа - в 1.2 раза. В мышцах спины отмечается уменьшение коэффициента асимметрии работы мышц с 1.2 до 1, сила мышц увеличилась слева в 1.2 раза, справа - в 1.4 раза, уменьшилась утомляемость мышц спины слева и справа - в 1.3 раза, миодистрофические изменения в мышцах спины уменьшились слева в 1.2 раза, справа - в 1.3 раза, функция двигательных нервных клеток спинного мозга улучшилась слева в 1.8 раза, справа - в 1.5 раза.
На R-граммах (через 9 месяцев после лечения): правосторонняя дуга искривления позвоночника (Th2-L2) - 2 градуса (по Cobb), левосторонняя дуга (L1-L4) - 4 градуса (см. фиг.2, б). Асимметрия таза (80-78 градусов) - 2 градуса (I степень), шеечно-диафизарный угол (143-147 градусов) (см. фиг.1, б).
С целью улучшения окислительно-восстановительных реакций организма ребенку предлагают дыхательные упражнения. В исходном положении, сидя на лошади, ребенок поднимает руки через стороны вверх и выполняет вдох, на выдохе - опускает руки.
При выполнении упражнений внимание ребенка акцентируется на симметричном выполнении движений, на обучении самоконтролю за выполняемыми действиями. Для обеспечения симметричной посадки на лошадь при выполнении упражнений для мышц тазового пояса, туловища и нижних конечностей используют стремена, равные по длине. Эффективно выполнение упражнений с изменением общего центра давления тела (наклоны туловища назад и вперед, подъем на стременах).
В заключительном периоде ребенку предлагают упражнения на расслабление. После спешивания ребенок адаптируется в исходном положении стоя в течение 1-2 минут.
В результате лечения достигнут положительный эффект: 1) стабилизируются асимметрии таза; 2) прекращается прогрессирование сколиотической деформации при диспластически-дистрофическом синдроме; 3) восстанавливается координация работы мышц тазового пояса и спины; 4) увеличивается сила мышц; 5) уменьшается их утомляемость; 6) устраняется асимметрия мышц тазового пояса и спины; 7) устраняются нейромиодистрофические изменения в них; 8) улучшается функция нервных клеток спинного мозга; 9) укрепляется связочный аппарат и «мышечный корсет». Вышеперечисленные положительные изменения, как правило, наблюдаются через 10 процедур. Для закрепления полученного эффекта повторный курс лечения проводят через 6- 8 месяцев.
Предлагаемый «Способ лечения сочетанной деформации таза и позвоночника у детей» опробован на 23 больных 1 и 2 степени деформации: 10 мальчиков и 13 девочек в возрасте от 6-16 лет. В результате проведенного лечения остановлено прогрессирование заболевания у 65% больных, клиническое улучшение, в том числе устранение асимметрии силы ягодичных мышц, у 62%, мышц, напрягающих широкую фасцию бедра - у 49%, приводящих мышц бедра - у 58%, мышц спины - у 53% больных. Уменьшено утомление ягодичных мышц у 61%, мышц, напрягающих широкую фасцию бедра - у 60%, приводящих мышц бедра - у 57%, мышц спины - у 45% больных (см. фиг.7а, б, в, г).
Уменьшение нейромиодистрофических изменений в ягодичных мышцах у 77%, мышцах, напрягающих широкую фасцию бедра - у 54%, приводящих мышцах бедра - у 64%, мышцах спины - у 69% больных.
Улучшение функции нервных клеток справа на 37%, слева - на 42%. Улучшение трофики тканей у 100%. Укрепление связочного аппарата и «мышечного корсета» у 88% пациентов.
Одновременно проводилось наблюдение за 2 группами пациентов с проявлениями сочетанных деформаций таза и позвоночника. В 1 группе лечебно-верховая езда применялась без избирательной фиксации ног в стременах, во 2 группе - с избирательной фиксацией ног в стременах.
При стабилометрическом исследовании, как с открытыми, так и закрытыми глазами у пациентов 1 и 2 группы, были зарегистрированны увеличенные колебания основного центра давления (ОЦД) во фронтальной и сагиттальной плоскости, что указывает на нарушение опорной функции и пространственной ориентации позвоночника. Увеличение длины, скорости и площади статокинезограммы было отмечено при выполнении пробы с открытыми и закрытыми глазами в 2 группах.
У пациентов 1 группы отмечается меньшая положительная динамика по исследуемым параметрам. Во 2 группе цифровые значения длины, скорости и площади статокинезограммы максимально приближенны к условной норме при выполнении проб с открытыми и закрытыми глазами. Уменьшение девиаций ОЦД во фронтальной и сагиттальной плоскостях также было отмечено у пациентов 2 группы (см. табл.2, 3, 4).
Субъективно отмечается уменьшение болевых симптомов, снижение общей утомляемости, более легкая переносимость школьных нагрузок.
Таким образом, предлагаемый «Способ лечения сочетанной деформации таза и позвоночника у детей» по сравнению с другими известными технологиями обеспечивает высокий лечебный эффект за счет одновременной коррекции мышц тазового пояса и спины, развития мышечно-суставного чувства и мышечно-сенсорной координации, перестройки и формирования нового двигательного навыка.
Источники информации
1. Соколов П.Л. Иппотерапия как метод комплексной реабилитации больных в поздней резидуальной стадии детского церебрального паралича. / П.Л.Соколов, Г.В.Дремова, С.В.Самсонова// Ж. неврол. и психиатрии - 2002. - Т.102. - №10. - С.42-45.
2. Ионатамишвили Н.И. Использование райттерапии как метода реабилитации детей с детским церебральным параличом. / Н.И.Ионатамишвили, Д.М.Цверава, М.Ш.Лория, Е.Г.Шешаберидзе, М.М.Рухадзе // Физиол. Человека. - 2004. - Т.30. - №5. - С.69-74.
3. Ермаков А.В. Иппотерапия в коррекции состояния детей, больных детским церебральным параличом, гипердинамическим синдромом и логоневрозом: Автореф. дис…канд. мед. наук. /А.В.Ермаков; Моск. НИИ психиатрии. -Москва, 2001.-21 с.
4. Дитце С. Равновесие в движении. Посадка всадника: пер.с нем. - М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2001. - 202 с.: ил.
5. Полежаева А.Б. Иппотерапия: путь к здоровью (Лечение верховой ездой). / А.Б.Полежаева, Е.А.Зуева - М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. - 160 с.
6. Проценко В.Н. Неврологические и ортопедические аспекты формирования сколиотической деформации позвоночного столба. / В.Н.Проценко// Мануал. терапия. - 2002. - №3. - С.48-58.
7. Трэвел и Симоне. Миофасциальные боли и дисфункции: руководство по триггерным точкам. В 2 томах./ Симонс Д.Г., Трэвел Дж.Г., Симонс Л.С.: Пер. с англ. - М.: Медицина, 2005.
8. Ершов, Э.В. Диагностика и коррекция деформаций позвоночного столба больных с односторонним укорочением нижней конечности: Автореф. дис…канд. мед. наук. / Э.В.Ершов; Федеральное государственное учреждение «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» имени акдемика Г.А.Илизарова Федерального агенства по высокотехнологичной медицинской помощи». - Курган, 2002. - 22 с.
9. Кувина В.Н. Опорно-двигательный аппарат детей в условиях промышленных городов Восточной Сибири: Матер. Всесоюзн. конф. «Развитие производительных сил Сибири и задача ускорения научно-технического прогресса». - Новосибирск, 1985. - С.179-181.
10. Неретина Е.В. Диагностика и консервативное лечение асимметрии таза у детей: Автореф. дис…канд. мед. наук. / Е.В.Неретина; институт травматологии и ортопедии. - Иркутск, 2001. - 22.
11. Кувин С.С. Экогенная патология тазового пояса у детей. / С.С.Кувин, О.А.Малахов, С.И.Колесников. - Иркутск, 2005. - 136 с.
12. Скворцов Д. Клинический анализ движений. Стабилометрия. / Д.Скворцов. - Москва: АОЗТ «Антидор», 2000. - 192 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СОЧЕТАННОЙ ДЕФОРМАЦИИ ТАЗА И ПОЗВОНОЧНИКА У ДЕТЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2448667C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СКОЛИОТИЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИИ У ДЕТЕЙ | 2008 |
|
RU2404707C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПРОГРЕССИРУЮЩЕЙ МЫШЕЧНОЙ ДИСТРОФИИ БУТУХАНОВА В.В. | 2004 |
|
RU2309780C2 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ | 2015 |
|
RU2594432C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ МАЛОГО ТАЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ | 2015 |
|
RU2597139C1 |
Способ реабилитации детей дошкольного возраста со спастической диплегией и гемипаретической формой детского центрального паралича | 2023 |
|
RU2822018C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА | 2011 |
|
RU2482827C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СКОЛИОЗА | 2004 |
|
RU2277893C2 |
Способ лечения миофасциального синдрома у детей при патологии опорно-двигательной системы | 2020 |
|
RU2740854C1 |
СПОСОБ ИППОТЕРАПИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ | 2011 |
|
RU2469694C1 |
Изобретение относится к медицине, ортопедии и лечебной физкультуре и может быть использовано при сочетанных деформациях таза и позвоночника 1-2 степени при диспластически-дистрофическом синдроме у детей. Проводят иппотерапию в сочетании с комплексом упражнений для коррекции определенных групп патологически измененных мышц, в следующей последовательности из исходного положения (и.п.), сидя на лошади: асимметричное положение мышц таза корригируют фиксацией стоп в стременах на разном уровне - более низкое расположение стремени на стороне более высоко расположенной половины таза, асимметричное положение мышц спины корригируют асимметричным положением рук с поводом за поручни иппотерапевтического гурта, удерживая всадника в сагиттальной плоскости; для укрепления ягодичных мышц в и.п. ребенок поочередно отводит прямые ноги назад, опираясь руками на туловище лошади, и поочередно поднимает согнутые колени вверх, затем, лежа на спине, на крупе лошади поочередно приводит каждое колено к животу; для укрепления мышц, напрягающих широкую фасцию бедра, ребенок, лежа на спине, на крупе лошади, на счет 1-2 разводит прямые ноги в стороны одновременно, на счет 3-4 фиксирует это положение, на счет 5-6 - в и.п., для укрепления приводящих мышц бедра ребенок в и.п. на счет 1-2 прямыми ногами сжимает туловище лошади, на 3-4 - расслабление; для воздействия на мышцы спины ребенок в и.п. скрещивает руки за спиной «в замок», максимально наклоняется вперед и самостоятельно возвращается в и.п., затем, наклонив туловище вперед, тянется к уху лошади на стороне, противоположной приподнятой половине таза; для укрепления мышц боковой и передней поверхности туловища ребенок в и.п., руки на пояс, выполняет повороты туловища в стороны, затем заводит руки «в замок» за голову и поочередно каждым локтем тянется к противоположному колену. Темп средний, количество повторов для каждого упражнения до 10 раз, курс 10 процедур 3 раза в неделю. Способ обеспечивает одновременную коррекцию мышц тазового пояса и спины, развивает мышечно-суставное чувство и мышечно-сенсорную координацию, перестраивает неправильную двигательную ориентацию и формирует новые двигательные навыки. 3 ил., 4 табл.
Способ лечения сочетанной деформации таза и позвоночника у детей, отличающийся тем, что используют иппотерапию в сочетании с комплексом упражнений лечебной физкультуры для коррекции определенной группы патологически измененных мышц в следующей последовательности: асимметричное положение мышц таза корригируют фиксацией стоп в стременах на разном уровне, при этом более низкое расположение стремени на стороне более высоко расположенной половины таза, асимметричное положение мышц спины корригируют асимметричным положением рук с поводом за поручни иппотерапевтического гурта, удерживая всадника в сагиттальной плоскости; для укрепления ягодичных мышц, в исходном положении сидя на лошади, ребенку предлагают поочередно отводить прямые ноги назад, опираясь руками на туловище лошади, затем, не меняя исходного положения, ребенок поочередно поднимает согнутые колени вверх, после этого, лежа на спине, на крупе лошади поочередно приводит каждое колено к животу; для укрепления мышц, напрягающих широкую фасцию бедра, ребенку предлагают, в исходном положении лежа на спине, на крупе лошади на счет 1-2 разводить прямые ноги в стороны одновременно, на счет 3-4 зафиксировать это положение, на счет 5-6 вернуться в исходное положение; для укрепления приводящих мышц бедра ребенку предлагают, в исходном положении сидя на лошади, на счет 1-2 прямыми ногами сжимать туловище лошади, на 3-4 - расслабить; для воздействия на мышцы спины ребенку рекомендуют, в исходном положении сидя на лошади, скрестить руки за спиной «в замок», максимально наклониться вперед и самостоятельно возвратиться в исходное положение, затем ребенок, наклонив туловище вперед, тянется к уху лошади на стороне, противоположной приподнятой половине таза; для укрепления мышц боковой и передней поверхности туловища ребенку предлагают, в исходном положении сидя на лошади, опустить руки на пояс и выполнять повороты туловища в стороны, после этого, не меняя исходного положения, ребенок заводит руки «в замок» за голову и поочередно каждым локтем тянется к противоположному колену; темп выполнения упражнений средний, количество повторов для каждого упражнения до 10 раз, курс лечения 10 процедур 3 раза в неделю.
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА | 2005 |
|
RU2289381C1 |
US 6616456 B1, 09.09.2003, формула | |||
Авалиани Л.А | |||
Райттерапия в развитии двигательных навыков при детских церебральных параличах// Вопр | |||
курортологии, физиотерапии и лечеб | |||
физ | |||
культуры, 2002, №6, с.45-47 | |||
Kuczynski M, Slonka К | |||
Influence of artificial saddle riding on postural stability in children with |
Авторы
Даты
2011-07-10—Публикация
2008-12-23—Подача