Изобретение относится к области доставки бронетехники в зону боевых действий с использованием десантных кораблей и касается способа десантирования бронетехники в указанную зону с обеспечением самообороны и безопасности плавания.
Известен способ десантирования бронетехники в зону боевых действий на десантных кораблях-доках, например, типа Mistral, имеющих док-камеру для размещения десантных катеров и грузовую палубу для размещения бронетехники. Доставка бронетехники к месту ведения боевых действий осуществляется с использованием четырех водоизмещающих танкодесантных катеров LCT или двух десантных катеров на воздушной подушке LCAC, размещаемых в док-камере десантного корабля. Для выхода десантных катеров с корабля производят заполнение док-камеры водой до их всплытия. После выхода катеров бронетехника перемещается в док-камеру без воды, из которой по аппарели переходит на десантные катера (по одному танку на катер) для перевозки к берегу. При подходе к берегу катера открывают аппарели и бронетехника выходит с катеров. Затем катера возвращаются к кораблю и операции погрузки и доставки бронетехники к берегу повторяются (см. http://www.warships.ru и патент RU 2326786, 2008 г.).
Известная схема десантирования имеет значительные недостатки. Для высадки всей бронетехники (13 единиц), размещаемой на десантном корабле Mistral, потребуется четыре рейса водоизмещающих катеров или семь рейсов катеров на воздушной подушке. Учитывая, что высадку десанта с корабля наиболее безопасно производить в зоне, не простреливаемой дальнобойной береговой артиллерией (35-40 км от берега), время, необходимое водоизмещающим катерам (со скоростью хода ≈14 узлов) для проведения четырех рейсов (с учетом времени, затрачиваемого на погрузку и выгрузку бронетехники), будет составлять не менее 12 часов, а стоянка корабля будет еще больше в связи с необходимостью захода катеров на корабль и откачки воды из док-камеры. Перевозка бронетехники на катерах, не обладающих самообороной, потребует постоянной их охраны от воздушных целей и надводных кораблей, а самого десантного корабля и от подводных лодок. Необходимо отметить, что подход водоизмещающих катеров к берегу не всегда и не везде возможен (сильный огонь противника с берега, мелководье или различные заграждения в воде). Кроме того, не ясно, что должны делать высаженные на берег четыре танка: вступать в бой или ожидать высадки остальных танков.
Задачей заявляемого изобретения является устранение указанных недостатков.
Технический результат, который может быть достигнут при реализации изобретения, заключается в значительном сокращении времени на выгрузку всей бронетехники (с десантом и грузами) за счет одновременного самовыхода с корабля на воду; в возможности самоперехода до места боевых действий (до берега) с обеспечением безопасности плавания при неограниченном волнении моря, надежной самообороны от воздушных целей, надводных кораблей и подводных лодок, особенно при использовании вооружения группы бронемашин против одной цели; в безостановочном выходе на берег за счет возможности прохода прибрежных мелей, отмелей всей массы бронетехники; в возможности размещения на корабле типа Mistral большего количества бронетехники (за счет отсутствия десантных катеров), в расширении функциональных возможностей бронетехники, в том числе повышение защиты десантного корабля от воздушных, надводных и подводных целей, а также в придании десантному кораблю возможности ведения различных боевых операций.
Для достижения указанного технического результата предлагается способ десантирования бронетехники самоходом в зону боевых действий, включающий погрузку бронетехники на десантный корабль, доставку бронетехники десантным кораблем в прибрежную зону боевых действий, выгрузку бронетехники с десантного корабля и доставку ее к месту боевых действий. Каждую единицу бронетехники оснащают плавсредством, придающим танкам мореходные качества, а амфибийной (плавающей) бронетехнике - повышение мореходных качеств, обеспечивающих безопасное плавание при любом волнении моря, сохраняя при этом возможность движения по суше. Погрузку бронетехники, оборудованной плавсредствами, с воды на десантный корабль и выгрузку ее с десантного корабля непосредственно на воду осуществляют самоходом бронетехники по аппарели или по аппарелям десантного корабля, а ее доставка от десантного корабля к месту ведения боевых действий осуществляется путем самостоятельного движения оборудованной плавсредствами бронетехники по воде с обеспечением при этом возможности ее самообороны от воздушных целей, надводных кораблей.
Обеспечена также возможность самообороны бронетехники от подводных лодок.
Габариты плавсредства выбирают из условия обеспечения захода на десантный корабль, оптимальных возможностей по гидродинамике, проходимости по суше, а также обеспечения непотопляемости при полной нагрузке и затоплении корпуса бронетехники водой.
Для защиты от воздушных целей на палубе плавсредств размещают съемные зенитные пулеметы и ПЗРК типа «Игла», а для защиты от танков размещают ПТРК типа «Корнет». На палубе плавсредства размещают служебно-бытовой модуль и быстроходный катер. Кроме того, на палубе плавсредства устанавливают минные пути для перевозки противокорабельных мин и грузовых тележек.
Координацию и управление боевыми действиями бронетехники, оборудованной плавсредствами, осуществляют с десантного корабля.
На десантном корабле предусмотрен погреб для боезапаса бронетехники, необходимого для повторных боевых операций.
Повышение защиты десантного корабля на стоянке и при движении на малых скоростях обеспечивает ряд объектов бронетехники, оборудованных плавсредствами, вышедших с корабля на воду.
При невозможности захода объектов бронетехники, оборудованных плавсредствами, на корабль (по причине повреждения ходовой части, или из-за высокой волны) предусматривается возможность буксировки их в сцепке за кораблем.
При вероятности затопления десантного корабля от полученных пробоин обеспечивают выход бронетехники, оборудованной плавсредствами, с корабля и использование ее для спасения десантников и членов экипажа корабля, при этом снижение нагрузки будет способствовать кораблю остаться на плаву.
Способ поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена схема, показывающая возможность ведения боевых действий с подводными лодками, надводными кораблями и воздушными целями, на фиг.2 изображена док-камера десантного корабля, вид сбоку; на фиг.3 - вид сверху на док-камеру десантного корабля; на фиг.4 - размещение в док-камере бронетехники, оборудованной плавсредствами, вид сверху; на фиг.5 - размещение в док-камере бронетехники, оборудованной плавсредствами, вид сбоку; на фиг.6 - надводные мишени МПК проект 133 и Аллигатора.
Способ десантирования бронетехники в зону ведения боевых действий осуществляется следующим образом.
На десантный корабль 1 производят погрузку самозаходом объектов бронетехники 2, оснащенных плавсредствами (таким объектам в тексте описания придано условное название «Аллигатор»). В качестве примера приводится возможное размещение на десантном корабле типа Mistral следующего количества Аллигаторов: двенадцать Аллигаторов Т-72Б (позиция 3), десять Аллигаторов СПТП-2С25 (Самоходная противотанковая пушка) - позиция 4, десять Аллигаторов БМП-1 - Боевая машина пехоты (БМП-2, БМП-3), из них, например, пять Аллигаторов Т-72Б и пять Аллигаторов СПТП-2С25 могут размещаться в док-камере (см. фиг.4, 5). Представляется возможным перевозить до десяти автомобилей 6 массой до четырех тонн и необходимое количество моторных лодок (катеров) 5, 7 с размещением на Аллигаторах Т-72Б, а также до 900 человек десанта.
Плавсредство содержит два водопроницаемых бортовых понтона 8 и 9, полости которых заполнены легким заполнителем (например, пенополиуретаном с присадками, снижающими гигроскопичность и горючесть), обеспечивающим плавучесть и непотопляемость. Носовая оконечность 10 понтона заострена в плане и выполнена с баком (возвышением) над палубой. Носовая оконечность 10 выполняется поворотной, с шарнирным креплением на палубе и фиксированным на днище, для обеспечения возможности сокращения длины понтона при размещении «Аллигаторов» на десантном корабле 1 в док-камере 11 и на грузовой палубе. Днище понтона 8 и 9 плоское с плавным переходом на клиновой подъем в носовой и кормовой оконечностях. Скула внешнего борта закруглена. Соединение палубы с внешним бортом выполнено с закруглением для снижения брызгообразования. В кормовой части понтонов 8 и 9 предусмотрен глубокий туннель для размещения гребного винта с насадкой и руля-стабилизатора. Под палубой понтонов размещены топливные цистерны.
Понтоны 8 и 9 закрепляются на объекте бронетехники 2 посредством носового и кормового узлов крепления. Предусмотрено также аварийное носовое крепление. Между понтонами 8 и 9 впереди объекта бронетехники 2 расположено крыло 12 для создания подъемной силы от набегающего потока воды и отвода его под носовую оконечность бронетехники. Внутренняя полость крыла заполнена легким заполнителем, например пенополиуретаном. Крыло 12 закреплено на внутренних бортах понтонов 8, 9 с возможностью установки и фиксации в различных положениях по высоте и углу атаки в зависимости от нагрузки. Между кормовыми расширениями понтонов за корпусом бронетехники 2 расположены кормовые вставки 13 с легким заполнителем, которые закреплены на внутренних бортах понтонов 8, 9.
На кормовой части палубы плавсредства (далее - палубы понтонов 8, 9) имеется леерное ограждение с навесными противопульными щитами, брызгозащитными шторами и дверцами для выхода экипажа. В зоне леерного ограждения размещаются два съемных зенитных пулемета, ПЗРК (переносной зенитно-ракетный комплекс) типа «Игла», площадки для запуска ракет и ПТРК (противотанковый ракетный комплекс) типа «Корнет», а также сидячие места для десанта, минные пути для перевозки противокорабельных мин и грузовых тележек. На палубе понтонов 8, 9 могут размещаться торпедные аппараты или различная техника, перевозимая в зону боевых действий, например, автомобили 6, катера 7.
На палубе понтонов и кормовых вставок предусмотрена возможность установки легкосъемного служебно-бытового или бытового модуля 14. Для установки модуля 14 в палубе понтона и кормовых вставок предусмотрены отверстия (гнезда), в которые вставляются трубчатые опоры модуля с обеспечением зазора между днищем модуля и палубой понтонов и кормовых вставок для протока воды. В служебно-бытовом модуле 14 предусматривается размещение приборной части и поста управления РЛС, Р/св, средств навигации, опускной ГАС (гидроакустическая станция), а также до 4-8 спальных мест, камбузного и санитарно-бытового оборудования. На крыше модуля 14 устанавливается заваливающаяся мачта для размещения антенны РЛС и светосигнального оборудования.
При подходе десантного корабля 1, например, типа Mistral в зону высадки производится выход Аллигаторов из док-камеры 11 корабля по аппарели 15 на воду. Следует, однако, отметить, что для десантирования бронетехники, оборудованной плавсредствами, док-камера на десантных кораблях не требуется, а выход «Аллигаторов» на воду производится с грузовой палубы по аппарелям 16, 17 через носовой и кормовой выходы десантного корабля. Вышедшие на воду с десантного корабля Аллигаторы осуществляют самостоятельное движение по воде в зону боевых действий. На пути движения на воде Аллигаторы обеспечивают надежную самооборону от воздушных целей 18 и надводных кораблей 19 и могут вести боевые действия с подводными лодками 20. Необходимо отметить, что море для Аллигатора «благодатная среда». Аллигатору на море значительно безопаснее, чем бронетехнике на суше, т.к. в море нет огромного количества и разнообразия противотанковых средств и препятствий.
Большой интерес представляет возможность использования Аллигаторов для защиты десантного корабля 1 от воздушных целей 18, надводных кораблей 19, подводных лодок 20 и береговых сил противника (см. фиг.1). Для обеспечения защиты при стоянке корабля 1, а также при движении на малой скорости (до 8-10 узлов) Аллигаторы выходят с корабля на воду. На скоростях свыше 10 узлов можно вести защиту корабля типа Mistral двумя Аллигаторами (например, СПТП) непосредственно с корабля, для чего открывают аппарель 15 док-камеры 11 и фиксируют ее в горизонтальном положении. Аллигаторы частично выходят из док-камеры на аппарель 15 и могут вести обстрел из штатного вооружения СПТП в кормовой зоне (см. фиг. 2, 3).
Несомненно, предлагаемый способ десантирования бронетехники в зону боевых действий обладает большими преимуществами, в том числе:
- десантный корабль-док типа Mistral сможет перевозить бронетехнику, оборудованную плавсредствами по массе на около 250 тонн больше, чем при известном способе, за счет отсутствия десантных катеров;
- освобождается док-камера площадью вместо до 900 м2; в результате вместо 13 танков Leclerc, четырех десантных катеров и 900 десантников можно транспортировать 12 танков типа Т-72Б, 10 СПТП 2С25, 10 БМП, оборудованных плавсредствами, 900 десантников и до 50 тонн груза;
- резко сокращается время стоянки корабля, необходимое для выхода бронетехники с корабля; вместо нескольких рейсов десантных катеров все Аллигаторы выходят с корабля на воду одновременно (с грузом и десантниками), без заполнения док-камеры водой, в течение 15-20 минут;
- возможность самовыхода бронетехники за 15-20 минут позволяет производить выгрузку с корабля в зоне, более близкой от берега (зона, с которой Аллигаторы могут вести обстрел берега); при этом Mistral на якорь не становится, занимает положение против волны, и Аллигаторы с грузом и десантом выходят из док-камеры по аппарели на воду; первые вышедшие Аллигаторы могут вести охрану десантного корабля от надводных кораблей, воздушных и береговых сил противника до выхода последнего Аллигатора;
- обеспечена надежная самооборона Аллигаторов от воздушных целей, надводных кораблей, подводных лодок и береговых сил противника за счет штатного вооружения бронетехники и вооружения, размещаемого на плавсредствах, в том числе противолодочного, а также штатного вооружения десантников. При этом трудно представить, чтобы на море кто-то мог вступить в бой с группой Аллигаторов, в составе которой до 20 Аллигаторов с пушками 125 мм калибра;
- неуязвимость Аллигаторов: площадь надводной мишени Аллигатора в 10-12 раз меньше мишени десантного катера (обнаружить Аллигаторы трудно, поразить - еще труднее) или в 100 раз меньше мишени малого противолодочного катера 21 - МПК проект 133 (см. фиг.6);
- движение Аллигатора по морю безопасно: высокие мореходные качества обеспечивают Аллигатору безопасность плавания при неограниченном волнении моря (Аллигатор не перевернется и не утонет даже при полной нагрузке и заполнении корпуса бронемашины водой); личный состав не подвержен морской болезни, качка практически отсутствует;
- при вероятности затопления десантного корабля от полученных пробоин бронетехника, оборудованная плавсредством, имеет возможность выхода с десантного корабля с обеспечением при этом спасения десантников и членов экипажа, а снижение нагрузки на корабль при выходе бронетехники с грузом способствует ему оставаться на плаву;
- выход Аллигаторов на берег, занятый противником, значительно проще и безопаснее, чем подход десантного катера к берегу и выход танка с катера (по известному способу): Аллигаторы могут выходить на берег при значительно большей волне, могут преодолевать мели, отмели, вести огонь из всех видов штатного вооружения, а также использовать вооружение, размещаемое на плавсредствах;
- при выходе на берег Аллигатор может сбросить плавсредства (раскрытие замков на узлах крепления плавсредств осуществляется дистанционно от механика-водителя); при необходимости движения вглубь материка, где имеются водные преграды. Аллигаторы двигаются, не сбрасывая плавсредств (с грузом и десантом), и могут вести боевые действия.
Особо необходимо отметить, что предлагаемый способ десантирования бронетехники на средних десантных кораблях, например, типа СДК-1400, СДК-1700 придает им возможность, кроме десантирования, выполнять различные операции, используя боевую мощь и высокие мореходные качества Аллигаторов, в том числе:
повышение самообороны;
ведение боевых и охранных операций в прибрежной 200-километровой зоне;
перевозку мин и постановку минных ограждений;
охрану буровых установок, установок добычи нефти, газа;
участие в решении конфликтных ситуаций; борьбу с терроризмом, как в морской зоне, так и в береговой зоне, изобилующей водными препятствиями;
охрану караванов судов на переходах в опасных зонах; охрану эскадры, находящейся в зоне вероятного противника;
эвакуацию мирных жителей, имущества из района боевых действий;
решение задач, возложенных на ФПС России (охрана границ и биоресурсов).
В результате средний десантный корабль (СДК) становится средним десантно-боевым кораблем (СДБК).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДЕСАНТИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ И БРОНЕМАШИН В ЗОНУ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ | 2014 |
|
RU2564259C1 |
СПОСОБ ВОДНОГО ДЕСАНТИРОВАНИЯ БРОНЕТЕХНИКИ В ЗОНУ ВЕДЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ САМОСОХРАНЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ НАПЛАВУ | 2012 |
|
RU2491495C1 |
ПЛАВСРЕДСТВО ДЛЯ БРОНЕМАШИН, ОСНАЩЕННОЕ ПРОТИВОЛОДОЧНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ | 2009 |
|
RU2424486C2 |
ПЛАВСРЕДСТВО ДЛЯ ОБОРУДОВАНИЯ БРОНЕМАШИН | 2008 |
|
RU2371350C1 |
ПЛАВСРЕДСТВО ДЛЯ ОБОРУДОВАНИЯ АМФИБИЙНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2015 |
|
RU2605136C1 |
ПЛАВСРЕДСТВО РЫБОПРОМЫСЛОВОЕ ДЛЯ ОБОРУДОВАНИЯ АМФИБИЙНЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН | 2011 |
|
RU2482002C1 |
ДЕСАНТНЫЙ ТАНКОВЫЙ ПАРОМ | 2005 |
|
RU2296078C1 |
ДЕСАНТНЫЙ ТАНКОВЫЙ ПАРОМ | 2005 |
|
RU2296079C1 |
КОМПЛЕКС ПЛАВСРЕДСТВ ДЛЯ МОРСКОЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ ОБЛУЧЕННОГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА АТОМНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ПОДВОДНЫХ ЛОДОК, КОРАБЛЕЙ И СУДОВ | 2002 |
|
RU2218288C1 |
ДОКОВАЯ КАМЕРА ДЕСАНТНОГО КОРАБЛЯ | 2020 |
|
RU2754168C1 |
Изобретение относится к области доставки бронетехники в зону боевых действий с использованием десантных кораблей. Способ десантирования бронетехники в зону боевых действий заключается в погрузке бронетехники на десантный корабль, доставке ее десантным кораблем в прибрежную зону боевых действий, выгрузке с десантного корабля и доставке ее к месту боевых действий. Каждую единицу бронетехники оснащают плавсредством. Танкам плавсредство придает мореходные качества, а амфибийной бронетехнике обеспечивает повышение мореходных качеств. Погрузку оборудованной плавсредствами бронетехники с воды на десантный корабль и выгрузку ее с корабля непосредственно на воду осуществляют самоходом бронетехники по аппарелям десантного корабля. Доставка от десантного корабля к месту ведения боевых действий осуществляется путем самостоятельного движения оборудованной плавсредствами бронетехники по воде с обеспечением при этом возможности ее самообороны от воздушных целей, надводных кораблей и подводных лодок. Обеспечивается безопасное плавание бронетехники при любом волнении моря и сохранение возможности движения ее по суше. 10 з.п. ф-лы, 6 ил.
1. Способ десантирования бронетехники в зону боевых действий, включающий погрузку бронетехники на десантный корабль, доставку бронетехники десантным кораблем в прибрежную зону боевых действий, выгрузку бронетехники с десантного корабля и доставку ее к месту боевых действий, отличающийся тем, что каждую единицу бронетехники оснащают плавсредством, придающим танкам мореходные качества, а амфибийной бронетехнике - повышение мореходных качеств, обеспечивающих безопасное плавание при любом волнении моря, сохраняя при этом возможность движения ее по суше, погрузку бронетехники, оборудованной плавсредствами, с воды на десантный корабль и выгрузку ее с десантного корабля непосредственно на воду осуществляют самоходом бронетехники по аппарели или по аппарелям десантного корабля, а ее доставка от десантного корабля к месту ведения боевых действий осуществляется путем самостоятельного движения оборудованной плавсредствами бронетехники по воде с обеспечением при этом возможности ее самообороны от воздушных целей, надводных кораблей.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что габариты плавсредства выбирают из условия обеспечения захода на десантный корабль, оптимальных возможностей по гидродинамике, проходимости по суше, а также обеспечения непотопляемости при полной нагрузке и затоплении корпуса бронетехники водой.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что обеспечена возможность самообороны бронетехники от подводных лодок.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что для защиты от воздушных целей на палубе плавсредств размещают съемные зенитные пулеметы и ПЗРК типа «Игла», а для защиты от танков размещают ПТРК типа «Корнет».
5. Способ по п.1, отличающийся тем, что на палубе плавсредства размещают служебно-бытовой модуль и быстроходный катер.
6. Способ по п.1, отличающийся тем, что на палубе плавсредства устанавливают минные пути для перевозки противокорабельных мин и грузовых тележек.
7. Способ по п.1, отличающийся тем, что координация и управление боевыми действиями бронетехники, оборудованной плавсредствами, осуществляют с десантного корабля.
8. Способ по п.1, отличающийся тем, что на десантном корабле предусмотрен погреб для боезапаса бронетехники, необходимого для повторных боевых операций.
9. Способ по п.1, отличающийся тем, что повышение защиты десантного корабля на стоянке и при движении на малых скоростях обеспечивают ряд объектов бронетехники, оборудованных плавсредствами, вышедших с корабля на воду.
10. Способ по п.1, отличающийся тем, что при невозможности захода объектов бронетехники, оборудованных плавсредствами, на корабль (по причине повреждения ходовой части или из-за высокой волны) предусматривается возможность буксировки их в сцепке за кораблем.
11. Способ по п.1, отличающийся тем, что при вероятности затопления десантного корабля от полученных пробоин обеспечивают выход бронетехники, оборудованной плавсредствами, с корабля и использование ее для спасения десантников и членов экипажа корабля, при этом снижение нагрузки будет способствовать кораблю остаться на плаву.
СУДНО-ДОК | 2006 |
|
RU2326786C1 |
Экскаваторный ковш | 1949 |
|
SU85223A1 |
DE 3143457 A1, 11.05.1983. |
Авторы
Даты
2011-07-20—Публикация
2010-01-20—Подача