Изобретение относится к вопросам (проблемам) доставки, переброски в надводном положении специальной техники в том числе и бронетехники в зону ведения боевых действий с использованием плавсредств (например, десантных кораблей), а конкретно касается способа десантирования бронетехники в зону боевых действий с обеспечением самосохранения и безопасности наплаву.
Известен способ водного десантирования бронетехники в зону боевых действий на десантных кораблях-доках типа Mistral, имеющих док-камеру для размещения десантных катеров и грузовую палубу для размещения бронетехники. Согласно данному способу доставка бронетехники к месту ведения боевых действий осуществляется с использованием четырех водоизмещающих танкодесантных катеров LCT или двух десантных катеров на воздушной подушке LCAC, размещаемых в док-камере десантного корабля. Для выхода десантных катеров с корабля производят заполнение док-камеры водой до их всплытия. После выхода катеров бронетехника перемещается в док-камеру без воды, из которой по аппарели переходит на десантные катера (по одному танку на катер) для перевозки к берегу. При подходе к берегу катера открывают аппарели и бронетехника выходит с катеров. Затем катера возвращаются к кораблю и операции погрузки и доставки бронетехники к берегу повторяются [1].
Предлагаемая способом [1] схема десантирования имеет существенные недостатки, заключающиеся в следующем. Для высадки всей бронетехники (из комплекта в 13 единиц), размещаемой на десантном корабле Mistral, потребуется 4 рейса водоизмещающих катеров или 7 рейсов катеров на воздушной подушке. Учитывая, что высадку десанта с корабля наиболее безопасно производить в зоне, не простреливаемой дальнобойной береговой артиллерией (35-40 км от берега), время, необходимое водоизмещающим катерам (со скоростью хода порядка 14 узлов) для проведения 4 рейсов (с учетом времени, затрачиваемого на погрузку и выгрузку бронетехники), будет составлять не менее 12 часов. Стоянка корабля в этом случае будет еще больше в связи с необходимостью захода катеров на корабль и откачки воды из док-камеры. Перевозка бронетехники на катерах, не обладающих самообороной, потребует их постоянной обороны от ударов средств воздушного нападения (СВН) и надводных кораблей, а самого десантного корабля - от торпедных атак подводных лодок. Необходимо отметить, что подход водоизмещающих катеров к берегу не всегда возможен (сильный огонь противника с берега, мелководье или различные заграждения в воде). Непонятно также назначение 4-х высаженных на берег танков: они могут либо вступить в бой, либо ожидать высадки остальных танков.
Известен также способ водного десантирования бронетехники в зону ведения боевых действий с обеспечением самосохранения и безопасности наплаву [2], состоящий в том, что предварительно оборудуют бронетехнику специальными плавсредствами, габариты которых выбирают, во-первых, из условия обеспечения захода бронетехники с плавсредствами на десантный корабль, оптимальных возможностей по гидродинамике, проходимости по суше, а также обеспечения непотопляемости при полной нагрузке и затоплении корпуса бронетехники водой, а во-вторых, - из условия придания танкам мореходных качеств, а амфибийной бронетехнике улучшение мореходных качеств, обеспечивающих безопасное плавание при любом волнении моря, сохраняя при этом возможность движения бронетехники с плавсредствами по суше, погрузку бронетехники на десантный корабль осуществляют самозаходом бронетехники по аппарели или по аппарелям десантного корабля, доставляют бронетехнику десантным кораблем в прибрежную зону боевых действий, аналогично самоходом выгружают бронетехнику с десантного корабля непосредственно на воду, осуществляют самостоятельное перемещение бронетехники с плавсредствами в надводном положении к месту ведения боевых действий, обеспечивая при этом ее самооборону от средств воздушного нападения и надводных кораблей, размещая для этого на палубе плавсредств съемные зенитные пулеметы и переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) типа «Игла» для обороны бронетехники от средств воздушного нападения, а также размещая на палубе плав-средств противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) типа «Корнет» для защиты от танков, обеспечивают возможность самообороны бронетехники от подводных лодок, для чего размещают на десантном корабле и при необходимости выпускают на воду быстроходный катер, способный осуществлять торпедную атаку, размещают на палубе плавсредства служебно-бытовой модуль, устанавливают на палубе плавсредств минные пути для перевозки противокорабельных мин и грузовых тележек, осуществляют с десантного корабля координацию и управление боевыми действиями используемой бронетехники, оборудованной плавсредствами, обеспечивают с помощью нескольких объектов бронетехники, вышедших с корабля на воду, защиту десантного корабля на стоянке и при движении на малых скоростях.
Недостатком способа водного десантирования бронетехники в зону ведения боевых действий с обеспечением самосохранения и безопасности наплаву является то, что для успешной самообороны объектов бронетехники (ОБ) и обороны десантного корабля необходима информация о местонахождении вражеских объектов для упреждающего открытия огня и пуска торпед. Предполагается, что обнаружение вражеских целей (надводных кораблей, подводных лодок, СВН) ведется самими объектами бронетехники. Однако их разведывательные возможности являются ограниченными, а в ночное время автономное обнаружение ими надводных и воздушных целей противника и вовсе сомнительно. При использовании для целеуказания информации корабельной РЛС обзора (штатной радиолокационной станции десантного корабля) она подвергается опасности быть атакованной противорадиолокационными ракетами (ПРР) с борта СВН. Следовательно, необходимо предложить иной прием (подход) для организации обнаружения вражеских воздушных и надводных средств. Кроме того отсутствие должного объективного контроля за результатами стрельбы ПЗРК, ПТРК и торпедирования ведет к необоснованному перерасходу боеприпасов, ракет и торпед.
Задачей изобретения является модернизация способа водного десантирования бронетехники в зону ведения боевых действий с обеспечением самосохранения и безопасности наплаву, приводящая к своевременному надежному упреждающему обнаружению воздушных и надводных целей противника для последующего их уничтожения огнем ОБ и торпедами с борта быстроходного катера, не ухудшающая живучести десантного корабля.
Для достижения указанного технического результата предлагается усилить (усовершенствовать) известный способ водного десантирования бронетехники в зону ведения боевых действий с обеспечением самосохранения и безопасности наплаву несколькими операциями, связанными с применением беспилотного летательного аппарата, а именно:
- перед выгрузкой ОБ с десантного корабля (ДК) с палубы ДК запускают со специального пускового устройства беспилотный летательный аппарат (БЛА), управляемый с палубного пункта дистанционного управления (ППДУ);
- с помощью оптической, инфракрасной разведывательной аппаратуры БЛА и его бортовой радиолокационной станции с синтезированной апертурой [3-7] обнаруживают СВН, надводные корабли и подводные лодки, определяют их координаты, передают их по линиям беспроводной связи (радиолиниям) на ППДУ, а с него - на ОБ и быстроходный катер, привлекаемые для уничтожения авиационной и надводной техники противника;
- осуществляют с борта БЛА контроль результатов стрельбы по противнику, результаты которого также передают по средствам беспроводной связи на ППДУ десантного корабля.
Технический эффект, который может быть достигнут при реализации изобретения, заключается в увеличении числа уничтоженных воздушных и надводных целей противника, в возможном уменьшении расходуемых боеприпасов, ракет и торпед, в сокращении сроков десантирования в условиях противодействия противника.
Способ поясняется чертежом. На чертеже изображена схема, раскрывающая порядок десантирования и ведения боевых действий с противостоящими подводными лодками, надводными кораблями и СВН.
Способ десантирования бронетехники в зону ведения боевых действий осуществляется следующим образом.
На десантный корабль 1 производят погрузку самозаходом объектов бронетехники 2, оснащенных плавсредствами. Порядок оснащения плавсредствами и соответствующие отличительные особенности детально раскрыты в [2].
Примером размещения бронетехники на десантном корабле является размещение на ДК типа Mistral следующего количества единиц вооружения: 12 танков Т-72Б, 10 самоходных противотанковых пушек (СПТП) СПТП-2С25, 10 боевых машин пехоты (БМП), из них, например, 5 Т-72Б и 5 СПТП-2С25 могут размещаться в док-камере [2]. Представляется возможным перевозить одновременно с ними до 10 автомобилей массой до 4 т и необходимое количество катеров 3, а также до 900 человек десанта. Плавсредство содержит два водопроницаемых бортовых понтона, полости которых заполнены легким заполнителем (например, пенополиуретаном с присадками, снижающими гигроскопичность и горючесть), обеспечивающим плавучесть и непотопляемость. Носовая оконечность понтона заострена в передней части и выполнена с возвышением над палубой [2]. Носовая оконечность выполняется поворотной, с шарнирным креплением на палубе и фиксированным на днище, для обеспечения возможности сокращения длины понтона при размещении образца техники на десантном корабле 1 в док-камере или на грузовой палубе [2]. Днище понтона делают плоским с плавным переходом на клиновой подъем в носовой и кормовой оконечностях. Скула внешнего борта закруглена. Соединение палубы с внешним бортом выполнено с закруглением для снижения брызгообразования. В кормовой части понтонов предусмотрен глубокий туннель для размещения гребного винта с насадкой и руля-стабилизатора. Под палубой понтонов размещены топливные цистерны. Понтон закрепляется на каждом объекте бронетехники 2 посредством носового и кормового узлов крепления. Предусмотрено также аварийное носовое крепление. Между понтонами впереди объекта бронетехники 2 расположено крыло для создания подъемной силы от набегающего потока воды и отвода его под носовую оконечность бронетехники. Внутренняя полость крыла заполнена легким заполнителем, например пенополиуретаном. Крыло закреплено на внутренних бортах понтонов с возможностью установки и фиксации в различных положениях по высоте и углу атаки в зависимости от нагрузки. Между кормовыми расширениями понтонов за корпусом бронетехники 2 расположены кормовые вставки с легким заполнителем, которые закреплены на внутренних бортах понтонов [2]. На кормовой части палубы плавсредства устанавливают леерное ограждение с навесными противопульными щитами, брызгозащитными шторами и дверцами для выхода экипажа.
В зоне леерного ограждения размещаются два съемных зенитных пулемета, площадки для запуска ракет и ПТРК типа «Корнет», сидячие места для десанта, минные пути для перевозки противокорабельных мин и грузовых тележек, а также переносной зенитно-ракетный комплекс типа «Игла», «Игла-1» [8 с.80-86] или вариант этого комплекса с турелью [8 с.87-88], в котором стрелок-зенитчик размещается во вращательном кресле и вручную осуществляет наведение спаренной пусковой установки ПЗРК на вражескую цель.
Кроме того, на палубе понтонов размещают боевые торпедные аппараты или вспомогательную (дополнительную) военную технику, перевозимую в зону боевых действий. К такой технике относятся автомобили, катера и пр. На палубе понтонов и кормовых вставок устанавливают легкосъемные служебно-бытовые модули [2]. Для установки модуля в палубе понтона и кормовых вставок предусматривают отверстия (гнезда), в которые вставляются трубчатые опоры модуля с обеспечением зазора между днищем модуля и палубой понтонов и кормовых вставок для протока воды.
В служебно-бытовом модуле предусматривают размещение приборной части и поста управления радиолокационной станцией (РЛС), средствами радиосвязи, средствами навигации, опускной гидроакустической станции, а также до 4-8 спальных мест, камбузного и санитарно-бытового оборудования. На крыше модуля устанавливают заваливающуюся мачту для размещения антенны РЛС и светосигнального оборудования.
При подходе ДК 1 типа Mistral в зону высадки производят выпуск объектов бронетехники (боевых средств) из док-камеры десантного корабля по аппарели 8 непосредственно на воду. Десантный корабль может иметь, а может и не иметь док-камеру, поскольку объекты бронетехники оборудуются плавсредствами. При такой организации выход ОБ на воду производится с грузовой палубы по аппарелям через носовой или кормовой выходы ДК. Как пример на чертеже показан выход танка с понтонами со стороны кормы ДК.
Вышедшие на воду с ДК объекты бронетехники осуществляют самостоятельное передвижение по воде в зону ведения боевых действий. На пути передвижения на воде объекты обеспечивают самооборону от СВН 6 и надводных кораблей 10 противника. С помощью легких быстроходных торпедных катеров, выпущенных с десантного корабля, обеспечивается торпедирование (торпедная атака) вражеских подводных лодок 4. Кроме того объекты бронетехники и катера обеспечивают защиту самого ДК 1 от СВН 6, надводных кораблей 10, подводных лодок 4 и береговых сил противника. Для обеспечения защиты ДК 1, закрепленного на якоре (на стоянке), а также при его движении на малой скорости (до 8-10 узлов) объекты бронетехники выходят на воду. При скоростях десантного корабля свыше 10 узлов защиту корабля типа Mistral несколькими объектами бронетехники (например, СПТП) проводят непосредственно с палубы корабля, для чего открывают аппарель док-камеры и фиксируют ее в горизонтальном положении. При этом объекты бронетехники частично выходят из док-камеры на аппарель и ведут обстрел противника из штатного вооружения танков или СПТП в кормовой зоне [2]. Торпедные катера выходят на воду в любом из вариантов. К тому же торпедные аппараты могут располагаться непосредственно на корме десантного корабля.
Для своевременного обнаружения объектов противника, к которым относятся СВН 6, надводные корабли 10, подводные лодки 4 и т.п. используют легкий БЛА [9]. Возможность эффективного использования беспилотного авиационного средства в качестве источника разведывательной информации подтверждена опытом боевых действий в последних локальных войнах и вооруженных конфликтах [10, 11].
Итак, одновременно с выгрузкой ОБ 2 с ДК 1 с его палубы со специального пускового устройства запускают легкий БЛА 7, который перемещается в зону особой опасности и барражирует, осуществляя разведку района десантирования. Для разведки используются оптические и инфракрасные приборы, а также РЛС с синтезированной апертурой [3-7]. В ходе разведки БЛА 7 проводит обнаружение СВН в воздушном пространстве на наиболее опасном направлении или вкруговую. Процесс обнаружения отмечен на чертеже жирной ломаной пунктирной линией со стрелками на концах. БЛА оснащают аппаратурой передачи данных на ППДУ. Сведения о координатах, числе и типах обнаруженных СВН поступают на ППДУ, а с него - на ПЗРК для организации стрельбы по СВН управляемыми ракетами ПЗРК.
Использование для обнаружения СВН средств БЛА 7 обеспечивает скрытность и живучесть ДК. В случае использования РЛС десантного корабля СВН могут обнаружить источник излучения радиоволн и подавить его с помощью ПРР. Однако БЛА может излучать высокочастотные сигналы непродолжительное время (20-30 с) и затем перейти в режим пассивного пеленга оптическим или инфракрасным каналом, изменяя свои координаты (уходя от ПРР). В таком случае он будет неуязвим для ПРР и сохранит свою работоспособность.
Сведения о координатах и направлении подлета СВН крайне необходимы стрелку-зенитчику ПЗРК, так как при наличии такого целеуказания вероятность обнаружения СВН на дальней границе зоны обнаружения [12] повышается. Стрелку легче искать вражеские СВН. Становится возможным спрогнозировать расход ракет по разным целям. При отсутствии точной информации о числе СВН часть ракет стрелком-зенитчиком может быть израсходована необоснованно.
Одновременно с обнаружением СВН БЛА 7 проводит обнаружение надводных кораблей 10 и подводных лодок 4 в надводном перископном и погруженном состоянии. Координаты обнаруженных надводных кораблей 10 и подводных лодок 4 также передаются с БЛА на ППДУ, а с него по средствам связи (аппаратуре передачи данных) - на плывущие ОБ и катера. Это позволяет танкам, СПТП и БМП правильно выбирать маршрут, сосредотачивать огонь на наиболее опасных целях, а катерам - опережать подводные лодки по моменту начала (времени) торпедной атаки или быть в готовности к ее немедленному проведению. В прототипе [2] обнаружение целей (кораблей, подводных лодок) возлагалось на сами катера и ОБ. Совершенно очевидно, что качество обнаружения с большой высоты с борта БЛА, имеющего аппаратуру разведки и передачи данных, намного превосходит качество обнаружения целей ОБ и катерами с поверхности воды, как это предусмотрено в прототипе [2]. К тому же БЛА 7 может определять результаты стрельбы и торпедирования, корректируя эти процессы и предотвращая необоснованный расход дополнительных боеприпасов и ракет.
Дополнительно БЛА 7 проводит разведку береговых сил противника, особенностей построения береговой полосы обороны и передает эти сведения на ППДУ для принятия решения и выработки рекомендаций по выбору наиболее целесообразных мест выхода на берег и принятия мер по подавлению огневых точек противника на берегу с передачей на ОБ координат береговых огневых точек и опорных пунктов противника.
Согласно способу (как и в прототипе) время стоянки корабля, необходимое для выхода ОБ с ДК минимизируется за счет того, что все ОБ с плавсредствами выходят на воду одновременно (с грузом и десантниками), без заполнения док-камеры водой, в течение 15-20 минут. С учетом целеуказаний с ППДУ объектами бронетехники обеспечивается надежная самооборона от СВН, надводных кораблей, подводных лодок и береговых сил противника посредством применения штатного вооружения ОБ и дополнительного вооружения, размещаемого на плавсредствах, в том числе противолодочного. Десантируемые ОБ являются менее уязвимыми нежели ДК: площадь видимого в плане ОБ в 10-12 раз меньше площади десантного катера или в 100 раз меньше видимой площади малого противолодочного катера (МПК) проекта 133. Движение ОБ по морю относительно безопасно: высокие мореходные качества обеспечивают ОБ безопасность плавания при неограниченном волнении моря (ОБ с плавсредством не перевертывается и не тонет даже при полной нагрузке и заполнении корпуса бронемашины водой); личный состав не подвержен морской болезни, качка практически отсутствует. При угрозе затопления ДК от полученных пробоин ОБ, оборудованные плавсредствами, имеют возможность выхода с ДК с обеспечением при этом спасения десантников и членов экипажа, а снижение нагрузки на корабль при выходе бронетехники с грузом способствует более продолжительному нахождению ДК на плаву. Выход ОБ с плавсредствами на берег, занятый противником, безопаснее, чем подход десантного катера к берегу и выход танка с катера. Объекты бронетехники с плавсредствами могут выходить на берег при значительно большей волне, могут преодолевать мели, отмели, вести огонь из всех видов штатного вооружения, а также использовать вооружение, размещаемое на плавсредствах. При выходе на берег ОБ может освободиться от плавсредства (раскрытие замков на узлах крепления плавсредств осуществляется дистанционно от специального пульта механика-водителя). При необходимости развития атаки вглубь обороны противника по суше в районах с водными преградами ОБ двигаются, не сбрасывая плавсредств (с грузом и десантом).
Применение БЛА в качестве средства разведки является на сегодняшний день известным приемом, обеспечивающим наивысшую результативность с наименьшими материальными затратами. Рост активности использования БЛА в современных вооруженных конфликтах можно подтвердить следующими фактами. Во время операции "Буря в пустыне" (1991 г.) использовался всего 1 тип БЛА. В конфликте на Балканах (1999 г.) зафиксированы 6 типов БЛА. В операции на территории Афганистана (2001 г.) - 3 типа, а во время иракских событий 2003 года - уже 10 типов БЛА. Рост применяемости БЛА виден даже по количеству потерянных в боях аппаратов. Во время войны с Югославией войска объединенного командования (по данным зарубежной прессы) потеряли в сумме 48 БЛА. США лишились 17 аппаратов: Predator - 3 шт., Hunter - 9 шт., Pioneer - 4 шт., неустановленного типа - 1 шт.Германия потеряла 7 CL-289. Потери Франции составили 3 БЛА-наблюдателя за полем боя Crecerelle. Великобритания потеряла 14 БЛА Phoenix.
В операции "Несгибаемая свобода" (Афганистан, 2001 г.) ВВС США использовались БЛА Predator, Global Hawk и Desert Hawk. За 2 месяца боевых действий было потеряно 2 БЛА Predator. Три типа используемых БЛА отличались размерами, функциями и характеристиками полета. Беспилотный Global Hawk выполнял функции стратегической разведки, Predator использовался как ударный ЛА, носящий и применяющий ракеты типа Hellfire-C. Аппарат Desert Hawk массой около 2 кг осуществлял наблюдение и видеосъемку войск и объектов с высоты до 150 м в радиусе до 9 км.
Среди БЛА, используемых США в Ираке, армейские части эксплуатировали Hunter, Pointer и Shadow 200; морская пехота - Dragon Eye и Pioneer, BBC-Global Hawk, Predator и Predator-B. В войне против Ирака (2003 г.) только США было задействовано около 50 БЛА. Пресса отмечала, что БЛА RQ-1 "Predator" атаковали и уничтожили порядка 12 вражеских целей.
Во время боевых действий в Югославии объединенные национальные силы использовали 5 отрядов БЛА "Predator", отряд БЛА "Hunter", батарею БЛА LC-289, батарею БЛА "Crecerelle". Отряд "Predator" включал 4 БЛА. Он решал задачи разведки, лазерной подсветки, целеуказания, оценки результатов ударов. Отряд "Hunter", действовавший по ночам, включал 8 БЛА. Батарея БЛА CL-289 (ФРГ) включала 16 аппаратов и обеспечивала наблюдение за объектами армии, лагерями, фотосъемку местности, оценку результатов ударов. Французская батарея БЛА СВ включала 4 БЛА Crecerelle, а также 4 БЛА CL-289. Батарея применялась в системе управления военной разведкой.
Современные БЛА обладают внушительными разведывательными возможностями. Основные характеристики БЛА различных типов приведены в [9, lie. 230-264], а перспективы развития беспилотной авиации - в [11 с.354-396].
Предлагаемый к использованию на ДК БЛА относится к классу аппаратов ближнего действия или малой дальности [lie. 225], рассчитанным на применение в батальонном, бригадном, дивизионном или корпусном звеньях управления. Основными видами поиска объектов противника с помощью таких тактических БЛА согласно [11 с.226] являются:
- поиск целей в заданной исполнительной зоне;
- барражирование в исполнительной зоне;
- облет заданного рубежа в боевых порядках противника;
- поиск целей в заданном угловом секторе;
- поиск целей на заданном маршруте полета.
При поиске целей в заданной исполнительной зоне (в данном случае в районе десантирования) БЛА решает следующие задачи: поиск групповых и одиночных целей в тактической и ближней оперативной глубинах боевых порядков противника; проведение поисковых мероприятий; поиск и обнаружение надводных и подводных объектов. Барражирование в исполнительной зоне предусматривает: наблюдение за обстановкой в тактической глубине боевых порядков противника; передачу разведывательной информации в режиме времени, близком к реальному; использование РЛС с синтезированной апертурой или обзорной оптико-электронной аппаратуры для просмотра территории без входа в зону активного огневого воздействия со стороны противника.
В России также имеется несколько вариантов БЛА, способных вести оптико-электронную и радиолокационную разведки. Это, к примеру, комплекс воздушной разведки "Типчак" с БЛА-05 [13] или модификации беспилотного летательного аппарата серии Орлан [14, 15]. Недавно ОАО «НИИ «Кулон» сообщило по Интернету о создании малогабаритного комплекса разведки и наблюдения поля боя с БЛА типа "Пчела-1" [16]. В задачи данного комплекса, кроме всего прочего, входят: разведка одиночных и групповых движущихся и неподвижных объектов днем и ночью с определением их координат, целеуказание средствам огневого поражения и др. В состав комплекса входят как сам БЛА, так и пункт дистанционного управления, что соответствует заявленному техническому решению. Но самое важное - это наличие в перечне продукции ОАО «НИИ «Кулон» РЛС с синтезированной апертурой (иначе называемой РЛС бокового обзора) [17]. Указывается, что данные унифицированные РЛС с синтезированной апертурой 4-го поколения типа "Абструкция" и "Малыш-Э" предназначены для размещения на различных типах летательных аппаратов, включая самолеты легкомоторной авиации и БЛА. Подобные РЛС с синтезированной апертурой могут размещаться как внутри фюзеляжа летательного аппарата, так и в подвесных контейнерах.
Имеются и другие варианты отечественных бортовых РЛС с синтезированной апертурой. Так, например, компания «Транзас-Морские системы» создает для комплекса «Дозор-100» комбинированную РЛС, работающую в двух режимах: режим переднего (бокового) обзора с доплеровской селекцией движущейся цели в секторе ±60 градусов и режим синтезированной апертуры [18]. Для обеспечения сектора обзора предлагается применить поворотную сканирующую антенну.
Использование для разведки РЛС с синтезированной апертурой имеет два глобальных преимущества перед оптическими системами. Во-первых, в радиолокационном диапазоне обеспечивается всепогодность разведки, независимость от времени года и суток, тумана, осадков и пр. Во-вторых, такой режим разведки позволяет обнаруживать искусственные цели, скрытые под листвой, хвоей, водой и даже землей. Именно это позволяет обнаруживать в радиодиапазоне кильватерные следы идущих на малой глубине подводных лодок, как это реализовано, например, в РЛС спутника Лакросс [11 с.20]. Отмеченные преимущества стали причиной активного использования в зарубежных разведывательных БЛА локаторов с синтезированной апертурой. Известно, например, что подобные РЛС уже широко используются на борту БЛА Predator (РЛС TESAR [19]) или на борту БЛА типа MQ-9 Predator-B (РЛС AN/APY-8 Lynx [20]).
Таким образом, предлагаемый способ является технически осуществимым на современном этапе развития отечественной и зарубежной авиации и радиоэлектроники.
Явными преимуществами предлагаемого способа десантирования бронетехники в зону ведения боевых действий с обеспечением самосохранения и безопасности наплаву являются следующие:
а) своевременное (упреждающее) оповещение о числе целей и их координатах обеспечивает рациональный расход боеприпасов и повышает результативность стрельбы и торпедирования;
б) использование средств радиолокационной разведки на борту БЛА обеспечивает всепогодность проводимой разведки, повышает живучесть ДК, так как он не использует излучения в эфир и остается (становится) недосягаемым для ПРР;
в) улучшается контроль за результатами стрельбы и торпедирования;
г) подавляется морально-психологический фактор угрозы жизни расчетам образцов бронетехники и быстроходных катеров вследствие упреждающего, а не ответного огня по врагу; к тому же на борту БЛА персонал отсутствует, и оператор БЛА на ППДУ уверенно и хладнокровно управляет разведывательным БЛА в интересах разведки района десантирования.
Источники информации
1. Патент РФ №2326786, 2008 г. (аналог).
2. Патент РФ №2424487. МПК F41H 13/00. Способ десантирования бронетехники в зону боевых действий с обеспечением самообороны и безопасности плавания. Федосеев Л.Ф. и др. Заявка 2010101530. Приоритет 20.01.2010. Опубл. 20.07.2011 (прототип).
3. Караваев В.В., Сазонов В.В. Основы теории синтезированных антенн. М.: Сов. радио, 1974. 168 с.
4. Буренин Н.И. Радиолокационные станции с синтезированной антенной. М.: Сов. радио, 1972. 159 с.
5. Радиовидение / Под ред. Г.С. Кондратенкова. М.: ВВИА им. Жуковского, 1997. 422 с.
6. Радиолокационные станции воздушной разведки / Под ред. Г.С. Кондратенкова. М.: Воениздат, 1983. 152 с.
7. Реутов А.П., Михайлов Б.А., Кондратенков Г.С., Бойко Б.В., Радиолокационные станции бокового обзора. М., Сов. радио, 1970.
8. Василии Н.Я., Гуринович А.Л. Зенитные ракетные комплексы. Минск: ООО «Попурри», 2002. 464 с.
9. Василии Н.Я. Беспилотные летательные аппараты. Минск: ООО "Попурри", 2003. 272 с.
10. Мосов С.П. Аэрокосмическая разведка в современных военных конфликтах. Монография. Киев: Издательский дом «Румб», 2008. 248 с.
11. Меньшаков Ю.К. Виды и средства иностранных технических разведок / Под ред. М.П. Сычева. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2009. 656 с.
12. Справочник офицера противовоздушной обороны / Под ред. Г.В. Зимина. М.: Воениздат, 1981. 421 с.
13. http://www.arms-expo.ru/049050048049124055050051.html.
14. http://www.bla-orlan.ru/index.php/default/orlan-3m.html.
15. http://bpla-orlan.ning.com/.
16. http://www.mikulon.ru/product/001.php.
17. http://www.niikulon.ru/product/003.php.
18. http://www.uav.ru/articles/sar_for_uav.pdf.
19. http://warinform.ru/News-view-352.html.
20. http://www.airwar.ru/enc/bpla/mq9.html.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДЕСАНТИРОВАНИЯ БРОНЕТЕХНИКИ В ЗОНУ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ САМООБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ | 2010 |
|
RU2424487C1 |
СПОСОБ ДЕСАНТИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ И БРОНЕМАШИН В ЗОНУ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ | 2014 |
|
RU2564259C1 |
ПЛАВСРЕДСТВО ДЛЯ БРОНЕМАШИН, ОСНАЩЕННОЕ ПРОТИВОЛОДОЧНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ | 2009 |
|
RU2424486C2 |
ПЛАВСРЕДСТВО ДЛЯ ОБОРУДОВАНИЯ БРОНЕМАШИН | 2008 |
|
RU2371350C1 |
Способ организации комбинированного заграждения на маршруте движения вооружения и техники противника | 2017 |
|
RU2665674C1 |
ПЛАВСРЕДСТВО ДЛЯ ОБОРУДОВАНИЯ АМФИБИЙНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2015 |
|
RU2605136C1 |
Многофункциональная модульная морская мишенная установка | 2016 |
|
RU2628931C1 |
ДОКОВАЯ КАМЕРА ДЕСАНТНОГО КОРАБЛЯ | 2020 |
|
RU2754168C1 |
Планарный корпус корабля, предназначенный для размещения функциональных комплексов авианесущего или транспортно-десантного корабля | 2021 |
|
RU2770817C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СУДНА ОТ НАПАДЕНИЯ И ЗАХВАТА ПИРАТАМИ | 2010 |
|
RU2432544C1 |
Изобретение относится к области десантирования бронетехники в зону ведения боевых действий. Способ водного десантирования бронетехники в зону ведения боевых действий с обеспечением самосохранения и безопасности наплаву заключается в том, что перед выгрузкой бронетехники с десантного корабля с его палубы запускают с пускового устройства беспилотный летательный аппарат (БЛА), управляемый с палубного пункта дистанционного управления (ППДУ). При помощи оптической инфракрасной разведывательной аппаратуры БЛА и его бортовой радиолокационной станции с синтезированной апертурой обнаруживают средства воздушного нападения, надводные корабли и подводные лодки, определяют их координаты, передают их по линиям беспроводной связи (радиолиниям) на ППДУ, а с него - на объекты бронетехники и быстроходный катер, привлекаемые для уничтожения авиационной и надводной техники противника. Осуществляют с борта БЛА контроль результатов стрельбы по противнику, которые передают но средствам беспроводной связи на ППДУ десантного корабля. Улучшаются условия ведения боевых действий за счет упреждающего обнаружения воздушных и надводных целей противника для последующего их уничтожения, обеспечивается живучесть десантного корабля. 1 ил.
Способ водного десантирования бронетехники в зону ведения боевых действий с обеспечением самосохранения и безопасности наплаву, состоящий в том, что предварительно оборудуют бронетехнику специальными плавсредствами, габариты которых выбирают из условия обеспечения захода бронетехники с плавсредствами на десантный корабль, оптимальных возможностей по гидродинамике, проходимости по суше, а также обеспечения непотопляемости при полной нагрузке и затоплении корпуса бронетехники водой, а также из условия придания танкам мореходных качеств, а амфибийной бронетехнике - улучшения мореходных качеств, обеспечивающих безопасное плавание при любом волнении моря, сохраняя при этом возможность движения бронетехники с плавсредствами по суше, погрузку бронетехники на десантный корабль осуществляют самоходом бронетехники по аппарели или по аппарелям десантного корабля, доставляют бронетехнику десантным кораблем в прибрежную зону боевых действий, аналогично самоходом выгружают бронетехнику с десантного корабля непосредственно на воду, осуществляют самостоятельное перемещение бронетехники с плавсредствами в надводном положении к месту ведения боевых действий, обеспечивая при этом ее самооборону от средств воздушного нападения и надводных кораблей, размещая для этого на палубе плавсредств съемные зенитные пулеметы и переносные зенитные ракетные комплексы «Игла» для обороны бронетехники от средств воздушного нападения, а также размещая на палубе плавсредств противотанковый ракетный комплекс «Корнет» для защиты от танков, обеспечивают возможность самообороны бронетехники от подводных лодок, для чего размещают на десантном корабле и при необходимости выпускают на воду быстроходный катер, способный осуществлять торпедную атаку, размещают на палубе плавсредств служебно-бытовой модуль, устанавливают на палубе плавсредств минные пути для перевозки противокорабельных мин и грузовых тележек, осуществляют с десантного корабля координацию и управление боевыми действиями используемой бронетехники, оборудованной плавсредствами, обеспечивают с помощью нескольких объектов бронетехники, вышедших с корабля на воду, защиту десантного корабля на стоянке и при движении на малых скоростях, отличающийся тем, что перед выгрузкой объектов бронетехники с десантного корабля с палубы десантного корабля запускают со специального пускового устройства беспилотный летательный аппарат, управляемый с палубного пункта дистанционного управления с помощью оптической инфракрасной разведывательной аппаратуры беспилотного летательного аппарата и его бортовой радиолокационной станции с синтезированной апертурой, обнаруживают средства воздушного нападения, надводные корабли и подводные лодки, определяют их координаты, передают их по линиям беспроводной связи на палубный пункт дистанционного управления, а с него - на объекты бронетехники и быстроходный катер, привлекаемые для уничтожения авиационной и надводной техники противника, осуществляют с борта беспилотного летательного аппарата контроль результатов стрельбы по противнику, результаты которого также передают по средствам беспроводной связи на палубный пункт дистанционного управления десантного корабля.
СПОСОБ ДЕСАНТИРОВАНИЯ БРОНЕТЕХНИКИ В ЗОНУ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ САМООБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ | 2010 |
|
RU2424487C1 |
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО ПОРАЖЕНИЯ ПРОТИВНИКА | 2006 |
|
RU2326328C2 |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДИСТАНЦИОННОГО СЕКЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ | 2018 |
|
RU2707386C1 |
US 2004030451 A1, 12.02.2004. |
Авторы
Даты
2013-08-27—Публикация
2012-06-01—Подача