СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ Российский патент 2011 года по МПК F02C9/00 

Описание патента на изобретение RU2427722C1

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления авиационными газотурбинными двигателями (ГТД) и газотурбинными установками (ГТУ) различного назначения.

Известен способ управления ГТД, заключающийся в том, что по измеренной частоте вращения ротора двигателя по известной зависимости формируют заданное положение лопаток входного направляющего аппарата (ВНА) компрессора двигателя, в соответствии с ним до заданной частоты вращения удерживают лопатки ВНА в положении «закрыто», после выхода двигателя на режимы, где частота вращения выше заданной, устанавливают лопатки ВНА в положении «открыто» (Югов O.K., Селиванов О.Д. «Основы интеграции самолета и двигателя», М., «Машиностроение», 1989, с.77-80).

Недостатком известного способа является его низкая эффективность с точки зрения обеспечения требуемых запасов газодинамической устойчивости (ГДУ) компрессора и, как следствие, невозможность использования для управления современными ГТД, а именно турбореактивными двигателями с высокой степенью двухконтурности (ТРДД), такими, например, как двигатели семейства ПС-90А.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является способ управления ГТД, заключающийся в том, что измеряют частоту вращения ротора двигателя и температуру воздуха на входе в двигатель, по измеренной частоте вращения ротора двигателя и температуре воздуха на входе в двигатель формируют значение приведенной частоты вращения ротора двигателя, по известной зависимости формируют заданное положение лопаток входного направляющего аппарата (ВНА) компрессора двигателя, сравнивают его с измеренным положение лопаток ВНА, по величине рассогласования между заданным и измеренным значениями формируют управляющее воздействие на привод лопаток ВНА (Шляхтенко С.М. «Теория авиационных ВРД», М., «Машиностроение», 1975, с.411-414).

Недостатком этого способа является следующее.

При использовании этого способа в наземных двухвальных ГТУ различного назначения (например, ГТУ-25Ц, ГТЭ-25ПЭР разработки и производства ОАО «Авиадвигатель», г.Пермь), имеющих компрессор низкого давления (КНД), компрессор высокого давления (КВД) и регулируемый ВНА КВД, приведение по температуре воздуха на входе в двигатель снижает точность поддержания расхода воздуха через ВНА КВД

Снижение точности управления расходом воздуха через КВД может приводить к увеличению удельного расхода топлива и снижению запасов ГДУ КВД. Это снижает экономичность и надежность работы двигателя.

Целью изобретения является повышение качества работы САУ и, как следствие, повышение экономичности и надежности работы ГТУ.

Поставленная цель достигается тем, что в способе управления ГТУ, имеющего компрессор низкого давления (КНД) и компрессор высокого давления (КВД) заключающемся в том, что измеряют частоту вращения ротора КВД и температуру воздуха на входе в ГТУ, по измеренной частоте вращения ротора КВД и температуре воздуха на входе в ГТУ формируют значение приведенной частоты вращения ротора КВД, по приведенной частоте вращения ротора КВД по известной зависимости формируют заданное положение лопаток входного направляющего аппарата (ВНА) КВД, сравнивают его с измеренным положением лопаток ВНА КВД, по величине рассогласования между заданным и измеренным значениями формируют первое управляющее воздействие на привод лопаток ВНА КВД, дополнительно измеряют частоту вращения ротора КНД по температуре воздуха на входе в ГТУ и по частоте вращения ротора КНД по наперед заданной зависимости, определяемой расчетно-экспериментальным путем, вычисляют температуру воздуха на входе в КВД, по температуре воздуха на входе в КВД и по известной зависимости формируют второе значение приведенной частоты вращения КВД, по второй приведенной частоте вращения КВД по известной зависимости формируют второе заданное положение лопаток ВНА КВД, сравнивают его с измеренным положением лопаток ВНА КВД, по величине рассогласования между вторым заданным и измеренным значениями положения лопаток ВНА КВД формируют второе управляющее воздействие на привод лопаток ВНА КВД и осуществляют по нему управление приводом лопаток ВНА КВД, при невозможности из-за отказов в САУ формирования второго управляющего воздействия осуществляют управление приводом лопаток ВНА КВД по первому управляющему воздействию.

На чертеже представлена схема устройства, реализующая заявляемый способ.

Устройство содержит последовательно соединенные блок 1 датчиков (БД), электронный блок 2 управления ГТУ (БУД), блок 3 управления ВНА КВД (БУВНА), гидропривод 4 ВНА КВД, причем гидропривод 4 подключен к БД 1, пульт 5 оператора (ПУ), подключенный к БУД 2.

Устройство работает следующим образом.

Оператор, управляющий ГТУ, с помощью ПУ 5 задает режим работы ГТУ: запуск, холостой ход, номинальный режим, максимальный режим, перегрузочный режим.

Команда оператора от ПУ 5 по цифровому каналу связи (например, RS 485 или Ethernet) передается в БУД 2. БУД 2 в соответствии с полученной от ПУ 5 командой по сигналам датчиков из БД 1 по известным зависимостям (см., например, кн.: Шевяков А. А. «Силовые установки ракетных двигателей и энергетических установок. Системы управления энергетических установок», М., «Машиностроение», 1985) вычисляет потребный расход топлива в камеру сгорания (КС) ГТУ и поддерживает режим работы ГТУ (подробное описание процесса дозирования топлива в КС ГТУ здесь не приводится, т.к. это не имеет прямого отношения к теме заявки на изобретение).

Дополнительно в БУД 2 с помощью БД 1 измеряют частоту вращения ротора КВД и температуру воздуха на входе в ГТУ, по измеренной частоте вращения ротора КВД и температуре воздуха на входе в ГТУ формируют значение приведенной частоты вращения ротора КВД:

где nвдпр - приведенная по температуре воздуха на входе в ГТУ частота вращения ротора КВД;

nвд - измеренная в БД 1 частота вращения ротора КВД.

По приведенной частоте вращения ротора КВД и по известной зависимости в БУД 2 формируют заданное положение лопаток ВНА КВД:

где αвна зад. - заданное положение лопаток ВНА КВД;

nвдпр - приведенная по температуре воздуха на входе в ГТУ частота вращения ротора КВД.

Пример зависимости αвна зад=f(nвдпр) для ГТЭ-25ПЭР производства ОАО «Авиадвигатель», г.Пермь, представлен в таблице 1.

Таблица 1 αвна зад, град -45 -40,6 -31,3 -27 -19 -10,3 0 nвдпр, об/мин ≤8950 9400 10000 10450 10900 11600 ≥12050

Далее в БУД 2 заданное положение ВНА КВД сравнивают с измеренным с помощью БД 1 положением лопаток ВНА КВД, по величине рассогласования между заданным и измеренным значениями формируют первое управляющее воздействие на привод лопаток ВНА КВД.

Дополнительно в БУД 2 с помощью БД 1 измеряют частоту вращения ротора КНД, по температуре воздуха на входе в ГТУ и по частоте вращения ротора КНД по наперед заданной зависимости, определяемой расчетно-экспериментальным путем, вычисляют температуру воздуха на входе в КВД:

где - температура воздуха на входе в КВД;

- температура воздуха на входе в ГТУ;

nндпр - приведенная по температуре воздуха на входе в ГТУ частота вращения ротора КНД; определяется по зависимости:

Пример зависимости f(nндпр) для ГТЭ-25ПЭР производства ОАО "Авиадвигатель", г. Пермь, представлен в таблице 2.

Таблица 2 nндпр, об/мин 0 2000 2500 3000 3500 4000 4500 5000 f(nндпр) 1,000 1,070 1,010 1,130 1,183 1,230 1,287 1,310

Далее в БУД 2 по измеренной с помощью БД 1 температуре воздуха на входе в КВД и по известной зависимости формируют второе значение приведенной частоты вращения КВД

где nвд0 - вторая приведенная по температуре воздуха на входе КВД (за КНД) частота вращения ротора КВД;

- температура воздуха на входе в КВД, рассчитанная по (3).

По второй приведенной частоте вращения КВД и по известной зависимости в БУД 2 формируют второе заданное положение лопаток ВНА КВД

где αвна зад.2 - второе заданное положение лопаток ВНА КВД;

nвд0 - вторая приведенная по температуре воздуха на входе в КВД частота вращения ротора КВД.

Пример зависимости αвна зад.2 =f(nвд0) для ГТЭ-25ПЭР производства ОАО «Авиадвигатель», г. Пермь, представлен в таблице 3.

Таблица 3 αвна зад.2, град -45 -40,6 -31,3 -27 -19 -10,3 0 nвд0,об/мин ≤8700 9000 9500 9700 10000 10300 ≥10600

Далее в БУД 2 сравнивают его с измеренным с помощью БД 1 положением лопаток ВНА КВД, по величине рассогласования между вторым заданным и измеренным значениями положения лопаток ВНА КВД формируют второе управляющее воздействие на привод лопаток ВНА КВД выдают его в БУВНА 3, который с помощью гидропривода 4 обеспечивает требуемое изменение положения лопаток ВНА КВД.

При невозможности из-за отказов в САУ, обнаруживаемых логикой самоконтроля, реализованной в БУД 2, формирования второго управляющего воздействия, БУД 2 осуществляет управление приводом лопаток ВНА КВД по первому управляющему воздействию. При этом информация об отказах выдается из БУД 2 в ПУ 5 на экран монитора оператора.

Таким образом, за счет повышения качества работы САУ обеспечивается повышение точности управления расходом воздуха через КВД и, как следствие, повышение экономичности и надежности работы ГТУ.

Похожие патенты RU2427722C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ 2009
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2425996C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ 2009
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2422683C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ 2010
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2435970C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ 2010
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2454557C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ 2010
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2431051C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ 2010
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2431753C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2010
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2451921C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕПУСКОМ ВОЗДУХА В КОМПРЕССОРЕ ДВУХВАЛЬНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Князева Н.Р.
  • Савенков Ю.С.
  • Саженков А.Н.
  • Трубников Ю.А.
RU2214535C2
СПОСОБ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВЫПОЛНЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Шабаев Юрий Геннадьевич
RU2551142C1
СПОСОБ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВЫПОЛНЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
  • Селезнев Александр Сергеевич
  • Шабаев Юрий Геннадиевич
RU2555935C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 427 722 C1

Реферат патента 2011 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления авиационными газотурбинными двигателями (ГТД) и газотурбинными установками (ГТУ) различного назначения. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно измеряют частоту вращения ротора КНД по температуре воздуха на входе в ГТУ и по частоте вращения ротора КНД по наперед заданной зависимости, определяемой расчетно-экспериментальным путем, вычисляют температуру воздуха на входе в КВД, по температуре воздуха на входе в КВД по известной зависимости формируют второе значение приведенной частоты вращения КВД, по второй приведенной частоте вращения КВД по известной зависимости формируют второе заданное положение лопаток входного направляющего аппарата (ВНА) КВД, сравнивают его с измеренным положением лопаток ВНА КВД, по величине рассогласования между вторым заданным и измеренным значениями положения лопаток ВНА КВД формируют второе управляющее воздействие на привод лопаток ВНА КВД и осуществляют по нему управление приводом лопаток ВНА КВД, при невозможности из-за отказов в САУ формирования второго управляющего воздействия осуществляют управление приводом лопаток ВНА КВД по первому управляющему воздействию. Технический результат изобретения -повышение экономичности и надежности работы ГТУ за счет повышения качества работы САУ, обеспечивающего оптимальное управление расходом воздуха через КВД. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 427 722 C1

Способ управления газотурбинной установкой (ГТУ), имеющей компрессор низкого давления (КНД) и компрессор высокого давления (КВД), заключающийся в том, что измеряют частоту вращения ротора КВД и температуру воздуха на входе в ГТУ, по измеренной частоте вращения ротора КВД и температуре воздуха на входе в ГТУ формируют значение приведенной частоты вращения ротора КВД, по приведенной частоте вращения ротора КВД по известной зависимости формируют заданное положение лопаток входного направляющего аппарата (ВНА) КВД, сравнивают его с измеренным положением лопаток ВНА КВД, по величине рассогласования между заданным и измеренным значениями формируют первое управляющее воздействие на привод лопаток ВНА КВД, отличающийся тем, что дополнительно измеряют частоту вращения ротора КНД, по температуре воздуха на входе в ГТУ и по частоте вращения ротора КНД по наперед заданной зависимости, определяемой расчетно-экспериментальным путем, вычисляют температуру воздуха на входе в КВД, по температуре воздуха на входе в КВД по известной зависимости формируют второе значение приведенной частоты вращения КВД, по второй приведенной частоте вращения КВД по известной зависимости формируют второе заданное положение лопаток входного направляющего аппарата (ВНА) КВД, сравнивают его с измеренным положением лопаток ВНА КВД, по величине рассогласования между вторым заданным и измеренным значениями положения лопаток ВНА КВД формируют второе управляющее воздействие на привод лопаток ВНА КВД и осуществляют по нему управление приводом лопаток ВНА КВД, при невозможности из-за отказов в САУ формирования второго управляющего воздействия осуществляют управление приводом лопаток ВНА КВД по первому управляющему воздействию.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2427722C1

ШЛЯХТЕНКО С.М
Теория авиационных ВРД
- М.: Машиностроение, 1975, с.411-414
Югов O.K
и др
Основы интеграции самолета и двигателя
Механизм для сообщения поршню рабочего цилиндра возвратно-поступательного движения 1918
  • Р.К. Каблиц
SU1989A1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ СИЛОВОЙ ТУРБИНЫ ТУРБОМАШИННОГО АГРЕГАТА ПРИ ВНЕЗАПНОМ ПОЛНОМ ИЛИ ЧАСТИЧНОМ СБРОСЕ НАГРУЗКИ 2002
  • Акмалов О.Р.
  • Иванов В.А.
  • Тимкин Ю.И.
RU2225945C2
RU 2008122803 А, 10.12.2009
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ 2007
  • Кучевасов Константин Петрович
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Тимкин Юрий Иванович
RU2360137C1
RU 2009103600 А, 03.02.2009
US 5761895 A, 09.06.1998
US 6321525 B1, 27.11.2001.

RU 2 427 722 C1

Авторы

Бурдин Валерий Владимирович

Гладких Виктор Александрович

Даты

2011-08-27Публикация

2009-12-22Подача