СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА Российский патент 2011 года по МПК F02K9/96 

Описание патента на изобретение RU2428581C1

Изобретение относится к испытаниям и испытательной технике. Преимущественная область применения - испытания ракетных двигателей твердого топлива.

Ракетные двигатели твердого топлива в процессе создания и серийного производства подвергаются различным испытаниям, целью которых является подтверждение их работоспособности в условиях применения.

Известны способ и устройство для гидроиспытаний ракетного двигателя твердого топлива (см. книгу В.И.Феодосьева и Г.Б.Синярева «Введение в ракетную технику», Оборонгиз, 1960, стр.487), при проведении которых неснаряженный двигатель (т.е. без топлива) с заглушкой вместо сопла нагружают внутренним давлением жидкости. В процессе гидроиспытаний давление плавно повышают до уровня, превышающего на заданную величину максимальное эксплуатационное давление, которое поддерживают определенное время. После этого давление стравливают и производят дефектацию двигателя.

Недостатком способа и устройства для гидроиспытаний ракетного двигателя твердого топлива на прочность является несоответствие реализуемого при их проведении темпа нагружения испытываемого корпуса двигателя реальному темпу его нагружения, а также отсутствие прогрева корпуса двигателя, имеющего место при сгорании в нем ракетного топлива и снижающего его механические характеристики.

Наиболее близкими к предлагаемому техническому решению являются выбранные в качестве прототипа способ и устройство для огневых стендовых испытаний (ОСИ) ракетных двигателей твердого топлива (см. там же). В таких испытаниях снаряженный двигатель (т.е. с топливом) устанавливают на стенд, содержащий основание с жесткой стенкой. При этом его лобовую часть через датчик силы (датчик тяги) упирают в жесткую стенку. Двигатель запускают от наземного источника электрического тока. В процессе его работы измеряют давление продуктов сгорания топлива в его камере, тягу и другие параметры.

По результатам ОСИ проверяют соответствие измеренных внутрибаллистических характеристик, в первую очередь давления в камере и тяги, требованиям документации, а также работоспособность корпуса двигателя при механическом и тепловом воздействии на него продуктов сгорания топлива.

Недостатком способа и устройства для огневых стендовых испытаний ракетного двигателя твердого топлива является невозможность определения по их результатам запаса прочности корпуса двигателя.

Решаемой технической задачей является создание способа и устройства для испытаний ракетного двигателя твердого топлива в условиях, максимально приближенных к условиям его применения.

Ожидаемый технический результат при применении заявляемых способа и устройства для испытаний заключается в определении реального коэффициента запаса прочности корпуса ракетного двигателя твердого топлива, что позволяет впоследствии повысить надежность работы двигателя.

Технический результат достигается за счет испытаний ракетного двигателя твердого топлива по заявляемому способу, включающему установку снаряженного двигателя на основание с упором его лобовой части в жесткую стенку, запуск, измерение параметров работы двигателя и определение с их использованием работоспособности корпуса двигателя при механическом и тепловом воздействии продуктов сгорания топлива. В отличие от прототипа в заданный момент времени после запуска двигателя, в том числе непосредственно перед окончанием горения твердого топлива частично или полностью перекрывают критическое сечение его сопла, что приводит к повышению давления в камере и разрушению корпуса, при этом фиксируют величины давления продуктов сгорания топлива в камере двигателя перед полным или частичным перекрытием критического сечения сопла и давления, при котором произошло разрушение корпуса. По этим величинам определяют коэффициент запаса прочности корпуса ракетного двигателя твердого топлива.

Технический результат достигается при реализации заявляемого способа на заявляемом устройстве для испытаний ракетного двигателя твердого топлива, содержащем основание и жесткую стенку для упора в нее лобовой части двигателя. В отличие от прототипа устройство дополнительно снабжено глухим телескопическим стволом, устанавливаемым на основании соосно ракетному двигателю с возможностью выдвижения его подвижной части в сопло двигателя, причем на переднем торце подвижной части ствола установлена профилированная заглушка для перекрытия сопла, в его полости размещен пороховой заряд, а на закрытом торце неподвижной части ствола установлен пиропатрон.

Оснащение устройства для испытаний глухим телескопическим стволом, установленным на основании соосно ракетному двигателю с возможностью выдвижения его подвижной части с заглушкой в сопло ракетного двигателя, позволяет полностью или частично перекрывать критическое сечение сопла ракетного двигателя. Полное или частичное перекрывание критического сечения сопла ракетного двигателя после его запуска позволяет в заданный момент времени, в том числе непосредственно перед окончанием горения топлива увеличить давление в камере двигателя до величины, при которой его корпус в наиболее слабом месте разрушается. По величинам давления, при котором произошло разрушение, и давления, зарегистрированного в момент времени, предшествовавший перекрытию сопла, определяют величину коэффициента запаса прочности корпуса двигателя, на основании которой судят о работоспособности корпуса при механическом и тепловом воздействии продуктов сгорания топлива.

Изобретение поясняется фигурой, на которой схематически изображено устройство для испытания ракетного двигателя.

Устройство для испытаний ракетного двигателя твердого топлива 1 содержит жесткую стенку 2, рельсовое основание 3 для установки на нем при помощи скользящих опор (башмаков) 4 ракетного двигателя. Глухой телескопический ствол 5 установлен на рельсовое основание 3 при помощи неподвижной опоры 6 соосно ракетному двигателю твердого топлива 1 с возможностью выдвижения его подвижной части 7 в сопло 8. На переднем торце подвижной части 7 ствола 5 закреплена профилированная заглушка 9 для перекрытия сопла, в его полости размещен пороховой заряд 10, а на закрытом торце неподвижной части ствола 5 установлен пиропатрон 11.

Заявляемый способ испытания ракетного двигателя твердого топлива осуществляется при работе устройства следующим образом.

Снаряженный ракетный двигатель твердого топлива 1 устанавливают на рельсовое основание 3 с упором его лобовой части в жесткую стенку 2. Телескопический ствол 5 устанавливают на основании 3 соосно ракетному двигателю 1 с возможностью выдвижения подвижной части 7 в сопло 8. Запускают ракетный двигатель 1. В заданный момент времени подают напряжение на пиропатрон 11, тем самым воспламеняя пороховой заряд 10, продукты горения которого заполняют полость телескопического ствола 5 и толкают его подвижную часть 7 в сторону сопла 8, преодолевая воздействие скоростного напора газовой струи работающего двигателя 1. Закрепленная на переднем торце подвижной части 7 ствола 5 заглушка 9, вдвигаясь в сопло 8, частично или полностью перекрывает его критическое сечение, вследствие чего давление в двигателе 1 возрастает до тех пор, пока корпус двигателя не разрушится в наиболее слабом месте. В процессе работы двигателя 1 измеряют величины давления продуктов сгорания топлива в его камере в момент времени, предшествующий перекрытию (частичному или полному) критического сечения сопла, в том числе непосредственно перед окончанием горения топлива, и давления, при котором произошло разрушение корпуса двигателя. По этим величинам определяют коэффициент запаса прочности корпуса двигателя, на основании которого судят о работоспособности корпуса ракетного двигателя твердого топлива при механическом и тепловом воздействии продуктов сгорания топлива.

Таким образом, заявляемые способ и устройство для испытания ракетного двигателя твердого топлива позволяют определить реальный коэффициент запаса прочности корпуса двигателя в условиях, максимально приближенных к условиям его применения.

Похожие патенты RU2428581C1

название год авторы номер документа
Способ повышения дальности полета активно-реактивного снаряда 2017
  • Архипов Владимир Афанасьевич
  • Бондарчук Сергей Сергеевич
  • Коноваленко Алексей Иванович
  • Перфильева Ксения Григорьевна
RU2647256C1
Ракетный двигатель активно-реактивного снаряда 2016
  • Архипов Владимир Афанасьевич
  • Коноваленко Алексей Иванович
  • Перфильева Ксения Григорьевна
  • Жуков Александр Степанович
  • Бондарчук Сергей Сергеевич
RU2620613C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2002
  • Гилик Г.Б.
  • Иванов А.Н.
  • Игнатенко А.В.
  • Трапезников П.И.
  • Борисова В.М.
  • Денежкин Г.А.
  • Семилет В.В.
  • Трегубов В.И.
RU2229617C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Васильев Петр Петрович
  • Животов Николай Павлович
  • Карташов Юрий Иванович
  • Орелиов Григорий Рафаилович
  • Рац Виктор Антонович
  • Фоменко Василий Владимирович
RU2418971C2
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА УПРАВЛЯЕМОГО СНАРЯДА, ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬ ТВЕРДОТОПЛИВНОГО ЗАРЯДА И СОПЛОВОЙ БЛОК РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Дронов Евгений Анатольевич
  • Алешичев Иван Афанасьевич
  • Андреев Владимир Андреевич
  • Бессонов Анатолий Николаевич
  • Глазков Константин Михайлович
  • Омарбеков Борис Рамазанович
RU2351788C1
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2022
  • Лелюшкин Николай Васильевич
  • Гуляев Александр Юрьевич
  • Сорокин Сергей Александрович
  • Литвиненко Александр Владимирович
RU2799263C1
ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2008
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Волков Олег Куприянович
  • Рыбаулин Сергей Николаевич
  • Лопатин Александр Павлович
  • Блинова Евгения Павловна
RU2390646C1
РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЕ ДНИЩЕ МНОГОИМПУЛЬНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ 2018
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Куликов Александр Юрьевич
  • Липаткин Алексей Михайлович
  • Макаревский Дмитрий Игоревич
RU2704058C1
НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД 2014
  • Литвинов Андрей Владимирович
  • Курбатов Андрей Валерьевич
  • Кодолов Владимир Васильевич
  • Черкасов Александр Владимирович
  • Русских Геннадий Иванович
  • Воробьев Артем Константинович
  • Алаторцев Сергей Михайлович
RU2595070C2
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1997
  • Соколовский М.И.
  • Гапаненко В.И.
  • Лянгузов С.В.
  • Огнев С.В.
  • Тодощенко А.И.
RU2134814C1

Реферат патента 2011 года СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к испытаниям ракетных двигателей твердого топлива. Способ испытаний ракетного двигателя твердого топлива включает установку снаряженного двигателя на основание с упором в жесткую стенку, запуск, измерение параметров работы и определение работоспособности корпуса двигателя. После запуска двигателя производят частичное или полное перекрытие критического сечения его сопла, приводящее к разрушению корпуса двигателя. В процессе измерений регистрируют величины давления продуктов сгорания топлива в камере двигателя перед полным или частичным перекрытием критического сечения сопла и давления, при котором произошло разрушение корпуса, по которым определяют коэффициент запаса прочности корпуса двигателя. Устройство для испытания ракетного двигателя содержит основание, жесткую стенку и глухой телескопический ствол. Телескопический ствол установлен на основание соосно ракетному двигателю с возможностью выдвижения подвижной части ствола в сопло ракетного двигателя. На переднем торце подвижной части ствола закреплена заглушка, в его полости со стороны закрытого торца размещен пороховой заряд, а на закрытом торце установлен пиропатрон. Изобретения позволяют повысить точность определения коэффициента запаса прочности ракетного двигателя. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 428 581 C1

1. Способ испытаний ракетного двигателя твердого топлива, включающий установку снаряженного двигателя на основание с упором его лобовой части в жесткую стенку, запуск, измерение параметров работы и определение с их использованием работоспособности корпуса двигателя при механическом и тепловом воздействии продуктов сгорания топлива, отличающийся тем, что в заданный момент времени после запуска двигателя производят частичное или полное перекрытие критического сечения его сопла, приводящее к разрушению корпуса двигателя, при этом в процессе измерений регистрируют величины давления продуктов сгорания топлива в камере двигателя перед полным или частичным перекрытием критического сечения сопла и давления, при котором произошло разрушение корпуса, по которым определяют коэффициент запаса прочности корпуса двигателя.

2. Устройство для испытания ракетного двигателя, содержащее основание, жесткую стенку для упора в нее лобовой части двигателя, отличающееся тем, что дополнительно оснащено глухим телескопическим стволом, устанавливаемым на основание соосно ракетному двигателю с возможностью выдвижения подвижной части ствола в сопло ракетного двигателя, причем на переднем торце подвижной части ствола закреплена заглушка для сопла, в его полости со стороны закрытого торца размещен пороховой заряд, а на закрытом торце установлен пиропатрон.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2428581C1

Конструкция и отработка РДТТ./ Под ред
А.М.Виницкого
- М.: Машиностроение, 1980, с.98-107
Устройство для охлаждения водою паров жидкостей, кипящих выше воды, в применении к разделению смесей жидкостей при перегонке с дефлегматором 1915
  • Круповес М.О.
SU59A1
Стенд для измерения тяги ракетного двигателя 2002
  • Большаков А.Н.
  • Завальнюк А.Г.
RU2225527C2
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА И СТЕНД, РЕАЛИЗУЮЩИЙ ЕГО 1997
  • Завальнюк А.Г.
  • Зотов В.Ф.
  • Колотилин В.И.
RU2133457C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ИМПУЛЬСА СИЛЫ ТЯГИ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ И СТЕНД ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Завальнюк А.Г.
  • Колотилин В.И.
RU2091736C1
СТЕНД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ СИЛЫ ТЯГИ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Завальнюк А.Г.
  • Колотилин В.И.
RU2135976C1

RU 2 428 581 C1

Авторы

Карпов Павел Игоревич

Куликов Сергей Васильевич

Михайлов Иван Анатольевич

Шляпников Георгий Петрович

Даты

2011-09-10Публикация

2010-04-20Подача