САМОЛЕТ С ДВУХПОЗИЦИОННЫМИ ЗАКРЫЛКАМИ Российский патент 2011 года по МПК B64C9/18 

Описание патента на изобретение RU2429989C1

Изобретение относится к самолетостроению, в частности к конструкции закрылков.

Известны многочисленные конструкции самолетов, закрылки которых отклоняются вниз.

Чтобы при таком одностороннем отклонении закрылков обеспечить необходимое предпосадочное торможение самолета, требуется увеличивать угол атаки крыльев, опуская при этом хвостовую часть фюзеляжа.

Недостаток подобной схемы посадки заключается в возможности касания хвостом фюзеляжа взлетно-посадочной полосы. Чтобы избежать возможного касания, разработчики вынуждены резко уменьшать сечение, а следовательно, и полезный объем хвостовой части фюзеляжа.

Задача изобретения - разработать конструкцию внешних секций закрылков, обеспечивающих эффективное торможение самолета в процессе посадки без тангажного отклонения фюзеляжа, а также более эффективное аэродинамическое торможение в процессе пробега.

Требуемый технический результат достигается разработкой конструкции внешних закрылков, которые подобно элеронам в нейтральном положении составляют единый несущий профиль крыла. В отличие от закрылков существующих конструкций двухпозиционные закрылки отклоняются не только вниз, но и вверх, причем ось, относительно которой отклоняются двухпозиционные закрылки, проходит через центр или близко к центру хорды закрылков. Закрылок отклоняется по принципу коромысла.

Аналоги данного изобретения автору не известны.

На фиг. 1 схематично изображен фрагмент крыла самолета с двухпозиционным закрылком предложенной конструкции. Вид сверху.

На фиг.2 показано сечение крыла с закрылком, находящимся в нейтральном положении. Стрелками показаны направления отклонения закрылка.

На фиг.3 показано сечение крыла с закрылком, отклоненным вниз на угол 90°.

Для отклонения и удержания в отклоненном положении аэродинамически уравновешенных закрылков требуется значительно меньше усилий, чем для отклонения закрылков известных конструкций.

В процессе предпосадочного торможения закрылки отклоняются на острый угол атаки, а в процессе пробега отклоняются на угол 90°,что обеспечивает более эффективное аэродинамическое торможение.

Способность двухпозиционных закрылков отклоняться вверх расширит возможность управления самолетом по тангажу и в некоторых случаях позволит избежать вхождения самолета в штопор, например при заклинивании рулей высоты.

Выступающие над верхними панелями крыльев части отклоненных закрылков позволят отказаться от устанавливаемых на крыльях тормозных щитков, что упростит конструкцию крыльев.

Применение двухпозиционных закрылков позволит производить взлет и посадку самолета с меньшим углом атаки, что, в свою очередь, позволит увеличить сечение и полезный объем хвостовой части фюзеляжа.

Более точно предполагаемые достоинства двухпозиционных закрылков могут быть установлены и оценены опытно-конструкторским путем.

Похожие патенты RU2429989C1

название год авторы номер документа
ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ САМОЛЕТ 1993
  • Шариф Мохаммед Аль-Хейли[Ua]
  • Араби Мухамед Юсиф[Ua]
  • Комаров Владимир Александрович[Ua]
RU2070144C1
ЦЕЛЬНОПОВОРОТНОЕ ХВОСТОВОЕ ОПЕРЕНИЕ 2010
  • Житников Эдуард Дмитриевич
RU2411160C1
ТРЕХКРЫЛЫЙ САМОЛЕТ 2006
  • Житников Эдуард Дмитриевич
RU2319642C2
САМОЛЕТ КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 1996
  • Жулев Ю.Г.
  • Зарецкий С.А.
  • Кажан В.Г.
RU2103199C1
САМОЛЕТ КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2020
  • Бабенко Эдуард Борисович
  • Герасимов Олег Викторович
  • Баженов Юрий Дмитриевич
  • Кунин Дмитрий Александрович
  • Калачев Андрей Маркович
RU2752104C1
САМОЛЁТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЁТА И ПОСАДКИ 2021
  • Горшков Александр Александрович
RU2805888C2
САМОЛЕТ С УКОРОЧЕННОЙ ДЛИНОЙ РАЗБЕГА И ПРОБЕГА 1993
  • Шариф Мохаммед Аль-Хейли[Ua]
  • Араби Мухамед Юсиф[Ua]
  • Комаров Владимир Александрович[Ua]
RU2070145C1
МАНЕВРЕННЫЙ САМОЛЕТ И СПОСОБ ЕГО ВЗЛЕТА 1997
  • Мухамедов Фатидин Абдурахманович
RU2115593C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ (МФИ) 2000
  • Мухамедов Ф.А.
RU2166462C1
САМОЛЕТ-МОНОПЛАН С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ КРЫЛОМ 2003
  • Нигматуллин Н.Ф.
RU2249542C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 429 989 C1

Реферат патента 2011 года САМОЛЕТ С ДВУХПОЗИЦИОННЫМИ ЗАКРЫЛКАМИ

Изобретение относится к самолетостроению. Самолет содержит фюзеляж, крылья и закрылки. Закрылки имеют двухпозиционную конструкцию с возможностью отклонения вниз и вверх. Ось отклонения закрылков проходит близко к центру хорды закрылков для аэродинамического уравновешивания отклоненных закрылков. Изобретение направлено на более эффективное аэродинамическое торможение самолета во время пробега. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 429 989 C1

Самолет, содержащий фюзеляж, крылья и закрылки, отличающийся тем, что закрылки имеют двухпозиционную конструкцию с возможностью отклонения как вниз, так и вверх, причем ось отклонения закрылков проходит близко к центру хорды закрылков для аэродинамического уравновешивания отклоненных закрылков.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2429989C1

US 3985317 A, 12.10.1976
US 5895015 А, 20.04.1999
СПОРТИВНО-ПИЛОТАЖНЫЙ САМОЛЕТ 1992
  • Жидовецкий К.М.
RU2005662C1

RU 2 429 989 C1

Авторы

Житников Эдуард Дмитриевич

Даты

2011-09-27Публикация

2010-04-13Подача