ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МАШИНИСТОВ ЛОКОМОТИВА Российский патент 2011 года по МПК G09B9/04 

Описание патента на изобретение RU2430427C1

Изобретение относится к тренажерам для обучения машинистов локомотивов и может быть использовано для обучения вождению одиночных и соединенных поездов.

Известен тренажер для обучения вождению транспортного средства, содержащий рабочее место водителя, средство моделирования движения транспортного средства, компьютерное устройство обработки информации, акустическую систему и средства отображения информации (патент РФ на полезную модель №37428).

Известен многофункциональный программно-аппаратный тренажерный комплекс для обучения персонала железнодорожного транспорта «ТОРИНВЕСТ-ПЕРСОНАЛ», содержащий рабочее место руководителя, оснащенное персональным компьютером, рабочее место машиниста маневрового локомотива, состоящее из пульта маневрового локомотива и оснащенное экранами, имитирующими виды из кабины локомотива, рабочие места участников перевозочного процесса при проведении маневровых работ на станции и следовании с поездом по перегону, а также специализированный компьютер и сервер для координации действий участников (патент РФ на полезную модель №93563).

Известен многотиповой тренажерный комплекс для машинистов и водителей железнодорожного подвижного состава, содержащий рабочее место инструктора, рабочее место обучаемого, представляющее собой кабину машиниста, оснащенные компьютерами с программным обеспечением, в кабине машиниста установлен пульт машиниста с органами управления, контроля и индикации, динамическая платформа, кресло машиниста, система воспроизведения изображения и акустическая система (заявка РФ на полезную модель 2010103309/22, 01.02.2010).

Наиболее близким аналогом предлагаемого изобретения является тренажер машиниста локомотива (см. Железные дороги мира, №09 за 1999 г., Ф.Делооз, «Применение тренажеров на железнодорожном транспорте»). Этот тренажер содержит связанные между собой модуль инструктора, модуль рабочего места машиниста и модули моделей различных систем локомотива, поезда и пути.

В известных тренажерах не обеспечивается возможность обучения машинистов локомотивов соединенных поездов.

Технический результат, на достижение которого направлено создание данного изобретения, заключается в расширении функциональных возможностей известных тренажеров путем обеспечения возможности обучения машинистов вождению не только одиночных, но и соединенных поездов.

Технический результат достигается тем, что тренажер для обучения машинистов локомотивов, содержащий связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами выбора заданий и управления обучением, элементами индикации и контроля действий машиниста, а также элементами для имитации поездной радиосвязи, блок моделирования с модулями моделей различных систем локомотива, поезда и пути, модуль рабочего места машиниста локомотива с органами управления, элементами индикации, а также элементами имитации поездной радиосвязи, снабжен модулем рабочего места машиниста второго локомотива соединенного поезда с элементами индикации, элементами имитации поездной радиосвязи и органами управления, связанными с элементами дистанционного управления системы автоматизированного ведения соединенного поезда, причем блок моделирования дополнительно снабжен модулем модели системы автоматизированного ведения соединенного поезда.

На фиг.1 показан модуль 1 рабочего места инструктора с органами 2 выбора заданий и управления обучением, элементами 3 индикации и контроля действий машинистов, элементами 4 имитации поездной радиосвязи. Модуль 1 рабочего места инструктора реализуется на основе стандартных устройств вычислительной техники, в том числе системного блока, мониторов, клавиатуры, манипулятора мышь, звуковых колонок, микрофона (на фиг.1 не показаны). Модуль 1 рабочего места инструктора связан, например, по вычислительной сети 5 с блоком 6 моделирования, который содержит модули моделей различных стандартных систем локомотива, поезда (одиночного и соединенного) и пути, в том числе модуль 7 моделей тяги, модуль 8 моделей тормозов локомотива и поезда, модуль 9 моделей путевых устройств, модуль 10 модели системы автоматизированного ведения соединенного поезда, модуль 11 визуализации путевой обстановки, модуль 12 имитации звуковых сигналов. Блок 5 моделирования может быть реализован на основе системных блоков компьютеров. В состав модуля 11 визуализации путевой обстановки входят средства для демонстрации путевой обстановки, например видеопроектор с проекцией изображения на экран (на фиг.1 не показаны). Модуль 12 имитации звуковых сигналов обеспечивает воспроизведение звуков и шумов, которые слышат машинисты в кабине подвижного состава, например, с помощью акустических колонок (на фиг.1 не показаны). Кроме того, модуль 1 рабочего места инструктора связан по вычислительной сети 5 с модулями 13 и 14 рабочих мест машинистов соответственно первого и второго локомотивов соединенного поезда, каждое из которых содержит аналоги локомотивных органов управления (соответственно 15, 16), элементов индикации (соответственно 17, 18) и элементов для имитации поездной радиосвязи (соответственно 19, 20). Кроме того, модуль 14 рабочего места машиниста второго локомотива соединенного поезда содержит подключенные к органам управления 16 элементы 21 дистанционного управления системы автоматизированного ведения соединенного поезда.

Функционирование тренажера происходит следующим образом. Перед началом учебной поездки инструктор формирует задание на поездку. Экранная форма задания на поездку приведена на фиг.2 и фиг.3, соответственно для одиночного или соединенного поезда. Выбор задания на поездку определяет выбор в блоке 6 моделирования соответствующих моделей локомотива, поезда и пути.

Во время поездки инструктор на своем рабочем месте с помощью органов 2 выбора заданий и управления обучением управляет процессом обучения на тренажере, в том числе созданием нештатных ситуаций, с помощью элементов 3 индикации и контроля действий машинистов контролирует действия машинистов и состояние тренажера, с помощью элементов 4 имитации поездной радиосвязи ведет переговоры с машинистами.

Машинист локомотива одиночного поезда управляет движением поезда с помощью органов управления 15, наблюдает за состоянием локомотивного оборудования и параметрами движения с помощью элементов 16 индикации, ведет переговоры с помощью элементов 18 имитации поездной радиосвязи, наблюдает путевую обстановку, сформированную модулем 10 визуализации путевой обстановки с помощью видеопроектора на экране. Характерные для реальной поездки звуки и шумы в кабине локомотива имитируются модулем 11 имитации звуковых сигналов, воспроизводясь с помощью звуковых колонок.

В случае поездки соединенного поезда действия машиниста локомотива первого поезда аналогичны действиям по управлению одиночным поездом. При этом информация от органов управления 15 модуля 13 рабочего места машиниста первого локомотива соединенного поезда через вычислительную сеть 5 поступает на модуль 10 модели системы автоматизированного ведения соединенного поезда, в котором вырабатываются сигналы, передаваемые через вычислительную сеть 5 с помощью элементов 21 дистанционного управления системы автоматизированного ведения соединенного поезда на органы управления 16 модуля 14 рабочего места машиниста второго локомотива соединенного поезда. В штатном режиме машинист второго локомотива наблюдает за состоянием локомотивного оборудования и параметрами движения с помощью элементов 18 индикации, а также ведет переговоры с помощью элементов 20 имитации поездной радиосвязи. Управление вторым локомотивом обеспечивается дистанционно. Характерные для реальной поездки звуки и шумы в кабине локомотива имитируются модулем 12 имитации звуковых сигналов, воспроизводясь с помощью звуковых колонок. В случае возникновения нештатной ситуации машинист второго локомотива соединенного поезда в соответствии с требованиями нормативных документов непосредственно воздействует на органы управления 16.

Предлагаемое изобретение внедрено в тренажерном комплексе для обучения вождению тяжеловесных и соединенных поездов, разработанном Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства - филиалом открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Похожие патенты RU2430427C1

название год авторы номер документа
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАШИНИСТОВ ЛОКОМОТИВОВ И ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА 2015
  • Базюк Александр Михайлович
  • Висков Владимир Владимирович
  • Гурьянов Александр Владимирович
  • Шухин Александр Евгеньевич
RU2596042C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР МАШИНИСТА МАНЕВРОВОГО ТЕПЛОВОЗА 2020
  • Попов Юрий Иванович
  • Куренков Алексей Семенович
  • Ройзнер Александр Григорьевич
  • Зеликман Борис Львович
  • Суслов Константин Александрович
  • Рычагов Дмитрий Владимирович
  • Шихер Ян Герцович
  • Певзнер Михаил Афанасьевич
  • Васин Евгений Александрович
RU2807792C2
ИНТЕРАКТИВНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИЯМ ОПЕРАТОРОВ СОРТИРОВОЧНОЙ ГОРКИ 2021
RU2748768C1
Тренажёр (класс) технического обучения работников железнодорожного транспорта (интерактивный) ТККП-24 2017
  • Нагурный Александр Николаевич
RU2637061C1
Система для обучения персонала самоходного снегоуборочного специального рельсового подвижного состава 2023
  • Попов Юрий Иванович
  • Ройзнер Александр Григорьевич
  • Зеликман Борис Львович
  • Тумасьева Галина Кивовна
  • Васин Евгений Александрович
  • Егжанова Светлана Евгеньевна
  • Рычагов Дмитрий Владимирович
  • Дмитриев Сергей Андреевич
  • Певзнер Михаил Афанасьевич
  • Суслов Константин Александрович
  • Климанов Александр Александрович
RU2805578C1
Система обучения персонала специального самоходного рельсового подвижного состава 2023
  • Попов Юрий Иванович
  • Ройзнер Александр Григорьевич
  • Зеликман Борис Львович
  • Тумасьева Галина Кивовна
  • Васин Евгений Александрович
  • Егжанова Светлана Евгеньевна
  • Рычагов Дмитрий Владимирович
  • Дмитриев Сергей Андреевич
  • Певзнер Михаил Афанасьевич
  • Суслов Константин Александрович
  • Климанов Александр Александрович
RU2801838C1
Рабочее место-тренажер машиниста-оператора беспилотного подвижного состава 2022
  • Попов Юрий Иванович
  • Костиков Александр Николаевич
  • Зеликман Борис Львович
  • Ройзнер Александр Григорьевич
  • Певзнер Михаил Афанасьевич
  • Шихер Ян Герцович
  • Климанов Александр Александрович
  • Рычагов Дмитрий Владимирович
  • Васин Евгений Александрович
  • Суслов Константин Александрович
  • Дмитриев Сергей Андреевич
  • Сорокин Андрей Викторович
RU2780698C1
Система для обучения персонала специального самоходного подвижного состава 2021
  • Попов Юрий Иванович
  • Куренков Алексей Семенович
  • Певзнер Михаил Афанасьевич
  • Зеликман Борис Львович
  • Суслов Константин Александрович
  • Рычагов Дмитрий Владимирович
  • Климанов Александр Александрович
RU2771893C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ (СКТД) 2005
  • Шаров Виктор Александрович
  • Шабалин Николай Григорьевич
  • Лакин Игорь Капитонович
  • Зайцев Андрей Викторович
  • Захаров Роман Георгиевич
  • Невоструев Николай Виссарионович
  • Прибылов Сергей Михайлович
  • Шмаков Александр Викторович
RU2307041C1
СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ СЛЕДУЮЩИМИ ДРУГ ЗА ДРУГОМ ПОЕЗДАМИ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВОЙ РАДИОСВЯЗИ 2015
  • Васильев Олег Константинович
  • Вериго Александр Михайлович
  • Дуренков Александр Владимирович
  • Лапунов Сергей Игоревич
  • Слюняев Александр Николаевич
  • Филиппов Сергей Викторович
RU2578646C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 430 427 C1

Реферат патента 2011 года ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МАШИНИСТОВ ЛОКОМОТИВА

Изобретение относится к тренажерам для обучения машинистов локомотивов и может быть использовано для обучения вождению одиночных и соединенных поездов. Технический результат, на достижение которого направлено создание данного изобретения, заключается в расширении функциональных возможностей известных тренажеров путем обеспечения возможности обучения машинистов вождению не только одиночных, но и соединенных поездов. Технический результат достигается тем, что тренажер для обучения машинистов локомотивов, содержащий связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами выбора заданий и управления обучением, элементами индикации и контроля действий машиниста, а также элементами для имитации поездной радиосвязи, блок моделирования с модулями моделей различных систем локомотива, поезда и пути, модуль рабочего места машиниста локомотива с органами управления, элементами индикации, а также элементами имитации поездной радиосвязи, снабжен модулем рабочего места машиниста второго локомотива соединенного поезда с элементами индикации, элементами имитации поездной радиосвязи и органами управления, связанными с элементами дистанционного управления системы автоматизированного ведения соединенного поезда, причем блок моделирования дополнительно снабжен модулем модели системы автоматизированного ведения соединенного поезда. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 430 427 C1

Тренажер для обучения машинистов локомотивов, содержащий связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами выбора заданий и управления обучением, элементами индикации и контроля действий машиниста, элементами имитации поездной радиосвязи, блок моделирования с модулями моделей различных систем локомотива, поезда и пути, модуль рабочего машиниста локомотива одиночного поезда с органами управления, элементами индикации и элементами имитации поездной радиосвязи, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен модулем рабочего места машиниста второго локомотива соединенного поезда, связанный с модулем рабочего места инструктора, блоком моделирования и модулем рабочего места машиниста одиночного локомотива, причем модуль рабочего места машиниста второго локомотива соединенного поезда содержит элементы индикации, элементы имитации поездной радиосвязи и органы управления, которые связаны с элементами дистанционного управления системы автоматизированного ведения соединенного поезда, а блок моделирования дополнительно снабжен модулем модели системы автоматизированного ведения соединенного поезда.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2430427C1

МНОГОТИПОВОЙ ТРЕНАЖЕРНЫЙ КОМПЛЕКС 2009
  • Попов Валерий Евгеньевич
  • Брылин Алексей Юрьевич
RU2395405C1
Электрический музыкальный инструмент 1951
  • Симонов И.Д.
SU94744A1
ПЯЛЬЦЫ ДЛЯ СТЕЖКИ ВАТНЫХ ОДЕЯЛ 1934
  • Каргин А.К.
SU40493A1
US 20020089506 A1, 11.07.2002.

RU 2 430 427 C1

Авторы

Воротилкин Алексей Валерьевич

Попов Юрий Иванович

Донской Александр Львович

Власов Владимир Васильевич

Зеликман Борис Львович

Зеликман Лев Израилевич

Певзнер Михаил Афанасьевич

Ройзнер Александр Григорьевич

Шихер Ян Герцович

Ярковский Федор Викторович

Даты

2011-09-27Публикация

2010-09-29Подача