СИСТЕМА ДОЗИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОДАЧИ МОТОРНОГО ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2011 года по МПК F02M21/02 F02M51/00 

Описание патента на изобретение RU2432486C2

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в устройствах для подачи и дозирования газового или жидкого топлива в двигателях внутреннего сгорания (ДВС), в производстве двигателей с принудительным воспламенением.

Из уровня техники известно устройство для распределения газа в ДВС (Патент на изобретение РФ №2184855, МПК F01L 7/02, 10.07.02 г.), содержащее золотниковый механизм с цилиндрическим вращающимся золотником и привод золотника с помощью привода от коленчатого вала двигателя

Недостатком устройства является невозможность использования данной конструкции для подачи и дозирования топлива в ДВС.

Известно также устройство, содержащее корпус с золотником для регулирования подачи топлива в карбюратор ДВС (Патент на изобретение Франции №1402805, F02M 21/04, опубл. 13.08.75 г.). Управление золотником в соответствии с режимом работы двигателя осуществляется посредством механического привода, связанного с дроссельной заслонкой, а управление соответственно дроссельной заслонкой осуществляется педалью акселератора.

Недостатками этого устройства являются ограниченность применения этого устройства только в карбюраторных двигателях, инерционность и невозможность электронного управления с помощью микроконтроллера. Конструкция золотника не обеспечивает большого диапазона регулирования топливоподачи для достижения большей точности дозирования.

Наиболее близким, по технической сущности к предлагаемому изобретению, является устройство для дозирования цилиндрового газа газового двигателя внутреннего сгорания (Патент на изобретение РФ №2133868, F02M 21/02, опубл. 29.07.99 г.), содержащее размещенные в коллекторе индивидуальные для каждого цилиндра дозаторы, состоящие из прикрепленных к цилиндрам двигателя корпусов и установленных в корпусах золотников.

Устройство, предлагаемое в качестве прототипа, также не обеспечивает необходимой точности дозирования, что не позволяет улучшить пусковую и расходную характеристики транспортного средства и тем самым снизить выделение вредных выбросов в атмосферу, и создать более экономичный двигатель.

Кроме того, данное устройство не позволяет применить цикловое дозирование топлива, которое используется в современных ДВС, управляемых микроконтроллерами. Также существенным недостатком является то, что золотники в этом устройстве выполнены в виде секторов, что не позволяет получить большой диапазон дозирования топлива, повысить тем самым точность дозирования и оптимально адаптировать ДВС к различным режимам работы, особенно на переходных режимах и на режиме холостого хода.

Кроме того, в устройствах отсутствуют элементы для организации цепей обратной связи, которая могла бы информировать о величине дозирования топлива каждым дозатором в реальном масштабе времени для контроля и своевременной коррекции величины дозирования каждым дозатором, входящим в систему топливоподачи.

Задачей данного изобретения является повышение точности дозирования топлива, улучшение пусковой и расходной характеристик транспортного средства и тем самым снижение вредных выбросов в атмосферу, и создание более экономичного двигателя.

Сущность изобретения состоит в том, что система содержит коллектор, в котором размещены индивидуальные для каждого цилиндра двигателя дозаторы, состоящие из корпусов, в которых установлены золотники, приводимые в движение посредством рычажного механизма и прикрепленные к цилиндрам ДВС.

Отличие предложенного изобретения состоит в том, что дозаторы системы дозирования выполнены в виде съемных модулей, каждый из которых снабжен шаговым двигателем и его драйвером, которые установлены на корпусе дозатора, причем золотник дозатора выполнен в виде цилиндра, на наружной поверхности которого, а также на внутренней стенке корпуса дозатора выточены канавки, расширяющиеся от стенки корпуса, к которому прикреплен шаговый двигатель, как по своей ширине, так и глубине, причем при пересечении канавок золотника и канавок корпуса дозатора создается проходное регулируемое сечение, при этом входной патрубок установлен на боковой поверхности корпуса дозатора, а выходной патрубок размещен по центру поверхности дозатора, прилегающей к цилиндрам ДВС, кроме того, на входном патрубке дозатора установлен датчик расхода топлива.

Кроме того, отличие состоит в том, что канавка на наружной поверхности золотника выполнена в виде спирального расширяющегося канала.

Кроме того, отличие состоит в том, что канавка на внутренней поверхности корпуса дозатора выполнена в виде прямого или спирального расширяющегося канала.

Кроме того, отличие состоит в том, что датчик расхода топлива, установленный на входном патрубке дозатора, и шаговый двигатель посредством драйвера соединены электрической связью с микроконтроллером.

Технический результат заключается в значительном увеличении диапазона регулирования топливоподачи, повышении точности дозирования топлива и более адаптированной топливоподаче к необходимому закону дозирования топлива в соответствии с режимами работы ДВС.

Кроме того, технический результат обеспечивается за счет особого профиля и длины канавок на наружной поверхности золотников и соответственно внутренней поверхности корпусов дозатора и привода золотников шаговыми двигателями, управляемыми микроконтроллером.

Предложенное техническое решение поясняется чертежами, на которых изображено:

на фиг.1 - структурная схема системы дозирования;

на фиг.2 - модуль дозатора (в виде трехмерной модели);

на фиг.2а - золотник дозатора со спиральной канавкой (в виде трехмерной модели);

на фиг.2б - канавка внутренней поверхности корпуса дозатора (в виде трехмерной модели);

на фиг.3 - конструкция золотника;

на фиг.3а проходное сечение ABCD канавок золотника и дозатора;

на фиг.4 - диаграмма работы дозатора.

Предложенная система дозирования состоит из съемного модуля дозатора 1, микроконтроллера 2; модуль дозатора 1 включает корпус дозатора 3, шаговый двигатель 4 (с драйвером), золотник 5, на наружной поверхности которого размещена канавка 6, а на внутренней поверхности корпуса 3 размещена канавка 7, при пересечении которых создается проходное сечение (ABCD) 8, кроме того, на корпусе дозатора 1 установлен входной патрубок 9 с датчиком расхода топлива 10, а также имеется выходной патрубок 11.

Модуль дозатора 1 укреплен на головке цилиндра ДВС. Золотник 5 установлен на валу шагового двигателя 4 (с драйвером). Шаговый двигатель 4 соединен электрической связью с драйвером, чтобы обеспечивать однократные или циклические повороты золотника 5 на необходимый угол.

Предлагаемая система работает следующим образом.

В исходном состоянии топливо под некоторым давлением поступает через входной патрубок 9 мимо датчика расхода топлива 10 в полость, образованную канавкой 7 на внутренней поверхности корпуса 3 дозатора 1 и гладкой цилиндрической поверхностью золотника 5. В этом случае модуль дозатора 1 заперт и топливо дальше в соответствующий цилиндр не поступает.

В соответствии с режимом работы ДВС микроконтроллер 2 рассчитывает необходимое количество шагов для поворота вала шагового двигателя 4, направление поворота, скорость поворота и время отключения (фиг.1). Рассчитанные параметры в виде электрических сигналов подаются от микроконтроллера 2 по электрической цепи на драйвер шагового двигателя 4. Шаговый двигатель 4 посредством своего вала поворачивает золотник 5 на определенный угол относительно корпуса 3 дозатора 1 (фиг.2 и 3). В результате, в определенном месте происходит пересечение канавки 6 золотника 5 и канавки 7 на внутренней поверхности корпуса дозатора 3 (фиг.2а, 2б, 3).

Количество топлива, проходящего через дозатор 1 в этот момент, будет определяться проходным сечением дозатора 1 в месте пересечения сторон канавок 6, 7 и временем прохождения топлива через это сечение (фиг.3а).

Для образования максимального проходного сечения при любой конкретной конфигурации канавок 6 и 7 золотника 5 и корпуса дозатора 3 шаговый двигатель 4 произведет максимальное количество шагов, определенное для этой конфигурации.

Для минимального проходного сечения дозатора 1 (например, при холостом ходе) шаговый двигатель 4 произведет определенное минимальное количество шагов. Соответственно золотник 5 в первом случае повернется относительно корпуса дозатора 3 на максимальный угол, а во втором случае повернется на минимальный угол для холостого хода.

Для промежуточных значений проходного сечения ABCD золотник 5, посредством шагового двигателя 4, будет поворачиваться на определенные углы между максимальным и минимальным углами в соответствии с расходной характеристикой транспортного средства (фиг.4).

Для цикловой подачи топлива золотник 5 будет совершать реверсивные повороты: от угла закрытого дозатора до угла открытого дозатора, определенного для текущего количества топливоподачи в данный момент времени в соответствии с тактами работы ДВС, и обратно.

Для непрерывной подачи топлива золотник 5 будет поворачиваться на необходимые углы в соответствии с регулированием скорости и нагрузки ДВС. Датчик расхода топлива 10, установленный на входном патрубке 9 дозатора 1, выдает электрический сигнал о текущем расходе топлива, проходящего через дозатор 1, этот сигнал затем поступает в запоминающее устройство микроконтроллера 2 для необходимой коррекции дозирования и диагностики дозатора.

Таким образом, использование предложенной системы дозирования подачи моторного топлива в ДВС позволяет повысить точность дозирования, улучшить пусковые и расходные характеристики ТС и улучшить его экологические параметры.

Похожие патенты RU2432486C2

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ СЖИЖЕННЫМ ГАЗОВЫМ ТОПЛИВОМ 2011
  • Ревонченков Анатолий Матвеевич
  • Ревонченков Александр Анатольевич
  • Ерохов Виктор Иванович
  • Николаева Светлана Федоровна
RU2451819C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИЗМЕНЯЕМОЙ ТАКТНОСТИ 1994
  • Бородастов Николай Иванович
RU2090767C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОЗИРОВАНИЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЯ ТОПЛИВНО-ВОДНОЙ ЭМУЛЬСИИ, ПОДАВАЕМОЙ В КАРБЮРАТОРНЫЕ ДВС 2005
  • Воробьев Юрий Валентинович
  • Тетерюков Вячеслав Борисович
RU2306447C2
ЛАЗЕРНО-ИСКРОВАЯ СВЕЧА ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Ревонченков Анатолий Матвеевич
  • Ерохов Виктор Иванович
  • Ревонченков Александр Анатольевич
RU2362042C1
Карбюратор для двигателя внутреннего сгорания 1982
  • Собко Владимир Гаврилович
SU1043336A1
УСТРОЙСТВО ТОПЛИВОПОДАЧИ 2005
  • Пинский Феликс Ильич
  • Корнилов Геннадий Сергеевич
  • Мазинг Михаил Владимирович
  • Олисевич Олег Вячеславович
  • Тарасов Алексей Викторович
RU2330986C2
СИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ГАЗОДИЗЕЛЯ 2014
  • Гаваза Александр Николаевич
  • Каткова Лилия Евгеньевна
  • Сажин Антон Юрьевич
  • Шарыгин Лев Николаевич
RU2578770C1
ПЕРЕПУСКНОЙ КЛАПАН СИСТЕМЫ ВПРЫСКИВАНИЯ ТОПЛИВА 2011
  • Лукарелли Франческо
  • Бесанкон Сильвен
  • Ламм Марко
RU2604980C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТОПЛИВОМ 2009
  • Бёккинг Фридрих
RU2501968C2
МНОГОЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Фесина М.И.
  • Соколов А.В.
RU2177555C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 432 486 C2

Реферат патента 2011 года СИСТЕМА ДОЗИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОДАЧИ МОТОРНОГО ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в устройствах для подачи и дозирования топлива в двигателях внутреннего сгорания, в производстве двигателей с принудительным воспламенением. Сущность изобретения: устройство содержит индивидуальные для каждого цилиндра двигателя дозаторы, выполненные в виде съемных модулей, прикрепленных к впускным элементам двигателя. Модуль дозатора состоит из корпуса, в котором установлены золотник, шаговый двигатель и драйвер шагового двигателя. Золотник выполнен в виде цилиндра, на поверхности которого сформирована канавка определенной конфигурации, расширяющаяся по своей длине в стороны или в глубину. На внутренней поверхности корпуса золотника также сформирована расширяющаяся в стороны или в глубину канавка. Проходное сечение дозатора определяется площадью пересечения канавок золотника и его корпуса. Изменение этого сечения происходит во время поворота золотника относительно корпуса золотника с помощью шагового двигателя по командам микроконтроллера. Технический результат заключается в значительном увеличении диапазона регулирования топливоподачи, повышении точности дозирования топлива и более глубоком адаптировании топливоподачи к необходимому закону дозирования топлива в соответствии с режимами работы ДВС. Технический результат обеспечивается за сет особого профиля и длины канавки на поверхности золотника и соответственно внутренней поверхности корпуса золотника и привода золотника шаговым двигателем, управляемым через драйвер шагового двигателя микроконтроллером. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 432 486 C2

1. Система дозирования для подачи моторного топлива в ДВС, содержащая коллектор, в котором размещены индивидуальные для каждого цилиндра двигателя дозаторы, состоящие из корпусов, в которых установлены золотники, приводимые в движение посредством рычажного механизма и прикрепленные к цилиндрам ДВС, отличающаяся тем, что дозаторы системы дозирования выполнены в виде съемных модулей, каждый из которых снабжен шаговым двигателем и его драйвером, которые установлены на корпусе дозатора, причем золотник дозатора выполнен в виде цилиндра, на наружной поверхности которого, а также на внутренней стенке корпуса дозатора выточены канавки, расширяющиеся от стенки корпуса дозатора, к которому прикреплен шаговый двигатель, как по своей ширине, так и глубине, причем при пересечении канавок золотника и канавок корпуса дозатора создается проходное регулируемое сечение, при этом входной патрубок размещен на боковой поверхности корпуса дозатора, а выходной патрубок размещен по центру поверхности дозатора, прилегающей к цилиндрам ДВС, кроме того, на входном патрубке дозатора установлен датчик расхода топлива.

2. Система дозирования по п.1, отличающаяся тем, что канавка на наружной поверхности золотника выполнена в виде спирального расширяющегося канала.

3. Система дозирования по п.1, отличающаяся тем, что канавка на внутренней поверхности корпуса дозатора выполнена в виде прямого или спирального расширяющегося канала.

4. Система дозирования по п.1, отличающаяся тем, что датчик расхода топлива, установленный на входном патрубке дозатора, и шаговый двигатель посредством драйвера соединены электрической связью с микроконтроллером.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2432486C2

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОЗИРОВАНИЯ ЦИЛИНДРОВОГО ГАЗА ГАЗОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Бондаренко Б.Г.
  • Клюев С.А.
RU2133868C1
КЛАПАННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ГАЗООБРАЗНОГО ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2007
  • Орлов Владимир Юрьевич
  • Архипов Андрей Владимирович
RU2362900C2
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Рудой Б.П.
  • Еникеев Р.Д.
  • Зинов Д.В.
RU2253025C2
ВИНТОВОЙ ПРЕСС 1991
  • Никифоров В.А.
  • Корнилов В.В.
RU2011537C1
ДРОБИЛКА ПРОРОЩЕННОГО ВЫСУШЕННОГО ЗЕРНА 2012
  • Булавин Станислав Антонович
  • Саенко Юрий Васильевич
  • Саенко Василий Николаевич
  • Носуленко Анатолий Юрьевич
  • Немыкин Вадим Андреевич
  • Федорчук Елена Григорьевна
RU2493918C1
DE 3347112 A1, 12.07.1984.

RU 2 432 486 C2

Авторы

Ревонченков Анатолий Матвеевич

Ревонченков Александр Анатольевич

Ерохов Виктор Иванович

Мурачев Евгений Григорьевич

Николаева Светлана Федоровна

Даты

2011-10-27Публикация

2009-12-09Подача